Рекомендуемой для изучения

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности.— М, 1980.

2. Айзенк Г. Проверьте свои способности.— М., 1971.

3. Альтшуллер ГС Творчество как точная наука.— М., 1979.

4. Аминов ГА. Вероятностная организация центральных ме­ханизмов речи.— Казань, 1972.

' 5. Ананьев Б.Г. Воспитание характера.— Л., 1941.

6. Ананьев Б.Г. Теория ощущений.— Л., 1961.

7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.— Л., 1968.

8. Анастази А.А. Психологическое тестирование.— М., 1982.

9. Анохин П.К. Эмоции // Большая медицинская энциклопе­дия.—Т. 35—М., 1964.

10. Асеев ВТ. Мотивация поведения и формирование личнос­ти.— М., 1976.

11. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического ис­следования.— М., 1984.

12. Асмолов А.Г. Психология личности.— М., 1990.

13. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения.— М., 1980.

14. Бабский Е.Б. и др. Физиология человека.— М., 1966.

15. Белоус В.В. Темперамент и деятельность.— Пятигорск, 1990.

16. Бердяев Н.А. Самопознание.— М., 1991.

17. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.— СПб., 1995.

18. Берне Р. Я-концепция и воспитание.— М., 1986.

19. Бернштейн НЛ. Природа навыка и тренировки//Хрестома­тия по общей психологии: Психология памяти. — М., 1979.

20. Бернштейн СИ. Устная ораторская речь и проблема ора­торской радиоречи // Речевое воздействие. Проблемы прикладной психолингвистики.— М., 1972.

21. Бодалев А.А. Психология о личности.— М., 1988.

22. БомбарА. За бортом по своей воле.— М., 1959.

23. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности.— М, 1977.

24. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса.— М., 1983.

25. БрунерДж. Психология познания.— М., 1977.

26. Брушлинский А.В. Воображение и творчество// Научное творчество.— М„ 1969.

27. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование.—М., 1979.

28. БульП.И. Основы психотерапии.— Л., 1974.

29. Бычинин В.В. Духовная культура личности.— М., 1986.

30. Василюк Ф.Е. Психология переживания (Анализ преодоле­ния критических ситуаций).— М., 1984.

31. Введение в психологию/ Под ред. А.В.Петровского.— М., 1996.

32. ВейнА.М., КаменецкаяБ.И. Память человека.— М., 1973.

33. ВеккерЛ.М. Психические процессы.— Т. 3.— Л., 1981.

34. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений.— М., 1976.

35. Вундт В. Очерки психологии.— М., 1912.

36. Выготский А.С. Собр.соч.: В 6 т.— М., 1983.

37. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет.— Т. 2.— М., 1971.

38. Гельгорн Э., ЛуфборроуДж. Эмоции и эмоциональные рас­стройства.— М., 1966.

39. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций.— М., 1988.

40. Гиппиус СВ. Гимнастика чувств. Тренинг творческой тех­ники.—Л.-М., 1967.

41. ГодфруаЖ. Что такое психология: В 2 т.— М., 1992.

42. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений.— М., 1987.

43. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание.— М., 1972.

44. Горбов Ф.Д. О помехоустойчивости оператора // Инже­нерная психология.— М., 1964.

45. Грановская P.M. Элементы практической психологии.— Л., 1988.

46. ГримакЛ.П. Резервы человеческой психики.— М., 1987.

47. ГриншпунИ.Б. Введение в психологию.— М., 1995.

48. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нерв­ной деятельности.— М., 1989.

49. Джеймс В. Психология.— Пг., 1922.

50. Дичев Т.Г., Тарасов К.Е. Проблемы адаптации и здоровье человека.— М., 1976.

51. Добротворский И.Л. Как найти себя и начать жить.— Воронеж, 1994.

52. ДодоновБ.И. В мире эмоций.— Киев, 1987.

53. Додонов Б.И. Эмоции как ценность.— М., 1978.

54. Ермолаева Л.И. Психотерапия личного самочувствия.— М., 1993.

55. Замалетдинов И.С. и др. О возможности выделения уров­ней эмоционального стресса по речевым показателям в практике летно-космической деятельности // Психологи­ческие проблемы космических полетов.— М., 1979.

56. Запорожец А.В. и др. Восприятие и действие.— М., 1967.

57. Зимин П.П. Воля и ее воспитание у подростков.— Таш­кент, 1985.

58. Зинц Р. Обучение и память.— Минск, 1984.

59. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания// Вопросы психологии, 1991, № 2.

60. Зуфаров К.А. Актуальные проблемы приспособительных процессов.— Ташкент, 1970.

61. Изард К. Эмоции человека.— М., 1980.

62. Каструбин Э.М. Ключ к тайнам мозга.— М., 1995.

63. Каттнер Г. Колодец миров.— М., 1992.

64. Кирьянова Е.Н., Ладанов И.Д. и др. Психологические тес­ты.—М., 1993.

65. Клацки Р. Память человека. Структура и процессы.—М., 1978.

66. Ключевский В.О. Неопубликованные произведения.— М., 1983.

67. Кон И.С. В поисках себя.— М., 1984.

68. Кон И.С. Открытие «Я».— М., 1978.

69. Кон И.С. Социология личности.— М., 1967.

70. Кони А.Ф. Собр. соч.: В 8 т.— Т. 4.— М., 1967.

71. КоршуноваЛ.С. Воображение и его роль в познании.— М., 1979.

72. Костандов Э.А. Восприятие и эмоции.— М„ 1977.

73. Кречмер Э. Строение тела и характер.— М., 1924.

74. Кузнецов Б.Г. Эйнштейн.— М., 1962.

75. Кузнецов О.Н., Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества.— М., 1972.

76. Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога.— Минск, 1988.

77. Лабрюйер. Характер или нравы этого века.— СПб, 1889.

78. Лабунская В.А. Невербальное поведение.— Ростов-на-Дону, 1986.

79. Ладанов И.Д. Управление стрессом.— М., 1989.

80. Ланге Г. Душевные движения. Психофизиологический этюд.—СПб., 1896.

81. Леви В.Л. Искусство быть собой.— М., 1977.

82. Леви В.Л. Искусство быть другим.— М., 1980.

83. Левитов Н.Д. Психология характера.— М., 1969.

84. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст.— М., 1971.

85. Леонгард К. Акцентуированные личности.— Киев, 1978.

86. Леонтьев А.Н. Эмоции // Философская энциклопедия.— Т. 5.—М., 1970.

87. ЛеонптьевАН. Деятельность. Сознание. Личность.—М., 1977.

88. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.— М., 1981.

89. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности.— М., 1993.

90. Либин А.В. Стилевые и темпераментные свойства в струк­туре индивидуальности человека.-т-М., 1993.

91. ЛихтенбергГ.К. Афоризмы.— М., 1965.

92. ЛичкоА.Е. Психопатии и акцентуации характера у подро­стков.—Л., 1983.

93. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.— М., 1984.

94. Лопухова В.В. Физиологические основы адаптации.— Томск, 1982.

95. Лук АН. Эмоции и личность.— М., 1982.

96. Луковников Н. Методы исследования личности и коллек­тива.— Калинин, 1990.

97. ЛурияА.Р. Внимание и память.— М., 1975.

98. ЛурцяАР. Мозгчеловека и психические процессы.—М., 1963.

99. ЛурияА.Р. Ощущение и восприятие.— М., 1975.

100. ЛурияА.Р. Эволюционное введение в психологию.— М., 1975.

101.ЛурияА.Р. Язык и сознание.— М., 1979.

102. Мамардашвили М. Как я понимаю философию-— М., 1990.

103. Мамардашвили М. Беседы о мышлении//«Мысль изре­ченная...»/ Подред. В.А.Кругликова.— М., 1991.

104. Махнач А.В. Личностные детерминанты динамики психи­ческих состояний в экстремальных условиях деятельнос­ти.—М., 1993.

105. Мели бурда Е. Я—ты—мы.— М., 1986.

106. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в эксперимен­тальную психологию личности.— М., 1985.

107. Мерлин B.C. Личность как предмет психологического ис­следования.—Пермь, 1988.

108. Мехонцев Н.И. и др. Лектор и слушатель.— М., 1975.

109. Морозов А.В. Деловая психология.— СПб., 2000.

110. Музыканты смеются.— Киев, 1970.

111.Мясищев В.Н. Личность и неврозы.— Л., 1960.

112. Найссер У. Познание и реальность.— М., 1981.

113. Немов Р.С. Психология.— М., 1990.

114. Никитин Б.П. Ступеньки творчества (или развивающие игры).—М., 1976.

115. Никифоров А.С. Эмоции в нашей жизни.— М., 1974.

116. Ниренберг Дж., Калеро Г. Читать человека как книгу.— М., 1990.

117. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личнос­ти.— Тбилиси, 1975.

118. Общая психология: Курс лекций.— М., 1995.

119. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: па­радигмы, проекции, практики.— М., 1995.

120. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характе­ра.—М., 1987.

121. Очерк теории темперамента.— Пермь, 1973.

122. Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных.— М., 1951.

123. Павлов И.П. Поли. собр. соч.— Т. 2.— Кн. 2.— М., 1951.

124. Павлов И.П. Поли. собр. соч.— Т. 3.— Кн. 2.— М., 1951.

125. Павлов И.П. Поли. собр. соч.— Т. 5.— М, 1952.

126. Павловские среды.— Т. П.— М.; Л., 1949.

127. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.— М, 1982.

128. Петухов В.В. Психология мышления,— М., 1987.

129. Пиз А. Язык телодвижений.— Н.-Новгород, 1994.

130. Платонов К.К. Система психологии и теория отраже­ния.— М, 1982.

131. Платонов К.К. Занимательная психология.— М., 1997.

132. Платонов К.К. Структура и развитие личности.— М., 1986. I 133. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология.— М., 1977.

134. Познай себя и других: Популярные тесты.— М., 1993.

135. Потемкина О.Ф. Способ составления психологического портрета и автопортрета.— М., 1993.

136. Психодиагностические методы.— Л., 1976.

137. Психологические и психофизиологические особенности студентов.— Казань, 1977.

138. Психология личности: Тексты.— М., 1982.

139. Психология эмоций: Тексты.— М., 1984.

140. Психология формирования и развития личности.— М., 1981.

141. Психология. Словарь/ Под ред. Петровского А.В.— М., 1990.

142. Психология и психоанализ характера// Хрестоматия по психологии и типологии характеров.— Самара, 1997.

143. Пьецух В. Предсказание будущего.— М., 1989.

144. РаншбургЙ., Поппер П. Секреты личности.— М., 1983.

145. Рейнвальд Н.И. Психология личности.— М., 1987.

146. Роберт А. Джонсон. Он. Глубинные аспекты мужской психологии.— Харьков; М., 1996.

147. Роберт А. Джонсон. Она. Глубинные аспекты женской психологии.— Харьков; М., 1996.

148. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.— М., 1946.

149. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание.— М., 1957.

150. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психоло­гии.— М, 1959.

151. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.— М, 1976.

152. Рувинский Л.М. Самовоспитание личности.— М., 1984.

153. Русалов В.М. Биологические свойства индивидуально-пси­хологических различий.— М., 1979.

154. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание.— М., 1976.

155. Селье Г. Очерк об адаптационном синдроме.— М., 1960.

156. Сеченов И.М. Элементы мысли.— М., 1935.

157. Сеченов И.М. Избранные философские и психологичес­кие произведения.— М., 1947.

158. Сеченов И.М. Избранные произведения.— Т. 1.— М., 1952.

159. Симоненко Ю.А. Искусство разбираться в себе и в дру­гих.—Л., 1990. vl60. Симонов П.В. Темперамент — характер — личность.— М., 1984.

161. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмо­ций.— М, 1970.

162. Симонов П.В. Что такое эмоция? — М., 1966.

163. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, лич­ность.— М., 1984.

164. Скотт Дж.Г. Сила ума.— Киев, 1990.

165. СлобинД., ГринДж. Психолингвистика.— М, 1976.

166. Смаллиан P.M. Как же называется эта книга? — М, 1981.

167. СобчикЛ.Н. Методы психологической диагностики.— М., 1990.

168. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление.— М., 1968.

169. Спиноза. Этика, доказанная в геометрическом порядке.— М.; Л., 1932.

170. Способности и склонности: Комплексные исследова­ния.—М., 1989.

171. Столин В.В. Самосознание личности.— М., 1983.

172. Страхов В.И. Психология внимания.— Саратов, 1992.

173. Страхов И.В. Психология характера.— Саратов, 1970.

174. СтреляуЯ. Роль темперамента в психическом развитии.— М, 1982.

175. Тарле Е.В. Сочинения: В 12 т.— Т. 7.— М., 1959.

176. Теплов Б.М. Психология.— М., 1951.

177. Тихомиров O.K. Психология мышления.— М., 1984.

178. 7олапойЛ.Исповедь//Собр.соч.:В22т.— Т. 16.—М., 1983.

179. Труд, контакты, эмоции: Наблюдения, советы, рекоменда­ции психологов.— Л., 1980.

180. Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении.— М., 1989.

181. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведе­ния.—М., 1969.

182. Франкл В. Человек в поисках смысла.— М., 1990.

183. Фрейд3. «Я» и «Оно».— М, 1924.

184. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология.— Вып.У.— М., 1975.

185. Фромм Э. Иметь или быть.— М., 1990.

186. ФульеА. Темперамент и характер.— М., 1896.

187. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность.— М., 1986.

188. Холмс Э. Созидательный разум и успех.— М., 1992.

189. Хомский Н. Язык и мышление.— М., 1972.

190. Хрестоматия по вниманию.— М., 1976.

191. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышле­ния.—М., 1981.

192. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти.— М., 1979.

193. Худик В. А. Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте.— Киев, 1992.

194. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве.— М., 1972.

195. ЧернилевскийД.В., Морозов А.В. Креативная педагогика и психология.— М, 2001.

196. Чехов А.П. Чайка // Поли. собр. соч.: В 30 т.— Т. 13.— М., 1978.

197. ЧистовтЛА. Речь. Артикуляция и восприятие.—М;Л., 1965.

198. Что вы знаете и не знаете о себе и других.— Дубна, 1996.

199. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирова­ние личности.— М., 1986.

200. Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функции моз­га.—М., 1985.

201. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека.— М, 1996.

202. Шибутани Т. Социальная психология.— М., 1969.

203. Экспериментальная и прикладная психология: психичес­кие состояния.— Л., 1981. -

204. Экспериментальные исследования волевой активности.— Рязань, 1986.

205. Эмоциональный стресс.— Л., 1970.

206. ЮнгК.Г. Психологические типы.— М., 1928.

207. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии.— М., 1974.

208. Adams J. A. Human memory.— N. Y., 1967.

209. Adler A. Studie uber Minderwertigkeit von Organen.— Munchen, 1907.

210. Adler A. What life should mean to you.— London, 1980.

211. Allport G Personality: a psychological interpretation.— N. Y., 1937.

212. Atkinson S.W. An introduction to motivation.— Princeton, 1965.

213. Frank! V.E. Der Wille zum Sinn.— 2 Aufl. Bern, 1982.

214. Fromm E. The art of loving.— London, 1957.

215. Janet P. Fear of action as an essential element at the sentiment of melancholia.— In.: Reynert M.L. Feelings and emotions.— N.Y., 1967.

216. Kagan G., Havemann E. Psychology, an introduction.— N.Y., 1976.

217. Kelly G.A. The Psychology of Personal Constructs.— N. Y, 1955.

218. Maadi S.R. The search for meaning// The Nebraska Sym­posium on Motivation 1970.— Lincoln, 1971.

219. MaslowA. The father reaches of human nature.— N. Y., 1971.

220. Mc Nail E., Rubin Z. The psychology of being human.— San Francisco, 1977.

22\.Shibutanu J. A cybernetic approach to motivation.— In.: Modern systems research for the behavioral scientist.— Chicago, 1968.

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

АБСТРАКЦИЯ(лат. abstractio — отвлечение) — мыслен­ное выделение какого-либо признака или свойства предмета, явления с целью его более детального изу­чения.

АДАПТАЦИЯ(лат. adapto — приспособляю) — приспо­собление органов чувств к особенностям действую­щих на них стимулов с целью их наилучшего вос­приятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки.

АКТИВНОСТЬ— понятие, указывающее на способ­ность живых существ производить спонтанные дви­жения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей.

АКТУАЛИЗАЦИЯ(лат. actualis — деятельный) — дей­ствие, заключающееся в извлечении усвоенного ма­териала из долговременной или кратковременной па­мяти с целью последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или непос­редственном воспроизведении.

АКЦЕНТУАЦИЯ— выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное раз­витие.

АЛЬТРУИЗМ(лат. alter — другой) — черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь людям и животным.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ(греч. ampi — двойственность, лат. valentia — сила). В психологии чувств обознача­ет одновременное присутствие в душе человека про­тивоположных, несовместимых друг с другом стрем­лений, касающихся одного и того же объекта.

АМНЕЗИИ— нарушения памяти, возникающие при различных локальных поражениях мозга.

АНАЛИЗ (греч. analysis — разложение, расчленение) — процесс расчленения целого на части — включен во все акты практического и познавательного взаимо­действия организма со средой.

АНАЛИЗАТОР— понятие, предложенное И.П.Павло­вым. Обозначает совокупность афферентных и эффе­рентных нервных структур, участвующих в восприя­тии, переработке и реагировании на раздражители.

АНАЛОГИЯ (греч. analogos — соответственный, сораз­мерный) — сходство между объектами в некотором отношении.

АПАТИЯ (греч. apatheia — бесстрастность) — состоя­ние эмоциональной пассивности, безразличия и без­деятельности; характеризуется упрощением чувств, равнодушием к событиям окружающей действитель­ности и ослаблением побуждений и интересов.

АПРАКСИЯ (греч. apraxia — бездействие) -- наруше­ние произвольных целенаправленных движений и действий у человека.

АССОЦИАЦИЯ (лат. associatio — соединение) — связь между психическими явлениями, при которой акту­ализация одного из них влечет за собой появление другого.

АСТЕНИЯ (греч. astheneia — бессилие, слабость) — нервно-психическая слабость, проявляющаяся в по­вышенной утомляемости и истощаемости, сниженном пороге чувствительности, крайней неустойчивости настроения, нарушении сна.

АУТИЗМ (греч. auto — сам) — крайняя форма психо­логического отчуждения, выражающаяся в уходе ин­дивида от контактов с окружающей действительнос­тью и погружении в мир собственных переживаний.

АФАЗИИ — нарушения речи, возникающие при ло­кальных поражениях коры левого полушария мозга (у правшей) и представляющее собой системное рас­стройство различных видов речевой деятельности.,

АФФЕКТ (лат. affectus — душевное волнение, страсть) — кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникаю­ щее в результате фрустрации или какой-либо иной сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.

АФФЕРЕНТНЫЙ (лат. afferentis — приносящий) — понятие, характеризующее ход процесса нервного возбуждения по нервной системе в направлении от периферии тела к головному мозгу.

БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС (лат. reflexus — отраже­ние) — наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимые воз­действия внешнего мира или изменения внутренней среды организма.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — характеристика психологичес­ких свойств, процессов и состояний человека, нахо­дящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.

БРЕД— ненормальное, болезненное состояние психики человека, сопровождающееся фантастическими обра­зами, видениями, галлюцинациями (см. также аутизм).

ВЛЕЧЕНИЕ — желание (потребность) что-либо сделать, побуждающее человека к соответствующим действиям.

ВНИМАНИЕ — состояние психологической концентра­ции, сосредоточенности на каком-либо объекте.

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ — особенный вид человеческой речевой деятельности, непосредственно связанный с бессознательными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно.

ВОЗБУДИМОСТЬ — свойство живой материи прихо­дить в состояние возбуждения под влиянием раздра­жителей и сохранять его следы в течение некоторо­го времени.

ВОЛЯ — свойство (состояние) человека, проявляюще­еся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения со­знательно поставленной цели.

ВООБРАЖЕНИЕ— способность представлять отсутству­ющий или реально не существующий объект, удержи­вать его в сознании и мысленно манипулировать им.

ВОСПОМИНАНИЕ (припоминание) — воспроизведе­ние по памяти какой-либо ранее воспринятой ин­формации. Один из основных процессов памяти.

ВОСПРИЯТИЕ— процесс приема и переработки челове­ком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ — доступное для наблюдения умственное действие, заключающееся в восстанов­лении и реконструкции актуализированного содер­жания в той или иной знаковой форме.

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ — интервал времени между нача­лом действия какого-либо стимула и появлением в организме определенной реакции на него.

ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА— система речевых знаков, символов, вызывающих у человека такие же реакции, как и реальные объекты, которые этими символами обозначены.

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ (лат. hallucinatio — бред, виде­ние) — нереальные, фантастические образы, возни­кающие у человека во время болезней, влияющих на состояние его психики (см. также аутизм, бред).

ГЕНИАЛЬНОСТЬ (лат. genius — дух) — высший уро­вень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в соответству­ющей области или сфере деятельности.

ГЕНОТИП (греч. genos — происхождение, typos — форма, образец)— совокупность генов или каких-либо качеств, полученных человеком в наследство от своих родителей.

ГОМЕОСТАЗ (греч. homoios — подобный, statis — сто­яние) — нормальное состояние равновесия органи­ческих и других процессов в живой системе.

ГРЕЗЫ — фантазии, мечты человека, рисующие в его воображении приятные, желаемые картины будущей жизни.

ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ (лат. persona — личность, лицо — обезличивание) — временная утрата человеком пси­хологических и поведенческих особенностей, харак­теризующих его как личность.

ДЕПРЕССИЯ (лат. depressio — подавление) — состояние душевного расстройства, подавленности, характери­зующееся упадком сил и снижением активности.

ДЕТЕРМИНИЗМ (лат. determinare— определять) — философско-гносеологическое учение, утверждающее наличие и возможность установления объективных причин всех явлений, существующих в мире (в психо­логии — закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразо­вание, совершенствование действительности и само­го себя.

ДИСТРЕСС — отрицательное влияние стрессовой (см. стресс) ситуации на деятельность человека.

ДУША— понятие, отражающее исторически изменяв­шиеся воззрения на психику человека и животных.

ЖЕЛАНИЕ — состояние актуализированной, т. е. на­чавшей действовать, потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конк­ретное для ее удовлетворения.

ЗАДАТКИ— предпосылки к развитию способностей (их биологический или социальный фундамент). Могут быть врожденными или приобретенными.

ЗАМЕЩЕНИЕ (сублимация) — один из защитных ме­ханизмов, представляющих собой подсознательную замену запретной или практически недостижимой цели на другую, разрешенную и более доступную, способную хотя бы частично удовлетворить актуаль­ную потребность.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ (лат. identificare — отождеств­лять) — в психологии — установление сходства одно­го человека с другим, направленное на его вспомина­ние и собственное развитие идентифицирующегося с ним лица.

ИКОНИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ— (см. мгновенная память).

ИЛЛЮЗИИ (лат. illusio — ошибка, заблуждение) — феномены восприятия, воображения и памяти, суще­ствующие только в голове человека и не соответству­ющие какому-либо реальному явлению или объекту.

ИМИДЖ (англ. imadg — образ) — сложившийся в массо­вом сознании и имеющий характер стереотипа эмоцио­нально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.

ИМПРИНТИНГ (англ. imprint — запечатлевать) — вид приобретения опыта, занимающий промежуточное положение между научением и врожденными реак­циями — одна из форм памяти.

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ — характерологическая черта человека, проявляющаяся в его склонности к скоро­палительным решениям, непродуманным действиям и. Поступкам.

ИНДИВИД (лат. individuum — неделимое) — отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ— своеобразное сочетание ин­дивидных свойств человека, отличающее его от дру­гих людей.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — ус­тойчивое сочетание особенностей выполнения раз­ных видов деятельности одним и тем же человеком.

ИНИЦИАТИВА (лат. initio — начинать, посвящать в таинство)— проявление человеком активности, не стимулированной извне и не определяемой не зави­сящими от него обстоятельствами.

ИНСАЙТ (англ. insight — постижение, озарение) — неожиданное для самого человека внезапное нахож­дение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.

ИНСТИНКТ (лат. instinctus — побуждение) — врожден­ная, малоизменяемая форма поведения, обеспечива­ющая приспособление организма к типичным усло­виям его жизни.

ИНТЕЛЛЕКТ (лат. intellectus — разумение, понима­ние) — совокупность умственных способностей че­ловека и некоторых высших животных, например, че­ловекообразных обезьян.

ИНТЕНЦИЯ (лат. intentio — стремление) — направлен­ность сознания, мышления на какой-либо предмет.

ИНТЕРЕС — эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению; форма проявления познавательной потребности.

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ (лат. inter — между, ferentis — несу­щий) — нарушение нормального хода одного процес­са вмешательством другого.

ИНТРОВЕРСИЯ (лат. intro — внутрь, versio — повора­чивать, обращать) — обращенность сознания чело­века к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ос­лаблением внимания к тому, что происходит вокруг (одна из базовых черт личности).

ИНТРОСПЕКЦИЯ (лат. introspecto — гляжу внутрь, всматриваюсь) — метод познания человеком психи­ческих явлений путем самонаблюдения.

ИНТУИЦИЯ (лат. intueri — пристально, внимательно смотреть) — способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жиз­ненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.

ИНФАНТИЛИЗМ ЛИЧНОСТНЫЙ (лат. infantilis — младенческий, детский) — сохранение в психике и по­ведении взрослого особенностей, присущих детско­му возрасту.

ИПОХОНДРИЯ — состояние чрезмерного внимания к своему здоровью, страх перед неизлечимыми болез­нями.

КАТАРСИС (греч. katharsis — очищение) — психоана­литический (см. психоанализ) термин, обозначающий душевное облегчение, наступающее у человека пос­ле сильных эмоциональных переживаний типа аф­фекта или стресса.

КОМПЛЕКС (лат. complexus — связь, сочетание) — соединение отдельных психических процессов в це­лое, отличное от суммы своих элементов.

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ — сложное состо­яние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков), сопровождаемое глубокими отрицательными эмоцио­нальными переживаниями по этому поводу.

КОНСТАТНОСТЬ (лат. constans (constantis) — постоян­ный) — относительная независимость воспринимае­мых характеристик объектов от параметров раздра­жения рецепторных поверхностей органов чувств.

КОНСТАТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — свойство воспри­нимать объекты и видеть их относительно постоянт­ными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия.

КОНФАБУЛЯЦИИ (лат. confabulo — болтаю) — ложные воспоминания, наблюдающиеся при нарушениях памяти.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА— поня­тие, расширяющее и углубляющее павловское пред­ставление о рефлекторной дуге за счет включения в него новейших данных о специализации и работе раз­личных групп нейронов коры головного мозга.

КОРРЕЛЯЦИЯ (лат. correlatio — соотношение) — поня­тие, указывающее на статистическую связь, суще­ствующую между изучаемыми явлениями.

КРИЗИС — состояние душевного расстройства, выз­ванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром.

ЛАБИЛЬНОСТЬ (лат. labilis — скользящий, неустойчи­вый) — свойство нервных процессов (нервной систе­мы), проявляющееся в способности проводить опре­деленное количество нервных импульсов за единицу времени. Лабильность также характеризует скорость возникновения и прекращения нервного процесса.

ЛИЧНОСТЬ — понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, со­ставляющих его индивидуальность.

ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (англ. longitude — долгота) — длительное по времени своего проведе­ния научное исследование процессов формирования, развития и изменения каких-либо психических или поведенческих явлений.

ЛЮБОВЬ — высшее духовное чувство человека, бога­тое разнообразными эмоциональными переживани­ями, основанное на благородных чувствах и высокой морали и сопровождаемое готовностью сделать все для благополучия любимого человека.

МГНОВЕННАЯ ПАМЯТЬ — память, рассчитанная на очень короткое по времени сохранение в голове че­ловека следов воспринятого материала (действует, как правило, только во время самого процесса вос­приятия).

МЕЛАНХОЛИК (греч. melas (melanos) — черные, chole — желчь) — один из четырех типов темперамента — человек, чье поведение характеризуется низким уров­нем психической активности, замедленностью реак­ций на действующие стимулы, сдержанностью мо­торики и речи, быстрой утомляемостью.

МЕЧТЫ — планы человека на будущее, представлен­ные в его воображении и реализующие наиболее важные для него потребности и интересы.

МОДАЛЬНОСТЬ (лат. modus — способ) — одно из ос­новных свойств ощущений, их качественная харак­теристика.

МОТИВ (лат. movere — приводить в движение, тол­кать) — внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.

МОТИВАЦИЯ — побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

МЫШЛЕНИЕ — психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.

НАВЫК— сформированное, автоматически осуществ­ляемое действие, не требующее сознательного конт­роля и специальных волевых усилий для его выпол­нения.

НАМЕРЕНИЕ — сознательное желание, готовность что-либо сделать.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ — понятие, обознача­ющее совокупность потребностей и мотивов лич­ности, определяющих главное направление ее пове­дения.

НАПРЯЖЕННОСТЬ— состояние повышенного физи­ческого или психологического возбуждения, сопро­вождаемое неприятными внутренними чувствами и требующее разрядки.

НАСТОЙЧИВОСТЬ — волевое качество, направленное на то, чтобы неуклонно, вопреки трудностям и пре­пятствиям, добиваться осуществления цели.

НАСТРОЕНИЕ — эмоциональное состояние человека, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени.

НАУЧЕНИЕ — процесс и результат приобретения ин­дивидуального опыта (знаний, умений и навыков).

НЕЙРОН (греч. neuron — нерв) — нервная клетка со всеми ее отростками, основная структурная единица нервной системы.

НЕЙРОТИЗМ — свойство человека, характеризующее­ся его повышенной возбудимостью, импульсивностью и тревожностью.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА (греч. neuron — нерв и systema — целое, составленное из частей),— совокупность нерв­ных образований у животных и человека, с помощью которых осуществляется восприятие действующих на организм раздражителей, обработка возникающих при этом импульсов возбуждения, формирование ответных реакций.

ОБОБЩЕНИЕ — выделение общего из множества ча­стных явлений. Перенос однажды сформированных знаний, умений и навыков на новые задачи и ситуа­ции (см. абстракция).

ОБРАЗ — субъективная обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ — область психологической науки, изучающая общие закономерности психики и поведения человека, разрабатывающая основные по­нятия и представляющая главные законы, на основе которых формируется, развивается и функциониру­ет психика человека.

ОДАРЕННОСТЬ — наличие у человека задатков к раз­витию способностей.

ОЛИГОФРЕНИЯ (греч. oligos — немногий, незначи­тельный, phren — ум) — патологическое снижение способностей у человека.

ОНТОГЕНЕЗ (греч. on, род. падеж ontos — сущее, genesis — рождение, происхождение) — процесс ин­дивидуального развития организма или личности.

ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ — форма памяти, рассчитан­ная на сохранение информации в течение опреде­ленного времени, необходимого для выполнения не­которого действия или операции.

ОПЕРАЦИЯ (лат. operatio — действие) — единица де­ятельности, способ выполнения действия, опреде­ляемый условиями наличной (внешней или мыслен­ной) ситуации.

ОРГАНЫ ЧУВСТВ — нервные устройства, служащие приемниками сигналов, информирующих об изме­нениях в окружающей субъекта среде и в его орга­низме.

ОТРАЖЕНИЕ — всеобщее свойство материи, заклю­чающееся в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов.

ОЩУЩЕНИЕ — субъективное отражение свойств пред­метов объективного мира, возникающее при их непос­редственном воздействии на рецепторы.

ПАМЯТЬ — процессы запоминания, сохранения, вос­производства и переработки человеком разнообраз­ной информации.

ПАМЯТЬ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ — память, обусловленная генотипом, передаваемая из поколения в поколение (т. е.— наследственная).

ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ — память, рассчитанная на длительное хранение и многократное воспроизве­дение информации при условии ее сохранения.

ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ — память, рассчитан­ная на хранение информации в течение небольшого промежутка времени, от нескольких десятков секунд до тех пор, пока содержащаяся в ней информация не будет использована или переведена в долговремен­ную память.

ПАМЯТЬ ОПЕРАТИВНАЯ— (см. оперативная память).

ПАТОПСИХОЛОГИЯ (греч. pathos — страдание, бо­лезнь) — отрасль психологической науки, связанная с изучением отклонений в психике и поведении че­ловека при различных заболеваниях.

ПЕРЕЖИВАНИЕ — ощущение, сопровождаемое эмо­циями.

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ (лат. persona — личность) — про­цесс превращения человека в личность, приобрете­ния им индивидуальности.

ПОВЕДЕНИЕ — присущее живым существам взаимо­действие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психичес­кой) активностью.

ПОДВИЖНОСТЬ — одно из первичных свойств нерв­ной системы, состоящее в способности быстро реа­гировать на изменения в окружающей среде.

ПОДРАЖАНИЕ — сознательное или бессознательное следование человека какому-либо примеру, образцу.

ПОНИМАНИЕ — способность постичь смысл и зна­чение чего-либо и достигнутый благодаря этому ре­зультат.

ПОСТУПОК — сознательно совершенное человеком и управляемое волей действие, исходящее из опреде­ленных убеждений.

ПОТРЕБНОСТЬ — состояние нужды организма, инди­вида, личности в чем-то, необходимом для их нор­мального существования.

ПРЕДМЕТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — свойство восприя­тия представлять мир не в виде отдельных ощуще­ний, а в форме целостных образов, относящихся к воспринимаемым предметам.

ПРЕДРАССУДОК — устойчивое ошибочное мнение, не подкрепляемое фактами и логикой, основанное на вере.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — процесс и результат воспроиз­водства в виде образа какого-либо объекта, события, явления.

ПРИВЫКАНИЕ — прекращение или снижение остро­ты реагирования на еще продолжающий действовать раздражитель.

ПРОЕКЦИЯ (лат. projectio — выбрасывание вперед) — процесс и результат постижения и порождения зна­чений, заключающийся в осознанном или бессозна­тельном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты.

Наши рекомендации