Студенты очной формы обучения
1. Студенты очной формы обучения обучаются по балльно-рейтинговой системе (см.: Технологическую карту).
2. Основные задания для получения текущей и итоговой аттестации соответствуют следующим значениям:
«Отлично» – 76 - 100 баллов;
«Хорошо» – 66 - 75 баллов;
«Удовлетворительно» – 50 - 65 баллов.
Положительная оценка итоговой письменной работы – не менее 12 баллов.
В том случае, если студент получает за итоговую письменную работу менее 12 баллов, он получает итоговую оценку «неудовлетворительно».
Для студентов заочной и очно-заочной форм обучения
Контрольная работа 1.
Задание 1:выявить основные методы социально-психологических исследований и сформулировать положительные и отрицательные стороны данных методов. Оформить данное задание в табличном варианте.
Задание 2:«Орудия социального влияния» на примере социально-психологических игр и эффектов. Выбрать из множества средств манипуляции одно и раскрыть механизм социально-психологического воздействия с использованием данного орудия, привести пример манипулятивного влияния посредством данного приёма, описать возможные методы защиты от манипуляции.
Задание 3: составить социально-психологический портрет и описать социально-психологические компетентности эффективного менеджера.
Примерный перечень экзаменационных вопросов по курсу «Социальная психология»:
1. Социальная психология в системе научного знания. Объект, предмет и задачи социальной психологии
2. Этапы становления социальной психологии как науки. Первые исторические формы социально-психологического знания: психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения
3. Теоретические ориентации современной социальной психологии: необихевиоризм (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура, Д. Хоманс)
4. Теоретические ориентации современной социальной психологии: психоаналитическая ориентация (В. Байон, В. Беннис, Г. Шепард, В. Шутц)
5. Теоретические ориентации современной социальной психологии: когнитивное направление (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, П. Таненбаум)
6. Теоретические ориентации современной социальной психологии: символический интеракционизм (Дж. Г. Мид, Ч. Кули, И. Гофман, Г. Гарфинкель)
7. Зарождение и развитие социальной психологии в России. Деятельностный подход к исследованию социально-психологических явлений
8. Общественные и межличностные отношения. Общение как социальная связь
9. Определение понятия, виды, структура и функции общения в парадигме деятельностного подхода
10. Коммуникативная сторона общения
11. Перцептивная сторона общения
12. Интерактивная сторона общения
13. Стили общения. Вербальное и невербальное общение
14. Специфика делового общения
15. Понятие конфликта и его социальная роль. Классификация конфликтов
16. Смещение восприятия участников конфликта и изменение восприятия
17. Поведенческие стратегии в конфликтных ситуациях
18. Методы конструктивного решения конфликтов: психология примирения
19. Проблема социального восприятия и социального познания
20. Атрибутивные процессы. Теория каузальной атрибуции Г. Келли. Ошибки атрибуции
21. Социальная установка (аттитюд): структура и функции
22. Формирование социальных установок: бихвиористский, когнитивистский, мотивационный, структурный, генетический подходы
23. Проблема взаимосвязи аттитюдов и поведения
24. Личностные факторы, влияющие на взаимосвязь аттитюдов и поведения
25. Влияние ситуационных переменных на взаимосвязь аттитюдов и поведения
26. Поведение как следствие установки. Психология самоубеждения
27. Утверждение становится убеждением. Феномен «Нога в дверях»
28. Самопрезентация как источник формирования установок на самовосприятие.
29. Самовосприятие и самоатрибуция
30. Изменение установок как механизм преодоления когнитивного диссонанса. Диссонанс после принятия решения
31. Психология самооправдания. Эффект сверхоправдания
32. Перцептивная защита
33. Социальные стереотипы
34. Психология социальных сообществ. Классификации групп
35. Малая группа: типология, структура, условия образования, уровни развития
36. Большие социальные группы и их классификация
37. Массовые психические явления: общественное мнение, массовое настроение, слухи, традиции, паника
38. Динамика группы
39. Групповые нормы. Групповая совместимость и сплочённость
40. Групповые эффекты: психофизиологический эффект, групповая идентичность, социальная фасилитация и ингибиция, социальная леность
41. Групповые эффекты: деиндивидуализация, огруппление мышления, синергия, влияние меньшинства
42. Групповые эффекты: подражание, эффект бумеранга, «Мы» и Они», ожидание поддержки
43. Групповые эффекты: групповой фаворитизм, групповой эгоизм, «Маятник», «Волна», «Пульсар»
44. Социально-психологические аспекты терроризма
45. Понятие лидерства. Теоретические подходы к исследованию лидерства
46. Ситуационные теории лидерства
47. Теория атрибутивного лидерства
48. Типологии лидерства и классификации лидеров
49. Харизматическое лидерство
50. Специфика женского лидерства
51. Понятие социализации. Сферы социализации: деятельность, общение, самосознание
52. Инкультурация, интернализация, адаптация и конструирование реальности в контексте социализации
53. Факторы и стадии социализации личности
54. Культура и СМИ как агенты социального влияния
55. Семья и воспитательно-образовательные учреждения как институты социализации
56. Социально-психологическая природа Я-опыта: теоретические подходы
57. Понятие и структурные компоненты Я-концепции
58. Социальная идентичность
59. Психология самопрезентации
60. Методы социально-психологического исследования: наблюдение и эксперимент
61. Методы социально-психологического исследования: опрос, семантический дифференциал, контент-анализ
62. Методы социально-психологического исследования: социометрический тест, фокус-группа
63. Проблемы применения методов социально-психологического исследования и качества получаемой исследовательской информации
64. Психология групповой дискуссии
65. Психология группового решения
66. Психология публичного выступление
67. Специфика и виды бизнес-тренинга
68. Психология и технологии командообразования
69. Специфика организационной социально-психологической диагностики
70. Работа с персоналом на разных стадиях развития организации. Технология ассесмента
71. Ролевые теории личности
72. Социальная роль как функциональная единица. Конвенциональность социальной роли: права и обязанности
73. Принятие роли и ролевое поведение. Ролевые конфликты
74. Ролевое ожидание. Ролевое напряжение.
75. Гендер и гендерные стереотипы: роли мужчины и женщины в социальном мире
76. Аффилиация, аттракция и близкие отношения
77. Агрессия: понятие, теории, факторы влияния, факторы снижения агрессии
78. Конформизм: классические эксперименты, ситуационные и личностные факторы, провоцирующие конформизм, проблема сопротивления социальному давлению
79. Альтруизм (просоциальное поведение): психология социального обмена, ситуационные и личностные влияния на оказание помощи, адресаты оказания помощи, факторы усиления оказания помощи
80. Способы и слагаемые убеждения по Д. Майерсу.
81. Закономерности, методы и механизмы социального влияния по Р. Чалдини и С. Милграму: социальный автоматизм (стереотип), контраст, взаимный обмен, обязательства и последовательность
82. Закономерности, методы и механизмы социального влияния по Р. Чалдини и С. Милграму: влияние большинства, подражание и сходство, благорасположение и симпатия
83. Закономерности, методы и механизмы социального влияния по Р. Чалдини и С. Милграму: ассоциация, авторитет и его символы, дефицит
84. Приемы защиты от манипулятивного воздействия «орудий» социального влияния