До Октябрьской революции КП уделялось мало внимания
Уже в 1918 г. организовали специальный институт по исследованию детей с недоразвитием психической сферы, названный впоследствии Медико-педологическим институтом.
Появилась новая профессия – клинический психолог (1918 г.).
В 30-х и 40-х годах вышел в свет ряд ценных работ по
· экспериментально -психологическому исследованию речи, мышления (Выготский Л.С., Лебединский М.С. и др.
· эмоционально-волевой сферы (Лурия А.Р.),
· по влиянию на работоспособность отношения нервно-психических больных к труду (Мясищев В.Н.).
Московские учёные (Б.В.Зейгарник, К.К.Платонов, К.М.Гуревич, С.Я.Рубинштейн и др.) сосредоточили основные усилия на проведении фундаментальных исследований в области психодиагностики.
Ими созданы:
· отечественные варианты зарубежных психодиагностических методик ММР,
· методика диагностики межличностных отношений Т. Лири и др.),
· выполнен целый ряд работ по изучению пато- и нейропсихологических аспектов различных психических и неврологических заболеваний.
Ведущим направлением деятельности Ленинградской школы клинической психологии (М.М.Кабанов, А.Е.Личко, Б.Д.Карвасарский и др.) является:
· разработка теоретических основ и практических моделей осуществления реабилитационного процесса в различных областях медицины.
Спектр конкретных научных исследований ленинградских учёных чрезвычайно велик и включает как:
· проблемы психодиагностики (создание отечественных адаптаций методик диагностики интеллекта у взрослых Д.Векслера,
· диагностики межличностных отношений у детей Р.Жиля и др.;
· создание целого ряда оригинальных психодиагностических методик – патохарактерологического психодиагностического опросника для подростков (ПДО),
· методики для диагностики типов отношения к болезни при соматических и пограничных нервно-психических заболеваниях – ЛОБИ и др.,
· проблемы организации медико-психологической службы и психосоциального обеспечения лечебно-реабилитационного процесса.
Представители киевской школы (В.М.Блейхер, Л.Ф.Бурлачук) занимаются вопросами теории и практики патопсихологической диагностики, рассматриваемой с общепатологических динамических позиций.
Деятельность клинических психологов вышла за пределы клинической медицины, охватывает людей, нуждающихся в психологической помощи (от психологии в медицине к психологии психических проблем личности, группы).
Большое значение имеет повышение роли психопрофилактики.
Знания и методы клинической психологии используют в неспецифической (первичной) 'профилактике, направленной на внесение "культуры здоровья" в сознание людей, на широкую пропаганду психологически обоснованных способов борьбы с вредными для здоровья навыками и привычками.
23. Методы клинической психологии.
Методы исследования в клинической психологии.
В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения.
Выделяют следующие методы:
· Наблюдение (сбор психологического анамнеза (катамнеза)).
· Беседа (сбор психологического анамнеза (катамнеза))
· Психофизиологические методы (например, ЭЭГ)
· Биографический метод
· Изучение продуктов творчества
· Анамнестический метод (сбор сведений о лечении, течении и причинах расстройства)
· Экспериментально-психологический метод (стандартизированные и не стандартизирован-ные методики). позволяет исследовать различные звенья психических процессов и состояний.
Различные авторы в настоящее время выделяют методики
· качественные (направленные на выявление качественных закономерностей психической деятельности пациентов)
· и психометрические (используемые для измерения тех или иных функций),
· вербальные (использующие преимущественно словесный стимульный материал)
· и невербальные (стимульный материал которых представлен в виде рисунков, схем, различно раскрашенных кубиков и т.п.),
· направленные на исследование той или иной психической функции (внимания, памяти и т.п.).
Наиболее известными из методик типа функциональных проб являются методики классификации предметов/понятий, исключения предметов/понятий, образования простых/сложных аналогий, выделения существенных признаков и т.д.
Другим общепризнанным направлением в практической психодиагностике является тестовая диагностика, основателем которой считается американский психолог ДжМ. Кэтгэлл (1890). По определению Л.Ф. Бурлачука (1989), под тестом в психологической диагностике понимается стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.
Каждая психодиагностическая методика имеет 2 характеристики:
1. Валидность — это понятие, указывающее на то, что методика измеряет и насколько хорошо она это делает (А. Анастази, 1982). Выделяют несколько разновидностей валидности, например: содержательную, характеризующую степень соответствия содержания заданий методики исследуемой области психических свойств; прогностическую, характеризующую степень точности и обоснованности суждения о диагностируемом психологическом качестве по его результату спустя определенное время после определения; текущую, отражающую способность методики различать испытуемых на основании диагностического признака и т.д.
2. Надежность отражает точность психодиагностического измерения и устойчивость результатов методики к действию посторонних случайных факторов.
24. Виды психологических воздействий в практике клинических психологов (психологическая реабилитация, психологическая коррекция, психотерапия).
Виды и функции психологического воздействия в практике клинических психологов. «Нож, трава и слово»
Психологическое воздействие - целенаправленное, организованное во времени и в методах влияние одного человека на другого с определенными намерениями и целями.
1) как: психологическое воздействие осуществляется с помощью психологических средств - поведение, слово и т.п.
2) на что оказывает влияние: мотивацию, система отношений, эмоциональная сфера, самооценка и самосознание.
3) к чему приводит: изменение поведения человека в целом, саморегуляции, телесных функций, состояния здоровья.
4) каковы цели воздействия: профилактические; лечебные, восстановительно-адаптационные.
5) кто воздействует: психотерапевт или человек, ведущий психологическую коррекцию.