Малая группа как форма обучения
Основной формой проведения занятий является работа с малой группой. Групповое взаимодействие помогает принятию учащимися ценностей и потребностей других, облегчает процесс самоисследования и интроспекции.
Страстно желая общения, старшеклассники часто боятся открыться другим из-за опасения быть отвергнутыми, прячутся за формальными ролями, избегая подлинной близости и взаимопонимания.
Причины некоммуникабельности старших школьников по Джеффери Янгу можно описать следующим образом:
1. Неспособность оставаться одному. Оставшись один, он теряется, не знает, что с собой делать, испытывает скуку и пустоту.
2. Низкое самоуважение, выраженное в заниженных самооценках. Это побуждает избегать контактов, появляется ощущение безнадежности.
3. Социальная тревожность, неуверенность в общении, застенчивость, постоянное ожидание насмешек или осуждений со стороны окружающих. Приводит к „уходу в себя".
4. Коммуникативная неуклюжесть, отсутствие необходимых навыков общения, неумение вести себя в сложных межличностных ситуациях (знакомство, ухаживание), часто в сочетании с низкой эмпатией. Это порождает разочарование и обманутые ожидания.
5. Недоверие к людям, восприятие их враждебными и эгоистичными. В этом случае не только избегание контактов, но и озлобление, горечь.
6. Внутренняя скованность, неспособность к самораскрытию, чувство непонятости. Ведет к разыгрыванию чужих ролей.
7. Трудности выбора партнера, неспособность завязать личные отношения, постоянный выбор неподходящих партнеров. В результате возникает чувство бессилия и обреченности.
8. Страх быть отвергнутым, связанный с пониженным самоуважением и неудачным прошлым опытом, боязнь новых разочарований. Усугубляется безотчетным чувством вины и сознанием собственной малоценности.
9. Сексуальная тревожность, сознание своей внешней непривлекательности или беспомощности. Усугубляется стыдом и затрудняет все прочие несексуальные отношения.
10. Боязнь эмоциональной близости приводит к уклонению от углубления дружеских отношений, предполагающих взаимное самораскрытие. Боязнь быть пойманным, застигнутым врасплох, отказ от принятия ответственности.
11. Неуверенная пассивность, постоянные колебания, неопределенность в оценке собственных чувств. Отсутствие настойчивости, инициативы в углублении и развитии личных отношений, настороженность к попыткам такого рода со стороны партнера.
12. Нереалистические ожидания, ориентация на слишком жесткие нормы и требования („если я тебя придумала, стань таким, как я хочу"). Нетерпимость и нетерпеливость, не позволяющая личным отношениям обрести устойчивость, склонность разрывать отношения без достаточных оснований.
Отсутствие умения полноценно общаться может привести к выпадению подростков из компании сверстников, что само по себе затрудняет их социальное и личностное развитие. Они часто становятся жертвами агрессивности, а иногда и жестокости со стороны сверстников. Подростки, не входящие в компании, как правило, отличаются заниженной самооценкой. Многие страдают от одиночества. У них чаще наблюдаются душевные расстройства и случаи противоправного поведения. Они плохо учатся в школе, в то время как ребята из компаний с позитивными моральными установками учатся хорошо. Включение в компании с негативными установками может вести к асоциальному, противоправному поведению. Напротив — включение в компании с позитивными установками способствует социальному и личностному росту, обеспечивает адаптацию во взрослом обществе.
В старших классах дифференциация межличностных отношений становится наиболее заметной. Статус старшеклассника (звезда, отвергаемый, изолированный) в коллективе оказывает важнейшее влияние на его поведение и самосознание.
Для приобретения этого статуса подросток стремится выделиться, привлечь к себе внимание. Возможность самораскрытия чрезвычайно важна для обеспечения главной потребности — в нерегламентированном взрослом общении.
Чтобы попытки самораскрытия были успешными, в ряде случаев нужны специальные условия. Такие условия создаются педагогом-психологом в учебной группе.
При этом нужно иметь в виду, что поощрение к самораскрытию и со стороны учителя, и со стороны участников группы должно быть строго дозированным и соответствовать типу группы и стадии ее развития, конкретным характерологическим особенностям того или иного участника. В противном случае все те „плюсы", которые малая группа как форма работы несет в себе, превращаются в „минусы".
Если попытки самораскрытия подкрепляются поощрением других участников группы и высокой степенью доверия друг к другу, то растет уверенность в себе, способность к конструктивному межличностному взаимодействию.
В группе старшекласснику легче почувствовать себя принятым другими, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим. В обстановке группы, которая обеспечивает поддержку, человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров.
Для более четкого определения вида групповой работы, типа группы важно определение целей. Наша задача — соединить дидактическое и практическое обучение. В качестве основного типа группы используется так называемая учебная модель. „Это скорее запрограммированный курс обучения, чем серия психотерапевтических занятий. Члены группы рассматриваются не как пациенты, а как учащиеся, желающие приобрести умения, которые помогут им улучшить свою жизнь и исправить недостатки. Руководители группы… осуществляют систематическое обучение для изменения установок, поведения и достижения целей участников" [Рудестам, 1993].
Взаимодействие в группе становится объектом наблюдения и исследования. При этом участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь для оценки собственных чувств и поведения. Получение конструктивной обратной связи (см. примеры 2, 3 выше) оказывает влияние на формирование положительной самооценки старшеклассника, способствует формированию Я-концепции, повышению статуса в группе.
Предлагаемые в учебном курсе „Основы конструктивного общения" занятия структурированы, участники ориентируются руководителем на достижение специфической цели. Эти занятия имеют временные ограничения. Руководитель занимает активную позицию, чтобы удержать группу от отклонений на пути к установленной цели. Это особенно важно на начальных этапах существования учебной группы. Малоструктурированные занятия при относительно низком уровне групповой сплоченности порождают у участников чувство неуверенности, тревожности и способствуют тому, что учащиеся покидают группу. Использование структурированных упражнений ускоряет преодоление нерешительности и трудностей организационного периода.