НЕКВАЛИФИЦИРОВАННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ - случаи нанесения травмы на неквалифициованных тренингах, поп-терапии и поп-тренинги, нарушения психологической этики
Поп-тренинги: будьте осторожны!
Последнее время можно довольно часто встретить объявления, приглашающие на тренинг, который "изменит вашу судьбу... сделает вас добрыми... в результате чего вы достигнете полного взаимопонимания... сумеете эффективно взаимодействовать с людьми и влиять на них..." и много ещё таких же абстрактных слов, представляющих собой хорошую рекламу. Тренинг - это всегда заманчиво. Особенно, если тренинг хороший. Тем более для человека непосредственно связанного с психологией. Однако от посещения некоторых тренингов я бы постерёг всех. Речь идёт об услугах оказываемых так называемыми поп-терапиями (между студентами они ещё иногда называются психотерапиями для лохов). Особенность данных тренингов состоит в том, что основная цель проведения той или иной тренинговой программы - стрясти с участников хорошие деньги. Тренинговый процесс технологичен, имеет жёстко заданный сценарий отходить от которого непозволительно. То, что такой тренинг является эффективным - это факт. Вопрос в том, в какую именно сторону.
В большой группе, в короткие сроки (2-3 дня!) реализуется настоящая психотерапия с целым арсеналом всевозможных психологических методов и приёмов. Не каждая даже сильная личность способна подобное выдержать. На кого-то и правда такая шоковая терапия окажет положительное воздействие, но люди то разные... На поп-тренингах же, где сама технология требует максимум эффективности при минимум временных затрат, конкретной личности с её опытом, как это не парадоксально, уделяется минимум времени. Всё идёт по принципу: "Если ты сюда пришёл, ты уже плохой, с твоей жизнью надо что-то делать, тебя надо менять и ты изменишься, независимо от того хочешь ты этого или нет (а тебе сложно будет не захотеть этого, так как ты уже заплатил большие деньги)". Человек оказывается в ловушке. Тяжело отказаться от столь красиво прорекламированного тренинга, тем более уже оплаченного, остаётся только изменить своё отношение к нему, действительно полюбить его и постараться извлечь из него пользу на 100%.
Весь акцент в тренинге делается не на саму личность, а на процесс настойчивого изменения. Вопрос о том, хочет ли человек данных изменений, какими бы они положительными, "правильными" и "нужными" не считались, не ставится.
Ещё одна характеристика поп-тренингов - непрофессионализм тренеров. Часто бывает так, что многие из них не имеют психологического образования, обладая при этом красивым сертификатом био-энерго-экстра-супер-пупер-терапевта. А иногда и вообще не имеют высшего образования. Я бы к такому человеку на тренинг бы не пошёл и что-либо менять в своей жизни вряд ли позволил. Ассистентами тренеров (или супервизоров, или мастеров и т. д., и т. п.) часто являются бывшие участники группы, попавшие в психологическую зависимость от неё и отныне проводящие огромное количество времени, помогая проводить тренинги, конечно, бескорыстно, "ради общего дела принесения добра людям".
Создать видимость профессионализма, ставя группу в заранее спланированные ситуационные контексты, идя по жёсткому сценарию готовых и, обычно действующих упражнений (не действует - значит, человек совсем "нехороший"), довольно легко. Если при этом играть ещё роль уверенного в себе, улыбчивого, доброго, светящегося радостью, но директивного лидера, не терпящего инакомыслия, да ещё иногда умно выражаться, с привлечением никому неизвестной терминологии - вообще атас! (Именно поэтому, кстати, поп-тренеры не переносят людей, профессионально занимающихся психологией и не преминут придать их анафеме сразу же, в группе).
И вот, так называемый тренер работает над душами людей, одним, хорошо апробированным психологическим инструментом. Причём процесс этот можно сравнить с деланием гравюры отбойным молотком. Всех под одну рамку. Всех поменять, подкорректировать, улучшить, снять комплексы, развить и т. д. И чем с большим шумом, слезами, радостью, криками и плачами это будет сделано, тем лучше, так как у участников сложиться впечатление об эффективности тренинга. Но не будем забывать, что речь идёт о конкретных людях. Неужели за два дня можно разобраться в каждой судьбе? В каждой травме? Понять каждого? Выяснить причину его зажатости, комплексов, боли? Иногда опытному психотерапевту не хватает месяцев на это. Сеансы могут длиться годами, с постепенным изменением клиента, его личностным ростом. И в итоге иногда выясняются самые неожиданные причины расстройств, как для психотерапевта, так и для самого клиента. Для того чтобы понять сложность психотерапевтической "кухни", достаточно почитать работы Фрейда, Юнга, М.Эриксона, Бёрна, Ялома, Фромма, Франкла и других.
Я так много пишу именно о психотерапии, чтобы подчеркнуть роковую ошибку всех поп-тренингов - ОНИ ЗАНИМАЮТСЯ НЕ СВОИМ ДЕЛОМ. Они ориентированны на глубинное изменение личности, в этом не приходится сомневаться, так как рекламируя себя, поп-тренинг оперирует прежде всего, такими понятиями как "счастье", "добро", "смысл жизни", "любовь", "секс", "забота" всё это составляющие структуры системы ценностей человека. Но тренеры НЕ ИМЕЮТ ДЛЯ ЭТОГО НИ ДОСТАТОЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ, НИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА. Насколько же может быть полезно реформировать свою структуру ценностей в неквалифицированной группе? Скорее правильнее было бы поставить вопрос так - насколько вредно это делать? И стоит ли вообще? На этот вопрос уже сейчас отвечают многочисленные жертвы поп-терапий. Их мнения о неквалифицированных тренингах скоро будут помещены на этом сайте.
Бедило М.М. 2000 г.281
Группы массовой психотерапии282
Тераписты, преступающие этические рамки, могут стать лидерами культов, когда вместо того, чтобы помочь пациенту вернуться к нормальной жизни, ни ставят его в зависимость от себя. Они извлекают пользу из клиентов, изолируя их от друзей и семьи, заставляя передавать по доверенности банковские счета, удовлетворяя свои сексуальные притязания. Терапевтические культы могут включать в себя отдельного тераписта и его клиентов или группу терапистов, которые не только руководят семинарами и групповыми занятиями, но и покупают земельные участки, где последователи культа могут жить сообща.
Часто тераписты, руководствуясь благими намерениями, могут навязывать пациентам свою систему ценностей с грубыми нарушениями этики. Например, некоторые тераписты полагают, что большая часть, если не все проблемы, с которыми сталкивается взрослый человек, вызваны сексуальным насилием, пережитым в детстве. На занятиях пациентов поощряют и могут просто уговорить поделиться воспоминаниями о сексуальном насилии в детстве или же о причастности к сатанинскому культу, которого никогда в действительности не существовало. Некоторых уязвимых пациентов довели до уверенности, что в детстве они подвергались насилию, и в результате этих "открытий" их семьи оказались разрушенными.
Эти тераписты явно не отвечают этическим стандартам, предъявляемым к специалистам в области психического здоровья. Хотя статистика по насилию в отношении детей скандально высока и ясно, что сексуальное насилие, пережитое в детстве, может пагубно сказаться на личности в ходе взросления, нет никаких оснований для предположения, что подавляющее большинство взрослых проблем были вызваны именно им. С другой стороны, воспоминания о реально пережитом в детстве насилии могут у некоторых людей подавляться. Выяснение причастности своего пациента к подобному случаю требует со стороны тераписта деликатности и умения, которые сходят на нет, если он уверен, что насилию подвергались все без исключения и что цель терапии состоит в том, чтобы вытащить из пациента признание.
Лидеры тренинговых программ по массовой психотерапии могут даже не иметь научной степени по психологии или консультированию. Однако они проводят симпозиумы и семинары, требуют от своих клиентов сотни, а иногда и тысячи долларов за обеспечение психологического "инсайта" или "просветления", обычно в обстановке конференц-зала какого-нибудь отеля. Такие группы используют многие из основных методов контроля сознания, чтобы создать "пиковый" опыт для участников. Это и не удивительно, коль скоро многие руководители подобных культообразующих бизнесов когда-то имели отношение к другим контролирующим сознание группам.
Некоторых клиентов заставляют путем манипуляций записываться на более дорогие, "продвинутые" курсы, где они глубоко запутываются в сетях группы. Как только они связывают себя обязательствами с группой, им предписывают вербовать друзей, родственников и коллег или же полностью изолироваться от них, если они критически относятся к такой перспективе. Эти группы были причиной неисчислимых нервных расстройств, разрушенных браков и неудач в бизнесе, не говоря уже о некоторых документально подтвержденных самоубийствах и несчастных случаях со смертельным исходом. Люди, управляющие этими группами, нередко имеют сомнительное прошлое чаще всего - никаких дипломов о высшем образовании.
Если на вас когда-нибудь начнут оказывать давление с целью заставить посетить проходящий во время уик-энда семинар стоимостью несколько сотен долларов, просите этого человека подробно описать, что именно там происходит. Если ответом будет: "Я не могу рассказать" или "Я не хочу портить вам впечатление", то мой совет - говорите как можно более решительнее: "Нет, благодарю вас!"
Стивен ХАССЕН,
КНИГА "Освобождение от психологического насилия:
деструктивные культы, контроль сознания, методы помощи"