Основные психологические новообразования человека
В возрасте 13-17 лет
Думаю, что вы не напрасно потратили усилия на чтение двух текстов. В сущности, они говорят об одном и том же, об одних и тех же явлениях. Тексты можно считать тождественными по отношению к тем закономерностям возраста, которые пытаются описывать и анализировать авторы. Но как они отличаются тем отношением к исследованному феномену, который проявляют авторы. Думаю, что дело не в литературных способностях, а в изменившейся за 60 лет позиции исследователя. Мне так хочется назвать позицию отечественной науки первой четверти XX века, представленную для вас текстом М.М.Рубинштейна, позицией любви к человеку, что я и делаю.
Отчужденную позицию исследователей человека» последней четверти XX века хочется назвать позицией псевдолюбви. Человек уже испытуемый, обследуемый, о нем можно сказать отстранение, безлично, не прибегая в тексте даже к намеку на то, что исследуемый материал может вызвать у исследователя чувства.
За этим стоит не только изменение приоритетов отечественной науки, думаю, что за этим стоит и более глобальное явление, которое я называла много раз отчуждением человека от собственной жизни.
Современный ребенок, переживающий свои 13-17 лет, сталкивается с культурой, в которой универсальные инструкции ценятся выше индивидуальных проявлений жизни; общее, алгоритмизированное, понятное в поведении другого человека делает его "удобным" для управления во всех социальных системах.
Но, к счастью для всех, всегда есть юные люди, которых тяготит эта универсальность, потому что по законам жизни они особенно чувствительны к проявлениям силы и слабости самой жизни, открытой для нее через существование живого Я. (Хочется сказать, зная, что происходит во взрослой жизни, — пока еще живого Я.) Это живое Я проявляет себя в широком размахе колебаний и противоречивых переживаний, связанных с необходимостью найти и установить свое собственное содержание, освоить свое собственное психологическое пространство. Сразу это сделать очень трудно, но жить без него уже невозможно; увлечение чужими формами жизни редко несет в себе черты устойчивости. Цитирую М.М.Рубинштейна: "Путь продвижения к самому себе совершается вовсе не с роковой необходимостью: это норма, которая далеко не всегда достигается" (с. 159).
У роста есть свои законы, так и хочется сказать, что у растущей души, у растущего Я они свои, каждой поре надо вызреть, и рост должен быть постепенным. Противоречивость переживаний в юношеском возрасте — это проба на глубину своего психологического пространства, приближенность к экзистенциальным его характеристикам. Противоречивость (или дихотомичность) естественно связана с жизнью тела молодых людей, ведь часто именно оно дает пищу для построения новых переживаний.
(Мне так нравятся слова М.М.Рубинштейна "юные люди", что я их буду использовать дальше.) В это время юным людям снятся космические сны — они видят как бы со стороны свое собственное тело, которое соотносится по размеру или положению с планетами или со светилами — Солнцем, Луной. Обращает на себя внимание общность сюжетов (по материалам моих интервью со студентами I-IV курсов): во всех них есть переживание противоречивых чувств по отношению к планете или светилу, в основном это чувства притяжения и отталкивания. Возможно (и естественно), с психоаналитической точки зрения эти сны выглядят не так, как я их попробую понять, но мне этот вариант объяснения кажется логичным: в этих снах юные люди сталкиваются с проблемой конкретизации (если хотите, воплощения) своей экзистенциальноcти, своей сущности, своего назначения.
В бытовой, дневной жизни тело подсказывает формы такой конкретизации в виде осуществимой половой роли. Женская роль в этом смысле очевиднее, давно замечено, что девушки испытывают меньшие колебания в переживаниях, связанных с воплощением собственного Я, они сравнительно быстро достигают устойчивости, хотя бы это было успокоение, вызванное принятием известного образца чужого Я. Недаром 16-17-летняя девушка производит впечатление взрослого человека, что далеко не всегда можно сказать о молодом человеке ее же возраста. Известно, что девушки в этом возрасте чувствуют себя взрослее своих сверстников и склонны их опекать и воспитывать, даже перевоспитывать.
У юношей диапазон колебаний в переживаниях значительно шире и они дольше идут к обретению устойчивого отношения к самому себе, то есть к ощущению границ своего Я и его динамической силы. Как тут не вспомнить слова из пословицы о том, что мужчине принадлежит весь мир... Для того чтобы это почувствовать, надо проделать огромную работу по построению своего мирового (соответствующего меркам мира) психологического пространства, ощутить в себе силы Я по возможному устройству жизни именно в таком масштабе. У некоторых мужчин это получается, а о других пока говорить не будем — впереди описание взрослой жизни.
Противоречивость переживаний, свойственная юным людям, делает их особо чувствительными к существующим в культуре формам организации жизни, в том числе к самым обобщенным формам, содержащим идеал человеческой жизни. Они буквально впитывают всеми чувствами, пробуют через действия в виде самовоспитания конкретизировать, персонифицировать идеал, для того чтобы решить свои жизненные задачи, связанные с поиском своего Я. Идеалы юности многообразны и зависят от множества факторов, но то, что они есть, они нужны, в них существует потребность, доказывается исследованиями и прошлого, и сегодняшнего дня. Идеалы, естественно, соизмеримы с эпохой, но в них есть общее — они связаны со стремлением к творчеству, к тому проявлению жизни, которое я раньше называла полным.
Идеал как мечта о творчестве жизни, о создании жизни. Он как бы фиксирует саму возможность полной жизни, основанной на собственных усилиях по ее построению. Это одно из оснований для появления чувства взрослости и его укрепления по мере роста физических и духовных сил юных людей.
Идеал имеет огромное влияние на выбор и осуществление профессиональной деятельности, выбор той сферы приложения своих сил, которая будет приносить переживание полноты жизни, как бы отражать реализуемость, призвание человека — одно из важнейших экзистенциальных переживаний, отражающих реалистичность усилий по организации и осуществлению жизни.
Мне бы хотелось, чтобы читатель увидел следующую логическую связь, существующую в решении жизненных задач подросткового возраста:
Взрослые | Любовь; псевдолюбовь | |
Я=? | Место подростка в жизни | |
Идеал человека | Осуществимость | |
Профессия | Эта форма жизни моя |
Взрослые в своем отношении к подростку (1) конкретизируют свойства его Я; через эту конкретизацию подросток получает переживания, необходимые ему для определения своего места в жизни среди других людей; границы этого места задаются степенью осуществимости идеала Я (идеала человека), который может конкретизировать подросток в выборе профессии. Профессия и ее осуществление будут восприниматься в свете возможной любви (или псевдолюбви) к самому себе и другим людям.
Получается, что в отношениях подрастающих юных людей со взрослым миром (и в самоотношении) постоянно актуальной оказывается (в разных конкретных проявлениях) важнейшая экзистенциальная проблема — проблема свободы и ответственности Я за свое же собственное воплощение в конкретных, бытовых, ежедневных проявлениях жизни, где чувство реальности собственного Я дает человеку то достоинство, за которым другими людьми читается его уверенность в наличии у него своего места среди людей. Иначе это еще называют чувством социальной принадлежности, может быть, это его формула: "Я не чужой на этом свете".
Когда возникают проблемы в становлении этого переживания, юноши и девушки сталкиваются с невыносимой плотностью бытия, которое не поддается их попыткам найти в нем свое место. Давно уже был отмечен факт, что юность сравнительно легко идет на самоубийство. Даже сама мысль об этой возможности часто является сладостно-утешительной, снижающей как бы степень риска перед возможными жизненными трудностями.
Да, юные люди живут большей экзальтированностью, невыраженными и неопределенными волнениями и думами, которые они не могут реализовать в соответствующей себе форме. Такую форму нельзя найти в один день или в один час, на ее поиски могут уйти годы, для наблюдателя это вообще может выглядеть как нечто ненормальное, например, уход в секту, приобщение к вегетарианству, увлечение каким-то видом коллекционирования и тому подобное. Все это может быть не тем, не моим, все это может быть отброшено или превращено в свою противоположность, и вчерашний панк может стать примерным студентом университета, и все это за короткое время.
Как хорошо, что сегодня у молодых есть эта возможность смело пробовать свои силы в поисках формы жизни — своей формы жизни. Хватило бы у взрослых мудрости не мешать им, тогда, возможно, у них во взрослой жизни останется не только горькое разочарование в своих идеалах, но чувство полноты прошедшей;, жизни. Той жизни, в которой творение самого себя естественно как любовь, а Э.Фромм говорил о практиковании искусства любви как о действенности в мысли, в чувстве, в активном видении и слышании на протяжении всего дня (каждого дня).
Итак, исследуемый период жизни представляет время оперирования человеком со сложнейшими переживаниями, непосредственно затрагивающими его экзистенциальность как духовную, так и физическую. Это время, когда душа человека находит свое место, место среди других людей и место в самом теле человека, которое стремительно меняется, создавая новый дом для растущей же души. В этом доме все должно быть своим, возможно, поэтому подростки так много двигаются, готовы без устали танцевать, кричать, бегать. Эта потребность в движениях не только -помогает освоению внешнего пространства, но и пространства своего тела, которое организовано весьма сложно и многоуровнево: от непроизвольных реакций до сложнейших произвольных видов активности; установление иерархических отношений между ними — одна из задач освоения пространства тела в подростковом возрасте. Растущее тело дает много новых переживаний; мне очень импонирует описание их как изолированной мышечной эротики или мышечной радости, которая доступна только в подростковом возрасте, так и хочется сказать, что именно в это время границы между душой и телом очень размыты. Недаром во все времена такое большое внимание уделялось физическому воспитанию молодых, юных людей.
Овладение пространством собственного тела как психологическая проблема появилась в науке благодаря работам Стенли Холла, который обратил внимание на то, что сила подростков не прибывает по мере роста массы их тела. Половые различия очень ярко проявляются в развитии скорости движений. У мальчиков сила и ее увеличение выступают на первый план, у девочек больше развивается быстрота движений. Координация также улучшается, почему и движения становятся более ловкими, хотя ловкость представляет качество, достигающее совершенства в последующие годы, когда равновесие в организме получает большую устойчивость.
Из-за особенностей развития мышечной системы и ее координации нервной системой подросток очень быстро утомляется, что вызвано напряжением всей нервной системы, в том числе и центральной. Перед воспитателями подростков стоит непростая проблема создания для них необходимых условий жизни с целью предотвращения переутомления, раннего истощения нервной системы.
С сожалением приходится констатировать, что признаки раннего физического старения можно сегодня наблюдать у очень молодых людей, еще даже не вступивших в период юности, а только стоящих на ее пороге.
Как говорят исследователи подросткового возраста, подросток-девочка и подросток-мальчик — это две различные биологические величины. В этот период жизни они переживают необходимость решения такой жизненной задачи, как установление близких отношений с лицами противоположного пола. Биологическая основа этой формы поведения представляет собой врожденный инстинкт исключительной силы, значение которого в жизни человека нельзя недооценивать. Появление переживаний, связанных с отношением к противоположному полу, можно зафиксировать у детей в очень раннем возрасте — уже в 1,5-2 года они могут проявить выраженное восхищение человеком, явно любуясь им. К сожалению, разрозненные факты таких наблюдений почти не систематизированы в специальной литературе, их исследование относят чаще всего к подростковому возрасту в свете обсуждения проблем ранних браков, ранних половых контактов. Мне встречалось мало работ, где бы авторы обсуждали половые влечения человека с точки зрения проявления в них экзистенциальных особенностей. Когда же встретила в литературе начала века[142] несколько важных с моей точки зрения идей, была поражена их актуальностью сегодня. Для меня важно, что в них предстает проблема осознания человеком динамических сил своего Я, возможность пережить свое отношение к ним как к проявлению своей сущности. По-моему, заслуживает внимания идея о том, что инстинкт материнства, данный природой женщине, составляет основу социальных навыков. Именно этот инстинкт позволяет строить те отношения, которые задают человеку его психологическое пространство, определяют в начале жизни его место среди других людей. Материнский инстинкт является и источником альтруистических стремлений. Может быть, отсюда один шаг и к физиологическим основам нравственности? Может быть, торможение является основой совместной жизни людей?
Сложность отношений в современном обществе разрушает традиции и условности, они уже не носят определенности, существовавшей ранее. Это наносит ущерб биологии человека, ущерб, не ощущаемый вначале как потеря целостности своего организма, но реальный по своим последствиям воздействия на все системы организма. Факты ранней половой жизни подростков, аборты говорят о том, что природа жестока в проявлении последствий грубого вмешательства человека в ее естественное развитие, расплата обычно бывает жестокой — от раннего старения до рождения слабого плода с признаками общей хилости, а то и уродства. Это уже толчок к патологической наследственности, ведущей к вырождению как отдельной личности, так и генеалогического древа.
Взаимные отношения полов в современной культуре претерпевают серьезные изменения, многие авторы говорят о том, что в результате бледнеет и оскудевает не только психический лик матери, но и лик женщины вообще. К сожалению, оправдываются предсказания, сделанные еще давным-давно, о том, что общество, которое хочет сделать из женщины любовницу (а она только мать), толкает ее к усилению чувственности, ослаблению материнского инстинкта, к возрастанию скрытой плодовитости, весьма вероятной дальнейшей дифференциацией менструальной функции, к склонности к гомосексуализму и омужествлению вообще. Когда грубо прерывается (аборты всех видов) процесс материнства, жизнь становится холоднее, суше, беспощаднее, в ней все меньше места человечности, состраданию, жалости.
На этом фоне жизни ранняя половая функция — это верный путь к истощению сил организма, еще не приобретшего устойчивости, еще не сформировавшего необходимого аппарата для саморегуляции. Проповеди взрослых в этом отношении всегда будут восприниматься подростками с оговорками и сомнениями, важно сообщение точной физиологической и психологической информации об особенностях физиологического созревания организма. Эта точная информация позволит решать проблемы отношений с противоположным полом на культурном уровне, будет способствовать пониманию роли полов в культурном развитии.
Мироощущение самих подростков, дополненное объективной информацией, будет способствовать установлению бережного отношения между полами, подскажет необходимость выработать свой кодекс, в котором целибату будет отведено достойное место. Хочется думать, что острота личных переживаний подростков, связанных в ценностью своего тела и своей души, своего физического и психологического дома, не будет у них отнята той дружной волной физического и психического насилия, которая захлестывает порой нашу жизнь.
У подростков есть свойственное их возрасту переживание своего одиночества, своей непричастности к другим людям, может быть, это тот шанс, который в виде этих подростковых переживаний дан всему человечеству, и это шанс остановиться, задуматься и посмотреть на себя со стороны. Именно это делают подростки — они смотрят на жизнь взрослых с дистанции младших, которые уже чувствуют в себе силы быть старшими. Эта дистанция — удаленность от взрослой жизни, позволяет им сблизиться со сверстниками, так как одиночество подростков — это не пустота, это энергетический источник, который требует направленного выхода энергии — требует действия, иначе он может взорваться. (Я уже говорила о самоубийствах молодых.) В современной культуре для подростков не так много поля для приложения их сил действия, вот и появилась та субкультура подростков, в которой реализуются доступные им действия по устройству жизни.
Субкультура подростков — это действительно системы действий разного вида, которые позволяют организовать как внешнюю жизнь, так и внутреннюю (организовать свое психологическое пространство). Именно в этом возрасте расцветает такое еще мало изученное явление, как собственный язык подростков. Явление, которое отмечается во многих странах.
Основное отличие этого языка от языка более ранних детских субкультур в том, что подростки более или менее ясно осознают, что мысль приобретает действенность только тогда, когда она находит для себя соответствующее речевое выражение. Фактически без этого невозможно самостоятельное мышление (о чем речь чуть ниже). Подростки уходят в сторону словесного максимализма, прямо или косвенно отражающего те переживания необычного космического порядка, в которых они прикасаются к экзистенциальному. Словесный максимализм обычного порядка ("никогда", "навсегда", "класс" и тому подобное) переходит в образование жаргона. Этот жаргон открыт всем жаргонам языка, в том числе и жаргону преступного мира — зоне. В общении друг с другом применяется словесная небрежность, даже пренебрежительность, разрушающая границы и дистанции. Общим достоянием подростков становятся оригинальные, с их точки зрения, словесные выражения. Молодые люди, которые сейчас меня окружают, например, с удовольствием используют фразу "дохлый барсик", придавая ей десятки смыслов интонацией и жестами.
В эту пору не только увеличивается словарный запас, но и приобретается большой навык оперирования словом — это путь к массовому словесному творчеству, типичному для подростков. Это и путь в равной мере порчи языка и его обогащения.
Обращает на себя внимание тот факт, что все исследователи речи подростков отмечают их эксперименты над речью как неслучайное явление, которое порождается закономерностями развития: новые переживания ищут соответствующей им формы, отсутствие такой формы ощущается как невыразимость Я, несоответствие его обыденности. "Огонь", о котором я говорила, используя слова М. Волошина, требует проявленности — Я нужна адекватная форма, дающая возможность зафиксировать его динамику как проявление жизни. Как важны для юных людей живые образцы живой устной речи! Как важна практика собственного живого говорения и практика слушанья живой речи!
В жизни, особенно школы, так часто недооценивается это умение, что старшеклассники, обнаружив собственное косноязычие, склонны отождествлять его с собственной бездарностью.
Сегодня педагоги и психологи с грустью отмечают, что подростки очень мало и поверхностно читают (если читают вообще). Думаю, что одна из причин этого состоит в том, что чтение связано с движением в собственном психологическом пространстве, причем это движение естественное, оно основывается на уже существующих в нем переживаниях, структурированных в разной степени. Символическая функция сознания обеспечивает относительную устойчивость этих структур (образов, внутренней речи) и возможность развития глубины и ширины семантического поля каждого структурного образования. Психологическое пространство и движение в его семантике требуют от Я человека его выраженности, если хотите, то оформленности в виде собственных текстов — "Я—высказываний". Говоря другим языком, умеющий читать чужой текст обладает для этого необходимым умением читать собственную душу.
Я бы не хотела смотреть пессимистически на проблемы почитающих подростков, но, похоже, что за этим видна оглушенность их сознания, которую разные авторы описывают то как сон души, то как конформизм (бездумное следование другим людям), то как неспособность любить себя. Тревогу вызывает в явлении "почтения" то, что без книги подросток становится обделенным одним из важнейших средств культуры, развивающим в человеке способность к сосредоточению на собственном Я. У современного подростка много соблазнов получать информацию извне в обобщенном виде через зрительный анализатор, гораздо меньше таких жизненных ситуаций, где он должен сосредоточиться на информации, идущей непосредственно от его Я. Нетренированное Я, если его не научить слушать самого себя во внутреннем диалоге, может потерять чувствительность к собственной диалогичное™. Пусть эти мои мрачные мысли будут преждевременными.
Все-таки интеллектуально развитые подростки читают, пробуют писать, а это и есть диалог, так необходимый для существования самой психической реальности. Мне хотелось бы, чтобы из предыдущего описания закономерностей развития в подростковом возрасте, из анализа жизненных задач, которые встают перед подростком, читатель вынес идею о том, что физическое созревание в этом возрасте обостряет экзистенциальные переживания в реальном проявлении жизни (куда уж более реальным может быть собственный вес, цвет кожи, движения, голос и тому подобное).
Не в фантомном проявлении жизни, не в творческих проявлениях, а в земном, телесном, даже, по мнению многих, низменном проявлении жизни подросток переживает собственную экзистенциальность. Причиной его трагедии может стать не тот факт, что счастье для всего человечества неосуществимо, а прыщик на лице, из-за которого якобы нельзя пойти на дискотеку.
Подросток — реалист и романтик одновременно, он переживает как собственную целостность, так и возможность ее потери. Добро и зло, жизнь и смерть в его переживаниях конкретны и абстрактны одновременно, так как он только учится мыслить абстрактно, поэтому в процессе мышления, в поиске закономерностей он легко может принять случайное за общее, конкретное — за абстрактное, единичное — за общее. Он переживает несоответствие силы своих чувств, переживаний и возможностей своего мышления, подросток — это тот человек, который может сформулировать и попробовать решить задачу развития собственного мышления. Именно для него написаны все книги по самовоспитанию, именно он может воспользоваться (если захочет) их мудростью не для манипулирования другими, а для воздействия на самого себя.
Итак, экзистенциальные переживания подростков связаны с реальными проявлениями жизни, огонь Я имеет в них свой ритм.
Думаю, интересно отметить и тот факт, что творчество, позволяющее подростку переживать полноту жизни, связывается с усилиями по организации Я. Подросток начинает что-то делать, специально ставя задачу делать это творчески, то есть по-своему. Так появляется уже их исполнительская деятельность (например, самостоятельное освоение музыкальных инструментов), изобразительная деятельность, литературная и другие. Важно, что теперь это воспринимается и осуществляется как для-меня-важная-деятельность. Как жаль, что далеко не все подростки имеют возможность попробовать себя в разных видах культурной самодеятельности, позволяющих почувствовать силу своего Я. Может быть, тогда мы не были бы свидетелями проявления этой силы в виде скрученных в жгут металлических скамеек в парке, выломанных дверей и прочего такого. Деструктивное "творчество" подростков заслуживает, думаю, внимания не меньше, чем их самодеятельность конструктивная. По-моему, мы так и не знаем, откуда берется эта неимоверная сила, достойная, конечно, лучшего применения. Какие силы вырываются из-под разумного контроля Я в это время? Думаю, что проблема ждет своего исследователя.
Продолжу разговор о тех задачах развития подростков, которые возникают при освоении ими абстрактных мыслительных операций. Одна из важнейших особенностей абстрактного мышления состоит в том, что оно основано на применении в качестве средств мышления понятий, не псевдо-, а настоящих понятий, в которых процедуры собственного мышления становятся доступными для человека. Мышление в понятиях дает основания для мысли о мысли, для рефлексии на содержание собственной познавательной активности. Говоря иначе, мышление из спонтанного процесса становится опосредованным отношением к нему самого человека, то есть диалогичность собственного сознания становится доступной для воздействия самим человеком. То, каким человек видит себя в этом диалоге, как он себя видит, определяет эффективность мышления, иначе это еще называют смелостью мышления. Мне очень импонирует идея о том, что уровень интеллектуального развития подростков надо "измерять" не в показателях успеваемости по школьным предметам и не по широте или глубине умозаключений, а по общему развитию и соотношению углубленных жизненных интересов, по содержанию той концепции жизни, которая отражает и уровень овладения собственным Я. Думаю, что так и должно быть в условиях жизни, где искусственно не искажаются факторы развития подростка, так как он уже подошел к тому рубежу развития, когда он не только в фантомном мире мечты, но и в реальности подошел к взрослости. Половое созревание, то есть изменения в биохимии организма, которые оно вызывает, создает достаточно органических, телесных, если хотите, предпосылок для ощущения реальной полноты жизни, чтобы воплотить ее в соответствующей концепции, построенной совершенно произвольно на основе самовоздействия на собственный процесс мышления.
Если начало подросткового возраста связано со снижением показателей интеллектуальной активности (это отмечают многие исследователи), то период вступления в юность, завершения полового созревания связан с подъемом интеллектуальной активности на качественно новый уровень. Подростковый возраст, думаю, можно считать завершенным, если юный человек начинает переживать возможность "приключения" своего Я в области мысли, то есть возможность самовоздействия и самопреобразования в соответствии с образом своего же Я. Это вносит особое содержание в психологическое пространство молодого человека, можно было бы назвать его источником собственной силы, так как я не знаю, как его обозначить точнее в научных терминах. Может быть, это переживание интегративных (объединительных) свойств своего Я. Это проявляется и в возрастании интереса и способности к отвлеченной мысли, к обобщению, стремлению понять смысл действительности, смысл самой жизни.
Эта ориентация опосредует все психические процессы и придает им большую устойчивость, так как смысл является саморазвивающимся образованием, он и есть одно из проявлений жизни. Юные ищут в смысле проявление своего Я, поэтому когда вместо него предлагают готовые механические схемы, которые надо просто воспроизводить в соответствии с образцом, возникает проблема оглушения. Опять можно сказать об огне: если для него нет пищи, он гаснет. Если для юных людей нет возможности соответствовать в мышлении самим себе, своим потребностям, они теряют интерес, в том числе может быть потерян интерес и к жизни вообще. Боюсь, что именно это происходит со многими современными старшеклассниками, которые "проходят" классическую литературу в качестве и количестве, не соответствующем их потребностям. Недаром среди выпускников школ так много людей, которые часто не читали классических произведений, по которым писали сочинения на "пятерки" и "четверки".
Для подростков естественно в своем умственном образовании стремиться к углублению и расширению своего психологического пространства, своего Я. Секрет в том, что это стремление осуществляется среди взрослых, которые решают свои задачи в отношении обучения молодых. Подростки бесконечно нуждаются в помощи и поддержке старших по решению жизненно важной задачи — развития своих интеллектуальных возможностей, так как в этот период жизни реальность собственного мышления такова же, как реальность тела, можно сказать, что она осязаема в результатах мышления и его процессе как мне принадлежащем.
Это обостряет значение содержания общения между подростком и взрослыми людьми. Подчеркиваю, именно взрослыми людьми.
На поверхности бытового поведения подростков наблюдатель видит, что они очень много сил и времени отдают общению со сверстниками. Казалось бы, значение взрослых существенно меняется в сторону уменьшения его значения. Но чудо жизни Я состоит в том, что зажечь его в полную силу у юного человека может человек зрелый, я уже пыталась его однажды в этом тексте назвать таким, который в своей жизни персонифицирует, конкретизирует сущностные характеристики человека. Это не только теоретическое построение, оно подтверждается фактами экспериментально-психологических исследований[143]. Использование бесед, стандартизированного интервью и опроса дало возможность прийти к заключению о том, что потребность в общении со взрослыми обусловлена прежде всего проблемами перспективного жизненного самоопределения. Содержанием общения со взрослыми становятся вопросы взаимоотношения людей, отношения между полами, выбор профессии.
Значительное большинство исследованных школьников показало, что они испытывают острую потребность в нерегламентированном общении со взрослыми, которые составляют их ближайшее окружение.
Обращает на себя внимание еще одна особенность общения подростков со взрослыми. Если ребята в большинстве случаев не удовлетворены отношениями со старшими, то взрослые те же отношения считают вполне приемлемыми, то есть не понимают отношения с подростками — переоценивают или недооценивают их. Реально то, что взрослые скорее не понимают, чем понимают потребности детей, скорее всего "срабатывает" распространенность среди взрослых педагогической позиции, основанной на механизмах проекции. ("Подросток — это я".)
Заслуживает особого внимания экспериментальный материал, который показывает влияние характера общения со взрослыми на развитие Я подростков[144]. Я уже писала выше, что важнейшим моментом в развитии подростка является переживание им интегративных возможностей своего Я, их можно в экспериментально-психологическом исследовании личности зафиксировать в виде устойчивости и адекватности самооценки.
По мнению многих исследователей[145], именно эти свойства самооценки определяют степень самостоятельности и независимости человека в разных видах деятельности и во взаимоотношениях с другими людьми.
Оказалось, что характер общения со взрослыми существенно (!) влияет на эти параметры самооценки. Вот эти цифры: у подростков, которые могут доверительно общаться с родителями, только в 8,3% неадекватная самооценка (они так или иначе недооценивают себя). У ребят с преобладанием регламентированного типа общения с родителями неадекватная самооценка в 87,9% случаев. Хочется поставить здесь ряд восклицательных знаков как знаков внимания к тому, что детское следование правильности в отношениях с родителями давно уже сменилось стремлением подростка следовать своему собственному Я. Кто-нибудь из старших это замечал? Только кое-кто.
Устойчивая же самооценка формируется у 79,1% исследуемых школьников, если им есть с кем доверительно общаться, при регламентированном общении с родителями — у 25%.
Не надо быть особенно прозорливым, чтобы представить себе, какие переживания преобладают у человека с устойчивой самооценкой и человека с неустойчивой самооценкой. Воспользуюсь для иллюстрации образом: крепко сколоченный корабль в бушующем море — это образ устойчивой самооценки, и корабль, который скрипит всеми болтами и гайками, пытаясь одолеть бурное море, — это образ неустойчивой самооценки. Какому кораблю предстоит более долгий путь, читатель решит сам.
Юные люди, удовлетворенные своим доверительным общением со взрослыми, характеризуются развитой способностью самостоятельно, без помощи других, не по готовому шаблону, глубоко и в соответствии со свойствами реальности человеческой жизни анализировать и оценивать качества своих сверстников и взрослых, составляющих их круг общения. У них нет противоречий между потребностью в доверительном общении и условиями ее реального удовлетворения. Поведение этих подростков взрослые и сверстники воспринимают и оценивают как "взрослое". (Остановите свое внимание на этом факте.)
Совершенно иная картина характерна для школьников с низкой удовлетворенностью общения со взрослыми. Они затрудняются самостоятельно анализировать и оценивать сверстников и взрослых, не умеют и не хотят это делать. В поведении этих подростков наблюдатели отмечают агрессивность, недоверчивость, конфликтность, безразличие ко всему и так далее.
В экспериментах с несовершеннолетними правонарушителями установлено, что ближайший круг их общения становится важнейшим фактором формирования их ценностных ориентации. Их мотив самостоятельности, стремление к автономности не получает удовлетворения, что приводит к использованию искаженных средств, ограждающих от влияния взрослых, которые воспринимаются только как "помеха" для удовлетворения потребности в автономности, в самоутверждении. В зависимости от реальных объективных условий общения этот мотив получает антисоциальное содержание.
Подросток переживает период поиска форм проявления своей силы, энергии, возрастающей вместе с темпом физического созревания, это не только физическая сила, но и сила его Я, которая в этом возрасте проявляется в возможности интегрировать разные проявления жизни. Для интеграции нужен механизм, в психологии пока неизвестны более универсальные пути станов- . ления механизмов, осуществляющих психические процессы, чем пути интериоризации — вращивания и выращивания их. Нужен материал (психологическая информация) для вращивания и почва (необходимые переживания) для выращивания. Таким "материалом" для выращивания собственных интеграционных качеств для подростка является событие встречи с работающим — осуществляющимся или осуществлявшимся когда-то — интегрированным Я, живущим полной жизнью. Такое Я обладает важнейшим свойством — оно самодостаточно, ему для существования достаточно силы собственного Я, оно не отбирает часть (или все) психологического пространства другого человека, оно, это Я, действует по принципу света, высвечивая в другом человеке его истинные качества, которые как бы резонируют в ответ на воздействие, приобретая собственное звучание.
Очень сложно описать это воздействие человека на человека в нерегламентированном общении, в общении души с душой, где слова часто не имеют большого значения — важнее отношение.