Культивирование Гермеса
Мы призываем к себе Гермеса всякий раз, когда отправляемся исследовать новые территории. Для этого нам необходима любознательность и открытость – качества, требующиеся как при чтении книги, так и при поездке в чужую страну. Этот архетип способствует возникновению атмосферы спонтанности между человеком и всем, что встречается ему на пути, – включая страны, материалы, людей. Гермес обращает наше внимание на моменты открытий и синхроний – тех значимых "совпадений" и "случайных" происшествий, которые загадочным образом увлекают нас в совершенно неожиданные места, где нам как раз и следовало оказаться. Люди, в чьей психике недостаточно архетипа Гермеса, всегда следуют намеченному маршруту и графику и заранее знают, что и когда встретится им на пути. Поэтому, когда мы уезжаем в отпуск или даже просто идем на прогулку без определенной цели, настроившись на приключения, не зная, что нас ждет, позволяя каждой минуте формироваться без нашего контроля, – мы тем самым приглашаем себе в спутники Гермеса, делая его частью себя.
И еще мы вступаем в связь с Гермесом – вестником и распространителем информации, – когда позволяем своей речи "лететь на крыльях воображения". Гермес не планирует свои слова заранее, его красноречие непринужденно, его слова находятся в гармонии с текущим моментом, что дает как оратору, так и слушателям ощущение глубины и свободного парения, перенося их между различными уровнями смысла. Если оратор верит в покровительство крылатого Гермеса, он может не писать подробный, тщательно проработанный доклад, но говорить спонтанно – имея в голове лишь общие очертания предполагаемого выступления. "Летя на крыльях воображения", мы приобщаемся к изобретательности Гермеса, позволяем материалу течь свободно и непринужденно, – это совсем не то, что помещать его в тщательно просчитанное прямое и гладкое Аполлоново русло. Мы говорим о том, что знаем, и о собственном опыте. На первых порах для этого требуется отвага, но, когда человек обретает некоторый опыт спонтанных выступлений, его доверие к Гермесу возрастает.
Гермес как мужчина
У мужчины-Гермеса очень острый ум. Он мгновенно схватывает значение идеи или ситуации и быстро действует, руководствуясь интуицией. Физически этот мужчина нередко тоже "всегда в движении" – он быстро и изящно движется от человека к человеку, от места к месту, от идеи к идее. Привязать его к одному месту так же сложно, как удержать в руке ртуть.
Ранние годы
Бог Гермес выделялся среди всех богов необыкновенно ранним развитием. В первый же день после появления на свет он проявил завидную активность, изобретательность и хитрость. Такие же черты характерны для ребенка-Гермеса: нередко он рано начинает ходить, говорить и интересоваться всем на свете. Он исследует, трогает, разбирает все, что попадается под руку, и открывает любые незапертые двери. Если поймать этого ребенка "на горячем", он, скорее всего, станет изображать святую невинность и источать обаяние. Любознательный и дружелюбный, он испытывает искренний интерес ко всему и всем на свете, а поэтому отлично ладит с людьми любого типа и возраста. Такому любопытному ребенку мир исключительно интересен.
До школы и в первых классах маленькому Гермесу обучение обычно дается легко. Он на лету схватывает материал и вполне комфортно чувствует себя в школе, – единственная неприятность состоит в том, что его заставляют сидеть тихо и вообще соблюдать учебную дисциплину.
Некоторые его потенциальные проблемы начинают проявляться еще в детстве – на первых порах достаточно невинно. Он выдумывает различные истории и оправдания своим поступкам. Ложь понемногу входит в привычку, и он практикует ее даже в тех случаях, где правда была бы вполне приемлема. Для него нет такого понятия, как "чужое имущество", он "нечист на руку" и берет все, что ему приглянется. С таких невинных детских шалостей может начаться карьера карманного вора. Поскольку в действиях этого ребенка, как правило, нет злого умысла, взрослые нередко не принимают всерьез его выходки и посмеиваются над выдуманными оправданиями – а это может негативно сказаться на характере мальчика. И наоборот, есть опасность, что его станут судить слишком строго и с самого детства навесят ярлык "плохого мальчишки".
Родители
От того, как родители Гермеса воспринимают его на ходу придуманные истории и необъяснимые приобретения, зависит очень многое. Его необходимо ловить на лжи и неблаговидных поступках, объясняя разницу между правдой и выдумками (ибо он очень легко переходит из реального мира в вымышленный, даже не замечая границы между ними). Нехорошо, если ему сходит с рук поведение, которое рано или поздно может навлечь большие проблемы. Среди прочего его необходимо научить уважать чужую собственность и личную жизнь.
Если мальчик-Гермес живет с матерью-одиночкой, миф о Гермесе и его матери Майе может разыграться и в реальной жизни. Умный мальчишка из малообеспеченной семьи довольно рано сообразит, что, если он хочет, чтобы у него с мамой что-то было, позаботиться об этом должен именно он.
В "Гимне Гермесу" Гомера приводится беседа между Гермесом и его матерью, где малолетний бог совершенно недвусмысленно заявляет, что не будет мириться с незавидным положением их семьи, а также не позволит матери указывать ему, что он должен делать. В этом диалоге очень точно схвачена суть взаимоотношений между матерью и ее умным честолюбивым сыном, который не намерен вслед за ней руководствоваться общепринятыми правилами и желает повысить уровень жизни семьи. Поздно вечером после похищения коров Аполлона Гермес на цыпочках прокрался в пещеру Майи и тихо улегся в колыбельку, изображая невинного младенца:
Но бог не сумел
обмануть свою мать,
богиню, сказавшую так:
"Что ты задумал, хитрец?
Где был ты и почему
вернулся в столь поздний час,
с лукавым и дерзким лицом?.."
Гермес, не смутившись, ответил:
"Зачем ты со мной говоришь так,
словно я, малыш,
правила знать могу
и их преступить боюсь?
Иль думаешь, я боюсь
Материнских упреков?
Заботиться должен я –
проявляя немалую прыть, –
матушка, о тебе,
и о себе, конечно.
Не вечно же нам прозябать...
Ведь только у нас двоих
из всех бессмертных богов
нет никаких даров, и никто не молится нам!"3
Сын-Гермес может взять на себя заботу о том, чтобы улучшить жизнь матери (и собственную). Гермес верит в себя и в свою способность достичь того, к чему он стремится, – нередко идя непроторенными тропами.
Поскольку Гермес не хочет ни к чему привязываться, нередко у него нет своего дома. Поэтому его дом – это дом его матери. Наиболее приемлема для него ситуация, когда он может свободно приходить и уходить. Интровертная, лишенная собственнических чувств, самодостаточная домохозяйка Майя (женщина, архетипически близкая к богине домашнего очага Гестии) – наиболее подходящая мать для Гермеса. Матери-собственнице, матери-защитнице такой сын доставит немало огорчений. Любые попытки привязать его к себе – в особенности, при помощи чувства вины, – как правило, безуспешны. Однако мужчина-Гермес обычно бывает по-своему преданным сыном, и мать может навсегда остаться для него самой важной женщиной в жизни, – не только тогда, когда он холост, но даже и в случае, если он женится.
Бог-Гермес начинал как маленький воришка, но в конце концов стал всеми почитаемым богом – в чем ему немало помогли родители. Как Майя, так и Зевс в его случае проявили позитивное материнское и отцовское отношение к сыну.
Зевс относился к Гермесу с любовью и не судил его строго, – даже тогда, когда малыш пытался обмануть его, изображая невинность после похищения коров Аполлона. Выслушав клятвы Гермеса в своей невиновности, Зевс просто приказал: "Перестань изворачиваться и немедленно укажи, где ты спрятал огромное стадо коров". Не говоря больше ни слова, Гермес подчинился.
Твердый, не допускающий никаких глупостей подход Зевса – это именно то, что нужно сыну-Гермесу. Например, если папа вынуждает мальчика-Гермеса, укравшего что-нибудь в магазине, извиниться перед менеджером и возместить ущерб, значит, парню повезло с отцом. (Такую отцовскую строгость Зевса, как и материнское отсутствие собственнических чувств Майи, может проявить родитель любого пола, поскольку как мужчины, так и женщины способны проявлять и "материнские", и "отцовские" качества.)
Иногда родители мальчика-Гермеса, сами того не осознавая, могут потакать антиобщественным склонностям сына, проявляя двойственную реакцию на его проделки, и в результате он становится малолетним преступником. Именно так повел себя Зевс, услышав ложь Гермеса об украденных коровах,
Зевс хохотал громогласно,
любуясь хитрым младенцем,
который так ловко и гладко
твердил как ни в чем не бывало,
мол, он ничего не знает
ни о каких коровах4.
Смех Зевса послужил проказнику одобрением. По реакции Зевса Гермес мог прийти к выводу, что его беззастенчивая ложь и клятвопреступление радуют отца. Лишь позже Зевс проявил должную твердость.
Когда родители проявляют "двойственную реакцию" на поведение сына, ребенок отчетливо чувствует скрытую реакцию, значительно отличающуюся от явной реакции. Детский психоаналитик Аделаида М. Джонсон, посвятившая отдельное исследование родителям малолетних преступников, обнаруживала, что очень часто они реагируют на поведение своего ребенка именно так5. Вслух родители строго заявляют, что такое поведение неприемлемо, и наказывают ребенка (явная реакция), но лукавая улыбка или даже открытое восхищение какими-то деталями проделки сообщают сыну (или дочери), что родители довольны. Таким образом, "непослушный" ребенок, на самом деле, послушно претворяет в жизнь подавленные мечты родителей о рискованных предприятиях, половой свободе или антиобщественном поведении, – сам родитель на все это решиться не может, но втайне приветствует и "переживает" соответствующий опыт вместе с ребенком.
Юность и молодость
Поговорка "как согнешь прутик, так согнется и ветка", несомненно, применима к росту и развитию мальчика-Гермеса. В юности и молодости мужчина-Гермес ставит под вопрос общепризнанные законы успеха. Этот человек намерен получить от жизни то, что он хочет, но нередко его совсем не интересует, каким путем люди обычно достигают целей, которые он перед собой ставит. Более того, путь Гермеса, вероятно, окажется извилистым уже в силу разнообразия его интересов.
Он "испытывает границы", что вполне уместно для молодого человека, чья личность сформирована под влиянием образа Гермеса – бога границ, с легкостью их пересекавшего. Эти границы может представлять способ, каким "принято делать" что-то, или время, когда родители велят ему возвращаться домой, или защитный код компьютерной программы.
Он может бросить школу или институт, чтобы посвятить себя какому-либо инновационному бизнесу, внедрению в жизнь изобретения, продюссированию рок-группы или участию в ней, профессиональному спорту... Мужчина-Гермес не склонен работать ради оценок или одобрения окружающих (для этого ему нужны качества Зевса или Аполлона). Если он добивается успехов, то потому, что сама работа вызывает его живой интерес и пробуждает изобретательность. Решаемые им задачи редко бывают чисто интеллектуальными или эстетическими, – как правило, они сулят также коммерческую выгоду. Карьера инженера-недоучки Стива Возника, изобретателя компьютера Apple, дает основания предположить присутствие Гермеса в его психике. Когда его молодая инновационная фирма достаточно выросла и в ее руководство пришли менеджеры с корпоративным складом ума, Возник направил свою изобретательность и заработанные деньги в новое русло и разработал универсальный пульт дистанционного управления под названием Core. Талант, везение и способность проявлять предприимчивость в новых сферах – типичные черты преуспевающего Гермеса.
В другом мужчине-Гермесе в юности и молодости может воплотиться образ бродяги, часто меняющего место жительства и работу. Если ничто не вызовет у него устойчивого интереса, а его таланты и способности не перерастут в мастерство, такой мужчина может стать вечным скитальцем, всегда выполняющим неквалифицированную работу.
Или же мужчина-Гермес в этом возрасте может воплотить образ Лжеца и Вора, вступив на преступный путь – чаще всего в качестве какого-нибудь "интеллектуального вдохновителя" в криминальной группировке или мошенника-одиночки.
В противоположность тем Гермесам, которые проявляют в молодости коммерческие или криминальные склонности, есть среди носителей этого архетипа и те, кто глубоко погружается в духовные, философские или психологические изыскания. Именно этим путем пошел Ричард Алперт, молодой профессор психологии из Гарварда, отказавшийся от многообещающей карьеры и отправившийся в Индию на поиски гуру. Ныне он широко известен как духовный учитель по имени Рам Дасс*. Это пример того, как мужчина-Гермес воплотил в своей жизни образ Проводника Душ.
* Последняя книга Рам Дасса, изданная "Софией" осенью 2005 года, – "ПУТИ К БОГУ. Жизнь по Бхагавадгите". – Прим. ред.
Работа
Гермес – вестник богов; проводник душ в подземное царство; покровитель путешественников; бог ораторов, воров, предпринимателей и спортсменов; изобретатель чисел, алфавита и двух музыкальных инструментов (лиры и свирели). В выборе работы и в отношении к ней мужчина-Гермес проявляет свое подобие этому богу: он едва ли станет крупным специалистом в узкой области или счастливым винтиком в механизме большой корпорации. Для такой яркой индивидуальности с широкими интересами, как Гермес, и то, и другое маловероятно. Он не любит делать что-либо "по схеме". Его живой ум быстро находит альтернативные пути и решения. В любой сфере деятельности он проявляет изобретательность, склонность к обобщениям и предприимчивость. Он авантюрист в самом нейтральном значении этого слова: мужчина, способный сразу же понять, какую пользу может принести ему человек или идея, и всегда готовый ухватиться за представившуюся возможность. Это качество в сочетании с талантом к общению делает его хорошим торговцем и дипломатом. Прирожденный новатор, он соединяет идеи из разных областей. Осуществляя свои желания, этот человек нередко расширяет границы возможного.
Гордон Саммер, известный под псевдонимом Стинг, – это современный Гермес, успешно проявивший себя в нескольких сферах деятельности: школьный учитель, рок-звезда, композитор и солист группы Police. Его альбомы продавались миллионными тиражами (название альбома "Синхрония" Стинг почерпнул из работ К.Г.Юнга, а название альбома "Призрак машины" – из работ философа Артура Кестлера). Утвердившись в качестве рок-звезды, он затем стал киноактером и после работы с группой перешел к сольному творчеству (сольный альбом "Сон синих черепах").
Один журналист писал о Стинге: "Он всегда спешит. Путешествует налегке и останавливается лишь ненадолго... в течение трех месяцев я встречал его в трех разных странах6". Типичный Гермес, он не любит, когда его классифицируют. Стинг ценит свободу передвижения в психологическом и физическом мире и путешествует постоянно – в том числе по "светлым и темным" аспектам своей личности. Сам Стинг рассказывает обо всем этом в юнгианском духе, – что совсем не удивительно, учитывая, что он подумывает о том, чтобы в старости стать психоаналитиком-юнгианцем.
Вот что он сказал в интервью журналу Record:
Если проследить историю моей жизни по материалам английской прессы, получается любопытная картина. Вначале меня представляли этаким образцовым мальчиком: светловолосый, одаренный, симпатичный. Бывший школьный учитель, женат на красивой талантливой женщине, имеет ребенка. Я занимался спортом и не принимал наркотиков. Затем журналисты выяснили, что у меня тяжелый характер и я таки употребляю наркотики. Я начал разыгрывать скандальные сцены и стал в устах английской прессы "плохим мальчиком". Меня это устраивало, ибо я хотел делать то, что мне нравится. А теперь британская пресса уже просто не знает, что обо мне говорить, – и я очень доволен. Иногда я хороший мальчик, иногда – плохой. Я это я7.
"Хороший мальчик – плохой мальчик" – это вполне удачная характеристика Гермеса.
Архетип Гермеса дает человеку качества, необходимые, чтобы быть хорошим психотерапевтом. Подобно тому как Гермес был спутником и проводником путешественников, психотерапевт сопровождает людей в психологическом путешествии – через темные и светлые периоды жизни, через трудные переходы (такие, как кризис среднего возраста), через психозы и пограничные состояния. Если в личности человека присутствует Гермес, он (или она) может видеть – как в других людях, так и в себе – тьму, враждебность, психозы, инстинкты, сексуальность, агрессию, а также альтруизм, мистические порывы, возможность просветления, заурядность, – не оценивая все эти качества и не осуждая. Эта способность отражает дружелюбие Гермеса. В книге "Гермес и его дети" психоаналитик и писатель Рафаэль Лопес-Педраза отмечает: "Если мы впускаем в свою психику дружелюбие Гермеса, тогда именно этот бог внутри нас помогает примириться с психологическими комплексами, обусловленными действиями других богов8".
Характерный признак присутствия Гермеса в психике мужчины – способность убедительно демонстрировать свое дружелюбие, что очень помогает ему комфортно чувствовать себя в мире. Одно полезное следствие этого качества состоит в том, что его спонтанные реакции практически в любых обстоятельствах оказываются вполне уместными. Гермес – бог коммерции. Качества Гермеса помогают мужчине стать отличным коммерсантом, бизнесменом-новатором, специалистом по связям с общественностью и – естественно – гидом.