Обращающий внимание на себя
Это те, которые стремятся тем или иным способом обратить на себя внимание - в основном лиц противоположного пола. Они стараются продемонстрировать свое мужество, храбрость, силу, ловкость, другие качества (или даже отрицательные черты) – при этом часто с грубым нарушением норм поведения или правил техники безопасности.
Последний
В каждом данном виде деятельности есть последний, т.е. самый слабый. Нередко бывает так, что один и тот же человек является последним в большинстве или даже во всех делах. Последний часто становится объектом насмешек или издевательств, и может при этом защищаться выставлением своей неполноценности напоказ, взяв на себя роль шута. Группа часто объединяется или в насмешках над последним, или в желании помочь ему. Конечно, слабый «последний» создает группе проблемы, но при этом последний резко укрепляет позицию предпоследнего и тех, кто следует за ним.
Дезорганизатор
Дезорга иногда еще называют умником. Он всегда имеет на все свою точку зрения и активно ее защищает, привлекая на свою сторону других членов группы. Значение дезорга в группе двояко. При несоблюдении дисциплины дезорг, руководствуясь своим пониманием интересов группы, может повести за собой часть группы, сея при этом недоверие к руководителю, и создавая этим угрозу целостности группы и безопасности ее участников. Если же дисциплина соблюдается, то действия дезорга (и тех, кто его поддерживает) являются полезной оппозицией, помогающей выяснить истину и сделать решения руководителя более ответственными. Дезорганизатором может стать старейшина, энтузиаст, и, как это ни парадоксально, сам руководитель.
Другие роли
Возможно существование и других всевозможных ролей - группа всегда стремится расширить их количество. Это такие роли, как мученик (он взывает о помощи и в то же время отказывается от неё), моралист (который всегда прав), любимчик (пробуждает нежные чувства и нуждается в защите), агрессор, защитник, нытик, педант, спасатель, жертва, и др.
Говоря о психологических ролях, важно учесть, что роль есть роль, и применение названий неформальных ролей в качестве ярлыков, навешиваемых на конкретных людей, недопустимо – как личность, человек всегда шире и многогранней своей роли или того представления, которое имеют о нем окружающие его в данный момент члены группы.
Размер группы с точки зрения психологии
Существуют разные мнения по поводу оптимального размера группы. По данным психологии известно, что человек способен равномерно распределять свое внимание и устанавливать эмоциональный контакт с 6-12 другими человеками. Группа более 12 человек трудноуправляема (и дольше проходит трудные участки маршрута). Уменьшение размера группы тоже нежелательно – в случает разногласий большее количество участников группы приведет к сглаживанию конфликта. Есть мнение, что лучше, чтобы в группе было нечетное количество участников – тогда меньше вероятности раскола группы на две половины. Таким образом, оптимальными считаются группы из 5, 7, 9 (реже 12) человек. Известно, что коллектив более стабилен, если его участники различаются по полу и возрасту.
Стадии развития группы
Группа состоит из живых людей, и поэтому сама формируется как живой организм, и, как таковой, проходит несколько стадий развития. На стадии ассоциации происходит определение общей цели. Далее в ассоциации происходит структуризация, распределение ролей, оформление неформальных групп и их лидеров, и группа переходит на стадию кооперации. Затем начинается процесс «трения» между неформальными группами и отдельными членами группы, борьба за «место под солнцем», меняется состав неформальных групп (все это иногда мешает достижению цели) – группа переходит на процессуальную стадию своего развития. Эта стадия может закончиться или распадом группы, или формированием коллектива – в туризме лучше будет употребить термин «команда». Команда – высший уровень развития группы, который характеризуется тем, что любой член группы становится способным пожертвовать своими интересами ради интересов группы, и имеет возможность через интерес группы реализовать свой собственный интерес. От кооперации команда отличается следующими чертами:
- При встрече с проблемами кооперация распадается, а команда сплачивается
- В кооперации нет дружеских и эмоциональных связей между ее членами
- Кооперация отличается групповым эгоизмом, команда – открытостью для других
- Место в команде определяется личной компетентностью - при её отсутствии бесполезны знакомства, заслуги, протеже, и др.
Теория конфликта
Как правило, туристу хочется вернуться из путешествия в хорошем настроении с багажом положительных впечатлений и эмоций. Пожалуй, нет более сильного препятствия достижению этого положительного ожидания, чем внутригрупповые конфликты. Хотя в принципе конфликты неизбежны, однако знание общей теории конфликта обязательно принесёт пользу любому человеку. Конфликт никогда не возникает на пустом месте: открытому конфликту всегда предшествует состояние готовности к конфликту, когда один человек переживает состояние дискомфорта и раздражения, связанного со своей личностью, или с личностью другого человека. Следовательно, предотвратить конфликт все же можно, если удастся увидеть и устранить это состояние. Если же конфликт начался, то он всегда развивается по своим законам – знание этих законов может помочь преодолеть конфликт и его последствия.
Необходимо иметь в виду, что участником конфликта может выступать не только отдельный человек, но и малая группа (межгрупповой конфликт); возможны так же конфликты отдельного человека с группой. Все нижеизложенное применимо ко всем этим случаям. Возможен еще один тип конфликта – социальный, - естественно, в данной лекции он не рассматривается.
Причины конфликта
Существует множество причин, приводящих к конфликту. Кроме случая конфликта человека самого с собой, выделено еще три базовых источника причин конфликтов людей друг с другом:
- Ущемление или неудовлетворение каких-либо интересов одного человека, когда его интересы страдают от действий другого человека
- Ошибка. Одному человеку ошибочно приписывается позиция, направленная против другого человека; один человек (часто в свете своего вероятностного прогноза или отрицательной модели ситуации) искажает поступки или слова другого человека.
- Психологическая непереносимость. Это предвзятое отношение (раздражение) одного человека к другому человеку по любой причине (раздражают какие-либо действия, возникают неприятные ассоциации, демонстрируются (иногда непроизвольно) какие-либо недостатки, и т.д.), или просто без причин, интуитивно.
Примеры. Цели, преследуемые участниками группы, отличаются, и происходит взаимное ущемление интересов – эта причина относится к первому из вышеуказанных источников. Руководитель, применяя резко авторитарный метод руководства, ошибочно приписывает кому-либо стремление к лидерству – эта причина относится к источнику ошибок. В группе сформировалась малая группа отрицательной направленности, шокирующая других своим поведением – это психологическая непереносимость.