Назв. | Автор | Содержание | Достоинства | Недостатки | Значение |
Теологическая | Фома Аквинский, Аврелий Августин, Жак Маритен, Мерсье | Государство возникло по воле Бога. След., гос-во, его институты, власть: -вечны, незыблемы и святы; -их возникновение и управление не зависит от человека; - являются выразителями воли Бога на земле | -Способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности. -Препятствует насилию, революциям и гражд. Войнам, переделу власти и собственности | -Основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, т.е. ненаучна. -Ее нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть | Призывает: -принять гос-во и власть как данность, полученную свыше; - признать власть монархов святой и происходящей от Бога; -полностью и во всем подчиняться власти-небесной, т.е. церковной и земной; не пытаться изменить установленный Богом порядок |
Патриархальная | Аристотель | Гос-во возникает по модели семьи (гос-во «большая семья»). Гос-во возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. | -Способствует сплочению общества; уважению, почитанию гос-ой власти. -Культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества | -Прямое отождествление гос-ва и семьи, власти монарха и отца. В семье сущ. родственные связи, в то время как весь народ вряд ли правильно объявлять родственниками. -Монарх-представитель публичной власти, он не может быть отцом для всех. -Гос-во нельзя считать прямым продолжением семьи-они зарождались одновременно в процессе разложения первобытнообщинного строя | -монарх яв. отцом всего народа -благосостояние общ. невозможно без королевской (отцовской) заботы - король действует во благо подданных, охраняет и защищает их - власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема - подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу |
Договорная (естественно-правовая) | Гуго Гроций, Джон Локк, Томас Гоббс, Шарль-Луи Монтескье, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Радищев А.Н. | В основе гос-ва лежит «общественный договор», кот. сост. в след: -первонач. люди наход. в догос-ом состоянии -каждый преследовал свои интересы, «война против всех»-уничтожение общества -заключили общ. договор ради взаимного выживания -создан институт согласования интересов, взаимной защиты-государство | | -«общественный договор»-скорее идеал, чем реал действительность -не одно гос-во не возникло на основе договора м\у гражданами - общ договор маловероятен в силу различия интересов и большого числа жителей - общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как оно разделено на разл группы со разными интересами | -были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении гос-ва -шаг к созданию гражданского общ-ва -выдвинут принцип народного суверенитета –власть производна от народа и принадлежит народу - гос-ые структуры должна выражать интересы народа, быть у него на службе - почва для возникновения республик-как альтернативы реакционным монармах 17-18 веков |
Органическая | Герберт Спенсер, Вормс, Прейс, Блюнчл | Гос-во возникает и развивается подобно биологическому организму: -люди образуют гос-во, как клетки-живой организм - гос-ые институты подобны частям организма -м/у гос-ми идет конкуренция, в рез-те естественного отбора выживают самые приспособленные | -Восприятие гос-ва как единого целого, взаимосвязанного организма -Признание рои конкуренции гос-в в совершенствовании их внутреннего механизма -Оригинальность теории | -Прямое проецирование биологических законов на жизнь общества -Сильное влияние дарвинизма -Отождествление гос-ва с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным | |
Психологическая | Л.И.Петражицкий, З.Фрейд, Г.Тард | Гос-во возникло благодаря особым свой-ам психики человека: -желание большинства быть защищенными и подчиняться более сильным -способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле -желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов-сопротивляться власти, совершать преступления | Отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственные человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования гос-ва | Данная теория не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло гос-во,-«социальные, экономические, политические и тд» | Предшествующей гос-ой власти яв власть верхушки первобытного общества-вождей, шаманов, жрецов, которая основывалась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества |
Назв. | Автор | Содержание | Достоинства | Недостатки | Значение |
Теория насилия | Шан Ян, Евгений Дюринг, Людвиг Гумплович, Карл Каутский | Причина происхождения и основа политической основы-это завоевания, насилие (внешнее насилие). В отд случаях присутствовало внутреннее насилие (внутри самого общества). К этой группе можно отнести классовую теорию К.Маркса. в ее основе лежит разделение общ-ва на антагонистические классы и гос-во явл органом и средством насилия господствующего класса | Насилие действительно является одним из основных факторов, на кот основывается гос-во: сбор налогов, правоохранительная деятельность. | Насилие было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение гос-ва. Для этого нужен такой уровень экономического развития, который позволит бы содержать госаппарат. | Насилие выражалось в присвоении материальных благ и средств производства сильным меньшинством: -сбор дани дружинниками -расширение подвластных королю (феодалу) территорий - огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий) -иные формы насилия Для поддержания установленного порядка требовалось насилие и возникла необходимость создания «охранительного аппарата» завоеванных благ |
Ирригационная теория (водная) | Мыслители Древнего Востока (Китай, Месопотамия, Египет), частично К.Маркс («азиатский способ производства» | Гос-во возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их вод (ирригация). | Крестьянин-индивидуалист не могли использовать самостоятельно ресурсы рек. Для этого необходимо была мобилизация усилий всех людей, живущих вдоль реки. В результате этого возникли первые гос-ва-Древний Египет, Древний Китай, Вавилон (в долинах крупных рек) | Теория не объясняет причину появления гос-ва, расположенных не в долинах рек (например горных, степных) | |
Экономическая (классовая) | К.Маркс, Ф.Энгельс, Л.Морган | «Историка-материалистическая концепция». Гос-во возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития прежде всего экономического. Включает два подхода: 1) гос-во возникает как непримиримости между классами, как орудие подавления господствующим классом других 2) в рез-те развития усложняется общ-во и продукт требуется совершенствования управления, что приводит к созданию гос-ва | Теория имеет рациональное зерно-экономический анализ, признание наличия в общ-ве групп с противоположными интересами-классов | Не только классово-экономические факторы повлияли на возникновение гос-ва. И вряд ли можно рассматривать гос-во только как аппарат господства одних классов над другими | Гос-во возникло на классово-экономической основе: -произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля) -возник прибавочный продукт -в рез-те присвоения чужого труда общ-во расслоилось на классы-эксплуатируемых и эксплуататоров -появились частная собственность и публичная власть -для поддержания господства эксплуататоров был создан спец аппарат принуждения-гос-во |
Расовая | Появилась в первой половине XXв.-в период появления фашизма | В мире сущ «высшие» расы, кот призваны господствовать и «низшие»- должны им подчиняться. Появление гос-во необх для обеспечения постоянного господства одних рас над другими | Это теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная и полуофициальная. Но как «научная», академическая доктрина, имеет хождение в западных странах |
Инцестная (половая) | Запрет инцеста (кровосмешения) близких родственников яв исходным социальным фактором в выделении человека из мира природы, структуризации общества и в последствии возникновении гос-ва (Леви-Стросс) |
Спортивная | Возникновение гос-ва напрямую связано с происхождением игр и физических упражнений, а также спорта в целом (Ортега Х.Гассет) |
Диффузная | Гос-во возникает в результате передачи опыта управления большими отрядами человеческого сообщества от одних народов другим или как результат распространения опыта гос-но-правовой жизни на те регионы земного шара, где он еще не использовался (XIX-XX в. Гребнер) |
Теория специализации | Гос-во-это результат возникновения специализации в сфере управленческой (политической специализации), которая имело место наряду со специализацией в производственной сфере (экономической специализацией) |
Другие теории | Теория элит; технократическая; плюралистическая теория; теория гос-ва всеобщего благоденствия; теория социального и правового гос-ва; теория солидаризма; теория конвергентного гос-ва; теория мирового гос-ва и правительства |