Задевает ли вас, когда ваши коллеги (особенно молодые) добиваются большего успеха, чем вы?
а) да;
б) нет;
в) иногда.
Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе три цвета подряд:
а) голубой;
б) желтый;
в) красный.
Какой цвет вы видели наиболее ярко?
Практически никто не бывает полностью доволен собой. Каждого что-то «грызет», укаждого свои комплексы. Все время сравниваем себя с кем-то, чтобы
убедиться, что и мы чего-то стоим. А как обстоят дела с вашими комплексами? Выберите из каждого пункта опросника (тест № 18) «свой» ответ, подсчитайте сумму баллов и получите результат:
1. Люди меня не понимают:
а) часто;
б) редко;
в) такого не бывает.
2. Чувствую себя «не в своей тарелке»:
а) редко;
б) все зависит от ситуации;
в) очень часто.
3. Я оптимист:
а) да;
б) только в исключительных случаях;
в) нет.
4 Радоваться чему попало, это:
а) глупость;
б) помогает пережить трудные минуты;
в) то, чему стоит научиться.
5. Хотел бы иметь такие же способности, как другие:
а) да;
б) временами;
в) это меня не трогает.
6. У меня слишком много недостатков:
а) это правда;
б) это не мое мнение;
в) неправда.
7. Жизнь прекрасна!
а) и это действительно так;
б) слишком общее утверждение;
в) вовсе нет.
8. Я чувствую себя ненужным:
а) часто;
б) временами;
в) редко.
9. Мои поступки окружающим непонятны:
а) часто;
б) иногда;
в) очень редко.
10. Мне говорят, что я не оправдываю надежд:
а) часто;
б) иногда;
в) очень редко.
11. У меня масса достоинств:
а) да;
б) все зависит от ситуации;
в) нет.
12. Я пессимист:
а) да;
б) в исключительных случаях;
в) нет.
13. Как всякий думающий человек, анализирую свое поведение:
а) часто;
б) иногда;
в) редко.
14. Жизнь — грустная штука:
а) вообще — да;
б) утверждение слишком общее;
в) это не так.
15. «Смех — это здоровье»:
а) банальное утверждение;
б) об этом стоит помнить в трудных ситуациях;
в) вовсе нет.
16. Люди меня недооценивают:
а) увы, это так;
б) не придаю этому большого значения;
в) вовсе нет.
17. Сужу о других слишком сурово:
а) часто;
б) иногда;
в) редко.
18. После полосы неудач всегда приходит успех:
а) верю в это, хотя и знаю, что это вера в чудеса;
б) может и так, но научного подтверждения этому нет;
в) не верю в это, потому что это вера в чудеса.
19. Веду себя агрессивно:
а) часто;
б) иногда;
в) редко.
20. Бывает одиноко:
а) очень редко;
б) иногда;
в) слишком часто.
21. Люди недоброжелательны:
а) большинство;
б) некоторые;
в) вовсе нет.
22. Не верю, что можно достичь того, чего очень хочешь:
а) потому что не знаю того, кому это удалось;
б) иногда это удается;
в) это не так, я — верю!
23. Требования, которые передо мной поставила жизнь, превышали мои возможности:
а) часто;
б) иногда;
в) редко.
24. Наверное, каждый человек недоволен своей внешностью:
а) я думаю, да;
б) наверное, иногда;
в) я так не думаю.
25. Когда я что-то делаю или говорю, бывает, меня не понимают:
а) часто;
б) иногда;
в) очень редко.
26. Я люблю людей:
а) да;
б) утверждение слишком общее;
в) нет.
27. Случается, я сомневаюсь в собственных способностях:
а) часто;
б) иногда;
в) скорее редко.
28. Я доволен собой:
а) часто;
б) иногда;
в) редко.
29. Считаю, что к себе следует быть более критичным, чем к другим людям:
а) да;
б) не знаю;
в) нет.
30. Верю, что мне хватит сил реализовать свои жизненные планы:
а) да;
б) по-разному это бывает;
в) нет.
Вопреки общепринятому мнению, положительный ответ на вопрос «любите ли вы себя?», часто предрасполагает к успеху, счастью и хорошим контактам с другими людьми и отнюдь не является выражением эгоизма.
Отвечая на вопросы этого теста (№ 19) «да» или «нет», можно попытаться разобраться в себе и в отношениях с окружающими:
1. Чувствуете ли вы себя хорошо таким, каков вы есть?
2. Считаете ли, что вас преследуют неудачи?
3. Сообразуете ли свой поступок с мнением окружающих?
4. Имеете ли привычку вспоминать прежние разговоры и ситуации, чтобы понять, что предпринимали в подобных случаях другие люди?
5. Испытываете ли вы смущение, когда вас хвалят в вашем присутствии?
6. Можете ли вы длительное время находиться в одиночестве?
7. Чувствуете ли несомненную зависимость между материальным положением и душевным комфортом ?
8. Часто ли испытываете опасения, что случится самое плохое?
9. Трудно ли вам проявлять свои чувства к другим? 10. Можете ли противостоять человеческой общности, в которой живете?
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1.Понятие о личности.
2. Соотношение объема и содержание понятий: человек, индивид, личность, индивидуальность.
3. Структура личности.
4. Понятия мотивации и диспозиции.
5. Основные диспозиционные составляющие: мотив, потребность, цель.
6. Структура и основные параметры мотивационной сферы человека.
7. Классификация потребностей по А. Маслоу.
8. Общечеловеческие ценности в мотивационной сфере личности.
9. Понятие об интимных отношениях, их виды.
10. Структура и сущность понятий дружба, любовь.
11. Значение эмоций в жизни человека.
12. Основные функции и виды эмоций.
13. Понятие стресса как комплексной физиологической реакции организма.
14. Теория Г. Селье. Основные фазы стресса.
15. Стрессоры, их роль в возникновении и развитии стресса.
16. Развитие эмоциональной сферы у человека.
17. Значение воли в организации социальных контактов человека.
18. Признаки волевого акта и фазы волевого процесса.
19. Становление волевых качеств личности.
20. Понятие о темпераменте.
21. Типы темперамента — их сильные и слабые стороны.
22. Темперамент и свойства нервной системы человека.
23. Типология Э.Кречмера.
24. Свойства темперамента.
25. Понятие психологической совместимости темпераментов.
26. Понятие о характере.
27. Основные черты характера.
28. Структура характера.
29. Акцентуированные характеры по К. Леонгарду, А. Личко.
30. Место характера в общей структуре личности.
31. Определение способностей человека и их виды.
32. Общее представление о задатках.
33. Классификация способностей.
34. Особенности развития способностей у человека.
35. Понятие о ролях человека и их значение.
36. Понятие о жизненном смысле.
37. Духовность — как основа человеческой жизни.
38. Модели личностного развития и типы жизненных позиций.
39. Классификация составляющих человеческое « Я ».
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности.— М., 1980.
2. Андреева Г.М. Социальная психология.— М., 1988.
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности.— М., 1976.
4. Асмолов А.Г. Психология личности.— М., 1990.
5. Белоус В.В. Темперамент и деятельность.— Пятигорск, 1990.
6. Бернс Р.В.Я-концепция и воспитание.— М., 1986.
7. Бодалев А.А. Психология о личности.— М., 1988.
8. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного
развития личности.— М., 1977. 9. ВиткинДж. Женщина и стресс.— СПб, 1996.
10. Виткин Дж. Мужчина и стресс.— СПб, 1996.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.— М., 1983.
12. Голизек Э. Преодоление стресса за 60 секунд.— М., 1995.
13. Грановская P.M. Элементы практической психологии.— Л., 1988.
14. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики.— М., 1989.
15. Данилова Н.Н., Крылова АЛ. Физиология высшей нервной деятельности.— М., 1989.
16. Додонов Б.И. В мире эмоций.— Киев, 1987.
17. Изард К.Е. Эмоции человека.— М., 1980.
18. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание.— М., 1984.
19. Ладанов И.Д. Управление стрессом.— М., 1989.
20. Левитов Н.Д. Психология характера.— М., 1969.
21. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст.— М., 1971.
22. Леонгард К. Акцентуированные личности.— Киев, 1989.
23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.— М., 1982.
24. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения.— М., 1983.
25. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности.— М., 1993.
26. Личхо А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.—Л., 1983.
27. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.— М., 1984.
28. Лук А.Н. Эмоции и личность.— М., 1982.
29. Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования.— Пермь, 1988.
30. Морозов А.В. Деловая психология.— СПб., 2000.
31. Немов Р.С. Психология.— М., 1995.
32. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности.—Тбилиси, 1989.
33. Общая психология: Курс лекций.— М., 1995.
34. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.— М., 1982.
35. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология.— М., 1977.
36. Психология личности. Тексты.— М., 1982.
37. Психология эмоций: Тексты.—М., 1984.
38. Психология формирования и развития личности.— М., 1981.
39. Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности.— М., 1983.
40. Рейнвальд Н.И. Психология личности.— М., 1987.
41. Робер М. -А., Тильман Ф. Психология индивида и группы.— М., 1988.
42.. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.— М., 1976.
43. Русалов В.М. Биологические свойства индивидуально-психологических различий.— М., 1979.
44. Симонов П.В. Темперамент — характер — личность.— М., 1984.
45. Способности и склонности. Комплексные исследования.— М., 1989.
46. Страхов И.В. Психология характера.— Саратов, 1970.
47. Стрелку Я. Роль темперамента в психическом развитии.— М., 1982.
48. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т.— Т. П.— М., 1985.
49. Франкл В. Человек в поисках смысла.— М., 1990.
50. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность.— М., 1986.
51. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности.— М., 1986.
52. Шрайнер К. Как снять стресс. 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты.— М., 1992.
53. Экспериментальные исследования волевой активности.— Рязань, 1986.
54. Юнг К. Психологические типы.— М., 1924.