Психические явления как результат активности психики
Раздел I. Введение в психологию
Тема 1. Предмет, задачи и методы психологии (2 часа)
Цель: сформировать представления об основных понятиях психологии, обосновать их значимость для усвоения дисциплины и для личностного развития студента.
Задачи:
1. Формировать понятийный аппарат дисциплины, расширять знания в области теории психологии;
2. Формировать мировоззренческие позиции при рассмотрении методологии психологии как системного знания;
3. Создавать условия для развития познавательного интереса студентов к познанию закономерностей психологического знания.
Вопросы:
1. Психология как научная и практическая дисциплина о закономерностях развития психики
2. Психические явления как результат активности психики
3. Принципы психологии и ее связь с другими науками
4. Задачи и отрасли психологии
5. Объективность и субъективность в психологическом исследовании.
6. Эмпирические методы психологии
7. Методы организации исследования, обработки и интерпретации результатов.
8. Особенности психолого-педагогического эксперимента
Психология как научная и практическая дисциплина о закономерностях развития психики
Психология – наука о закономерностях, механизмах, условиях, факторах и особенностях развития и функционирования психики.
С психологическими явлениями мы имеем дело фактически с рождения, ведь мы сами являемся и носителями психики, и участниками психологического взаимодействия, хотя о научных понятиях и теориях, возможно, узнаем только сейчас. Поэтому психологию иногда называют «знакомой незнакомкой».
«Психо» – душа, «логия» – знание, т.е. «наука о душе», однако понятие «душа» постепенно было заменено понятием «психика». Первый трактат «О душе» был написан Аристотелем, но как наука психология ведет отсчет от первой лаборатории экспериментальной психологии, созданной Вильгельмом Вундтом в Лейпциге в 1879 году.
Психика – продукт деятельности мозга, невещественное, но материальное образование. При этом психика рассматривается как системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Выделяют познавательную, регулирующую и коммуникативную функции психики.
Психические явления как результат активности психики
Среди многообразных проявлений психики выделяют психические процессы, психические состояния, психические свойства личности. Ковалев выдвинул гипотезу о том, что психическое развитие идет от динамического и неустойчивого ко все более устойчивому. Наиболее динамичными и исходными в психической жизни являются процессы.Сеченов рассматривает психический процесс как течение психического явления, имеющего определенное начало, динамику и конец.
Психические явления – результат активности психики, «следы» деятельности психики в нашей жизни, которые можно изучить (табл. 1).
Психические процессы – формы субъективного отражения объективной действительности.
Психические свойства личности – устойчивые индивидуальные особенности психики (потребности, установки, мотивы, способности, характер, темперамент).
Психические состояния – характеристика динамики психической активности. Внутренние и внешние разделяются по причине, которая вызывает состояние.
В настоящее время система понятий психологии представляет собой пеструю картину, в которой нашли отражение все этапы развития этой науки — донаучный, философский и собственно научный.
Здесь слово «донаучный» означает не только «хронологически наиболее ранний», но и «повседневный», «берущий свое начало в повседневной практической деятельности и общении людей».
Это – психология, которую, по меткому определению Пьера Жане, народ создает еще до психологов, психология, в которой знание и деятельность слиты воедино, обусловленные необходимостью понимать другого человека в процессе совместного труда, необходимостью правильно реагировать на его действия и поступки (Роговин М.С., 1969).
Повседневные наблюдения, «обобщения в процессе общения», получают дальнейшее развитие в форме философского осмысления наблюдаемых психических явлений и формулирования наиболее общих законов и предположений. До тех пор, пока не появились определенные исторические условия, а естественные науки не достигли соответствующего уровня развития, психология только и могла развиваться в рамках философии с ее абстракно-логическим методом объяснения явлений, в том числе и психических.
Как и всякая наука, научная психология, отличается от донаучной стремлением к строгому определению понятий, использованию экспериментального метода для вскрытия закономерных связей между наблюдаемыми явлениями, применением строгих математических процедур для оценки событий и обработки полученных данных.
Можно выделить три вида психологического знания:
1. Житейские знания (житейская психология). Это низкий уровень психологической информации. Истинность и достоверность знаний проверяется через опыт и переживания конкретного человека.
2. Обыденные знания (обыденная психология). Это знания о людях, которые человек получает в определенных, относительно замкнутых группах или общностях (учебная группа, семья, трудовой коллектив, социальная группа). Психологическая информация - более высок уровень истинности и достоверности (система группового воздействия: нормы, правила, традиции, ритуалы).
3. Научные знания (академическая, или научная психология). Это обобщенное знание о людях, полученное в ходе проведения специальных научных исследований. Психологическая информация проверена на истинность и достоверность специальными приемами и методами. Данный уровень знаний носит обобщенный, закономерный характер. Научные психологические знания имеют все перечисленные выше признаки научных знаний.