Growing Child in Competitive Sport, 1986, London, Holden and Stauton

ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

В процессе многолетней подготовки этап спортивного совершенствования, или специализированной подготовки занимает значительное место как по продолжительности, так и по роли в достижении максимальных спортивных результатов. По данным О. А. Мильштейна и К. А. Кулинковича, средний возраст начала серьезных занятий спортом находится в пределах 12-15 лет, возраст же включения спортсменов в национальные сборные команды, означающего выход на уровень высшего спортивного мастерства, составляет 19-24 года. Следовательно, длительность этапа спортивного совершенствования оказывается равной примерно 7-9 годам. В этот период формируется спортивное мастерство атлета.

Психологическим содержанием этапа спортивного совершенствования является формирование и совершенствование психологических механизмов регуляции спортивной деятельности: мотивации, целеполагания, навыков анализа значимых условий деятельности, контрольно-оценочных компонентов деятельности, навыков самоконтроля и саморегуляции действий и психических состояний. В этот период происходит также развитие специальных профессионально важных свойств психики спортсменов.

Для обоснования программ психологического обеспечения подготовки совершенствующихся спортсменов необходимо проанализировать вклад каждого из звеньев психической регуляции деятельности в становление мастерства атлетов, определить желательные с этой точки зрения характеристики каждого из них.

3.1. Мотивация спортивной деятельности на этапе спортивного совершенствования

Этап спортивного совершенствования характеризуется тем, что спортсмены, вступившие в него, рассматривают спортивную деятельность как личностно значимую и желают совершенствовать свое спортивное мастерство. Содержанию этого периода многолетней подготовки спортсменов адекватно доминирование в структуре их мотивации стремления к самосовершенствованию, к приобретению специальных знаний и навыков. Наличие такой мотивационной доминанты у совершенствующихся спортсменов подтверждают данные исследований Р. А. Пилояна (1984).

Но это не исключает существования других стимулов, побуждающих к приобретению мастерства: стремления к самоутверждению, приобретению авторитета в глазах значимых других, материальных факторов. Нельзя исключать и возможности сохранения мотивации предшествующего периода многолетней подготовки, т. е. ситуации, когда внешне спортсмен находится на этапе спортивного совершенствования, а внутренне, по структуре мотивации продолжает оставаться на этапе начального обучения. Спорт продолжает рассматриваться как одна из форм досуга, сосуществующая с другими и не имеющая предпочтения по сравнению с ними.

В некоторых случаях такая незрелость мотивации, ее несоответствие содержанию процесса спортивного совершенствования может сохраняться очень долго, а иногда и до завершения спортивной карьеры высококвалифицированного спортсмена. Чемпионка мира по фехтованию Т. Любецкая вспоминает, что уже тогда, когда она входила в сборную страны, была чемпионкой мира, она совмещала тренировки с занятиями в музыкальном училище, затем в вечерних классах института им. Сурикова, увлекалась фигурным катанием, участвовала в спектаклях детского музыкального театра, занималась верховой ездой и не считала фехтование единственным увлечением.

Тренировки в составе сборной национальной команды Т. Любецкая совмещала с учебой на факультете журналистики МГУ. Вот как она описывает этот период своей спортивной жизни: "После поступления в университет мучительным стало раздвоение на журналистику и тренировки. С одной стороны я слышала, что надо писать, все время писать. А с другой - тренироваться, тренироваться, больше тренироваться, если хочешь иметь высокие результаты. В итоге все сводилось к тому, что надо выбирать что-то одно. Я пока не сумела этого сделать и именно путем и ценой такого раздвоения (или совмещения) пытаюсь найти и выразить себя" (В. Аркадьев, Т. Любецкая, 1986).

Способность совмещать серьезные тренировки с не менее серьезными занятиями учебой или другими видами деятельности доступна, по-видимому, немногим очень одаренным спортсменам. Но такие факты из биографии высококвалифицированных спортсменов, как приведенный выше, указывают на то, что объективно происшедший переход к серьезным тренировкам не обязательно автоматически связан с соответствующей этому переходу перестройкой мотивации спортивной деятельности.

Оценка степени соответствия структуры мотивации занятий спортом этапу многолетней подготовки, формирование оптимальной с точки зрения его содержания структуры мотивации является одним из существенных компонентов решения общей задачи этапа спортивного совершенствования: формирования психологической структуры спортивной деятельности.

Содержанием этапа спортивного совершенствования является приобретение спортивного мастерства и развитие способности демонстрировать его в условиях соревнований. Следовательно, адекватной стоящим перед спортсменами проблемам будет такая структура мотивации, которая в наибольшей степени обеспечивает высокую субъективную значимость спортивного совершенствования, имеет высокую побудительную силу, способствующую продвижению спортсменов к мастерству. В связи с задачей формирования адекватной мотивации приобретения спортивного мастерства целесообразно проанализировать влияние на процесс подготовки спортсменов внутренней и внешней мотивации.

Внутренняя мотивация непосредственно связана с содержанием деятельности, которую она стимулирует, она ориентирует на самосовершенствование, приобретение специальных знаний и навыков, от которых зависит уровень мастерства. Внешняя мотивация, например, стремление к успеху, популярности, признанию у окружающих, желание с помощью спорта расширить круг общения, решить материальные проблемы, делает приобретение мастерства не целью, а средством достижения других целей.

При доминировании внутренних мотивов у обучающихся наблюдается выраженный интерес к способам выполнения деятельности, детальное планирование, тщательность в работе, творческий подход к делу. Доминирование внешней мотивации проявляется в ориентации на конечный результат, в схематичности планирования, в отсутствии интереса к способам выполнения действий, которые осваиваются.

Многие данные свидетельствуют в пользу внутренней мотивации, связанной с удовлетворением от процесса деятельности и от совершенствования в ней. Существуют многочисленные свидетельства большей продуктивности внутренней мотивации в процессе обучения детей в школе (А. Н. Леонтьев, 1972, 1975; Ш. А. Амонашвили, 1984; А. К. Маркова, 1983, М. В. Матюхина, 1984).

В исследованиях Ш. А. Амонашвили показано, что внутренняя познавательная мотивация формирует познавательную активность детей, побуждает их к творчеству, что в конечном счете выливается в высокую эффективность обучения в школе. Важно и то, что вовлечение детей в познавательную деятельность, побуждаемую внутренними мотивами, в отличие от традиционной системы обучения, ориентированной на внешние оценки-отметки, снижает вероятность негативных эмоций: страха плохой оценки, неодобрения старших, тревожности, неуверенности в себе. Внешняя мотивация, чаще всего имеющая лично-престижный характер, порождает соперничество, эмоциональную напряженность, отвлекает от содержательной стороны деятельности. Правда, следует отметить, что соперничество, соревнование, может быть и полезным стимулом, активизирующим учащихся.

В спортивной психологии в исследованиях регулирующего влияния внутренней и внешней мотивации получены данные, близкие к тем, которые получены в психологии обучения. В них подтверждается более оптимальное влияние на процесс приобретения спортивного мастерства внутренней мотивации (О. В. Дашкевич, В. А. Зобков, 1980; В. А. Зобков, 1981; Д. С. Батт, 1987, Р. Мартенс, 1987). По данным О. В. Дашкевича и В. А. Зобкова, полученным в исследовании легкоатлетов-спринтеров 14-16 лет, юные спортсмены, отличающиеся преобладанием внутренней, деловой мотивации, более значительно, чем спортсмены той же группы с доминированием лично-престижной мотивации повысили за время исследования свою квалификацию, превысив при этом программные требования для своего возраста и этапа подготовки. Результаты исследования показали также, что преобладание лично-престижных мотивов сочетается у юных спортсменов с достаточно высоким уровнем неуверенности в себе, подверженностью негативным эмоциональным состояниям, боязнью поражения, желанием получить от окружающих положительную оценку даже в ущерб задачам спортивной деятельности.

Для юных легкоатлетов с доминированием спортивно-деловых мотивов характерно стремление к достижению высоких технических результатов, а не просто преимущества над другими, положительное отношение к трудностям тренировочного процесса и соревнований, адекватная самооценка, оптимальный эмоциональный фон соревновательной деятельности. Формирующий эксперимент по целенаправленному развитию спортивно-деловой мотивации, проведенный В. А. Зобковым, показал, что она позволяет существенно улучшить результаты подготовки спортсменов: в экспериментальной группе рост мастерства юных спортсменов оказался значительно выше, чем в контрольной группе, в которой работа по развитию деловой мотивации не проводилась.

Основными средствами развития спортивно-деловой мотивации в экпериментах В. А. Зобкова были: активное участие спортсменов в пропаганде спортивных достижений в форме показательных выступлений, лекций, бесед, диспутов; помощь тренеру в работе со спортсменами более младшего возраста, в судействе соревнований; взаимопомощь в процессе тренировок и соревнований; обсуждение соревнований, которые спортсмены посещали или смотрели по телевидению; самоотчеты о выполнении планов тренировочной и соревновательной деятельности, обсуждение этих отчетов с товарищами по учебно-тренировочной группе.

Разновидностью внутренней мотивации является мотивация компетентности, которая проявляется в стремлении к эффективному взаимодействию с окружающим миром, в стремлении оценить и расширить свои возможности в этом отношении. Концепция мотивации компетентности развита Р. В. Вайтом (1959). Он утверждает, что побуждением к взаимодействию человека с окружающей средой может быть не только стремление к получению определенного полезного результата, но и желание пережить опыт взаимодействия с окружающей средой, узнать, в какой мере человек может воздействовать на нее, достичь эффективного взаимодействия со средой. Аналоги мотивации компетентности можно, по мнению Р. В. Вайта, наблюдать в поведении животных и маленьких детей, проявляющих любопытство и пытающихся воздействовать на среду, чтобы удовлетворить его.

Р. В. Вайт выделяет несколько видов компетентности: физическую, интеллектуальную, эмоциональную, социальную, духовную. Выражением физической компетентности являются хорошие скоростно-силовые качества, координация движений, быстрота реакции, точность ощущений, совершенство двигательных навыков. Иногда происходит переоценка значимости физической компетентности для спортсменов, что тормозит их развитие из-за невнимания тренера к эмоциональным и интеллектуальным факторам спортивного совершенствования, к развитию у спортсменов навыков социального взаимодействия. В качестве примера такой ситуации Д. С. Батт (1987) приводит факт из биографии известной теннисистки М. Навратиловой. Ее подготовка длительное время была направлена в основном на совершенствовании физических качеств. Но для того, чтобы войти в число сильнейших, ей потом понадобился длительный период оттачивания интеллектуальных умений, навыков управления эмоциями, без которых физическая подготовленность не реализовывалась в высокие спортивные результаты.

Интеллектуальная компетентность проявляется в спорте в тактическом мастерстве, способности быстро "схватывать" существенные элементы тактических ситуаций, в совершенстве реализации тактических замыслов. Эмоциональная компетентность заключается в эмоциональной зрелости, способности справляться с негативными эмоциями, использовать мобилизующее действие эмоций для улучшения спортивных результатов. Эмоционально компетентные люди стабильны, уверены в себе, хладнокровны, в то время как эмоционально некомпетентные проявляют склонность к негативным эмоциям, обвинениям, вспыльчивости, перекладыванию ответственности на других. Признаком социальной компетентности следует рассматривать эффективное взаимодействие с другими людьми в общении и в совместной деятельности, способность быть частью группы, вносить моральный, коммуникативный и деловой вклад в групповую жизнь, способствовать достижению групповых целей. Духовную, или моральную компетентность Р. В. Вайт характеризует как способность ценить моральные принципы, философски относиться к успехам и неудачам, выходить за рамки эгоистических целей, интересоваться общечеловеческими проблемами.

Стремление спортсмена к компетентности не только побуждает к совершенствованию спортивного мастерства, но и формирует уверенность в способности действовать эффективно в значимых ситуациях, что является существенной предпосылкой соревновательной надежности.

Доминирование в структуре мотивации внутренних мотивов, в частности, мотивации компетентности исключает или ослабляет мотив самоутверждения, достижения успеха в соперничестве с другими через демонстрацию своего превосходства над ними. Но, учитывая соревновательную суть спорта, вряд ли можно признать позитивным обстоятельством утрату стремления к соперничеству как компонента структуры мотивации. Д.С.Батт в подтверждение этого приводит знаменитого американского спортсмена Э. Хайдена, завоевавшего пять золотых медалей на зимней Олимпиаде 1980 года в Лейк-Плесиде. Особенности его поведения, отношение к спорту, выраженное им в интервью журналистам, указывают на доминирование в структуре его мотивации мотива компетентности, стремления испытать себя в различных ситуациях. Характеризуя источники удовольствия от выступлений в соревнованиях в одном из интервью, Э. Хайден сказал: "Я вам скажу искренне и честно, что мне всегда были смешны любители иконостасов из медалей. В большей степени я был доволен тем, что выступил на пределе возможностей. Конькобежный спорт - трудное, потогонное дело, но когда ты достигаешь определенного уровня физической и психической готовности, когда все шестеренки твоего организма работают без сбоев, появляется впечатление, что лед тебе больше не нужен, что ты летишь! И это необъяснимое ощущение".

После шумного успеха на Олимпиаде 1980 года Э. Хайден отклонил выгодные предположения, связанные с выступлениями в коммерческих соревнованиях и сотрудничеством с различными фирмами в области рекламы, и решил попробовать себя в велоспорте. А затем он быстро оставил выступления в соревнованиях и серьезно занялся медициной, стал хирургом-травматологом и приобрел известность, благодаря успехам в проведении экстренных операций, требующих, что следует подчеркнуть, быстроты принятия решения и предельной мобилизации (Ю. Дедов, 1992).

Доминирование в структуре мотивации талантливого спортсмена стремления к компетентности, желания попробовать свои силы в различных условиях в конечном счете сократило спортивную жизнь Э. Хайдена, так как успех в соревнованиях сам по себе не представлял для него ценности настолько весомой, чтобы удержать его в спорте. Следовательно, сильное доминирование внешней мотивации может снизить стремление к мастерству, а доминирование внутренней мотивации может привести к утрате стремления к соперничеству, к участию в соревнованиях. Поэтому оптимальная структура спортивной мотивации должна отличаться разумным балансом внутренних и внешних мотивов.

3.2. Целеполагание, его регулирующее влияние на поведение спортсменов

Мотивация спортивной деятельности реализуется через сложную систему целей. Способность к постановке целей, соподчинению перспективных и текущих целей представляет собой важный компонент психической регуляции спортивной деятельности. Р. Мартенс (1987) относит целеполагание к группе наиболее важных психологических умений, необходимых спортсменам, наряду с навыками оперирования зрительными образами, концентрации внимания, регуляции уровня активации, преодоления стресса. Р. Мартенс обращает внимание на то, что цели привлекают сознание к тому, над чем необходимо работать, мобилизуют энергию спортсменов, увеличивают настойчивость в достижении желаемых результатов, активизируют поиск эффективных путей продвижения к поставленной цели. Формирующий эксперимент, поставленный Д. Бертоном и Р. Мартенсом (1986), посвященный развитию у юных пловцов навыков целеполагания, показал, что те спортсмены, которые умеют ставить цели, менее тревожны, более уверены в себе, лучше концентрируют внимание, испытывают большую удовлетворенность от тренировок, от процесса подготовки и достижения высоких спортивных результатов, чем те, кто не имеет развитых навыков целеполагания.

Стимулирующее влияние целей зависит от ряда их особенностей: сложности, временных характеристик их достижения, содержания (направленности на результат или процесс достижения цели). Проанализируем прежде всего специфику влияния на деятельность результативных и процессуальных целей, которые соотносимы с внешней и внутренней мотивацей деятельности. Проводя такое сопоставление, Р. Мартенс (1987) приводит ряд аргументов в пользу преимущества процессуальных целей над результативными. Прежде всего он видит его в том, что достижение процессуальных целей спортсмен в большей степени контролирует, чем достижение результативных целей. Победа в соревнованиях, особенно, с ростом их ранга зависит от многих факторов, которые недоступны контролю спортсмена. Постановка даже в условиях соревнований процессуальных целей (продемонстрировать мастерство, как можно более полно использовать свою техническую и тактическую подготовленность, принести команде как можно больше или заданное число очков) в большей степени поддается контролю. Чувство контроля ситуации создает предпосылки необходимой спортсмену уверенности в себе. Концентрация на результативной цели (победе в соревнованиях) может привести к снижению самооценки в случае, если цели достичь не удалось. Если же спортсмен действовал под влиянием процессуальных целей, даже в случае неудачи в соревнованиях она не нарушает самооценку, так как причина неудачи объясняется недостатком усилий, а не недостатком способностей, низкими возможностями.

Продуктивность постановки процессуальных целей в спорте связана с тем, что она способствует сохранению надежности соревновательной деятельности. Акцентирование результативных целей с большей вероятностью вызывает неуверенность в себе, повышение тревожности. То, что процессуальные цели не вызывают повышения тревожности в такой степени, как результативные, связано, как уже было сказано, с тем, что их достижение более доступно контролю, чем реализация результативных целей. Еще один фактор, обусловливающий позитивное влияние процессуальных целей на эффективность деятельности в эмоционально напряженных условиях, высвечивается когнитивными концепциями тревоги; они привлекают внимание к такому источнику ее повышения, как оценка человеком вероятности достижения цели. Естественно, что выше должна быть уверенность в достижении цели, которая достигается действиями, выполнение которых на должном уровне зависит в основном от собственных усилий действующего человека. Но важно то, что когнитивные концепции тревоги связывают разрушительное действие высокой тревоги не только с повышением уровня активации, как это делается в активационных теориях тревоги, но и с нарушением концентрации внимания. Последнее вызывается появлением двух значимых объектов, одновременное сосредоточение на которых оказывается невозможным. Один объект концентрации внимания - это решаемая задача, а другой - так называемые "негативные мысли", выражающие сомнения в достижении поставленной цели, опасения последствий неудачи, неблагоприятного впечатления, которое она может произвести на других. (Дж. Д.Вайн, 1982). Вероятность появления негативных мыслей выше при постановке результативных целей. Вследствие этого более вероятно нарушение концентрации внимания, которое негативно сказывается на результатах выступлений в соревнованиях. Действительно, исследования показывают, что высокорезультативные спортсмены отличаются способностью концентрироваться во время соревнований исключительно на задаче, на технической и тактической стороне выступлений, в то время как неуспешные спортсмены чаще концентрируют внимание на себе, на том, какое впечатление они производят со стороны (М. Дж. Махони, М. Авенер, 1977).

В подтверждение полезности концентрации спортсмена на задаче

Р. Мартенс (1987) приводит выдающегося легкоатлета К. Льюиса, который, по его собственным словам, не принадлежит к атлетам, которые волнуются из-за побед или поражений. Он беспокоится лишь о том, чтобы его подготовка была на уровне, при котором можно выступать достойно, и никогда не ступит на беговую дорожку, если не может качественно бежать. Р. Мартенс расценивает ориентацию К. Льюиса на процессуальные цели как важную предпосылку не только успешности, но и достаточной продолжительности его спортивной карьеры, возможной лишь при успешной профилактике психических перегрузок. А она при преимущественной ориентации на процессуальные цели вполне возможна.

Стабилизирующее влияние процессуальных целей на эмоциональное состояние спортсменов во время соревнований осознают многие тренеры. Они часто используют такой прием снятия чрезмерного эмоционального напряжения, как концентрация внимания спортсменов на технике и тактике выступления при одновременном отвлечении их мыслей от возможных результатов спортивной борьбы. Об успешном применении этого приема на Кубке Европы по плаванию 1976 года рассказал С. М. Вайцеховский. Видя, что отлично подготовленный, но отличающийся эмоциональной неустойчивостью пловец И. Омельченко сильно нервничает перед стартом, он подошел к нему и сказал, что операторы итальянского телевидения попросили указать техничного пловца, который мог бы продемонстрировать идеальную технику. "Ну, я, естественно назвал тебя, - обратился тренер к ученику, - ведь в технике с тобой никто из наших ребят не сравнится. Результат твой нам абсолютно не важен - мы уже получили запланированные очки и медали, так что не волнуйся и помни: твоя задача показать не рекордные секунды, а техническое совершенство, красоту". И. Омельченко выполнил указания тренера, заняв при этом первое место и улучшив национальный рекорд.

Таким образом, постановка процессуальных целей оказывается продуктивной по нескольким причинам. Во-первых, уже в самой формулировке процессуальной цели содержится указание на способ ее достижения, на то, что именно должно быть объектом активности спортсмена. Во-вторых, достижение процессуальной цели в большей степени доступно контролю спортсмена, чем достижение результативных целей. Чувство контроля ситуации придает спортсмену уверенность, которая так необходима во время соревнования. В-третьих, постановка процессуальных целей способствует концентрации спортсмена на поставленной задаче и снижает вероятность появления у него негативных мыслей, нарушающих эту концентрацию.

Стимулирующее влияние целей зависит от того, сколько времени требуется для их достижения. С этой точки зрения цели можно подразделить на текущие, этапные, перспективные. Побудительная сила разных по срокам достижения целей зависит от возраста спортсменов. Детей 8-10 лет активизируют в основном текущие цели. По мере того, как юные спортсмены становятся старше и осознают временную перспективу, для них приобретают значимость этапные и перспективные цели. Принятая юным спортсменом перспективная цель активизирует работу над реализацией текущих целей.

На каждом этапе подготовки спортсмены ставят перед собой реальные и идеальные цели. Последние являются более сложными, вероятность их достижения ниже, чем вероятность достижения реальных целей. Субъективная вероятность достижения цели может рассматриваться как оценка спортсменом ее сложности. В наибольшей степени мобилизуют спортсменов цели с оптимальной сложностью, т. е. такой, когда их достижение требует усилий, но все-таки воспринимается спортсменом как нечто реальное.

В исследовании, проведенном О. В. Дашкевичем и В. А. Зобковым с группой юных легкоатлетов, получены количественные характеристики оптимальной сложности целей, в качестве которой выступает уверенность в достижении намеченного. Оптимальная, т. е. оказывающая наибольшее мобилизующее действие уверенность в достижении реальной цели, по их данным, составила 70%, а оптимальная уверенность в достижении идеальной цели - 30%. Эти данные подтверждают характеристику оптимальных по сложности целей как трудных, но воспринимаемых как в принципе достижимые.

О сформированности у спортсменов навыков целеполагания говорит реалистичность в постановке целей, опирающаяся на адекватную самооценку и точный анализ реальных условий, в которых ведется подготовка. Спортсмены, как показывает практика, не всегда реалистичны в постановке целей. Некоторые из них ставят цели ниже своих возможностей, другие неоправданно завышают цели. По мнению Р. Мартенса, это происходит по ряду причин. Занижение целей может быть связано с желанием получать поощрения за победы, пусть даже незначительные. Другой причиной занижения целей может быть страх перед неудачами. К нереалистичному завышению целей спортсменов могут побуждать родители, друзья, тренеры. Завышение целей может иметь защитный характер, когда повышенная сложность цели выступает как заранее подготовленное оправдание возможной неудачи. Постановка чрезмерно высоких целей может быть следствием единичного большого успеха, повышенной заинтересованности в славе и популярности. Нереалистичность в постановке целей вызывается недостаточной информированностью спортсмена, неумением объективно соотносить сложность ситуации и собственные возможности.

Каковы бы ни были причины нереалистичности в постановке целей, она мешает росту спортсменов, является источником тягостных эмоциональных переживаний. Избавить спортсменов от этих трудностей можно за счет развития навыков постановки целей. Один из вариантов методики обучения целеполаганию предлагает Р. Мартенс. Суть ее состоит в том, что тренер представляет работу на тренировках как серию задач, каждая из которых заключается в достижении определенной цели. Первым шагом в решении задачи является подробное описание тех условий, от которых зависит ее решение и которые нужно принять во внимание. Значимые условия задачи анализируются с точки зрения того, каким образом следует их учитывать, какие действия нужно предпринять, чтобы подойти к решению задачи. Следующий шаг решения задачи состоит в разработке способов измерения эффективности действий, предпринимаемых для решения. Если возможно использование для этого объективных измерений (измерение расстояния, времени, веса и т. д. ), то особых затруднений этот этап решения задачи не вызывает. Сложнее оценивать качественные характеристики действий, совершенство исполнения. В этом случае тренеру приходится проявлять изобретательность, разрабатывать подходящие критерии и способы количественной оценки. В качестве примера Р. Мартенс приводит способ оценки техники выполнения штрафных бросков в баскетболе, применяемый одним из тренеров. Одно очко спортсмен получал, если мяч ударялся о кольцо, но не попадал в корзину после удара о кольцо или щит. Тремя очками оценивался бросок, при котором мяч оказывался в корзине, не касаясь кольца или щита.

Следующий шаг решения задачи - постановка цели перед спортсменами. При этом Р. Мартенс рекомендует руководствоваться следующими правилами: ставить процессуальные, а не результативные цели, активизирующие, а не легкие цели; ставить реалистичные цели, выделять особо текущие, кратковременные цели, подчеркивать значимость цели для каждого спортсмена, ставить перед каждым индивидуальные цели.

Поскольку решение задачи может быть связано с работой над несколькими целями, необходимо цели ранжировать по значимости, устанавливать последовательность их достижения. Если спортсменам трудно сделать это самим, тренеру следует помочь им. Если перед спортсменами команды ставятся различные цели, и их усилия должны быть скоординированы, необходимо уделять внимание и этому.

Когда цель поставлена, начинается работа по ее достижению. Степень активности спортсменов зависит от того, насколько они принимают цели, поставленные тренером, как свои собственные, а не навязанные им против их желания. Если цели приняты спортсменами как личностно значимые, это повышает ответственность за их достижение, стимулирует поиск эффективных путей продвижения к желаемому результату. В этих поисках хорошо помогает мысленное представление целей и способов их достижений.

Активность спортсменов в работе над целью повышается, если тренер объясняет смысл ее постановки, привлекает спортсменов к планированию работы, поощряет их за успехи в продвижении к цели, поддерживает их самооценку. Эти меры гораздо эффективнее принуждения и угроз, использование которых недопустимо.

Существенным условием успеха в достижении цели является обратная связь, которую спортсмены получают от тренера. Обратная связь должна быть систематической, оперативной, содержательной. Одной из ее форм могут быть учебные карты, в которых постоянно фиксируются итоги работы спортсменов. Как показывают исследования, при отсутствии обратной связи эффективность работы по достижению цели снижается даже при удачной ее постановке и детально разработанных планах действий, направленных на решение поставленной задачи.

Если цели, поставленные перед спортсменами достаточно сложны, работа над ними может закончиться неудачей. В этом случае задача тренера заключается в том, чтобы помочь спортсменам извлечь из нее уроки, преодолеть трудности, сохранить самооценку.

3.3. Анализ значимых условий деятельности спортсмена как компонент ее психической регуляции

Спорт представляет собой одну из разновидностей деятельности достижения. Все усилия спортсменов направлены прежде всего на то, чтобы добиться превосходства над другими, доказать свое превосходство в мастерстве, в умении соревноваться. Все, что связано с реализацией стремления спортсменов к достижению, значимо для них и переживается эмоционально. В этой ситуации не всегда легко сохранить реалистическую позицию в оценке факторов, влияющих на вероятность успеха, средств его достижения. Если взглядам людей на жизнь вообще свойственна поляризованность, стремление подразделить обстоятельства, с которыми они сталкиваются, на хорошие и плохие, важные и неважные, полезные и вредные, то в спорте эта поляризованность восприятия жизни еще больше усиливается. Она может выразиться в преувеличении значимости одних условий или компонентов подготовки и необоснованном игнорировании других, в склонности к перестраховке или к чрезмерному риску, в занижении или завышении своих возможностей без достаточных на то оснований.

Нереалистичность анализа условий деятельности может привести к ошибкам в постановке целей, к психическим перегрузкам, к неудачам в соревнованиях. Неумение объективно анализировать условия подготовки, условия выступления в конкретных соревнованиях может быть связано с недостатком опыта, с подверженностью влиянию других людей, навязывающих нереалистичные представления о ситуации. Отсутствие реализма в оценке значимых ситуаций может быть обусловлено личностными особенностями спортсменов, делающими их склонными к импульсивным оценкам и суждениям, продиктованным скорее эмоциями, чем разумом.

Негативное влияние предвзятого отношения спортсменов к значимым условиям деятельности замечают не только психологи, но и спортивные педагоги. Например, специалист по тактике парусных гонок

С. Уолкер одну из своих статей посвятил сбивающему влиянию некоторых распространенных среди яхтсменов предвзятых суждений об эффективности тактических действий гонщиков. С. Уолкер предупреждает гонщиков о том, что не следует переоценивать универсальность предпочитаемой каждым из них тактики. Условия парусных гонок настолько разнообразны, что ни один тактический принцип не бывает верным всегда.

Так как в парусном спорте многое зависит от качества яхты и парусов, большинство гонщиков считает, что для успеха в соревновании нужно иметь как можно больше парусов. Яхтсмены болезненно воспринимают преимущество соперников в этом плане. С. Уолкер обращает внимание гонщиков на то, что не всегда большое количество парусов это благо, и указывает на причины, по которым один комплект хорошо знакомых парусов может быть лучше, чем несколько: 1) ваша психика никогда не пострадает из-за возможности неверного выбора паруса или комплекта парусов; 2) вы будете точно знать, как ставить мачту и другие части вооружения яхты для каждого возможного сочетания условий; 3) у вас не будет необходимости тратить время на смену парусов, когда вам надо сконцентрироваться на принятии тактических решений. В подтверждение своих рассуждений С. Уолкер привел победу короля Греции Константина в Олимпийской регате 1964 года, выигрыш золотой медали немецким гонщиком Х. Науком на чемпионате мира 1987 года. В обоих случаях гонщики пользовались только одним комплектом парусов.

С. Уолкер придает большое значение разумной оценке яхтсменами своих возможностей, не допускающей ни чрезмерного оптимизма, ни болезненной критичности. Среди сформулированных им гоночных принципов есть такие: 1) "У тебя столько же прав на победу, сколько и у других", 2) "Если ты сегодня выиграл, это только означает, что ты сделал меньше ошибок, чем другие".

Не только С. Уолкер, но и другие специалисты по подготовке яхтсменов обращают внимание на губительность для гонщиков предвзятого отношения к некоторым сторонам подготовки. Например, Д. Фрайес отмечает свойственную многим яхтсменам недооценку важности хорошей физической формы, отсутствие которой увеличивает вероятность тактических и технических ошибок на фоне утомления. Часто и опытные гонщики попадают в ловушку заблуждения, что они не нуждаются в тренировках, направленных на поддержание технических навыков, за многие годы доведенных до автоматизма. Но жизнь показывает, что расплатой за эти заблуждения оказываются неизбежные потери результатов во время соревнований.

Характеризуя причины тактических ошибок легкоатлетов-бегунов на средние дистанции, Г. Зайцев и Н. Кривоносов, отмечают как одну из них неверные или неточные представления спортсменов об оптимальной для них раскладке сил по дистанции.

Н. В. Крогиус в работе, посвященной психологии шахматного творчества, иллюстрирует роль правильного анализа значимых условий деятельности несколькими группами фактов. Во-первых, это случаи, когда шахматисты, планируя тактику действий с конкретным соперником, тщательно анализировали особенности его игры, но при этом мало соотносили их с собственными возможностями. В результате избранная ими "неудобная" для соперника тактика оказывалась в равной мере неудобной им самим. Во-вторых, Н. В. Крогиус выделяет ситуации проигрыша почти выигранных партий вследствие переоценки вероятности успешного исхода и снижения из-за этого концентрации внимания, эмоциональной и волевой мобилизации.

Наши рекомендации