Тема 2. Внимание и познавательные процессы

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА истории

И социально-политических дисциплин

Колмогорова Н.С., Сивцова А.В.

ОСНОВЫ ПсихологиИ

Учебно-методическое пособие

для студентов заочного отделения АГАУ

Барнаул 2013

УДК 159.9:331.108.2

Колмогорова Н.С., Сивцова А.В. Основы психологии: Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения АГАУ. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2013. – 27 с.

Учебно-методическое пособие включает структурно-тематический план лекционных занятий, вопросы к семинарским занятиям, задания для контрольных работ. А так же требования, предъявляемые к контрольным работам, вопросы к зачету и экзамену, список рекомендуемой литературы.

Предназначено для организации самостоятельной работы студентов заочного отделения по освоению основных теоретических положений изучаемых дисциплин «Психология», «Основы психологии».

Рекомендовано к изданию методической комиссией Центра гуманитарного образования АГАУ (протокол № 10 от 25.11.2013).

Рецензенты: канд. психол. наук, доцент АлтГПА О.Г. Холодкова,

канд. социол. наук, доцент кафедры математики

АГАУ Н.А. Абакумова.

© Колмогорова Н.С., Сивцова А.В., 2013.

Тема 2. Внимание и познавательные процессы - student2.ru © Алтайский государственный аграрный университет, 2013.

Содержание

Введение……………………………………………….………..4

Тематический план лекций……………………………….……5

План семинарских занятий……………….……………………8

Общие методические указания

к выполнению контрольной работы…………………12

Вопросы теоретической части контрольной работы.………..13

Вопросы к экзамену (зачету)………….…………………..…..17

Рекомендуемая литература……..……………………………..19

Приложение 1. Образец оформления титульного листа

контрольной работы………………………….22

Приложение 2. Задания к контрольным работам…………….23

Введение

Данное учебно-методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов заочного отделения по изучению курсов «Психология», «Основы психологии» и подготовки к семинарским занятиям. Пособие будет полезно студентам, чья психологическая культура и компетентность войдут составными частями в структуру будущей профессиональной деятельности. Данный курс имеет важное значение, так как многие распространенные сейчас профессии предполагают сформированность коммуникативных навыков, общекультурных компетенций, в том числе коммуникативных: умение устанавливать контакт, слушать, располагать к себе людей, конструктивно решать конфликты, слаженно работать в команде при наличии у партнеров разных умений и позиций, развитие способности понимать и учитывать индивидуальные особенности другого человека, организовывать непрерывное самопознание, саморегуляцию и саморазвитие. Приобретенные психологические знания помогут формированию целостного представления у студентов о личностных особенностях окружающих их людей и своих собственных. Знания, полученные в ходе изучения психологических дисциплин, станут фактором успешности овладения и осуществления студентами учебной и профессиональной деятельности, будут способствовать развитию их учебных навыков, культуры умственного труда, общения, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ

Тема 1. Объект и предмет психологии.

Становление психологии

Как науки

Актуальность психологического знания в системе профессиональной подготовки. Этапы развития психологии как науки. Функции психики, формы ее проявления. Основные принципы психологии. Отрасли психологии и связь с другими науками. Методы психологического исследования.

Основные понятия: психология, объект и предмет психологии, анимизм, дуализм, идеализм, материализм, душа, психика, рефлексия, принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития психики в деятельности, наблюдение, эксперимент, тестирование, анкетирование, опрос, интервьюирование, беседа, психическое развитие, глубинная психология (психоанализ), фрейдизм, неофрейдизм, защитный механизм, сублимация, бессознательное, самоактуализация личности, гуманистическая психология, деятельностный подход, когнитивная психология, бихевиоризм, необихевиоризм, гештальтпсихология, трансперсональная психология, навык, подкрепление, поведение, мотивация, деятельность.

Тема 2. Внимание и познавательные процессы

Внимание как психический процесс: функции, виды, качества, физиологические основы. Ощущения: классификация, механизм возникновения, общие психологические закономерности. Восприятие: виды, свойства, иллюзии. Память: основные процессы, виды, механизмы и закономерности запоминания. Мышление как рациональная форма освоения действительности: виды, операции, формы, этапы мыслительного процесса. Воображение: виды, формы, процессы воображения. Интеллект: структура, измерение, нарушения.

Основные понятия: внимание, раздражитель, ощущения, рецептор, репрезентативные системы, порог ощущений (абсолютный и разностный), сенсибилизация, адаптация, восприятие, иллюзии восприятия, память, мнемоника, представления, амнезия, эйдетизм, запоминание, воспроизведение, забывание, узнавание, реминисценция, мышление, абстракция, анализ, гипотеза, индукция, дедукция, интеллект, коэффициент интеллекта (IQ), инсайт, обобщение, понятие, синтез, сравнение, суждение, умозаключение, воображение, творчество, креативность, агглютинация, акцентирование, мечта.

Наши рекомендации