Тревожно-ответственный
Так-то оно так, да кабы чего не вышло...
Почтальон Печкин
Дорога говорит ему: "Подумай еще раз!", деревья шепчут: "Загляни в себя, разберись в своих мотивах!", ветер спрашивает его: "Все ли ты предусмотрел?" Его небо — всегда тревожного цвета, а воздух пахнет обещанием катастрофы.
· По крайней мере, неприятности. Или неудачи.
Такой жизнью жила его мама. Она тревожилась всегда: уходя из дома, по нескольку раз проверяла, не горит ли газ, не включен ли утюг, выключен ли свет, закрыла ли она дверь... — и все равно нередко возвращалась, чтобы еще раз все проверить. Во время беременности мама много переживала, читала медицинскую литературу, много советовалась со своей мамой, купила заранее все и все равно чувствовала себя не готовой. Ребенок родился. Она тщательно мыла руки, прежде чем прикоснуться к маленькому, по многу раз кипятила все пеленки и соблюдала в комнатах стерильную чистоту. Форточки были закрыты ("простудится"), все режущие и колющие предметы спрятаны ("не дай Бог..."), а вместо того, чтобы поставить домашний стадион, осаживали окриками: "Не бегай — упадешь!" Ребенок рос в зоне заботливого, но тревожного внимания.
В детстве робкий и пугливый, моторно неловкий, мальчик проявлял ранние "интеллектуальные интересы" и склонность к рассуждательству. Долго любил ходить, держась за руку родителей, и привязанность к родным и близким у него сохранилась на всю жизнь.
· Иногда кажется, что тревожностью он заразился от мамы, но он мог расти и в семье, где с детства из него пытались сделать героя. Безуспешно.
Подрастая, он всегда избегал авантюр и никогда не попадал в милицию. Он и правонарушения — две вещи несовместные. Сверстники уважали его за честность, дружили с ним из-за его незлобливости и смеялись над его нерешительностью. Он мог быть побитым, но не дрался: не из-за трусости, а потому что "драться нехорошо".
· Хотя, если честно признаться, драться он толком и не умел — руки у него всегда были неловкие и слабые.
Взрослея, он только умножал чувство ответственности и расширял поле для своих тревог. "А вдруг? Вдруг кто-то заболеет? Да, и умрет! Собьет машина? Ох, мама что-то задерживается..." Однако самое страшное для него даже не то, что реально случилось, а то, что может или могло бы произойти. Если с ним — он еще переживет, но если с близкими...
· Ах!..
Если он не религиозен, то обязательно суеверен, и от напастей мира аккуратнейшим образом защищается богатым набором примет и ритуалов. Если вы идете с ним рядом, то заметите, как он избегает наступать не только на крышки люков, но даже на трещины на асфальте, ступает на лестницу только с правой (например) ноги и обязательно найдет дерево, по которому надо постучать, если неосторожно выразил надежду на успех.
Да, он нерешителен. Он долго размышляет, прежде чем на что-то решиться, десятки раз взвешивает все плюсы и минусы, говорит много правильных слов, но — с решением тянет, мучая этим прежде всего самого себя... Если же вы с ним все-таки договоритесь, то можете выдохнуть и расслабиться: все будет в порядке, он свои обязательства выполнит. Он щепетильно честен. У него преувеличенное чувство долга, занятые деньги отдаст всегда в срок и до копейки, если же он как-то вас подвел, то съест себя раньше, чем вы скажете ему, что вам это не нужно.
Женившись, он оказывается прекрасным семьянином — по женщинам не бегает, мало пьет, умеренно курит, из магазина принесет все согласно списку. Постоянен и в привычках, и в привязанностях, поэтому, раз найдя нормальную работу, ее уже не меняет. На работе его ценят, и единственное, чем он раздражает людей, это своей исключительной добросовестностью, из-за которой он любую ерунду делает ужасно долго.
Он предусмотрителен и осторожен. Он сделает все, чтобы не было провала, но никогда в прыжке не поймает за крыло Синюю Птицу Счастья.
Что делать?
У вас напряжен лоб: расслабьте все горизонтальные складки (вместе с этим уйдет тревожность). Посмотрите, нет ли напряжения вокруг губ (сбросите — перестанете быть мелочными). Займитесь ребефингом и сбросьте внутреннее напряжение: уйдет напряжение — уйдут болезни.
Слушайте свой внутренний голос. Если чего-то боитесь, но еще больше — хотите, то сделайте.
· Лучше делать и каяться, чем не делать и каяться, — правильно!
Вырабатывайте смелость и склонность к риску. Разрешите себе играть в карты, даже на деньги, и рисковать. Практикуйте безрассудные поступки и не жалейте о последствиях.
· Конечно, все это только в плане тренинга, выделив для этого время (например, отпуска) и сумму денег (строго ограниченную).
Научитесь конструктивному отношению к проблемам: "Это произошло. Что теперь делать?". Запретите переживания-пережевывания на тему "Ах, как же я мог?!" и "Ах, что же теперь будет?!".
Мысленно проиграйте все самое страшное и примите это.
Нарушьте все приметы и удостоверьтесь, что ничего страшного не произошло.
Рекомендации Анти-тревожно-ответственному:
Вы имеете право рисковать собой, но не надо подводить окружающих.
Посчитайте, сколько решений вы принимаете в течение дня.
Тренируйте паузу 10 секунд, прежде чем принять любое решение, даже самое мелкое.
Научитесь или приучите себя делать все медленно и аккуратно.
Вопросы к семинару №5
1. Эффекты внутригрупповых взаимодействий: социальная фасилитация
2. Социальная леность
3. Групповая поляризация
4. Огруппление мышления
5. Деиндивидуализация
6. Влияние меньшинства
ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ
Список основной литературы:
Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций — Москва: АСТ, 2008 г. — 352 с.
Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» под ред. Е.Е. Соколовой. М.; 1999
Харламенкова Н.Е. Психология личности. Сетевой учебно-методический комплекс, 2004.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Питер, 2001.
Психология и педагогика. М. : Центр, 2003.
Дополнительная литература (книги для рецензирования):
1. Алексеев А.А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, Эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми СПб : Экономическая школа, 1993.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1988.
3. Берн Эрик. Люди, которые играют в игры.
4. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – Самара, 1999.
5. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000.
6. Гиппенрейтер Ю. Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так?
7. Гиппенрейтер Ю. Б.Общаться с ребенком. Как?
8. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. – М., 1992.
9. Джефф Роллс «Классические случаи в психологии»: Питер; Москва; 2010
10. Егидес А. П., Егидес Е. М. Лабиринты мышления, или Учеными не рождаются. — М.: ACT-ПРЕСС КНИГА, 2004
11. Егидес А.П. Как разбираться в людях
12. Леви В.Л. Искусство быть другим
13. Леви В.Л. Искусство быть собой
14. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М., 1968.
15. Михайлова Е.Л. “Я у себя одна”, или Веретено Василисы. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2003.
16. Степанов С. С. Популярная психологическая энциклопедия: — М.: Изд-во Эксмо, 2005.
17. Степанов С.С. Мифы и тупики поп-психологии/С.С. Степанов. - Дубна.: Феникс+, 2006
18. Хейли Дж.Терапия испытанием: Необычные способы менять поведение/Пер. с англ. В.М. Сариной. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1998. — 208 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).
19. Ценев В. Психология рекламы
20. Чалдини Р. Психология влияния
21. Ялом Ирвин. Мамочка и смысл жизни
22. Трейси Б.Don't worry, be happy, или живи проще. Как легче пережить стресс, отбросить суету и держать свою жизнь под контролем
23. Павлина С.Личное развитие для умных людей