Экспериментальные манипуляции критериями оптимальности оценочного поведения
чаях, когда индивид находится во власти отрицательных эмоций. И это
вполне естественно — ведь именно плохое настроение хочется улучшить.
Остановимся на исследовании влияния двух отчетливо отрицательных
эмоций — печали (уныния) и тревожности — на оценочные суждения [Rag-
hunathan, Pham, 1999]. Согласно мнениям исследователей эмоциональных
состояний, в основе эмоций печали, уныния, подавленности и отчаяния
лежит переживание потери или отсутствия любимого объекта или челове-
ка. В этой связи логично предположить, что люди, находящиеся в подав-
ленном, печальном настроении, будут, в первую очередь, стремиться к при-
обретению чего-то личностно значимого для них. Наверное, в силу имен-
но этого стремления люди в состоянии грусти и тоски покупают сами себе
подарки. С другой стороны, причиной эмоций беспокойства, тревожнос-
ти и страха являются неопределенность ситуации и ее плохая контроли-
руемость со стороны индивида. Следовательно, человек, находящийся в
тревожном состоянии, будет стремиться всеми силами уменьшить неопре-
деленность ситуации и избежать риска.
Недавние экспериментальные исследования [Raghunathan, Pham, 1999]
показали, что, индивиды, будучи поставленными перед выбором между ва-
риантом поведения, результатом которого может быть большое вознаграж-
дение с низкой вероятностью удачного исхода (например, предложение
работы с большой зарплатой при наличии большого конкурса), и вариан-
том поведения, когда при относительно небольшом вознаграждении и вы-
сокой вероятностью успеха (скажем, работа с небольшой зарплатой и не-
значительной конкуренцией со стороны потенциальных претендентов), в
зависимости от своего эмоционального состояния демонстрируют проти-
воположные предпочтения. Так, испытуемые, находившиеся в состоянии
печали, подавленности, относительно чаще выбирали вариант с большим
вознаграждением и высоким риском, а испытуемые, пребывавшие в состо-
янии тревожности, останавливали свой выбор на менее рискованном ва-
рианте с меньшим вознаграждением. Данные проведенных эксперимен-
тов дают основания утверждать, что первые оценивают вознаграждение,
возможность получения некоторого ценного результата как наиболее лич-
ностно значимый фактор ситуации выбора, в то время как вторые в боль-
шей степени сосредоточены на избежании риска.
Подход к оценочным суждениям, представленный в данной главе, на-
ходится в стадии зарождения. Но перелом произошел. Оценочное поведе-
ние перестало рассматриваться только с точки зрения точности отражения
реальности, когда все отклонения от «правильности» интерпретировались
как следствие ограниченности когнитивных процессов человека. При ис-
следовании оценочных суждений все больше начинает учитываться то об-
стоятельство, что человек не просто познающее, но и действующее суще-
ство. Это с необходимостью приводит исследователей к дополнению
«гносеологического» критерия оптимальности оценочных суждений (точ-
ность отражения реальности) критериями прагматическими, связанны-
ми с обеспечением саморегуляции деятельности и эмоциональных состо-
яний. В этой связи весьма перспективными представляются дальнейшие
Глава 11. Оценочные суждения
исследования мотивационных, интеыциональных (цели, намерения, уста-
новки) и эмоциональных факторов на оценочное поведение.
Литература
Сатегег С, Weber M. Recent developments in modeling preferences: uncertanty and
ambiguity//J. Risk Uncertain. 1992. Vol. 5. P. 325-370.
Edwards W. The theory of decision making//Psychological Bulletin. 1954. Vol. 51.
P. 380-417.
Festinger L.A. Theory of Cognitive Dissonance. Evanson. III. 1957.
FischhoffB., Beyth R. «1 knew it would happen» — Remembered probabilities of once-future
things // Organizational Behavior and Human Performance. 1975. Vol. 13. P. 1 — 16.
Heckhausen //. Motivation und Handeln. 2 Aufl. Gottingen; Toronto; Hogrefe, 1990.
Hogarth R.M. Judgment and choice: The psychology of decision. 2-nd ed. Chichester:
Wiley, 1987.
Hulland J.S, Kleinmuntz D.N. Factors influencing the use of inernal summary
evaluations versus external information in choice//Journal of Behavioral Decision
Making. 1994. Vol. 7. P. 79-102.
Kahneman D., Tversky A. Prospect theory: An analysis of decision making under risk//
Economentrica. 1979. Vol. 47. P. 263-291.
Koriat A., Lichtenstein S., Fischhoff B. Reasons for confidence // J. Exp. Psychol.:
Human Learning and Memory. 1980. Vol. 6. P. 107-118.
Lance C.E., LaPointeJ., Stewart A. A test ofthe context dependency of three causal models
of halo rater error // Journal of Applied Psychology. 1994. Vol. 79(3). P. 332-340.
Longer E.J. The illusion of control // Journal of Personality and Social Psychology,
1975. Vol. 32. P. 311-328.
March J.G. Bounded rationality, ambiguity, and the engineering of choice // Bell J.
Econ. 1978. Vol. 9. P. 587-608.
Mellers B.A., Schwartz A., Cooke D.J. Judgment and decision making // Annu. Rev.
Psychol. 1998. P. 447-477.
Nisbett R., Ross L. Human inference: Strategies and shortcomings of social judgment.
Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1980.
Northcraft G.B., Neale M.A. Experts, amateurs, and real estate: An anchoring-and-
adjustment perspective on property pricing decisions // Organizational Behavior
and Human Decision Processes. 1987. Vol. 39. P. 84—97.
Payne J. W., Bettman J.R., Luce M.F. When time is money: Decision behavior under
opportunity-cost time pressure//Organizational Behavior and Human Decision
Processes. 1996. Vol. 66(2). P. 131-152.
Raghunathan R., Pham M.T. All negative moods are not equal: Motivational influences
of anxiety and sadness on decision making//Organizational Behavior and Human
Decision Processes. 1999. Vol. 71(1).
Roese N.J. The functional basis of counterfactual thinking // Journal of Personality
and Social Psychology. 1994. Vol. 66. P. 805-818.
Simon H.A. A behavioral model of rational choice // Q.J. Econ. 1955. Vol. 69. P. 99—118.
Taylor, S.E., Brown, J.D. Illusion of well-being: A social psychological perspective on
mental health // Psychological Bulletin. 1988. Vol. 103(2). P. 193-210.
Wood J. V. Theory and research concerning social comparison of personal attributes //
Psychological Bulletin. 1989. Vol. 106. P. 231-248.
Глава 12
Эмоциональная регуляция
когнитивных процессов
К настоящему времени в психологии накоплено много фактов, свидетель-
ствующих о том, что эмоциональные состояния человека влияют на его
когнитивные процессы. Многие из этих фактов носят разрозненный харак-
тер, так как были получены в разных теоретических контекстах. Однако
постепенно возникает целостная картина, показывающая, что эмоции су-
щественным образом вторгаются в функционирование когнитивной сфе-
ры психики и, более того, неразрывно с ней связаны.
Настоящая глава посвящена анализу основных фактов в области эмо-
циональной регуляции познавательных процессов и изложению теорети-
ческих моделей, которые пытаются дать им объяснение.
К эмоциям в психологии относят широкий круг явлений, что находит
выражение в используемой терминологии: собственно эмоции, настроения,
чувства, аффекты и т.п. Авторы, изучающие влияние эмоций на когни-
тивные процессы, вкладывают разный смысл в термин «эмоция», одна-
ко при общем анализе эмоциональной регуляции познавательных процес-
сов в ряде случаев этими различиями можно пренебречь. При всем мно-
гообразии точек зрения в данной области существует более или менее об-
щее представление относительно природы эмоциональных явлений. Эмо-
ция часто рассматривается как готовность к действию [Frijda, 1986], т.е.
как такое состояние организма, которое выражается в готовности реаги-
ровать определенным образом на биологически, личностно или культур-
но значимые стимулы. На психологическом уровне это состояние прояв-
ляется как субъективное переживание эмоции, на физиологическом — в
изменении активности вегетативной нервной системы и связанных с
этим соматических изменений, на поведенческом — в мимических, пан-
томимических и других изменениях двигательной активности. Частично
готовность к совершению определенных действий задается биологиче-
ской эволюцией, однако эти врожденные реакции видоизменяются и су-
щественно преобразуются в результате культурных воздействий на чело-
века в ходе его жизни. Нейропсихологические исследования позволяют
утверждать, что некоторые, так называемые базовые эмоции имеют свои
мозговые субстраты, которые, согласно последним данным [Steinmetz,
1993], тесно связаны с мозговыми структурами, обеспечивающими работу