Анализ первобытных верований
«Тотемы и табу».
1913 дата создания работы «Тотем и табу».
1913 год ссоры с Юнгом.
Фрейдовская концепция возникновения тотемизма.
Из-за 1 WW не заметили, но с 1919 года научный мир воскресил работу Фрейда. Книгу обругали критики. Концепция причудливая и странная, тянет на миф. Практического выхода нет. Миф о первобытном отцеубийстве. Количество фактов, которые она объясняет и ее согласованность с кругом наличного знания (насколько гипотеза согласовывается с устоявшимся кругом идей.).
Три предпосылки:
- Гипотеза первобытной орды у Чарльза Дарвина (отец был убит сыновьями, обезьяны);
- анализ детские фобии (Разбор случаев боязни животных. Дети боятся отца, так как он ассоциируется с животным);
- Роберт Сон-Смит концепция религиозного жертвоприношения (Жертвоприношения, чтобы слиться с животным);
Три группы следствий:
- психологические (эдипов комплекс, чувство вины.);
два главных запрета тотемизма — на убийство тотемного животного и экзогамия, т. е. невозможность брака с женщинами своего племени, - совпадают с двумя преступлениями царя Эдипа, который женился на своей матери и убил своего отца. Подобное тождество с двумя основными составляющими эдипова комплекса, зачастую образующего подоплеку современных неврозов, дало Фрейду основание предположить, что скрытые психологические пружины первобытной религиозности во многом сходны с теми процессами в психике современного человека
- религиозные;
“все последующие религии были попытками разрешить ту же проблему. Все они преследовали одну и ту же цель — реакцию на великое событие, с которого началась культура и которое с тех пор не дает покоя человечеству”. Возникновение тотемизма означало также и рождение первой формы религиозных верований, дальнейшее развитие которых во все времена сопровождалось двумя изначальными мотивами:
1. амбивалентным отношением сына к отцу (агрессивным и покаянным) и 2. жертвоприношением (тотемистической трапезой/первоубийство отца).
- социальные
Запрет на убийство отца нашел свое продолжение в представлении о святости общей крови, что ознaчало запрещение проливать кровь брата, а впоследствии переросло в общую заповедь “не убий”, подкрепленную религиозным; обоснованием.
Уходит соперничество из-за женщин внутри сообщества. Соперничество из-за женщин было главной причиной, разрушавшей солидарность общины и мешавшей братьям выступать сообща. Теперь препятствие было устранено, т. е. открывалась возможности социального взаимодействия и культурного развития. Кроме того, это было первым ограничением, которое члены общины терпели не под давлением прямого принуждения со стороны природных обстоятельств или перед лицом более сильного соперника, а по внутреннему побуждению, что, по сути, явилось прообразом моральных запретов.
Чтобы внутреннее побуждение (т. е. бессознательное чувство вины) оставалось в силе, вину следовало периодически возобновлять. Поэтому тотемистические трапезы играли не только роль клапана для выхода агрессивных тенденций, но несли и важную социальную функцию: они воспроизводили преступление, а с ним и переживание соучастия в общей вине, лежащее в основе социальной общности. Не случайно осуществляемое при этом действие, которое было строго запрещено совершать любому общины в одиночку, требовало обязательного участия всех без исключения и уклонение от него не допускалось.
В свете двух главных мотивов религиозного сознания интерпретировал Фрейд и христианскую идею о первородном грехе и искуплении.
Первородный грех представляет собой, несомненно, преступление против Бога-отца: необходимость кровавой жертвы для искупления греха указывает на То, что им было убийство, которое можно искупить только ценой собственной жизни.
Самопожертвование Сына ведет к примирению с Отцом, тем более полному, что ему сопутствует полный отказ от женщины, принадлежащей Отцу.
Но психологический рок амбивалентности требует своих прав. Вместе с деянием, дающим Отцу самое полное искупление, Сын также достигает цели по отношению к Отцу. Он сам становится Богом, наряду с Отцом, собственно вместо него. Религия Сына сменяет религию Отца. В знак такого замещения древняя тотемистическая трапеза снова оживает как причастие, в котором братья вкушают плоть и кровь не Отца, а Сына и отождествляют себя с ним, освящаются этим причастием. Последнее, однако, является также новым устранением Отца, повторением деяния, которое нужно искупить.
З. Фрейд полагал, что проекция есть часть феномена переноса (трансфера) в том случае, когда личность приписывает другому слова, мысли и чувства, которые, по сути, принадлежат ему самому: "Вы подумаете, что…, но это вовсе не так". Как результат проекции З. Фрейд рассматривал религию. Согласно этой точке зрения, человек сам создал все образы Бога по образу и подобию своему. Люди проецируют свои фантазии о всемогуществе на Бога.