Тревожно-ответственный

Так-то оно так, да кабы чего не вышло...

Почтальон Печкин

Дорога говорит ему: "Подумай еще раз!", деревья шепчут: "Загляни в себя, разберись в своих мотивах!", ветер спра­шивает его: "Все ли ты предусмотрел?" Его небо — всегда тревожного цвета, а воздух пахнет обещанием катастрофы.

· По крайней мере, неприятности. Или неудачи.

Такой жизнью жила его мама. Она тревожилась всегда: уходя из дома, по нескольку раз проверяла, не горит ли газ, не включен ли утюг, выключен ли свет, закрыла ли она дверь... — и все равно нередко возвращалась, чтобы еще раз все проверить. Во время беременности мама много переживала, читала медицинскую литературу, много советовалась со своей мамой, купила заранее все и все равно чувствовала себя не готовой. Ребенок родился. Она тщательно мыла руки, прежде чем при­коснуться к маленькому, по многу раз кипятила все пеленки и соблюдала в комнатах стерильную чистоту. Форточки были закрыты ("просту­дится"), все режущие и колющие предметы спрятаны ("не дай Бог..."), а вместо того, чтобы поставить домашний стадион, осаживали окриками: "Не бегай — упадешь!" Ребенок рос в зоне заботливого, но тревожного внимания.

В детстве робкий и пугливый, моторно неловкий, мальчик про­являл ранние "интел­лектуальные интересы" и склонность к рассуждательству. Долго любил ходить, держась за руку родителей, и привязанность к родным и близким у него сохранилась на всю жизнь.

· Иногда кажется, что тревожностью он заразился от мамы, но он мог расти и в семье, где с детства из него пытались сделать героя. Безуспешно.

Подрастая, он всегда избегал авантюр и никогда не попадал в милицию. Он и правонару­шения — две вещи несовместные. Сверстники уважали его за честность, дружили с ним из-за его незлобливости и смеялись над его нерешительностью. Он мог быть побитым, но не дрался: не из-за трусости, а потому что "драться нехорошо".

· Хотя, если честно признаться, драться он толком и не умел — руки у него всегда были неловкие и слабые.

Взрослея, он только умножал чувство ответственности и расширял поле для своих тревог. "А вдруг? Вдруг кто-то заболеет? Да, и умрет! Собьет машина? Ох, мама что-то задерживается..." Однако самое страшное для него даже не то, что реально случилось, а то, что может или могло бы произойти. Если с ним — он еще переживет, но если с близкими...

· Ах!..

Если он не религиозен, то обязательно суеверен, и от напастей мира аккуратнейшим образом защищается богатым набором примет и ритуалов. Если вы идете с ним рядом, то заметите, как он избегает наступать не только на крышки люков, но даже на трещины на асфальте, ступает на лестницу только с правой (например) ноги и обязательно найдет дерево, по которому надо постучать, если неосторожно выразил надежду на успех.

Да, он нерешителен. Он долго размышляет, прежде чем на что-то решиться, десятки раз взвешивает все плюсы и минусы, говорит много правильных слов, но — с решением тянет, мучая этим прежде всего самого себя... Если же вы с ним все-таки договоритесь, то можете выдохнуть и расслабиться: все будет в порядке, он свои обязательства выполнит. Он щепетильно честен. У него преувеличенное чувство долга, занятые деньги отдаст всегда в срок и до копейки, если же он как-то вас подвел, то съест себя раньше, чем вы скажете ему, что вам это не нужно.

Женившись, он оказывается прекрасным семьянином — по женщинам не бегает, мало пьет, умеренно курит, из магазина принесет все согласно списку. Постоянен и в привычках, и в привязанностях, поэтому, раз найдя нормальную работу, ее уже не меняет. На работе его ценят, и единственное, чем он раздражает людей, это своей исключительной добро­совестностью, из-за которой он любую ерунду делает ужасно долго.

Он предусмотрителен и осторожен. Он сделает все, чтобы не было провала, но никогда в прыжке не поймает за крыло Синюю Птицу Счастья.

Что делать?

У вас напряжен лоб: расслабьте все горизонталь­ные складки (вместе с этим уйдет тревожность). По­смотрите, нет ли напряжения вокруг губ (сбросите — перестанете быть мелочными). Займитесь ребефингом и сбросьте внутреннее напряжение: уйдет напряжение — уйдут болезни.

Слушайте свой внутренний голос. Если чего-то боитесь, но еще больше — хотите, то сделайте.

· Лучше делать и каяться, чем не делать и каяться, — правильно!

Вырабатывайте смелость и склонность к риску. Разрешите себе играть в карты, даже на деньги, и ри­сковать. Практикуйте безрассудные поступки и не жа­лейте о последствиях.

· Конечно, все это только в плане тренинга, выделив для этого время (например, отпуска) и сумму денег (строго ограниченную).

Научитесь конструктивному отношению к проблемам: "Это произошло. Что теперь делать?". Запретите переживания-пережевывания на тему "Ах, как же я мог?!" и "Ах, что же теперь будет?!".

Мысленно проиграйте все самое страшное и примите это.

Нарушьте все приметы и удостоверьтесь, что ничего страшного не произошло.

Рекомендации Анти-тревожно-ответственному:

Вы имеете право рисковать собой, но не надо подводить окружающих.

Посчитайте, сколько решений вы принимаете в течение дня.

Тренируйте паузу 10 секунд, прежде чем принять любое решение, даже самое мелкое.

Научитесь или приучите себя делать все медленно и аккуратно.

Вопросы к семинару №5

1. Эффекты внутригрупповых взаимодействий: социальная фасилитация

2. Социальная леность

3. Групповая поляризация

4. Огруппление мышления

5. Деиндивидуализация

6. Влияние меньшинства

ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ

Список основной литературы:

Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций — Москва: АСТ, 2008 г. — 352 с.

Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» под ред. Е.Е. Соколовой. М.; 1999

Харламенкова Н.Е. Психология личности. Сетевой учебно-методический комплекс, 2004.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Питер, 2001.

Психология и педагогика. М. : Центр, 2003.

Дополнительная литература (книги для рецензирования):

1. Алексеев А.А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, Эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми СПб : Экономическая школа, 1993.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1988.

3. Берн Эрик. Люди, которые играют в игры.

4. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – Самара, 1999.

5. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000.

6. Гиппенрейтер Ю. Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так?

7. Гиппенрейтер Ю. Б.Общаться с ребенком. Как?

8. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. – М., 1992.

9. Джефф Роллс «Классические случаи в психологии»: Питер; Москва; 2010

10. Егидес А. П., Егидес Е. М. Лабиринты мышления, или Учеными не рождаются. — М.: ACT-ПРЕСС КНИГА, 2004

11. Егидес А.П. Как разбираться в людях

12. Леви В.Л. Искусство быть другим

13. Леви В.Л. Искусство быть собой

14. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М., 1968.

15. Михайлова Е.Л. “Я у себя одна”, или Веретено Василисы. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2003.

16. Степанов С. С. Популярная психологическая энциклопедия: — М.: Изд-во Эксмо, 2005.

17. Степанов С.С. Мифы и тупики поп-психологии/С.С. Степанов. - Дубна.: Феникс+, 2006

18. Хейли Дж.Терапия испытанием: Необычные способы менять поведение/Пер. с англ. В.М. Сариной. — М.: Не­зави­симая фирма “Класс”, 1998. — 208 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).

19. Ценев В. Психология рекламы

20. Чалдини Р. Психология влияния

21. Ялом Ирвин. Мамочка и смысл жизни

22. Трейси Б.Don't worry, be happy, или живи проще. Как легче пережить стресс, отбросить суету и держать свою жизнь под контролем

23. Павлина С.Личное развитие для умных людей

Наши рекомендации