Тема 1. Деловое общение: его сущность и функции
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный лингвистический университет
Имени Н.А. Добролюбова»
Кафедра философии, социологии
и теории социальной коммуникации
Л.П. Ермолаева
Н.Н. Васина
ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ
ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Учебно-методический комплекс
Нижний Новгород
Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО НГЛУ
Специальность: Связи с общественностью
Дисциплина: Этика и психология деловых отношений
Ермолаева Л.П., Васина Н.Н. Этика и психология деловых отношений: Учебно-методический комплекс. Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А.Добролюбова, 2011. - 16 с.
Методические указания по дисциплине «Этика и психология в деловых отношений» включают цели и задачи курса, его тематическое содержание, список основной и дополнительной литературы по курсу, планы семинарских занятий, перечень необходимой литературы для подготовки к ним, контрольные вопросы и задания, а также вопросы к зачету, и предназначены для студентов 3 курса, обучающихся по специальности «Связи с общественностью».
Авторы:
Л.П. Ермолаева, кандидат экономических наук, доцент кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации ГОУ ВПО НГЛУ;
Н.Н. Васина, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации ГОУ ВПО НГЛУ
Ответственный за выпуск Е.П. Савруцкая, доктор философских наук. профессор, зав. кафедрой философии, социологии и теории социальной коммуникации ГОУ ВПО НГЛУ
Рецензент Е.П. Савруцкая, доктор философских наук. профессор, зав. кафедрой философии, социологии и теории социальной коммуникации ГОУ ВПО НГЛУ
© ГОУ ВПО НГЛУ, 2011
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью курса является изучение теоретических основ и формирование практических навыков делового общения как необходимого условия эффективности профессиональной деятельности в сфере связей с общественностью.
Задачами данного курса являются: формирование представлений о сущности деловых отношений, их формах и роли в общественной жизни; освоение студентами основ речевой и логической культуры, овладение средствами публичной речи, стратегией и тактикой аргументации; знакомство с невербальными средствами делового общения; изучение психологической специфики деловых отношений, освоение психотехники делового общения; формирование навыков эффективного регулирования и разрешения деловых конфликтов; повышение нравственной культуры деловых отношений.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:особенности деловых отношений, формы и функции делового общения в профессиональной деятельности; специфику взаимоотношений специалистов по связям с общественностью в процессе выполнения профессиональных обязанностей; правила речевой коммуникации, приемы и методы осуществления устной коммуникации, особенности письменной деловой коммуникации; функции и особенности использования невербальных средств в деловом общении; психологические закономерности деловых отношений; основы этики деловых отношений как профессионального инструмента, регулирующего отношения людей в сфере связей с общественностью; функции и правила делового этикета; национально-культурные особенности делового общения и делового этикета;
уметь:правильно выстраивать устные речевые сообщения, слушать своего партнера по деловому общению и использовать различные техники слушания как необходимое условие формирования благоприятных деловых отношений и источник информации по предмету обсуждения; организовывать и осуществлять публичные выступления; работать с письменной документацией, правильно составлять деловые письма; грамотно осуществлять обратную связь в деловых отношениях; использовать психологические методы и приемы повышения эффективности деловых отношений; организовывать и проводить деловые беседы, деловые совещания, деловые переговоры и другие виды делового общения; осуществлять деловое общение с представителями других культур;
владеть:навыками эффективного осуществления регулирования деловых отношений; современными психотехниками делового общения; принципами, нормами и правилами деловой этики и делового этикета; навыками делового общения с зарубежными деловыми партнерами.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№№ | Тема | Всего часов | Из них | |||
Ауд. Раб. | В том числе | Сам. Раб. | ||||
Лекц | Сем | |||||
1. | Деловое общение и его формы | |||||
2. | Речевая культура делового общения | |||||
3. | Невербальные средства делового общения | |||||
4. | Психология делового общения | |||||
5. | Формы делового общения | |||||
6. | Переговоры как форма делового общения | |||||
7. | Основы деловой этики | |||||
8. | Деловой этикет | |||||
9. | Национально-культурные особенности делового общения | |||||
ИТОГО |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Деловое общение: его сущность и функции
Понятие и функции общения. Структура коммуникативного действия. Социально-культурная и социально-групповая обусловленность общения. Средства общения. Вербальная коммуникация, речь как ее знаковая система. Знаковые системы невербальной коммуникации. Аудио-, видеотехника, Интернет как средства общения. Виды общения. Формальное и неформальное общение. Сущность и особенности делового общения.