Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Цели и задачи дисциплины (модуля) «Социальная психология»
Целью освоения дисциплины является изучение закономерностей функционирования социально-психологических явлений и процессов в различных общественных условиях.
Основными задачами дисциплины (модуля)являются:
· охарактеризовать особенности функционирования социально-психологических явлений и процессов, возникающих в малой группе, и их влияния на поведение, общение и взаимодействие людей в ней;
· познакомить студентов с социально-психологическими характеристиками личности и своеобразием ее социализации в различных общностях и условиях.
Процесс изучения дисциплины (модуля) «Социальная психология» направлен на формирование следующих компетенций:
Процесс изучения дисциплины (модуля) «Социальная психология» направлен на формирование следующих компетенций:
профессиональных компетенций (ПК):
- способность эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-19).
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен:
Знать:
- функции социальной психологии как науки и практики;
- знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в больших и малых социальных группах;
- основные социально-психологические характеристики больших социальных групп и движений;
- специфику межгрупповых отношений;
- факторы формирования личности в процессе социализации;
- основные закономерности и формы регуляции социального поведения;
Уметь:
- владеть навыками анализа психологических ситуаций, возникающих в социальной жизни людей, уметь находить адекватные способы их решения;
- оперировать понятиями и концепциями социальной психологии при объяснении ситуаций взаимодействия людей;
Владеть:
· инструментарием, методами организации и проведения социально- психологических исследований.
Предшествующими дисциплинами (модулями), на которых непосредственно базируется дисциплина, являются: «Психология», «Социология», «Риторика», «Деловые коммуникации», «Основы управления персоналом» и др.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ООП ВО
Дисциплина (модуль) относится к дисциплинам раздела Б1.Б.21.
Глубокое усвоение материала обеспечивается сочетанием аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов с литературой и нормативными документами. Основным видом учебных занятий по данной дисциплине (модулю) являются практические занятия, которые проводятся в виде дискуссий, группового проектного обучения и др. По дисциплине осуществляется текущий контроль и итоговая аттестация в форме зачета.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Общая трудоемкость дисциплины (модуля)составляет 3 зачётных единицы (108 часов).
Распределение трудоемкости дисциплины (модуля) по видам работ
Вид учебной работы | Трудоемкость, часов |
Общая трудоемкость по учебному плану | |
Аудиторные занятия | |
Лекции (Л) | |
Практические занятия (ПЗ) | |
Лабораторно-практические занятия (ЛПЗ) | |
Самостоятельная работа (СР),в том числе: | |
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям, коллоквиумами т.д.) | |
Вид контроля: зачет |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Структура дисциплины (модуля)
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий, формы текущего контроля и промежуточной аттестации
№ Раздела (темы) | Наименование разделов (тем) | Количество часов | Форма* текущего контроля | |||||
Всего | Аудиторная работа | Внеауд. работа СР (КСР) | ||||||
Л | ПЗ | ЛПЗ | ||||||
История и современность социальной психологии как науки | О, Д | |||||||
Социально-психологические особенности групп. | О, Д | |||||||
Общение и социально взаимодействие | РК, Д | |||||||
Социально-психологические аспекты личности | РК | |||||||
Всего | ||||||||
Подготовка и сдача зачета | зачет | |||||||
Итого: | ||||||||
*Формы текущего контроля: опрос (О), диспут (Д), рубежный контроль (РК) и др.
Содержание лекций
№ Раздела (темы) | Название разделов (тем) | Содержание (дидактические единицы) | Кол-во часов |
История и современность социальной психологии как науки | Пограничный характер социально-психологического знания: зависимость понимания предмета социальной психологии от понимания предмета общей психологии и социологии. Социальная психология как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп. | ||
Социально-психологические особенности групп. | Понятие «малая группа». Количественный и качественный состав малой группы. Групповые структуры: вертикальные и горизонтальные. Групповые процессы: образование малых групп, лидерство в группе, сплоченность группы, нормативное влияние большинства и меньшинства на личность. Виды больших социальных групп, занимающих особое место в системе общественных отношений (классы, социальные слои, нации, профессиональные группы). Временные неорганизованные группы – толпы, аудитории, публика и т. д. историческое изменение понятия «массовое поведение». Значение исследования психологии неорганизованных групп на современном этапе. | ||
Общение и социально взаимодействие | Общение как специфический вид деятельности. Интерактивный, перцептивный и информационный аспекты общения. Социально-психологические закономерности и эффекты. Коммуникативные барьеры. Взаимодействие как форма организации совместной деятельности. Типы взаимодействия. Экспериментальные схемы взаимодействия. Теории «динамического взаимодействия». Решение проблемы взаимодействия в «символическом интеракционизме». Проблемы кооперации и конфликта в социальной психологии. Структура конфликта. Виды конфликта. Контроль над конфликтными ситуациями. | ||
Социально-психологические аспекты личности | Подходы к пониманию личности в социальной психологии. Социализация личности: характеристика этапов, институты социализации. Социально-психологические параметры анализа личности: социальная адаптация, социальная идентификация, социально-значимые качества личности, социальная адекватность личности. | ||
ИТОГО |
Содержание практических и лабораторно-практических занятий
№ Раздела (темы) | Содержание (дидактические единицы) | Кол-во часов |
Развитие социально-психологических идей в русле социально-философских и социологических учений. Истоки данных идей в античной философии и философии Нового времени. Место социально-психологической проблематики в историко-эволюционной социологии XIX века. Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку. Первые попытки создания самостоятельных социально-психологических теорий (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт, Г. Тард, С. Сигле и Г. Лебон, МакДугл). Теоретическая и методологическая ограниченность первых социально-психологических теорий. | ||
Исследование межгрупповых отношений в отечественной и социальной психологии. Межгрупповые отношения в обществе на макроуровне, мезоуровне и микроуровне социальной жизни. Дифференциация и интеграция в межгрупповых отношениях. Интегративные межгрупповые феномены: групповая аффилициация, групповая открытость и межгрупповая референтность. Внушение или суггестия как целенаправленное неаргументированное воздействие, основанное на некритичном восприятии информации. Понятийный аппарат для описания социальной суггестии. Феномен контр-суггестии. Внушение и убеждение. Подражание. Теория подражания Г. Тарда. Роль подражания в историческом развитии человеческого общества и в онтогенезе. Относительное значение заражения, внушения и подражания. | ||
Диагностика поведения в конфликте. Особенности организационных конфликтов. Переговоры как способ разрешения конфликтов. Роль руководителя в разрешении конфликта. | ||
Понятие социального поведения и его регуляторов. Социальная установка: понятие структура, функции, формирование, изменение социальных установок, влияние аттитюдов на поведение, влияние поведения на аттитюды. Иерархическая структура социальных диспозиций. | ||
Итого: |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Требования к самостоятельной работе по дисциплине (модулю)включают: указание трудоемкости; виды самостоятельной работы студентов; технологическую карту самостоятельной работы; методические рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы.
Трудоемкость самостоятельной работы студентов по дисциплине «Социальная психология» составляет 72 часа.
Вопросы для самостоятельного изучения
№ Раздела (темы) | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов |
1. Прикладные социально психологические исследования (здравоохранение, образование, бизнес и др.). 2. Основные теоретические концепции социальной психологии в настоящее время. | ||
1. Проблема размера малой группы. 2. Типологии малых групп. 3. Подходы к определению лидерства и руководства в малой группе. 4. Проблемы формирования группы. 5. Факторы, определяющие сплоченность группы. 6. Стихийные группы и массовидные явления: толпа, масса, публика. 7. Способы воздействия в стихийных группах. 8. Экспериментальные исследования в зарубежной и отечественной социальной психологии (Шериф, А. Тэшфел, С. Московиси, Агеев, Донцов и др.). 9. Дифференциация и интеграция в межгрупповых отношениях. Интегративные межгрупповые феномены: групповая аффилициация, групповая открытость и межгрупповая референтность. | ||
1. Типы взаимодействия. 2. Экспериментальные схемы взаимодействия. 3. Теории «динамического взаимодействия». 4. Решение проблемы взаимодействия в «символическом интеракционизме». 5. Проблемы кооперации и конфликта в социальной психологии | ||
1. Личность как социальная характеристика индивида. 2. Механизмы социального влияния на личность. 3. Теории личности в зарубежной психологии. | ||
Итого: |
6.2. Вопросы для самопроверки и литература
№ Раздела (темы) | Вопросы для самопроверки | Список литературы |
1. История развития социальной психологии. 2. Объект и предмет социальной психологии. 3. Методы социальной психологии как науки. 4. Развитие социальной психологии в отечественной науке. 5. Развитие социальной психологии за рубежом. | Основная литература: №№ 1, 2, 4 Дополнительная литература: №№ 1, 3, 7, 9. Интернет ресурсы, справочные системы: www.nnir.ru / - Российская национальная библиотека www.nns.ru / -Национальная электронная библиотека www.rsi.ru / - Российская государственная библиотека | |
1. Понятие «малой группы». 2. Размеры малой группы. 3. Типы малых групп. 4. Основные направления исследования малых групп 5. Групповые структуры. 6. Групповые процессы. 7. Виды больших групп. 8. Социально-психологические характеристики нации (эноса) 9. Социально-психологические характеристики профессиональной группы. 10. Социально-психологические характеристики социальные классы и слои. 11. Социальные движения. | Основная литература: №№ 1, 2, 5 Дополнительная литература: №№ 1, 3, 5, 7, 8, 9. Интернет ресурсы, справочные системы: Интернет ресурсы, справочные системы: www.nnir.ru / - Российская национальная библиотека www.nns.ru / -Национальная электронная библиотека www.rsi.ru / - Российская государственная библиотека | |
1. Понятие общения и его функций. 2. 3 аспекта общения. 3. Коммуникативные барьеры. 4. Социально-психологические эффекты общения и взаимодействия. 5. Конфликт и его причины. 6. Фазы конфликта. 7. Способы разрешения конфликта. | Основная литература: №№ 3, 4 Дополнительная литература: №№ 4, 5, 7, 8-10. Интернет ресурсы, справочные системы: www.nnir.ru / - Российская национальная библиотека www.nns.ru / -Национальная электронная библиотека www.rsi.ru / - Российская государственная библиотека | |
1. Подходы к пониманию личности. Структура личности. 2. Социальное поведение личности. 3. Социально-важные качества личности. . | Основная литература: №№ 3, 4 Дополнительная литература: №№ 2, 6, 8-10. Интернет ресурсы, справочные системы: www.nnir.ru / - Российская национальная библиотека www.nns.ru / -Национальная электронная библиотека www.rsi.ru / - Российская государственная библиотека |
Виды самостоятельной работы:
- составления компендиума;
- подготовка дискуссии (круглого стола) по заданной теме;
- индивидуальное кейсовое задание
- обзор интернет-сайтов и разработка каталога интернет-ресурсов по заданной теме;
- обзор периодической литературы и профессиональных изданий (журналы «Проблемы теории и практики управления», «Государственная служба», «Экономический анализ: теория и практика» и др.).