Тема 9. Личность как социальный феномен. Закономерности восприятия друг друга
Социализация человека. Социальная роль и социальный статус. Социальные связи и социальное взаимодействие. Формы межличностного взаимодействия и формирование привязанности и симпатии.
Закономерности восприятия людьми друг друга и предупреждение причин возможных конфликтов.
Объяснение причин поведения воспринимаемого человека субъектом восприятия через внутренние и внешние причины.
*Примечание: интерактивные формы и методы проведения лекции: лекция – консультация – форма учебного занятия, использование которой позволяет рассмотреть тему с выраженной практической направленностью. Это достигается с помощью вступительной лекции (50% занятия), а затем в форме ответов лектора на заранее подготовленные вопросы слушателей и проведения обмена мнениями.
Формируемые компетенции: ОК – 7; ОК – 10; ОК-11; ПК-4; ПК - 5.
Тема 10. Личность в группе. Виды групп и динамические процессы в группах
Виды групп и их влияние на личность. Роль референтных групп. Динамические процессы в группах: давление, распределение ролей, регуляция активности членов группы; формирование групповых норм, подчинение авторитету.
Формируемые компетенции: ОК – 7; ОК – 10; ОК-11; ПК-4; ПК - 5.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
А). Для студентов очной формы обучения
Семинар 1. (Тема 1).
Доклад:Задачи и место психологии в системе наук.
Вопросы для обсуждения:
1.Психология как наука и практика.
2. Объективные закономерности проявления психического.
3. Мир психических явлений.
4. Бессознательное и сознание.
5. Взаимосвязи психологии с отраслями наук.
*Примечание: форма проведения занятия: форма проведения занятия - деловая игра «Брифинг» (англ. briefing - короткий, недолгий) - краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу. Основное отличие: отсутствует презентационная часть. То есть практически сразу идут ответы на вопросы журналистов.
Формируемые компетенции: ОК – 7; ОК – 9; ОК-11; ОК -12.
Семинар 2. (Тема 2).
Доклады:История становления психологии как науки. Выдающиеся деятели отечественной психологии и их вклад в развитии психологической науки.
Вопросы для обсуждения:
1. Психологические концепции и направления психологической теории и практики.
2. Психоанализ и его задачи. Сущность человека в концепции бихевиоризма. Теория социального научения. Классификация поведения и поступков человека в зависимости от целей, потребностей и ситуаций. Сущность когнитивной психологии. Гуманистическая психология и ее значение для отечественной психологической науки. Коллективное бессознательное в воззрениях К. Юнга. Исследования С. Грофа в трансперсональной психологии и их объяснение.
3. Роль генетических кодов и предрасположенность к проблемам, событиям, жизненным ситуациям.
*Примечание: форма проведения занятия: метод коллективного анализа ситуаций (кейс-стади) – форма учебного занятия, в рамках которого обучающимся предлагается проанализировать реальную ситуацию, разобраться в сути проблемы, оценить имеющийся выбор решения ситуации, предложить свое решение конкретной ситуации.
Формируемые компетенции: ОК – 7; ОК – 9; ОК-11; ОК -12.
Семинар 3,4. (Тема 3).
Вопросы для обсуждения:
1. Соотношение психики и организма.
2. Особенности организма и психика.
3. Морфологические особенности тела индивида и его психических процессов.
4. Особенности психического отражения индивидом объективной действительности.
Формируемые компетенции: ОК – 7; ОК – 9; ОК-11; ОК -12.
Семинар 5 (Тема 4).
Доклады:«Психика человека». «Специфика поведения человека».
Вопросы для обсуждения:
1. Каковы функционально-структурные возможности высших отделов мозга, психики, поведения и деятельности?
2. В чем заключается функциональная специализация мозговых полушарий?
3. Специализация функционирования полушарий мозга, словесно-драматическая логика и интуитивное пространственно-образное отражение событий и ситуаций. Какие взаимосвязи здесь прослеживаются?
4. В чем заключается важнейшая функция психики?
5. Какова связь управления поведением и деятельностью человека?
6. Каковы важнейшие особенности деятельности человека и деятельности животных? Сходство и различие.
7. Чем характеризуются основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности.
*Примечание: форма проведения занятия: семинар с использованием метода «мозгового штурма» - форма практического занятия, в ходе которого решается задача поиска оптимального решения с помощью творческой мыслительной работы студентов в кратчайшие сроки. Это достигается посредством генерирования любых идей без какой-либо критики с последующим их анализом, оценкой и выбором наилучшего решения.
Формируемые компетенции: ОК – 7; ОК – 9; ОК-11; ОК -12.
Семинар 6,7. (Тема 5).
Доклад «Сущность сознания и его функции. Свойства сознания. Связь отношения, познания и переживания с мышлением и эмоциями в процессе сознания. Развитие сознания».
Вопросы для обсуждения:
1. Каковы уровни бытийного и рефлексивного сознания? Каково их взаимодействие.
2. Какова структура сознания?
3. Какие загадки человеческого сознания выделяют ученые на современном этапе?
4. Дайте характеристики бессознательное: сущность, содержание и компоненты. Взаимодействие сознания и бессознательного в поведении и деятельности человека.
Формируемые компетенции: ОК – 7; ОК – 9; ОК-11; ОК -12.
Семинар 8. (Тема 6).
Доклады:«Мышление как психологический феномен»; «Методы развития памяти».
Вопросы для обсуждения:
1. Каковы физиологические основы ощущений?
2. В чем заключается роль познавательных процессов в приеме информации и ее различие?
3. Каковы характеристики видов ощущений?
4. Чем характеризуются основные виды и свойства восприятия?
5. Каковы свойства и характеристики внимания как психологического процесса?
6. Каковы особенности процессов памяти?
7. Виды и уровни памяти и их роль в обучении. В чем состоит их специфика?
8. Какова связь форм воспроизведения и их роль в обучении.
9. Основные приемы управления памятью. Как их использовать в образовательной деятельности?
10. Какие существуют виды мышления? В чем их особенности?
11. Каковы индивидуальные различия в мыслительной деятельности?
12.Мышление и воображение: в чем состоит их сходство и различие?
*Примечание: форма проведения занятия: семинар - дискуссия – форма учебного занятия, в рамках которого предполагается диалог студентов в ходе формулирования собственных точек зрения на обсуждаемые проблемы, принятие согласованных решений. При этом могут быть использованы элементы «мозгового штурма» и деловой игры. В рамках семинара студенты по основным проблемным вопросам представляют доклады, рефераты.
Формируемые компетенции: ОК – 7; ОК – 9; ОК-11; ОК -12.