Состояние влюбленности

Двое влюбленных видят друг друга в особом, возвышающем, "золотистом" свете Афродиты, привлекающем их своей красотой. Воздух пропитывается магией; возникает состояние очарованности или страстной влюбленности. Каждый ощущает себя прекрасным, особенным, более подобным богу или богине, чем своей обычной личности. Энергетическое поле между ними становится эмоционально заряженным, генерируется эротическое "электричество", которое, в свою очередь, создает взаимное магнетическое притяжение. В "золотистом" пространстве вокруг них повышается сенсорная восприимчивость: они слышат музыку более ясно, запахи – более четко, вкус и осязание влюбленного усиливаются.

Когда женщина влюбляется в того, кто не отвечает ей взаимностью, она становится одержимой страстным неутоленным желанием. Она снова и снова тянется к любимому и снова и снова получает отказ. Интенсивность, которая прекрасна в случае взаимной любви, теперь усиливает боль.

Пробуждение Афродиты

В точном соответствии двум мифическим версиям рождения Афродиты существует два способа возникновения этого архетипа в сознании.

Первый – яркая инициация, когда Афродита возникает внезапно, полностью расцветшая и внушающая благоговейный страх, как нечто реальное и управляющее из глубин бессознательного. Когда сексуальность ощущается как инстинктивный отклик, без любви или хотя бы симпатии к пробуждающему ее мужчине, то такая сексуальность, отсеченная от эмоциональной близости, метафорически подобна версии Гесиода о рождении Афродиты из пены морской.

На психотерапевтических сеансах многие женщины рассказывают об ошеломляющем, сокрушительном ударе неожиданного первого сексуального отклика: "Меня заполнило желание, о котором я даже не подозревала. Это было прекрасно и жутко одновременно". Однажды ощутив власть Афродиты, многие молодые женщины обнаруживают, что их тянет к половой близости. Другие, тотчас осознав, что может произойти, избегают ее. Две мои пациентки дали примеры противоположных откликов. Одна стремилась к большему: "Я вспоминаю, как делала вид, что мне приятно само свидание, хотя то, чего я действительно хотела, был секс". Другая воздвигала барьеры: "Я погружалась в учебу, отказывалась от свиданий. Я воображала, что принадлежу к типу женщин-интеллектуалок, пока благополучно не вышла замуж. В то время я была просто неискушенной". После первого опыта такая женщина знает, что ее тянет к половой близости принудительное желание повторить переживание, что стоит ее телу пробудиться – и ее внимание эротически направляется к мужчине. Тогда она хочет слиться с ним, хочет быть унесенной страстью к оргазмическому освобождению, через гребень высокого полового напряжения к разрядке, где индивидуальность погружается в трансперсональное оргазмическое переживание.

Второй способ, благодаря которому задействуется архетип, заключается в близких отношениях. Его можно сравнить с версией Гомера об обычном рождении Афродиты и последующем развитии как дочери Зевса и морской нимфы Дионы. Рост доверия и любви, постепенное уменьшение скованности предшествует возникновению, или "рождению", Афродиты, возвещенному первым оргазмом во время физической близости и новым желанием ее. Одна замужняя женщина, которая имела несколько любовников до замужества и два года брака до того, как стала испытывать оргазм, говорила с изумлением: "Это происходит так, как будто мое тело теперь знает как".

Инстинкт продолжения рода

Афродита представляет побуждение, обеспечивающее продолжение человеческого рода. Как архетип, связанный с половым побуждением и силой страсти, Афродита может превратить женщину в "сосуд порождающий", если та не применяет противозачаточных средств.

В отличие от женщины-Деметры, вступающей в близкие отношения ради желания иметь ребенка, женщина, находящаяся под влиянием Афродиты, имеет ребенка потому, что испытывает страсть к мужчине или желание сексуального либо романтического переживания. Афродита нашептывает не использовать противозачаточные средства, потому что это может уменьшить страсть в данный момент или сделать первую половую близость "заранее спланированной". Погружение в архетип богини увеличивает риск нежелательной беременности.

Следуя инстинкту продолжения рода, некоторые женщины сильнее всего ощущают влияние Афродиты во время овуляции, когда половая близость вероятнее всего приведет к беременности. Это время, когда они наиболее сексуально отзывчивы, им снятся эротические сны и они острее всего ощущают отсутствие интимной близости, если у них нет полового партера.

Творчество

Афродита представляет огромную силу изменения. Благодаря ей происходит притяжение, соединение, оплодотворение, вынашивание и рождение новой жизни. Когда этот процесс между мужчиной и женщиной имеет место исключительно на физическом уровне, происходит зачатие ребенка. Но и во всех других творческих процессах последовательность та же самая: притяжение, соединение, оплодотворение, вынашивание и новое творение. Абстрактный творческий продукт может быть представлен как вдохновенное соединение двух идей, что в конечном счете дает рождение новой теории.

Творческая работа происходит в состоянии напряженного и страстного вовлечения – почти как с любовником, когда один (художник) взаимодействует с "другим", чтобы привнести нечто новое в жизнь. Этим "другим", всепоглощающим и очаровывающим в течение какого-то времени, может стать картина, форма танца, музыкальная композиция, скульптура, поэма или рукопись, новая теория или изобретение. Творчество для многих людей представляет также "чувственный" процесс; это – "внутри-моментное" сенсорное переживание, включающее прикосновение, звук, образы, движение, а иногда даже запах и вкус. Художница, погруженная в творческий процесс, нередко, подобно любовнице, обнаруживает, что все ее ощущения усиливаются и она воспринимает чувственные впечатления через многие каналы. Когда она работает над зрительным образом, вербальной фразой или танцевальным движением, могут взаимодействовать многочисленные чувственные ощущения, порождая результат.

Как Афродита-любовница может проходить через цепочку любовных связей, так и Афродита – творческая сила – может вовлекать женщину от одного напряженного творческого акта к другому. Когда заканчивается один проект, возникает другая привлекающая ее возможность.

Иногда в одной женщине присутствуют оба аспекта Афродиты – и творческий, и романтический. В этом случае она вступает в интенсивные близкие отношения, переходя от одной связи к другой, и погружается в творческую работу. Подобная женщина следует за своими чарующими увлечениями в любви и творчестве и может вести жизнь, чуждую условностям, как танцовщица Айседора Дункан и писательница Жорж Санд.

Развитие Афродиты

Афродита представляет архетип, наиболее вовлеченный в чувственные или сенсорные переживания. Так что ее призывают по ходу развития остроты восприятия и сосредоточенности на "здесь и теперь". Любовники действительно соответствуют друг другу вкусом, запахом, красотой; возбуждение от музыки и прикосновений усиливает их наслаждение. Сексологи учат "сосредоточению на ощущениях" и "процессу наслаждения" методами, поощряющими пару погружаться в текущий момент, не концентрироваться на цели, обучаться тому, как наслаждаться приятными ощущениями.

Чувство вины и осуждения создают помехи для наслаждения как актом любви, так и процессом творчества. Такие помехи возникают, когда люди чувствуют предубеждение как против развлечений, игры и любой другой "непродуктивной" деятельности, так и против секса. Многие люди оценивают стремление к любви и красоте в лучшем случае как легкомыслие, в худшем – как грех. Например, архетипы Артемиды и Афины сосредоточиваются на достижении целей, предрасполагая подобных женщин обесценивать наслаждение Афродиты текущим моментом. И Афродита часто угрожает приоритетам Геры и Деметры – моногамной и материнской роли, – так что последние обычно осуждают ее. И наконец, интровертность архетипов Персефоны и Гестии делает таких женщин менее отзывчивыми на "внешнюю" привлекательность.

Когда женщины понимают ценность Афродиты и стремятся развивать этот аспект в себе, они делают главный шаг в своем сознании к его пробуждению. Затем им необходимо найти время и благоприятную возможность для развития Афродиты. Пара может нуждаться в свободном от заботы о детях времени и расслабляющей обстановке, где они могут наслаждаться друг другом, беседовать и заниматься любовью. Женщина может обучиться делать и воспринимать массаж. Она может брать уроки танцев как средства достижения легкости и свободы в теле и получения удовольствия от своего тела – что представляет предпосылку для переживания наслаждения во время акта любви.

Развитие интереса к искусству, поэзии, танцам или музыке служит подобной цели в сфере эстетики. Каждый может развить способность полностью погружаться в зрительное, слуховое или двигательное переживание. Однажды совершив такое погружение, человек может войти в порождающее нечто новое взаимодействие с эстетической средой.

Женщина-Афродита

С тех пор как богиня Афродита возникла из морских глубин во всем блеске своей красоты, богиню любви олицетворяют золотоволосые, с соблазнительными формами, сексапильные женщины, подобные Мерилин Монро. Иногда архетип Афродиты действительно узнаваем по внешнему виду, но чаще всего женщину-Афродиту можно узнать скорее благодаря ее притягательности, а не внешности. Архетип Афродиты излучает личное обаяние – магнетизм или электричество, – что в соединении с внешними данными и делает женщину "Афродитой".

Выглядящая вполне обыкновенной женщина не притягивает мужчин на расстоянии, но, если ее активный архетип представляет Афродита, то, стоит им подойти поближе, и они находят ее очаровательной и обаятельной. Многие не обладающие особой красотой женщины с качествами Афродиты притягивают мужчин магнетическим теплом своей личности и своей естественной, бессознательной сексуальностью. Этих "простушек" всегда окружают мужчины, в то время как их более одаренные, действительно хорошенькие сестры могут ждать у телефона или сидеть в одиночестве на танцах, недоумевая: "Что в ней такое, чего нет у меня?"

Юная Афродита

Будучи ребенком, маленькая Афродита может быть невинной маленькой кокеткой. Она обладает бессознательной сексуальностью, способностью вызывать интерес и отклик в мужчинах, побуждая взрослых к замечаниям вроде "Подождите, когда вырастет, она станет разбивать сердца". Она наслаждается, будучи центром внимания, ей нравится носить красивую одежду и наряжаться. Обычно она не является застенчивым, робким ребенком, и ее даже могут называть "маленькой актрисой" за ее импровизированные представления и другие привлекающие внимание действия, уже тогда очаровывающие ее зрителей.

В возрасте восьми-девяти лет многие девочки спешат вырасти, изысканно одеваться, использовать косметику. Они увлекаются мальчиками, являются страстными поклонницами рок-музыкантов или сексуальных мужчин-певцов. Некоторые юные Афродиты становятся "нимфетками": преждевременно осознавшие свою сексуальность, они наслаждаются ощущением власти и своей привлекательности, заставляя старших мужчин реагировать на их поддразнивающий флирт.

Родители

Некоторые родители способствуют тому, чтобы их хорошенькие дочери стали Афродитами. Они подчеркивают привлекательность дочерей, заставляют их целовать взрослых, водят их на детские конкурсы красоты и, главное, сосредоточивают внимание на их женской привлекательности – больше, чем на других качествах и способностях.

Но когда девочка достигает половой зрелости и половая активность становится возможной, ее родители могут реагировать на это весьма различно. Может возникнуть общая деструктивная схема: родители завуалированно поощряют ее к половой активности, но затем наказывают ее. Такая ситуация позволяет родителям одновременно удовлетворять свое болезненное эротическое любопытство и быть блюстителями нравственности.

Отцы могут реагировать на пробуждающуюся сексуальность дочери-Афродиты различным образом. Многие отцы откликаются на растущую привлекательность дочери неумышленно и/или бессознательно спровоцированными шумными конфликтами, создающими эмоциональную и физическую дистанцию между ними. По-видимому, дочери часто подыгрывают в этом шуме, который защищает обоих участников от осознания их инцестуозных чувств. Некоторые отцы становятся слишком строгими, запрещая дочерям ходить на свидания, или навязчивыми, контролируя их и "допрашивая" о свиданиях. А для некоторых отцов такая дочь становится соблазном.

У матерей есть свой набор реакций на дочь-Афродиту. Некоторые становятся строгими и контролирующими, чрезмерно реагирующими на молодежную музыку и стиль одежды, даже когда дочь ведет себя соответственно своему возрасту. Такие матери могут навязывать свой "кодекс одежды", подчеркнуто все прикрывающей и уменьшающей привлекательность, и запрещать многие виды активной деятельности. Они могут тщательно проверять на "благонадежность" друзей дочери обоих полов или, как печально заметила одна женщина, обращаться либо с дочерью, либо с мальчиками, либо и с ней, и с ними как с "потенциальными половыми маньяками". Подобно отцам, они могут развить в себе "умонастроение тюремщика" по отношению к своей дочери-Афродите.

Навязчивость может быть в большей степени присуща матерям дочери-Афродиты, чем отцам. Кроме навязчивости, мотивируемой необходимостью приглядывать за привлекательной дочерью, матери иногда живут по принципу замещения за счет дочери и стремятся услышать малейшие подробности ее свиданий. Чтобы доставить удовольствие такой матери, дочери необходимо быть популярной среди мальчиков.

Другие матери реагируют на пробуждающуюся Афродиту в своей дочери как на соперницу. Воспринимая привлекательность дочери как угрозу, завидуя ее юности, мать унижает девочку, делает неблагоприятные сравнения, флиртует с ее друзьями-мальчиками и многими способами, в большом и малом, подрывает расцветающую женственность дочери. В сказке о Белоснежке ее мачеха постоянно спрашивала: "Зеркало, зеркало на стене, кто всех красивей в нашей стране?" Этот сказочный характер представляет находящуюся под угрозой (и, следовательно, враждебную) соперничающую мать.

Самые лучшие родители не переоценивают и не придают слишком много значения свойствам Афродиты и не обращаются со своей дочерью как с хорошеньким объектом. Родители оценивают привлекательность дочери так же, как другие качества, такие, как интеллект, доброта, способности в искусстве. В случае ситуации со свиданиями родители вводят ограничения, соответствующие возрасту и степени зрелости дочери. Привлекательность для мужчин рассматривается как факт, о котором девочка должна быть осведомлена (а не порицаема).

Юность и молодость

Юность и молодость – решающее время для женщины-Афродиты, которая может обнаружить себя зажатой между возбуждением Афродиты внутри себя и реакцией окружающих. Студентка, стремящаяся к сексуальным переживаниям так же сильно и часто, как молодой мужчина, должна думать о последствиях. Результатом ее действий согласно своим потребностям могут стать дурная репутация, заниженное самоуважение, отрицательный образ себя. "Хорошие девушки" могут сторониться ее, в то время как молодые мужчины, обуреваемые мыслями о сексе, толпятся вокруг, считая ее при этом склонной к беспорядочным связям и "недостаточно хорошей" для невесты.

С неконтролируемым архетипом Афродиты возникают и другие проблемы. Одна из них – возможность нежелательной беременности. Еще одна – риск венерических болезней для активной Афродиты. Другая медицинская проблема заключается в возникновении рака женских половых органов в более поздние годы.

Молодые женщины получают мало помощи в обращении с их настойчивой внутренней Афродитой. Их главный выбор, который может иметь серьезные последствия, – это как выразить свою сексуальность. Некоторые из них просто ее подавляют. При этом те, кто чувствует сильное религиозное давление, в любом случае могут ощущать вину, порицая себя за "недопустимые" чувства. Другие выражают сексуальность в устойчивой близкой связи – хороший выбор, если Гера также является сильной частью личности, хотя результатом может стать раннее замужество.

Если и Афина, и Афродита обе являются сильными элементами в молодой женщине, она может использовать сочетание стратегии и сексуальности, в том числе и для самозащиты. Одна такая женщина рассказала: "Однажды я поняла, что влюбляюсь и выхожу из этого состояния легко, и у меня есть сильное сексуальное побуждение продолжать это. Я не принимала влюбленность слишком серьезно. К чему я относилась действительно серьезно – так это к предохранению от беременности, к выбору партнера и к тому, чтобы эта часть моей жизни не афишировалась".

Когда женщина-Афродита поступает в колледж, возможно, наиболее важными для нее будут социальные аспекты. Она может выбрать "партийную школу" – колледж, отмеченный скорее социальной активностью, чем академическими занятиями.

Она обычно не сосредоточивается на дальних академических целях или на карьере. Ее пробудившийся интерес к профессиональной карьере подрывается скучной перспективой принимать необходимые трудные условия. Она способ на окунуться в работу колледжа, только блистая в какой-либо – чаще всего творческой – области, включающей взаимодействия с людьми. Она, например, может специализироваться в драме, переходя от одной роли к другой. Каждый раз она погружается в свою роль, внося личную врожденную страсть и таким образом может стать в колледже выдающейся драматической актрисой.

Работа

Работа, не захватывающая женщину-Афродиту эмоционально, не представляет для нее интереса. Ей нравится разнообразие и интенсивность, а повторяющиеся задачи, так же как домашняя работа, работа в конторе или лаборатории надоедают. Она хорошо выполняет работу, только когда может полностью творчески погрузиться в нее. Таким образом, ее можно встретить в области искусства, музыки, сочинительства, танцев, драмы или среди людей, особо значимых для нее, таких, например, как учитель, терапевт, редактор. Как следствие, она либо ненавидит свою работу и, вероятно, выполняет ее посредственно, либо любит ее и не жалеет сил и времени. Почти всегда она предпочитает работу, которую находит интересной, той, которая лучше оплачивается, но не столь привлекательна для нее. Она может достигнуть успеха, но, в отличие от Афины и Артемиды, не нацелена на достижения.

Наши рекомендации