Хронология жизни и основные публикации к. г. юнга
Ранние годы
Юнг родился 26 июля в Кессвиле, кантон Тургау, Швейцария. Его отец, Иоганн Паул Ахиллес Юнг (1842-1896), был протестантским священником в Кессвиле, мать Юнга Эмили, в девичестве Прейсверк (1848-1923), была из хорошо известной семьи в Базеле
Семья переезжает в приход замка Лауфен у Рейнского
водопада под Шаффхаузеном
Переезд в Кляйн-Хюненген под Базелем
30 марта родилась Эмма Раушенбах, будущая жена Юнга
17 июля родилась сестра Юнга, Иоганна Гертруда (ум. 1935)
Юнг поступает в Базельскую гимназию
Отец Юнга становится капелланом в психиатрическом
госпитале Фридматт в Базеле
Отец Юнга готовит сына к конфирмации
18 апреля Юнг поступает на медицинский факультет Ба-зельского университета, а месяц спустя становится членом студенческого общества Зофинга. В июне организует у себя дома первые медиуматические сеансы. В качестве медиума выступает его двоюродная сестра Хелен Прейсверк
28 января умер отец Юнга. Весной семья переезжает в местечко Биннинген
Между ноябрем 1896 и январем 1899 года Юнгом были прочитаны пять лекций в студенческом обществе (Jung, 1983b)
Продолжает участие в спиритических сеансах со своей 15-летней сестрой, постепенно сделавшейся одаренным медиумом. Наблюдения легли в основу его диссертационной работы (см. Юнг, 19956, с. 225-330)
Завершение медицинского образования; Юнг решает стать психиатром; проходит военную службу
Начинающий психиатр в клинике Бургхольцли
Через два года после начала работы в клинике Юнг приступил к своим экспериментам с тестом словесных ассоциаций (1902-1906). Пациентам предлагалось дать незамедлительный ассоциативный ответ на слово-стимул. В результате обнаружилось, что даже незначительные задержки в ответах на отдельные слова показывают аспекты «комплекса»: Юнг был первым, кто использовал данный термин в его современной интерпретации. Он продолжал развивать ассоциативный тест до 1909 года и далее применял его в работе с пациентами в течение всей своей жизни.
Вариации этого теста до сих пор используются в практике психотерапии. Эти находки привели Юнга к идеям, которыми в то время занимался Фрейд
11 декабряЮнг становится штатным ассистентом терапевта под руководством профессора Юджина Блейлера в психиатрической клинике Бургхольцли в Цюрихе, которая также была университетской исследовательской базой
Публичное чтение собственной работы-комментария по поводу статьи Фрейда «О сновидениях». Весной начинает с Риклиным совместную работу по словесным ассоциациям
Публикация тезисов докторской диссертации Юнга «О психологии и патологии так называемых оккультных явлений». Она предвосхитила некоторые из его более поздних идей:
а) бессознательное более чувствительно, чем сознание;
б) психологические расстройства имеют телеологическое значение; в) бессознательное является спонтанным источником мифологического материала
17 июля — защита Юнгом докторской диссертации и присвоение ему степени доктора медицины. Обучение теоретической психопатологии в клинике Сальпетриер под руководством Пьера Жане в Париже в зимнем семестре 1902-1903 года
Июль-август — работает со случаем страдающей истерией женщины в местной тюрьме
Первая поездка в Лондон
14 февраля — женитьба на Мэри Эмме Раушенбах (1882-1955), дочери промышленника из Шаффхаузена; в дальнейшем у них родилось пятеро детей
В 1907 году Юнг встречается с Зигмундом Фрейдом (1856-1939) — основателем психоанализа. Эта встреча, несомненно, была важнейшим событием в этот период его жизни. К тому времени Фрейд был автором работ «Изучение истерии» (написанной совместно с Йозефом Брейером), включавшей «случай Анны О.» (1895), «Толкование сновидений» (1900), «Остроумие и его отношение к бессознательному», «Случай Доры» и «Три очерка по теории сексуальности» (все написаны в 1905 году). Психоанализ (этот термин был введен Фрейдом в 1896 году) как метод лечения строился на процедуре свободного рассказа пациента о своих проблемах, после чего эти проблемы комментировались в свете аналитических наблюдений. Фрейд работал преимущественно с невротиками. У Юнга вполне закономерно возник вопрос (уже после того, как он процитировал «Толкование сновидений» в своих тезисах, опубликованных в 1902 году): может ли психоанализ так же успешно использоваться в работе с психотическими пациентами, которых он наблюдал в Бургхольцли?
Годы, согласия
Юнг и Блейлер серьезно заинтересовались идеями Зигмунда Фрейда; это представляется первым шагом в распространении психоанализа за пределами Австрии
17 августа молодая русская девушка Сабина Шпильрейн (1885-1941) появилась в Бургхольцли. Она стала первой пациенткой, которая лечилась у Юнга от истерии с использованием психоаналитической техники. В декабре Юнг завершает свой первый анализ
26 декабря родилась старшая дочь Юнга — Агата
Юнг становится главным врачом в Бургхольцли, публикует материалы своего исследования «Ассоциативный эксперимент» (см. Jung, С. W., vol. 2)
Апрель — Юнг получает степень приват-доцента по психиатрии в Цюрихском университете
1 июня Сабина Шпильрейн выписывается из клиники и позже становится студенткой медицинского отделения Цюрихского университета, проходит обучение под руководством Юнга. Она заканчивает университет в 1911 году
8 февраля родилась вторая дочь Юнга — Анна
Апрель — начало переписки с Фрейдом, который жил в Вене
23 октября Юнг впервые сообщает Фрейду о своей пациентке Сабине Шпильрейн
1 января Фрейд в письме к Юнгу характеризует его как «способнейшего помощника, до сих пор доставлявшего мне только радость»
3 марта Юнг впервые встречается с Фрейдом в Вене (на встрече присутствуют Эмма Юнг и Людвиг Бинсван-гер, который незадолго до этого провел тест словесных ассоциаций, где испытуемым был Юнг). Их отношения быстро перерастают в дружеские, основанные на общности профессиональных интересов. Очень скоро становится ясно, что Фрейд воспринимает Юнга как своего Преемника
Лето— Карл и Эмма Юнг едут в Женеву и Париж, где Юнг Посещает Пьера Жане, и далее в Амстердам на конференцию, куда Юнг привозит свою статью об истерии и где Публично рассказывает о Фрейде
2-3527
Октябрь — Юнг пишет Фрейду о своем раннем гомосексуальном переживании
Декабрь — появление работы Юнга «Психология Dementia Praecox» (раннего слабоумия, впоследствии это заболевание стало именоваться шизофренией). Идея соответствует основному научному направлению деятельности Фрейда (см. Юнг, 20006, с. 13-176)
16января— чтение лекции в Цюрихе «Психоз и его содержание» (Юнг, 20006, с. 177-200)
Апрель — поездка на озеро Лаго-Маджоре на юге Швейцарии с целью поправить здоровье
27 апреля— первый конгресс фрейдистской психологии в Зальцбурге «Фрейдистская теория истерии» (часто называемый «Первый интернациональный психоаналитический конгресс») (см. Jung, С. W., vol. 4, р. 10-24)
Юнг покупает участок земли в Кюснахте на побережье Цюрихского озера и строит большой трехэтажный дом
В июне у Юнга завязываются романтические отношения с Сабиной; в августе она уезжает в Россию на каникулы, а в октябре снова возвращается для продолжения учебы
28 ноября родился его единственный сын Франц
В середине января мать Сабины получает анонимное письмо, в котором раскрывается характер отношений между ее дочерью и Юнгом. Завязывается эпистолярный скандал, завершающийся разрывом Юнга и Шпильрейн
В марте выходит первый номер альманаха «Jahrbuch fur psychoanalytische und psychopathologische Forschungen» - печатного органа психоаналитического движения, редактором которого являлся Юнг
Юнг оставляет свою должность в психиатрической клинике Бургхольцли и переезжает в свой новый дом в Кюснахте (предместье Цюриха), где и живет оставшуюся часть жизни. Отношения Юнга с Сабиной Шпильрейн постепенно приобретают чисто дружеский и профессиональный характер
30 мая — Сабина начинает переписку с Фрейдом
6-11 сентября — Юнг вместе с Фрейдом читает лекции в Америке, в Ворчестере, штат Массачусетс, в Университете Кларк. Обоим присвоено звание почетных докторов. Юнг впервые проводит эксперимент с активным воображением
Октябрь. Из письма Фрейду: «Археология или даже мифология захватили меня в плен». Мифология сильно увлекала Юнга вплоть до конца первой мировой войны
Появление статьи «Значение отца в судьбе человека» (Jung, С. W., vol. 4, р. 301-323)
В январе вспыхивают любовные отношения с Марией Мольтцер
С конца января Юнг читает лекции студентам. Возможно, здесь впервые формулируется его более поздняя идея о коллективном бессознательном
30-31 марта проходит Второй интернациональный конгресс психоанализа в Нюрнберге. Юнга избирают постоянным президентом конгресса (отказался в 1914 году). Летом в Цюрихском университете он читает первую лекцию курса «Введение в психоанализ» — «Ассоциативный метод» (Jung, С. W., vol. 2, р. 439-465)
Прибытие в апреле в качестве пациентки в клинику Бургхольцли Тони Вульф
Чтение лекций о символизме в Герисау. Помощь Сабине в работе над диссертацией «Разрушение как способ бытия»
20 сентября родилась его третья дочь — Марианна В ноябре Юнг подводит итог в своих отношениях с Сабиной
В январе Сабина покидает Цюрих и уезжает в Мюнхен
В августе публикуется первая часть работы «Символы и метаморфозы либидо», где Юнг уже начинает отходить от ортодоксального психоанализа того времени. В августе же в Брюсселе Юнг читает лекцию «Психоанализ ребенка». Начало отношений с Тони Вульф
В сентябре проходит третий Международный психоаналитический конгресс в Веймаре
29 ноября—Сабина Шпильрейн пишет свой доклад «О трансформации» для Венского фрейдистского общества. Полностью эта работа публикуется в 1912 году в «Jahrbuch». Она предвосхищает и «влечение к смерти» Фрейда, и взгляды Юнга на «трансформацию». Эта работа оказала на них несомненное влияние. Сабина начала проходить фрейдистский анализ, продолжала переписываться с Юнгом вплоть до 1920 года, вернулась в Россию, в г. Ростов-на-Дону, и была убита немцами в июле 1942 года
Годы разногласий
Сабина выходит замуж за доктора Шефтеля
Написана работа «Новые пути в психологии»
В феврале Юнг завершает «Жертвоприношение» — вторую и заключительную часть книги «Символы и метаморфозы либидо» (Юнг, 1994и). Фрейд с неудовольствием
относится к рассказам Юнга о его открытиях. В их переписке начинает ощущаться напряженность
25 февраля — Юнг создает Общество психоаналитических исследований, первый форум которого обсуждает понимание самим Юнгом психоаналитических идей, представленное в работе «О психоанализе» (Jung, С. W., vol. 4, р. 78-82)
Б сентябре — лекции в Университете Фордхам в Нью-Йорке. «Теория психоанализа» делает очевидным различие во взглядах Юнга и Фрейда. По Юнгу, (1) подавление не может объяснить все; (2) бессознательные образы могут иметь телеологическое значение; (3) либидо, которое он называет психической энергией,— не только сексуальность. В сентябре публикуется вторая часть работы «Символы и метаморфозы либидо», в которой Юнг показывает, что фантазии инцеста имеют символическое, а не буквальное значение. В США происходит встреча и знакомство Юнга с Эдит Рокфеллер-Маккормик
Осень — Фрейд начинает анализ Сабины Шпильрейн
Завершение переписки и окончательный разрыв с Фрейдом
В марте Юнг отправляется в США, а в апреле возвращается обратно в Цюрих вместе с Эдит и ее сыном. Эдит начинает анализ у Юнга и становится первым очень богатым и щедрым спонсором
В сентябре в Мюнхене проходит четвертый конгресс Международной психоаналитической ассоциации
Начало аналитической психологии
Большую часть Первой мировой войны Юнг боролся с собственным нервным истощением. Он обратился к Тони Вульф (она была его пациенткой в 1910-1913 годах) с просьбой помочь ему пережить этот трудный период, который
продолжался вплоть до 1919 года (его близкие отношения с Тони Вульф сохранялись до самой ее смерти в 1953 году). В этот период Юнг не стремился к созданию чего-то нового, он обобщал и обдумывал свои ранние открытия. Наиболее трудным для него решением было дать имя своему методу психоанализа, «поставить личное клеймо». Между 1913 и 1916 годами он называет свой метод по-разному: то «комплексной психологией», то «герменевтической психологией». Но спустя некоторое время принимает окончательное решение — «аналитическая психология»
Публикация работ «Теория психоанализа» (Юнг, 2000а, с. 8-171), «Некоторые ключевые вопросы в психоанализе» (см. там же)
14 марта рождается пятый ребенок Юнга — дочь Хелен
В апрелеЮпт уходит в отставку с поста президента Международной психоаналитической ассоциации
Предположительно в августе, сразу же после начала Первой мировой войны, Юнг знакомится с русским философом и издателем Эмилием Метнером, который становится вначале его пациентом, а впоследствии и другом*
Юнг организует Психологический клуб в Цюрихе. Семья Эдит Рокфеллер-Маккормик оказывает щедрую поддержку для приглашения на форум докладчиков по различным дисциплинам. Международная известность Юнга растет благодаря двум переводам: работы «Символы и метаморфозы либидо», вышедшей на английском языке под названием «Психология бессознательного», и «Собрания работ по аналитической психологии», в которое были включены
См.: Зеленский В. В. Карл Юнг: «русский» круг общения // Новая Весна. Альманах. 2001. № 2-3. С. 87-90.
все важнейшие статьи, опубликованные к этому времени и впоследствии составившие часть седьмого и восьмого томов собрания сочинений. Пишет работу под названием «Семь наставлений мертвым» (см. Юнг, 19946, с. 355-366)
Летом Юнг знакомится с писателем Германом Гессе
В конце июля Юнг с женой Эммой, Метнер, Эдит Рокфеллер-Маккормик и Тони Вульф совершают совместный десятидневный пеший переход через Альпы в юго-восточный кантон Граубюнден
В августе Психологический клуб празднует свой переезд в новое здание, приобретенное на средства Эдит Рокфеллер
Осенью Юнг пишет работы «Трансцендентная функция», «Структура бессознательного», «Адаптация, индивидуация, коллективность»
Работа «О психологии бессознательного»
Юнг впервые определяет Самость как цель психического развития и пишет статью «Роль бессознательного» (Jung, С. W., 1970, vol. 10, р. 3-28)
Окончание Первой мировой войны. Период медицинской службы в английском лагере для интернированных
Всю первую половину года Юнг работает над книгой «Психологические типы»
4 июля — делает доклад в Обществе психических исследований в Лондоне на тему «Психологические основания веры в духов» (см. Jung, С. W., vol. 8, р. 301-318). (Интересно, что это же название использует и Метнер в своих лекциях 1919 года в Психологическом клубе, ставя после него тире и добавляя два слова — «формальное размежева-
ние».) Юнг пишет статью «Инстинкт и бессознательное» (Jung, С. W., vol. 8, р. 129-138), в которой впервые используется термин «архетип». Доклад на одноименную тему был сделан им в июле в колледже Бедфорд
Аналитическая психология и индивидуация
В 1920 году Юнгу исполнилось 45 лет. Он проходит через трудности кризиса «середины жизни» одновременно с растущей международной известностью. В течение нескольких последующих лет он много путешествует, главным образом отправляясь к «первобытным племенам» в Африку и к индейцам пуэбло в Северную Америку
Посещение Алжира и Туниса
В январе в Цюрих приезжает Герман Гессе, чтобы начать анализ у Юнга (прерывает его в июне)
Публикация «Психологических типов» (Юнг, 1995г), в которых Юнг развивает свою идею о двух установках (экстраверсии/интроверсии) и четырех функциях (мышление/чувство и ощущение/интуиция). Впервые самость широко трактуется как цель психического развития
Юнг встречается с известным синологом Рихардом Вильгельмом в Дармштадте
Покупает отдельно расположенный участок земли на побережье Цюрихского озера, 25 милями восточнее его дома в Кюснахте и в миле от деревушки под названием Боллинген
Пишет работу «Отношение аналитической психологии к поэзии» (см. Юнг, 19926, с. 93-120)
В сентябре Карл Юнг, Эмма Юнг и Тони Вульф выходят из Психологического клуба
Смерть матери Юнга
Лишь эпизодически используя помощь строителей, Юнг возводит в местечке Боллинген на берегу Цюрихского озера загородный дом, представляющий собой широкую и устойчивую башню; позднее он добавляет к ней пристройку и другую башню. Он обучается резке и обработке камней. В доме нет ни электричества, ни телефона. В своих воспоминаниях Юнг пишет, что уединялся в «Боллин-гене», когда нуждался в абсолютной тишине и восстановлении сил. Он занимался резьбой по камню, преследуя скорее терапевтическую, нежели художественную цель
В июле в Корнуолле он проводит семинар на английском языке «Человеческие взаимоотношения в отношении к процессу индивидуации»
К весне башня в Боллингене окончательно достроена
Поездка с друзьями в Соединенные Штаты (Нью-Мексико) к индейцам пуэбло. Он потрясен душевной непосредственностью индейцев
23 марта -16 июля в Цюрихе Юнг читает курс «Аналитическая психология», состоящий из 16 лекций-семинаров
В июле-августе поездка в Лондон. Проводит семинар «Сновидения и символизм»
Отправляется на сафари в Кению, где проводит несколько недель с элгонийцами у подножия горы Элгон
Пишет работу «Брак как психологическое отношение» (Юнг, 19956, с. 209-224)
В апреле возвращается из Африки через Египет
Уточнение целей аналитической психологии
Для этого периода характерно: 1) первое плодотворное сотрудничество со специалистами из разных областей знания (Рихард Вильгельм познакомил Юнга с китайской алхимией); 2) исходя из этого, у Юнга возрос интерес к западной алхимии; 3) появление в Англии первых значимых исследований, проведенных аналитиком, который находился под влиянием работ Юнга; 4) резко увеличивается число семинаров, которые служат проводниками идей Юнга
Лекция в «Школе мудрости» Германа Кайзерлинга (Дарм-штадт, Германия). Публикует работы «Структура души» (Юнг, 1994ж, с. 111-133) и «Женщина в Европе» (Jung, C.W.,vol. 10, р. 113-133)
Пишет «Введение» к книге Франса Викса «Анализ детской души» (см. Юнг, 19956, с. 41-50) — первой важной работе аналитика, вдохновленного идеями Юнга
Публикует работы «Отношение Эго к бессознательному» (Юнг, 1994з, с. 175-315), «О психической энергии» (Jung, С. W., vol. 8, р. 3-66), «Духовная проблема современного человека» (Jung, С. W., vol. 10, р. 74-94), «Значение бессознательного для индивидуального воспитания» (Юнг, 19956, с. 165-184). Юнг начинает серьезно изучать алхимию
7 ноября начался семинар «Анализ сновидений», продолжавшийся вплоть до 25 июня 1930 года (Jung, 1984)
Публикация подборки наиболее важных статей предшествовавших лет и «Двух очерков по аналитической психологии» на английском языке, что способствовало распространению аналитических идей в Америке и Англии
Юнг пишет «Комментарии» к переведенному Рихардом Вильгельмом произведению китайской классики «Тайна Золотого Цветка» (Юнг, 1994д, с. 149-222). «Парацельс» (см. Юнг, 19926, с. 18-29) — первая статья о западной алхимии. Юнг просит стать его помощницей Марию-Луизу фон Франц, в то время юную девушку с хорошим знанием латыни и греческого языка, и в дальнейшем она помогает ему в работе над источниками по алхимии
Юнг становится президентом Европейского медицинского общества психотерапии
Публикует статьи «Стадии жизни» (Jung, С. W., vol. 8, р. 387-403), «Психология и поэтическое творчество» (см. Юнг, 19926, с. 121-152). В Цюрихе начинают проходить две серии семинаров: 1) с 6 октября 1930-го по октябрь 1931 года— «Психология индивидуации» («Немецкий семинар»); 2) с 15 октября 1930-го по 21 марта 1934 года— «Интерпретация видений» («Семинар видений») (см. June, 1976)
Написаны «Основные постулаты аналитической психологии» (Jung, С. W., vol. 8, р. 338-357), «Цели психотерапии» (Юнг, 1998а, с. 46-64)
Дочь Марианна начинает помогать отцу в качестве секретаря
31 апреля — Международный конгресс по психотерапии в Дрездене
Публикация работ «Психотерапевты или священнослужители» (Jung, С. W., vol. 11, р. 327-347), «Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление», «Улисс: монолог», «Пикассо» (все статьи см.: Юнг, 19926, с. 54-201)
Присуждение Юнгу Литературной премии города в Цюрихе
3-8 октября в Психологическом клубе Цюриха индолог Д. В. Хауэр проводит семинар по кундалини-йоге. (Незадолго до этого Хауэр основал германское движение за веру, которое стремилось к поддержке всякого начинания, связанного с религиозными взглядами, укорененными «в биологии и духовной глубине немецкой нации». Усилия Хауэра были, в частности, направлены против христианства, которое он считал просемитски настроенным.)
С 12 октября Юнг проводит четыре недельных семинара «Психологические комментарии к кундалини-йоге» (Jung, 1976)
Начало преподавательской работы в Институте технологии в Цюрихе. Посещение первого собрания «Eranos»*B Асконе, Швейцария. Юнг делает доклад «Исследование процесса индивидуации» (см. Юнг, 19986, с. 211-257). «Эранос» — название, выбранное Рудольфом Отто для регулярных встреч в доме Ольги Фребе-Каптейн, целью которых было исследовать связи между восточным и западным мышлением. Эти встречи позволили Юнгу поддерживать обсуждение новых идей с широким кругом мыслителей, включая Генриха Зиммера, Мартина Бубера и др.
Должность президента Европейского медицинского общества психотерапии вскоре переходит под патронаж нацистов
Юнг становится редактором журнала «Zentralblatt fur Psy-chotherapie und ihre Grenzgebiete», выпускаемого в Лейпциге (покинул пост в 1939 году)
Публикует сборник работ под общим названием «Современный человек в поисках души» (Jung, 1933)
* Eranos (греч.) — участие в празднестве.
Дальнейшее развитие идей коллективного бессознательного
Юнгу было 58 лет в июле 1933 года, когда нацисты пришли к власти, и 70 лет — когда война окончилась. Это, безусловно, было напряженное и трудное время даже в Швейцарии, сохранявшей нейтралитет. Международное медицинское общество психотерапии, штаб которого квартировал в Германии, под влиянием нацистов исключило евреев из немецкого представительства своего общества. Хотя Юнг считал, что нашел хорошее решение о порядке участия евреев: они могли быть представителями других стран и, таким образом, продолжать участвовать в профессиональных дебатах, но многие говорили о его решении как о неудачной уступке. Обвинения в антисемитизме начали сглаживать даже еврейские коллеги, друзья и студенты, защищавшие его. Рост нацизма и угроза войны создавали предпосылки для постепенной переработки и уточнения его теории архетипических образов
20 октября Юнг открыл семинар «Современная психология» в Институте технологии в Цюрихе, где он уже вел преподавательскую работу, который продолжался до 12 июля 1935 года
Встречается с известным физиком Вольфгангом Паули
Юнг основал Международное общество психотерапии и стал его первым президентом
2 мая начался семинар «Заратустра Ницше», продолжавшийся 86 сессий, последняя из которых состоялась 15 февраля 1939 года (Jung, 1976)
Представил доклад на второй встрече в «Эраносе» в Аско-не: «Архетипы коллективного бессознательного» (см. Юнг, ^94з, с. 135-164)
Написаны статьи «Обзор теории комплексов» (см. Юнг, 1997г), «Психотерапия сегодня» (Jung, С. W., vol. 10, р. 157-173), «Практическое использование анализа сновидений» (Юнг, 1998а, с. 154-180), «О становлении личности» (Юнг, 1996г, с. 207-219)
В сентябре писатель Джеймс Джойс, живший в то время в Цюрихе, обращается к Юнгу с просьбой заняться лечением его дочери Лукреции
Юнг избран профессором в Институте технологии. Создает Швейцарское общество практической психологии
На третьей встрече в «Эраносе» в Асконе Юнг представляет доклад «Символизм сновидения в процессе индивидуации» (опубликован в переработанном виде как «Символизм сновидения и его связь с алхимией», см.: Юнг, 1997в, с.57-238)
Президентское приветственное послание VIII медицинскому конгрессу по психотерапии (см. Jung, С. W., vol. 10, р.554-556)
Публикует статьи «Психологический комментарий к "Тибетской книге мертвых"» (см. Юнг, 1994д, с. 64-90), «Принципы психотерапии» (Юнг, 1998а)
В Лондоне представлен курс из пяти лекций, прочитанный сотрудникам Института медицинской психологии: «Аналитическая психология: ее теория и практика» (больше известный под названием «Тэвистокские лекции», впервые опубликованные в 1968 году) (Юнг, 2003, § 1-415)
Напечатаны статьи «Понятие о коллективном бессознательном» (Юнг, 1996г, с. 10-16), «Об архетипе и в особенности о понятии анимы» (там же, с. 17-29), «Вотан» (см. Одайник, 1996, с. 275-290), «Йога и Запад» (Юнг, 1994в,с. 29-39)
Четвертая встреча в «Эраносе» в Асконе — доклад «Религиозные идеи в алхимии» (см. Юнг, 1997в)
Лекция в Гарварде (США), где Юнг получил степень почетного доктора и провел два семинара «Символы сновидений в процессе индивидуации» на острове Бэйли, штат Мэн (20-25 сентября), и в Нью-Йорке (16-18 и 25~26 октября). Открытие Клуба аналитической психологии в Нью-Йорке под руководством Эстер Нардинг, Элеонор Бертин и Кристины Манн
В Институте технологии в Цюрихе в течение зимнего семестра 1936-1937 годов проведен семинар «Психологическая интерпретация детских сновидений» (повторившийся в 1938-1939 и 1939-1940 годах)
28 мая-
■ смерть Альфреда Адлера
Пятая встреча в «Эраносе» в Асконе — доклад «Видения Зосимы» (см. Юнг, 2002, с. 327-383)
В США читает лекции в Йельском университете, опубликованные под названием «Психология и религия» (см. Юнг, 1991, с. 129-202). Отправляет приветственное послание в Копенгаген по случаю открытия IX Международного медицинского конгресса по психотерапии (Jung, С. W. vol. 10, р. 561-564)
Получает от Британского правительства в Индии приглашение принять участие в пятой годовщине Калькуттского университета
В январе получает степень почетного доктора университетов в Калькутте, Бенаресе и Аллахабаде
Май — основывает Учительский институт психотерапии при Цюрихском университете
Август — шестая встреча в «Эраносе» в Асконе: доклад «Психологические аспекты архетипа Матери» (см. Юнг, 1996г, с. 30-50)
29 июля - 2 августа в Оксфорде (Англия) проходит X Международный медицинский конгресс по психотерапии. Юнг отправляет приветственную речь «Послание, поддерживающее общность различных психотерапевтических школ, представленных на конгрессе» (Jung, С. W, vol. 10, р. 564-567)
Получает степень почетного доктора в Оксфорде
28 октября начинается семинар «Процесс индивидуации в восточных текстах», который продолжается до июня 1939 года
Вторая мировая война
5 апреля — лекция «Символическая жизнь» в Лондоне в Гильдии пасторской психологии (Юнг, 2003, с. 297-325)
15 мая Юнг избран почетным членом Королевского общества медицины в Лондоне
15 июль — смерть Юджина Блейлера
3 сентября — начало Второй мировой войны
23 сентября — кончина Зигмунда Фрейда в Лондоне. Юнг пишет некролог
Октябрь. Юнг слагает с себя обязанности редактора журнала «Zentralblatt fur Psychotherapie und ihre Grenzgebiete», выпускаемого в Лейпциге
Седьмая встреча в «Эраносе» в Асконе: доклад «О перерождении» (Юнг, 1997г). В этой встрече принимают участие Пауль и Мари Меллон. Пауль Меллон был богатым филан-
тропом и коллекционером картин; его первая жена, Мари (1904-1946), захотела поселиться в Цюрихе и проходить анализ у Юнга, надеясь, что он окажет ей помощь в связи с астмой. Последующая щедрость семейства Меллонов оказала большое влияние на распространение идей Юнга (см.1942,1949)
Юнг публикует статьи «Чему может научить нас Индия?» (Юнг, 1994в, с. 22-28), «Психологический комментарий к "Тибетской книге Великого Освобождения"» (Юнг, 1994д)
Пишет предисловие к книге Д. Т. Судзуки «Введение в дзен-буддизм»
Начинает семинар «Процесс индивидуации: Exercitia Spiri-tualia св. Игнатия из Лайолы» (с 16 июня 1939 по 8 марта 1940 года)
Вышел в свет сборник последних публикаций Юнга под общим названием «Интеграция личности»
Восьмое заседание «Эраноса» в Асконе — доклад «Психологический подход к Троице» (см. Юнг, 1995в, с. 5-108)
«Психология архетипа Ребенка» (см. Юнг, 1996г, с. 51-71)
С 8 ноября по 28 февраля 1941 года проходит семинар «Процессы индивидуации в алхимии: 1»
2 мая -11 июля — семинар «Процессы индивидуации в алхимии: 2»
Девятое заседание «Эраноса» в Асконе — доклады «Символизм превращения в мессе» (Юнг, 1995в, с. 235-348) и «Психологические аспекты Коры» (см. Юнг, 1996г, с. 72-86)
6 января в Нью-Йорке и Вашингтоне был основан Фонд Буллингем с Мари Меллон в качестве президента, членами правления стали Генрих Зиммер и Эдгар Винд
После девяти лет работы Юнг покинул пост в Институте технологии
Десятая встреча в «Эраносе» в Асконе — доклад «Дух Меркурий» (Юнг, 19966, с. 7-70)
Доклад «Парацельс как духовное явление», прочитанный в Айнзидельне (Швейцария) в связи с 400-летием со дня смерти Парацельса (Юнг, 19966, с. 71-163)
Юнг избран почетным членом Швейцарской Академии наук
Опубликованы работы «К психологии восточной медитации» (см. Юнг, 1994д, с. 8-32), «Психотерапия и мировоззрение» (Юнг, 1998а, с. 89-96), «Феномен одаренности» (Юнг, 19956, с. 151-164)
Ноябрь — Юнга посещает издатель и редактор из США Герберт Рид в связи с изданием собрания его сочинений на английском языке
В Базельском университете специально для Юнга создана должность консультанта по вопросам медицинской психологии, от которой он был вынужден отказаться уже на следующий год по причине болезни. Дальнейшие проблемы со здоровьем: страдания со сломанной ногой, сердечные боли и серии различных видений
Юнг пишет введение «Об индийском святом» (см. Юнг, 1994д, с. 47-63) и редактирует книгу Генриха Зиммера «Часть личности». Опубликован большой труд «Психология и алхимия» (Юнг, 1997в), основанный на докладах, сделанных в «Эраносе» в 1935-1936 годах
Юнг торжественно отмечает свое 70-летие, получает звание почетного доктора Университета Женевы
Тринадцатое заседание «Эраноса» в Асконе — доклад «Феноменология духа в сказках» (Юнг, 1996в, с. 288-337)
После войны
Написаны статьи «После катастрофы» (Jung, C.W.,vol. 10), «Философское древо» (Юнг, 2002, с. 183-326)
Четырнадцатое заседание «Эраноса» в Асконе: «Дух психологии», переработано и опубликовано под названием «О природе психического» (Юнг, 2002, с. 7-94). Написаны «Эссе о современных событиях» (Jung, С. W., vol. 10, р. 177-243) и большая работа «Психология переноса» (Юнг, 1998а, с. 181-350)
Начинается длинный период отдыха в Боллингене
24 апреля открывается Институт Юнга в Цюрихе. Он работает как обучающий центр для желающих стать аналитиками и становится основным местом проведения лекций. В это же время начинают открываться подобные институты в других местах, особенно в США: Нью-Йорк, Сан-Франциско, Лос-Анджелес. В Асконе (Швейцария) проходит шестнадцатое заседание «Эраноса»
Эмма Юнг госпитализирована в клинику после перелома плечевого сустава
Последние работы
Юнг продолжает подготовку «Aion» (1951) (Юнг, 1997а) и начинает ревизию своих ранних работ
Совместно с К. Кереньи издает работу «Введение в сущность мифологии» (Юнг, 1996в, с. 11-210), куда включены две статьи Юнга об архетипе Ребенка (1940) и Коры (1941)
52 =
Пишет статьи «О символизме мандалы» (Юнг, 2002, с. 95-182), «Предисловие» к английскому изданию китайской классической работы «И-Цзин», которая ранее выходила в немецком переводе Рихарда Вильгельма (см. Юнг, 1994д,с. 223-254)
В Асконе прошла девятнадцатая встреча общества «Эра-нос» — доклад «О синхронии» (Юнг, 1997г)
Опубликована большая работа Юнга «Aion: источники и феноменология Самости» (Юнг, 1997а), «Основные вопросы психотерапии» (Юнг, 1998а, с. 125-140)
Написаны «Синхрония: некаузальный связующий принцип» (Юнг, 1997г), «Ответ Иову» (Юнг, 1995в), «Символы трансформации» (переработанное издание книги «Метаморфозы и символы либидо», написанной в 1911-1912 го - дах) (Юнг, 2000в)
19 марта умирает Тони Вульф
В Боллингене начинается публикация собрания сочинений Юнга (издание продолжается до 1976 года)
Написаны работы «Психология образа Трикстера» (Юнг, 199бв, с. 338-356). Она мыслилась Юнгом как комментарий к книге П. Радина «Трикстер: изучение мифологии американских индейцев» (Радин, 1999)
«Корни сознания» — новое собрание эссе Юнга, опубликованное в Германии
Юнг совместно с Паули написал работу «Интерпретация природы и души». Вклад Юнга в эту работу—эссе «Синхрония» (1952)
На свое 80-летие Юнг получает звание почетного доктора в Институте технологии (Цюрих)
Пишет завершающую работу по алхимии «Mysterium Co-niunctionis: исследование в области разделения и синтеза психических оппозиций в алхимии» (Юнг, 19976)
Осенью Аньела Яффе становится секретарем Юнга 27 ноября скончалась Эмма Юнг
«Почему и как я написал мой "Ответ Иову"» (Jung, С. W., vol. И, р. 357-363)
«Нераскрытая Самость» (Jung, С. W., vol. 10)
Начинает излагать свои воспоминания Аньеле Яффе
5-8 августа — Юнг записывает четыре часовых интервью с Ричардом Эвансом, профессором психологии университета в Хьюстоне («Хьюстоновский фильм»)
Пишет автобиографическую книгу «Воспоминания, сновидения, размышления». Сейчас считается, что эта книга была совместным продуктом Юнга и его секретаря Анье-лы Яффе
Юнг пишет работу «Летающие тарелки: современный миф» (Юнг, 1994е)
22 октября — интервью «Лицом к лицу» с Джоном Фриме-ном из Би-Би-Си
Пишет главу «Последние мысли» в книгу «Воспоминания, сновидения, размышления»
I960
Становится почетным гражданином Кюснахта в день своего 85-летия
Пишет «Предисловие» к работе Мигеля Серано «Визиты королевы Шебы»
6 июня после короткой болезни Юнг скончался в своем доме в Кюснахте
Книга «Воспоминания, сновидения, размышления» редактируется Аньелой Яффе (английский перевод опубликован в 1963 году в Нью-Йорке и Лондоне)
«Подход к бессознательному» — глава в книге «Человек и его символы», редактором которой был Юнг, а после его смерти — Мария-Луиза фон Франц
Опубликованы «Письма:1: 1906-1950» (Jung, 1973, vol. 1)
Опубликована книга «Переписка Фрейда и Юнга» (The Freud/Jung Letters, 1974)
Опубликованы «Письма: 2: 1951-1961» (Jung, 1975, vol. 2)
ЮНГИАНСКИЙ БРЕВИАРИЙ
Психическая реальность
Принципиально важным понятием аналитической психологии является представление о «реальности психического», или психической реальности. Для самого Юнга психическое было единственной «очевидностью», как он говорил, «высочайшей действительностью» (Jung, С. W., vol. 8, par. 742-748). В своей работе «Реальное и сюрреальное» (Jung, С. W., vol. 8) Юнг описывает это понятие следующим образом. Он сравнивает восточный и западный типы мышления. Согласно западному, все, что «реально», так или иначе постигается органами чувств. Ограничительное толкование реальности, сведение ее к материальности хотя и кажется понятным, но представляет лишь фрагмент реальности как целого. Такая узкая позиция чужда восточному взгляду на мир, который абсолютно все относит к реальности. Поэтому Восток, в отличие от Запада, не нуждается в определениях типа «сверхреальность» или «экстрасенсорика» по отношению к психическому. Раньше западный человек рассматривал психическое лишь как «вторичную» реальность, полученную в результате действия соответствующих физических начал. Показательным примером данного отношения можно считать простодушный материализм а ля Фохт-Молешот, декларировавший, что «мысль находится почти в таком же отношении к головному мозгу, как желчь к печени» (см., в частности: Яро-шевский, 1985, с. 187).
В настоящее время, считает Юнг, Запад начинает осознавать свою ошибку и понимать, что мир, в котором он живет, представлен психическими образами. Восток оказался мудрее — таково мнение Юнга,— поскольку он находил,