Срединный Путь и Мадхьямика
Путь Будды, Срединный Путь, повторно сформулировал и систематизировал в философской терминологии индийский философ III века Нагарджуна в своей системе мысли Мадхьямика (Срединный Путь), которая считается центральной философией буддизма Махаяны. Будда хранил свое «благородное молчание», когда ему задавали философские и метафизические вопросы, а блестящий диалектик Нагарджуна применял диалектический метод, утверждая, что невозможно найти истину ни в каком мнении или концепте и ни в какой системе понимания. Истину, Абсолют, невыразимые по своей природе, молено воспринять, только лишь возвышаясь за пределы всякой формы исключительности. Конфликт между рассудком и противоположными точками зрения можно разрешить, поднимаясь на более высокую точку зрения — то есть комплексно, вместо сосредоточения на отдельных частях. Таким образом, мы приходим к интуиции, принимаемой за более высокую способность: недвойственное знание, знание Реального, Абсолюта. А теперь, вот как Юнг видит интуицию:
В интуиции содержание представляется как полная цельность, причем невозможно ни объять, ни узнать, как это содержание увидело свет. Интуитивное знание характеризуется уверенностью, внутренне присущим убеждением...
Основная идея философии Нагарджуны заключается в законе Срединного Пути, что на практике означает следующее: «Видеть вещи такими, как они суть, признавать возможность определять вещи различным образом в соответствии с разнообразными точками зрения, и признавать, что эти определения нельзя рассматривать как абсолютные».
В философии Нагарджуны также принципиально важно делать различие между земной истиной и истиной конечной, и такое различие действительно представляет собой одну из фундаментальных основ учения Будды, и буддизм Махаяны не перестает строиться именно на этом фундаменте. Однако это не означает, что нужно производить разделение между мирским и трансцендентным. Речь скорее идет о том, чтобы осознать относительность этого мира и углубить таким образом внутреннее осознание, причем этот процесс не разрушает земное, поверхностное, а преобразует его с тем, чтобы созерцать его в новом свете.
Мадхьямика учит, что...
...осознать конечное не означает — отказаться от земного, но научиться видеть его «глазом мудрости»... Что мы должны отвергнуть, это свои собственные извращения, ложные суждения, предвзятые идеи... Это относится не только к реальной жизни, но и к словам, концептам, к пониманию, к системам понимания.
Эго и не-эго
В тантрической системе всякое земное удовольствие, всякий опыт чувств, всякая возможность в этом мире может стать возможностью просветления, когда мудрость претворяется в практику. Мы видели, что мудрость (праджня) подразумевает неисключительность, непривязанность, принцип относительности, сунъяту.
Самое большое препятствие — это эго. Эго — или, скорее, видение своего собственного «я» — является, согласно буддийской мысли, первоисточником всех проблем и всех страданий. Когда буддисты говорят об эго, они имеют в виду иллюзорное верование, что существует прочная, конкретная и отдельная сущность, независимая и изолированная от всякого другого явления.
В этом смысле эго естественным образом становится непреодолимым препятствием между самим человеком и остальным миром, воспрещая всякую возможность истинного общения и настоящего причастия не только с другими, но и в глубину с самим собой. Это препятствие должно быть устранено, и в этом и состоит ключевая проблема, возникающая на пути к освобождению.
Итак, цель заключается не столько в растворении эго, сколько в растворении ошибочного видения, ложного образа эго; должна совершиться открытость ко всем самостоятельно возникающим возможностям, и прежде всего прочего, нужно осознать, что мы являемся бесконечно больше того, что мы думаем о себе сами, когда мы отождествляем себя с нашим куцым, конкретным и ограниченным эго. Мы открываем для себя потенциальности без пределов, начиная уже с того мгновения, когда мы освободились от рабства нашего маленького эгоцентрического мира: как говорят буддисты, мы можем стать Буддой.
Разумеется, согласно Юнгу, эго со всеми своими искажениями и проекциями должно быть растворено, прежде чем сможет появиться Самость. Однако Самость, представляющая собой совокупность психики, включает в себя эго. В процессе индивидуации его не разрушают, его скорее помещают в отношение подчинения Самости. Оно больше не является центром личности: центр — это Самость, мандала, объединяющая все противоположности. Растворяется растянутое конкретное эго, преследующее эгоистичные и исключительные цели и подчиняющееся только своим импульсам. Индивидуированное эго в соотношении с Самостью не только необходимо для адекватного функционирования индивида, на том, что буддисты определяют как уровень земной реальности: оно также подтверждает свое важнейшее значение при встрече с трансличностным, с тем, чтобы сохранить целостность психики.
По убеждению Юнга, цель психотерапии заключается в преобразовании. И исчезновение гегемонии эго является единственным критерием изменения. Однако он утверждает, что часто для западных людей «нужно прежде всего построить посредством анализа сознательное эго, и культивировать его правильное понимание с тем, чтобы можно было думать о его отмене».
Однако и солюцио в алхимическом смысле, растворение сухой и твердой почвы, составляющей сознание эго, при помощи оплодотворения и противостояния с текучестью бессознательного, является необходимым предварением для трансмутации. Это другой взгляд на жертвоприношение личностного эго в виду появления на поверхности трансличностной Самости, беспрестанного процесса смерти и возрождения. Опыт недвойственности, мистический опыт или всякий созидательный акт должны осуществляться в рамках этого процесса.
Иллюзорное верование в перманентное и отдельное эго не означает, что индивидуальности не существует. наше принципиальное единство со вселенной, согласно концепции ламы Говинды,
...является не равной природой или не-квалифицированным тождеством, но органическим отношением, в котором дифференциация и уникальность функции так же важны, как это конечное или фундаментальное единство.
Индивидуальность и универсальность не являются исключительными ценностями, взаимоисключающими друг друга, но двумя сторонами одной и той же реальности, которые взаимно компенсируются и взаимно дополняют друг друга и объединяются друг с другом в опыте просветления. Этот опыт не растворяет разум в аморфном и бесформенном Всем, но позволяет осознать, что индивид содержит в себе самом тотальность, сосредоточенную в его интимном ядре.
Универсальность и индивидуальность, единство и разнообразие, плерома и креатура, нирвана и сансара, являются «двумя сторонами одной и той же реальности»; одна не может существовать без другой, своей противоположности.