Ахвердова О. А., Волоскова Н. Н., Белых Т. В

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

теоретические и прикладные аспекты

исследования интегральной индивидуальности

Учебное пособие

РЕЧЬ

Санкт-Петербург

ББК88.4 А95

Ахвердова О. А., Волоскова Н. Н., Белых Т. В.

А95Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности / Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 168 с.

ISBN 5-9268-0262-8

В учебном пособии рассматриваются проблемы индивидуально­сти человека, проанализирован обширный теоретический и эмпири­ческий материал, приведены тексты и ключи методик, используемых для диагностики индивидуальных особенностей.

Рекомендовано Министерством образования в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Психология».

ББК 88.4

© О. А. Ахвердова, Н. Н. Волоскова,

Т. В. Белых, 2004 © Издательство «Речь», 2004

ISBN 5-9268-0262-8 © П. В. Борозенец (обложка), 2004

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие «Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальнос­ти» предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Психология».

Актуальность и значимость предлагаемой тематики связана с тем, что современный уровень научных знаний и потребности обществен­ной практики требуют преодоления одностороннего аналитического подхода к изучению индивидуальных особенностей человека и выдви­гают задачу изучения индивидуальности как целостной системы.

Основной целью пособия является создание условий для освоения студентами принципов системного подхода к исследованию индиви­дуальности человека, овладения методами и способами изучения ин­дивидуальных психологических различий как целостной системы свойств.

Для реализации цели предполагается решить следующие задачи:

1. Освоить теоретические принципы системного подхода к изучению индивидуальности, выдвинутые и обоснованные ведущими отече­ственными психологами С. Л. Рубинштейном, Б. Г. Ананьевым, П. К. Анохиным, В. С. Мерлиным, Б. Ф. Ломовым и другими.

2. Изучить основы теоретической концепции интегральной индиви­дуальности, предложенной В. С. Мерлиным и его учениками.

3. Овладеть методами системного исследования индивидуальных психологических особенностей человека.

4. Освоить математические методы распознавания одноуровневых и межуровневых связей в структуре интегральной индивидуаль­ности.

5. Сформировать умение применять системную модель изучения структур интегральной индивидуальности в зависимости от науч­ной проблемы в различных прикладных областях психологии.

Пособие предназначено для студентов и преподавателей психоло­гических факультетов университетов.

На сегодняшний день не вызывает сомнений положение о том, что индивидуальность человека — это явление многогранное, поэтому она должна изучаться с позиций системного подхода.

В настоящее время проблема изучения индивидуальности человека является одной из центральных тем теоретических и прикладных ис­следований в психологии.

Актуальность изучения данной проблемы в теоретическом аспекте определяется, прежде всего, тем, что уже сама постановка этой про­блемы затрагивает комплекс методологических и концептуальных воп­росов, на сегодняшний день далеких от разрешения. Это такие про­блемы, как:

■ проблема интеграции междисциплинарных исследований, направ­ленных на изучение индивидуального своеобразия личности;

■ проблема применения принципов системного подхода к иссле­дованию специфики индивидуальности;

■ проблема соотношения биологического и социального в струк­туре индивидуальности; «внешнего» и «внутреннего»; объектив­ного и субъективного и т. д.

Значимость прикладного аспекта исследования индивидуальности трудно переоценить. Социальная практика на современном этапе раз­вития общества ставит задачу развития индивидуальности человека как приоритетного направления в системе дошкольного, среднего, высшего и профессионального образования.

Решение многих прикладных психологических задач требует знания индивидуальных различий, их надежной диагностики, оценки их как це­лостной системы. В конечном счете, именно понимание индивидуально­сти ребенка и взрослого лежит в основе успешного обучения и воспита­ния, профориентации и профотбора, эффективной психотерапии и т. д.

Изучение индивидуальности в психологии имеет большую историю. Многие науки претендуют на монопольное исследование индивиду­альности, но узкий подход к исследованию индивидуальных различий препятствует интеграции знаний о закономерностях формирования индивидуальности.

После фундаментальных теоретических исследований крупнейших ученых современности (Н. Винер, 1964; Л. Берталанфи, 1969; А. А. Ля­пунов, 1972; П. К. Анохин, 1973; А. И. Уемов, 1978; В. И. Вернадский, 1989; А. В. Гапонов-Грехов, А. С. Ломов, Г. В. Осипов, М. И. Рабино­вич, 1981 и др.) системный подход стал определяющим в разработке проблем психологии индивидуальности (В. С. Мерлин, 1966; Е. А. Кли­мов, 1969; А. А. Крылов, 1972; Б. Ф. Ломов, 1975; К. А. Абульханова-Славская, 1977; Ю. М. Забродин, А. Н. Лебедев, 1977; А. А. Бодалев, В. В. Столин, 1987; В. В. Знаков, 1991; В. Д. Шадриков, 1996; В. А. Пет­ровский, 1997 и др.).

Концепция иерархической организации субъективной реальности (U. Bronfenbrenner, 1951; R. В. Cartel, С. F. Stice, 1957; А. И. Крупное, 1985; А. В. Брушлинский, 1991; Б. Г. Ананьев, 1969; В. И. Слободчи-ков, Е. И. Исаев, 1995 и т. д.), наряду с принципами системного под­хода, легла в основу интегративного подхода к исследованию инди­видуальности человека и нашла свое отражение в теоретических и прикладных трудах (В. С. Мерлина; В. В. Белоуса; Б. А. Вяткина; Э. И. Маствилискер; Л. Я. Дорфмана, 1993; А. И. Щебетенко, 2001).

В настоящее время проблема индивидуальности интенсивно раз­рабатывается в научных школах В. В. Белоуса (1982, 1989, 1996, 2000), Э. А. Голубевой (1983), М. С. Егоровой (1995, 1997), А. И. Крупнова (1983,1987), И. В. Равич-Щербо(1999), В. М. Русалова(1982,1985,1986, 1989), О. А. Ахвердовой (1998), И. В. Боева (2000).

Исходным моментом в изучении индивидуальности принято счи­тать уникальность, индивидуальное своеобразие как неповторимое сочетание всех признаков, отличающих одного человека от другого.

Целостную характеристику индивидуальных свойств человека B. С. Мерлин обозначает как интегральную индивидуальность — осо­бый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека, начиная от биохимических особенностей организма и заканчивая социальным статусом личности в обществе. Опираясь на положения теории функциональных систем П. К. Ано­хина (1971) и на методологический принцип активности личности C. Л. Рубинштейна (1946), В. С. Мерлин экспериментально обосновал теорию интегральной индивидуальности, применив принцип значи­мости к распознаванию одноуровневых и межуровневых связей иерар­хических уровней интегральной индивидуальности.

В современном психологическом знании существует множество подходов к исследованию индивидуальности, однако единой концеп­туальной модели пока нет. Это связано с различными точками зрения авторов на структуру, особенности индивидуальности. Существующие концепции имеют право на дальнейшее развитие, на подтверждение экспериментальным путем. В рамках данного пособия рассматрива­ются уже имеющиеся эмпирические факты, полученные на основе интегративных исследований индивидуальности.

РАЗДЕЛ 1

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

1.1. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

С момента возникновения психологии как самостоятельной экс­периментальной науки проблема изучения индивидуальных свойств человека, элементов сознания и поведенческих актов стала предметом эмпирического исследования. Развитие идей о природе индивидуаль­ности человека связано со становлением новой области психологичес­кого знания — дифференциальной психологии.

В конце XIX столетия индивидуальные свойства человека стали объектом изучения английского исследователя Френсиса Гальтона (1822—1911). Главной заслугой Ф. Гальтона является создание техники изучения индивидуальных различий и, прежде всего, внедрение ста­тистического метода.

Во всех опытах Гальтона интересовала генетическая (наследствен­ная) основа индивидуальных различий между испытуемыми. Гальтон искал способ, позволяющий математически описать закономерность, которой подчинены индивидуальные вариации. В качестве методического орудия он использовал статистику.

Ф. Гальтон, считая, что между различными (физическими и психичес­кими) свойствами индивидов имеются корреляции, создал статистичес­кие методы их определения, ставшие основой факторного анализа.

В 1900 году выходит работа В. Штерна «О психологии индивиду­альных различий», где он рассматривает различия в восприятии, мыш­лении и речи у различных людей. Им были разработаны методы тести­рования способностей, заложены основы дифференциальной психологии, где он исходил из принципа конвергенции наследствен­ных факторов и условий социокультурной среды. Имя Штерна связы­вают с тестологией как одного из направлений дифференциальной психологии.

Проблема индивидуальности изучалась и в России. Большой инте­рес представляют собой исследования русского психолога А. Ф. Лазурского (1874—1917). Создавая научную теорию индивидуальных разли­чий, он предлагал изучать характер, темперамент человека как черты индивидуальности. В 1909 году выходит монография А. Ф. Лазурского «Очерк науки о характерах», в которой он постулирует основы харак­терологии. Основную цель индивидуальной психологии А. Ф. Лазурский видит в том, чтобы «построить человека из его наклонностей, а также составить целую, естественную классификацию характера» (А. Ф. Лазурский, 1995, с. 128).

А. Ф. Лазурский выступал за естественный эксперимент, при кото­ром происходит совмещение преднамеренного вмешательства в жизнь человека и опыта. В результате исследуются не отдельные психичес­кие процессы, а психические функции и личность в целом.

Под влиянием сотрудничества с В. М. Бехтеревым и Л. Франком А. Ф. Лазурский впервые на место психоморфологического объяснения свойств личности поставил нейродинамическое. В курсе лекций «Об­щая и экспериментальная психология» он высказал идею о двух сферах психической реальности: эндопсихике и экзопсихике. А. Ф. Лазурский утверждал, что темперамент и характер составляют эндопсихическую, прирожденную сторону личности. Экзопсихическая сторона понима­лась как система отношений личности к окружающему миру. На этой основе им была построена система классификации личностей.

Другой отечественный психолог, Г. И. Россолимо (1860-1928), пред­ложил идею количественной оценки свойств душевной жизни с целью воссоздания ее индивидуально своеобразного профиля у здоровой или больной личности. Г. И. Россолимо выделил одиннадцать психичес­ких процессов, которые, в свою очередь, разбил на пять групп: внима­ние, воля, восприимчивость, запоминание и ассоциативные процессы (воображение и мышление). По каждому из этих процессов давалось десять заданий, в зависимости от выполнения которых «сила» процес­са оценивалась по десятибалльной шкале. Сумма положительных от­ветов отмечалась соответствующей точкой графика: соединение точек давало «психологический профиль» индивида. Г. И. Россолимо пред­лагал также формулу перевода профилей с графического языка на ариф­метический. Он указывал, что предложенный им метод позволит раз­работать следующие вопросы: о типах психических индивидуальностей, об умственной отсталости, о диагностировании болезненных симпто­мов в области психики и др. (М. Г. Ярошевский, 1995).

В отечественной психологии в изучении индивидуальных различий между людьми, с точки зрения В. М. Русалова, исторически намети­лись два подхода. Первый можно условно назвать «содержательно-смысловым», он направлен на познание и измерение индивидуальных вариаций характера, знаний, умений, способностей, смыслов, пере­живаний, мотивов, целей и других предположительно устойчивых внут­ренних содержательно-смысловых, или «личностных», структур инди­видуальной психики человека. Второй — «поведенческий» — связан с анализом объективно регистрируемых всевозможных психофизиоло­гических форм индивидуального поведения — от биохимических, ве­гетативных и электрофизиологических до сложнейших моторных проявлений. Первый подход наиболее отчетливо представлен в дифферен­циальной психологии, второй более характерен для отечественной диф­ференциальной психофизиологии (В. М. Русалов, 1991, с. 3).

Как указывает В. М. Русалов, психологов, прежде всего, интересовал факт индивидуальных различий в сфере интеллекта, характера, мыш­ления и восприятия. Отсюда основной задачей дифференциальной психологии, особенно на ранних этапах ее развития, было создание строгих, стандартизованных методов и процедур для оценки индиви­дуально-психологических различий именно по этим важнейшим пси­хологическим характеристикам. Однако чтобы доказать реальное су­ществование определенных устойчивых личностных структур, так называемых личностных черт, или интеллектуальных факторов, диф­ференциальная психология, по мнению Б. М. Теплова, должна опи­раться на объективно регистрируемое психофизиологическое прояв­ление поведения. И в связи с этим, по определению Теплова, к индивидуально-психологическим различиям следует относить не лю­бые случайные вариации (флуктуации) психического, то есть не лю­бые различия, а только те, которые имеют устойчивое поведенческое психофизиологическое проявление и не зависят (или зависят мини­мально) от условий наблюдения и ситуации (В. М. Русалов, 1979, с. 4).

Следовательно, с точки зрения Б. М. Теплова, индивидуально-пси­хологические различия по многим чертам личности, а также и интел­лекту, фиксируемые с помощью тестов, особенно как это имело мес­то в практике психотехники и педологии, должны рассматриваться как случайные. Они, как считал Б. М. Теплое, не могут быть отнесе­ны в разряд собственно индивидуальных различий до тех пор, пока не будет доказана их связь со свойствами нервной системы и выявле­но их устойчивое «поведенческое» (нейродинамическое) проявление на вегетативном, электроэнцефалографическом, моторном и т. д. уровнях.

1. Дифференциальная же психофизиология, изучающая психофизиологические, а более широко — биологические основания возникновения устойчивых индивидуальных структур психики, как раз и была призвана, по мнению Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына, выполнить эту функцию (В. М. Русалов, 1979; 1989). Однако основоположники дифференциальной психофизиологии считали, что сама дифференциальная психофизиология, опирающаяся на широкий набор объективно регистрируемых устойчивых биологических показателей, не может обойтись без учета внутренних, пусть даже индивидуально-неустойчивых личностных структур (мотивов, целей и т. д.), поскольку неучет личностных особенностей лишал бы исследователя понимания той реальной роли, которую играют психофизиологические показатели в реальной жизнедеятельности человека (В. М. Русалов, 1991, с. 5).

Термин дифференциальная психофизиология был предложен В. Д. Небылицыным (1969) для обозначения всего комплекса иссле­дований, связанных с изучением природных основ индивидуально-психологических различий (Проблемы дифференциальной психофи­зиологии, 1969).

В настоящее время дифференциальную психофизиологию можно определить как дисциплину, изучающую роль всей совокупности био­логических свойств, и прежде всего свойств нервной системы, в детер­минации устойчивых индивидуально-психологических различий между людьми. Центральной задачей дифференциальной психофизиологии выступает выяснение закономерностей взаимопроникновения и вза­имообусловливания биологических и социальных свойств в каждом конкретном человеке (В. М. Русалов, 1979).

Последние достижения наук, изучающих биологические аспекты человека— антропологии, генетики, физиологии высшей нервной деятельности и других, — убедительно демонстрируют, что человек смог подняться на столь высокий уровень социального развития и продолжает подниматься еще выше потому, что от рождения он по­лучает такую природную организацию, в которой изначально зало­жены, запрограммированы возможности его универсального соци­ально-деятельного функционального развития (К. Е. Тарасов, Е. К. Черненко, 1979, цит. по В. М. Русалову, 1991). Отсюда следует, что познание биологической организации человека: ее уровней, структуры, особенностей физиологических процессов, функций и со­стояний, закономерностей их функционирования и т. д. — важней­шее звено в раскрытии механизмов развития индивидуально-пси­хологических свойств человека. Конкретная задача при изучении природных аспектов индивидуально-психологических свойств чело­века — вскрыть объективные биологические основания психологи­ческой индивидуальности человека.

Подробнейший анализ этапов становления дифференциальной пси­хофизиологии дан В. М. Русаловым в его работе «Дифференциальная психофизиология» (1989). В развитии дифференциальной психофи­зиологии он выделяет четыре основных этапа: 1) допавловский, 2) пав­ловский (с 1927 г.), 3) тепловско-небылицынский (с 1956 г.); 4) совре­менный (с 1972 г.) (В. М. Русалов, 1989, с. 170).

Еще в глубокой древности предпринимались попытки объяснить индивидуальные различия в поведении людей за счет различного со­отношения частей жидкостей организма, например крови, желчи, чер­ной желчи и слизи. Гуморальная (жидкостная) теория индивидуаль­ных различий (или темперамента как наиболее известного аспекта индивидуального поведения) явилась первой теоретической основой допавловской дифференциальной психофизиологии и даже в таком «зачаточном» варианте отражала некоторые элементы истинного зна­ния, являясь своего рода преддверием, моделью современных более раз­витых представлений о природных предпосылках индивидуальных раз­личий.

Исходя из представления о целостности и единстве организма, ис­следователи гениально предвидели возможную связь между свойства­ми организма и психики. Долгое время, по крайней мере до конца XIX в., считалось, что в детерминации индивидуально-психологичес­ких свойств, в частности темперамента, особую роль играют свойства крови. И только в начале нашего века произошли резкие изменения в интерпретации биологических основ индивидуально-психологических различий. В этом огромную роль сыграли работы Э. Кречмера, У. Шел-, дона и С. Стивенса (В. М. Русалов, 1989, с. 170).

Второй этап в изучении биологических основ индивидуально-пси­хологических различий связан с работами И. П. Павлова (И. И. Резвицкий, 1973). Он впервые высказал мысль о том, что в основе инди­видуально-психологических различий лежат не свойства жидкостей или телесных тканей, а особенности функционирования нервной систе­мы — так называемые основные свойства нервной системы. И.П. Пав­лов однозначно связывал свойства нервной системы — комбинацию силы, уравновешенности и подвижности — не только с тем или иным типом темперамента, но и с предрасположенностью человека к тому или иному психическому заболеванию.

Основная заслуга И.П. Павлова в разработке основ дифференци­альной психофизиологии заключается в развитии концепции основ­ных свойств нервной системы как главнейших детерминант индиви­дуального поведения человека и животных. Согласно представлениям И.П. Павлова, свойства нервной системы — это врожденные характе­ристики нервной ткани, регулирующие основные процессы (возбуж­дение и торможение), которые вовлечены в условно-рефлекторную де­ятельность. Отсюда следовало, что к свойствам нервной системы могли быть отнесены только те особенности и характеристики функциони­рования нервной системы, которые существенным образом определяют различные характеристики классического условного рефлекса (ско­рость формирования, длительность протекания, скорость-смены од­ного рефлекса другим и т. д.). На первых этапах исследования основ­ных свойств нервной системы условно-рефлекторный подход оказался весьма плодотворным. Были уточнены многие и разработаны совер­шенно новые специальные методические приемы определения и оцен­ки свойств (В. М. Русалов, 1989, с. 171).

Проблема индивидуально-психологических различий между людьми все­гда рассматривалась в отечественной психологии как одна из фунда­ментальных. Наибольший вклад в разработку этой проблемы внесли Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын, а также их коллеги и ученики.

В 1956 г. под руководством Б.М. Теплова была организована специ­альная лаборатория по изучению типологических особенностей выс­шей нервной деятельности человека, ставшая вехой нового, третьего, этапа в изучении биологических основ индивидуально-психологиче­ских различий. Позднее данная лаборатория «разделилась» на ряд самостоятельных научных коллективов, изучающих различные теоре­тические и прикладные аспекты природных основ индивидуально-пси­хологических различий. Главным итогом тепловско-небылицынского этапа явилось дальнейшее развитие концепции основных свойств нервной системы, предложенной И.П. Павловым. Так, выявленные вначале три «унитарных» свойства нервной системы (сила, уравнове­шенность и подвижность, по Павлову) постепенно были «расщепле­ны» и превращены в сложное «дерево» свойств с 15-мерной структу­рой: 10 первичных и 5 вторичных свойств — сила, лабильность, подвижность, динамичность, концентрированность по возбуждению и соответственно по торможению и уравновешенность по каждому из указанных первичных свойств (уравновешенность по силе, уравнове­шенность по лабильности и т. д.) (В.М. Русалов, 1989).

В результате многочисленных исследований было показано, что свойства нервной системы выступают в качестве важнейших детерми­нант индивидуального стиля деятельности (Е.А. Климов, 1969а; 1969Ь), памяти (Э.А. Голубева, 1980), темперамента (В.В. Белоус, 1981; К.М. Гуревич, 1970), профессиональной пригодности (Гуревич К.М, 1970; Пси­хофизиологические вопросы становления профессионала, 1974) и др.

Новый, современный этап развития дифференциальной психофи­зиологии начал зарождаться в недрах тепловско-небылицынского на­правления в начале 1970-х годов.

Бурное развитие системных представлений в психофизиологии, связанное с работами П.К. Анохина и его учеников (Анохин П.К., 1968; Семья и формирование личности, 1981), не могло не отразиться на уче­нии о свойствах нервной системы. Анохин пишет: «Переход на сис­темную методологию, позволивший разрешить проблему парциальности, знаменует собой начало современного этапа дифференциальной психофизиологии. На этом новом этапе стало ясно, что причина пар­циальное™ заключается не в методических недоработках или неточ­ных способах оценки результатов, как предполагалось раньше, а в не­совершенстве самой условно-рефлекторной концепции исследования свойств нервной системы. Традиционные свойства — это, по существу, различные стороны замыкательной функции классического рефлек­са, или «рефлекторной дуги». Поскольку условный рефлекс строго при­урочивается к определенным мозговым структурам, то, в конце кон­цов, должно быть обнаружено, что и свойства, выводимые из свойств «дуги», должны быть приурочены к локальным мозговым структурам, что, собственно, и было выявлено в конкретных исследованиях. Со­гласно же системной концепции П. К. Анохина, к свойствам нервной системы (общим, унитарным, глобальным) могут быть отнесены толь­ко такие характеристики нервной деятельности, в которых отражается особенность целостной общемозговой интеграции нервных процессов» (В.М. Русалов, 1989, с. 173).

«Можно ожидать, что системный подход позволит значительно пол­нее раскрыть нейрофизиологическое содержание такого понятия, как "работоспособность", или "выносливость", нервной системы (то есть "сила" нервной системы в ее изначальном, унитарном смысле), а также понятий, выражающих и другие свойства нервной системы, например динамичности, подвижности. Сила нервной системы, по-видимому, может быть выражена через устойчивость интеграции нервных процес­сов, динамичность — через скорость формирования новой интеграции, (то есть новой функциональной системы), подвижность — через быст­роту смены одной интеграции другой» (В.М. Русалов, 1989, с. 174).

Таким образом, два подхода к изучению индивидуальных различий между людьми — дифференциально-психологический и дифференци­ально-психофизиологический — долгое время развивались практичес­ки независимо друг от друга. И только за последние 20 лет в лаборатории психологии и психофизиологии индивидуальности им. В.Д. Небылицына Института психологии АН СССР была поставлена конкретная задача их сближения путем разработки такой концептуальной модели, которая объединила бы в органическое целое внутренне устойчивое «содержание» личности и внешне наблюдаемые, биологически обус­ловленные особенности «поведения» человека.

В наиболее общем виде соотношение биологических особенностей человека и формальных свойств его психики может быть представлено следующим образом: биологические особенности — элементы более низкой системы, включающиеся в систему более высокого порядка, а именно систему формальных свойств психики человека.

В отличие от формальных содержательные свойства психики высту­пают через смысловые психологические структуры, конкретные моти­вы, знания, отношения, цели и т. д. и представляют собой такие свой­ства, признаки и черты индивидуальной психики, которые формируются в результате взаимодействия человека с предметным миром, его соци­альной средой. Изучение индивидуальных вариаций содержательных характеристик психики выходит за рамки дифференциальной психофи­зиологии и является предметом дифференциальной психологии.

В лаборатории В.М. Русалова сформировались два возможных под­хода к сближению дифференциальной психофизиологии и дифференци­альной психологии. Первый был связан с выбором в качестве объектов для «взаимопроникновения» таких характеристик, которые считались традиционными в дифференциальной психологии — особенности тем­перамента, характера, интеллекта, когнитивные стили. Другой же подход был направлен на проведение исследований психофизиологических ос­нов индивидуальных различий в ранее практически не изученной произ­вольной сфере психики человека на модели антиципации как одной из форм опережающего отражения человеком внешнего мира.

Уже первые результаты сопоставления некоторых дифференциаль­но-психологических и дифференциально-психофизиологических ха­рактеристик, как указывает В.М. Русалов, дали весьма обнадеживаю­щие результаты. Так, многие интеллектуальные и темпераментальные характеристики оказались довольно тесно связанными с интегральны­ми характеристиками биоэлектрической активности мозга человека. Например, скорость психических процессов, играющая важную роль в общем уровне интеллекта, оказалась положительно связанной с уров­нем пространственно-временной синхронизации ЭЭГ-процессов (или общемозговой лабильностью); подвижность психических процессов (пластичность), входящая, как известно, в структуру креативности, оказалась положительно связанной с вариабельностью вызванных по­тенциалов (или «стохастичностью нейронных сетей мозга»); характе­ристики умственной и психомоторной выносливости, определяющие общую работоспособность человека, оказались отрицательно связан­ными с общей «мощностью» активированности (по данным энергии медленных ритмов ЭЭГ) (В.М. Русалов, 1991, с. 6).

Был выявлен и ряд интегральных электрофизиологических харак­теристик (возможно также относящихся к общим свойствам нервной системы), которые лежат в основе динамики произвольных действий, выражающих различные индивидуальные особенности антиципации (В. М. Русалов, 1991).

Подавляющее большинство работ отечественных исследователей, посвященных проблеме индивидуально-психологических различий, было выполнено в рамках единой методологии, интегрирующей пред­ставления об основных уровнях организации индивидуальности. В ка­честве теоретической основы в этих исследованиях выступала концеп­ция свойств нервной системы, разработанная И.П. Павловым и подвергнутая анализу рядом авторов, как в нашей стране, так и за ру­бежом (В. М. Русалов, 1979; Mangan, 1982; J. Strelau, 1983).

Анализируя подходы к изучению индивидуальных различий в оте­чественной психологии, И.В. Боев указывает, что «упрощая до неко­торой степени особенности различных теоретических схем, можно выделить, по крайней мере, три основных класса подходов к исследо­ванию индивидуально-психологических различий. Первый класс ис­ходит из моделей мозга (нервной системы). Подход Б.М. Те плова и-В. Д. Небылицына принадлежит главным образом к этому первому классу. Второй класс исходит из моделей поведения (к нему могут быть отнесены исследования П.В. Симонова, а также выполненные в пос­ледние годы работы В.М. Русалова). Наконец, третий класс относит­ся к моделям человека. К данному классу принадлежат исследования В.С. Мерлина. Безусловно, эти три класса подходов к исследованию индивидуально-психологических различий тесно взаимодействуют, однако дифференциация этих трех классов подходов является обосно­ванной для лучшего понимания сущности исследований, проводимых различными группами ученых и школами в отечественной психоло­гии индивидуальных различий» (И.В. Боев, 1999, с. 14).

Наиболее развитая отечественная школа дифференциальной пси­хофизиологии была основана Б.М. Тепловым и В.Д. Небылицыным. Сам термин «дифференциальная психофизиология» был впервые ис­пользован В.Д. Небылицыным в 1963 году для обозначения мульти-дисциплинарной области психологии, которая образовалась на пере­сечении физиологии высшей нервной деятельности, нейрофизиологии и дифференциальной психологии (психологии индивидуальных раз­личий). Эта дисциплина была сфокусирована на изучении механиз­мов детерминации индивидуально-психологических различий, в том числе различий в темпераменте и способностях, особенностями нейродинамической организации индивидуальности. До настоящего вре­мени представители этой школы, а также их последователи и ученики составляют наиболее влиятельную в России группу психологов, кото­рые имеют дело с проблемой природы индивидуальных психологиче­ских различий.

Основываясь на идеях В.Д. Небылицына и П.К. Анохина, В.М. Русалов предложил концепцию трехуровневой структуры свойств нервной системы. В дополнение к уровням, предложенным В.Д. Небылицыным (уровень нейронов и уровень комплексов струк­тур мозга), В.М. Русалов ввел третий уровень — свойств целого моз­га, отражающих функциональные параметры интеграции нервных процессов в целом мозге (В.М. Русалов, 1979). Он отмечал, что тре­тий уровень является наиболее важным для анализа физиологичес­ких основ индивидуальных различий в формально-динамических параметрах поведения (включая особенности темперамента и общих способностей).

Подобно Б.М. Теплову и В.Д. Небылицыну, В.С. Мерлин рассмат­ривал темперамент как структуру, относящуюся к формально-динами­ческому аспекту индивидуального поведения, относительно независи­мому от его содержательного аспекта. Однако в отличие от представителей школы Теплова, Небылицына В.С. Мерлин сосредо­точил внимание не на отдельных измерениях темперамента, а на це­лых комплексах его свойств. Сравнивая свою концепцию с идиографическим подходом к исследованию личности, В.С. Мерлин (1977, 1986) определял эту концепцию как «интегральную теорию индивиду­альности», подчеркивая таким образом, что понятие индивидуальнос­ти интегрирует в себе всю совокупность свойств человека (И.В. Боев, 1999, с. 15).

Основываясь на принципах системного анализа, В.С. Мерлин раз­личал следующие уровни в структуре индивидуальности:

1) биохимический;

2) соматический;

3) нейродинамический (свойства нервной системы);

4) психодинамический (темперамент);

5) свойства личности;

6) социальные роли.

Структура этих уровней и взаимоотношения между ними состави­ли главный предмет исследований В. С. Мерлина и его коллег, что по­зволяет отнести подход В.С. Мерлина к классу концепций индивиду­альности, базирующихся на модели человека (И.В. Боев, 1999, с. 17).

Результатом развития теории функциональных систем (ТФС), раз­работанной академиком П.К. Анохиным и его школой, стала систем­ная психофизиология.

Термин «система» обычно применяется для того, чтобы указать на собранность, организованность группы элементов и ограниченность ее от других групп и элементов. Множество определений системы, выделяющих ее из «несистем», сводились к пониманию системы как комплекса взаимодействующих элементов, объединенных определен­ной структурой, причем под структурой понимались законы связи и функционирования элементов. П.К. Анохин (1975) пришел к следую­щим заключениям: взаимодействие элементов само по себе, с одной стороны, не дает исследователю ничего нового; с другой стороны, вза­имодействие не может рассматриваться как механизм ограничения огромного числа степеней свободы каждого из множества элементов живых систем; их взаимодействие создаст не систему, а хаос.

До тех пор пока исследователь не определит системообразующий фактор, который, являясь неотъемлемым компонентом системы, ог­раничивал бы степени свободы ее элементов, создавая упорядоченность их взаимодействия, и был бы изоморфным для всех систем, позволяя использовать систему как единицу анализа в самых разных ситуациях, все разговоры о системах и преимуществах системного подхода перед несистемным останутся только разговорами (П.К. Анохин, 1975).

«Важнейшим событием в развитии теории функциональных сис­тем стало определение системообразующего фактора (результата сис­темы), под которым понимался полезный приспособительный эффект в соотношении "организм—среда", достигаемый при реализации сис­темы. Таким образом, в качестве детерминанты поведения в теории функциональных систем рассматривается не прошлоепо отношению к поведению событие — стимул, а будущее — результат.При анализе внешнего поведения индивида результат можно описать как опреде­ленное соотношение организма и внешней среды, прекращающее дей­ствие, направленное на его достижение, и делающее возможной реа­лизацию следующего поведенческого акта» (В.Б. Швырков, 1978, цит. по 25, с. 16).

На основании результатов уже самых ранних своих экспериментов П.К. Анохин пришел к выводу: для понимания приспособительной активности индивида следует изучать не «функции» отдельных орга­нов или структур мозга в их традиционном понимании, как непосред­ственных отправлений того или иного субстрата (Ю.И. Александров), а организацию целостных соотношений организма со средой. Суть подобных организаций состоит в том, что отдельные вовлеченные в них компоненты не взаимодействуют, а взаимосодействуют, то есть ко­ординируют свою активность для получения конкретного результата. Рассмотрев функцию как достижение этого результата, П.К. Анохин дал следующее определение функциональной системы: системой мож­но назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компо­нентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер взаимосодействия компонентов, направленного на получе­ние полезного результата. Таким образом, ТФС, во-первых, включила в концептуальный аппарат системного подхода изоморфный системо­образующий фактор и, во-вторых, кардинально изменила понимание детерминации поведения.

Наши рекомендации