Талызина Нина Федоровна
Педагогическая психология
Учебное пособие
Для студентов средних
педагогических учебных заведении
Редактор Н. А. Ахметова. Серийное оформление: В. И. Феногенов
Технический редактор Р. Ю. Волкова. Компьютерная верстка: Д. В. Поляченко
Корректор И. Н. Голубева
Подписано в печать с готовых диапозитивов 05.02.98. Формат 84х108/32. Бумага офсетная № 1. Печать офсетная. Усл. печ. л. 15. Тираж 15 000 экз. Заказ № 79.
ЛР № 071190 от 11.07.95, Издательский центр «Академия». 129336, Москва, ул. Норильская, 36. Тел./факс (095)474-94-54, (095)475-28-10, (095)305-23-87.
Отпечатано с готовых диапозитивов на ИПП «Уральский рабочий». 620219, Екатеринбург, ул. Тургенева, 13.
ISВN 5-7695-0183-9
[1] Название этого направления в психологии происходит от английского слова behaviour (поведение). В литературе часто называют бихевиоризм поведенческой психологией.
[2] Торндаик Э. Процесс учения у человека. - М., 1935.-С. 138.
[3] Там же. -С. 135.
[4] Подробнее см.: Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. - М., 1969; Управление процессом усвоения знаний. - М., 1984.
[5] Названия когнитивная психология, когнитивные теории учения происходят от английского слова cognition (познание).
[6] См.: Брунер Дж. Психология познания. - М., 1977
[7] Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Собр. соч. — М„ 1982.-Т. 5.-С. 248.
[8] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989. -Т. 1.- С. 192-193.
[9] Запорожец А.В., Эльковин Д.Б. Предисловие к кн.: Психология детей дошкольного возраста. - М., 1964. - С. 8.
[10] Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1974.
[11] Ляудис В.Я. Память в процессе развития. - М., 1976.
[12] В истории психологии был период, когда использовался метод прямого наблюдения за течением психических процессов — метод интроспекции («смотрения внутрь себя»). В этом случае наблюдатель должен был наблюдать собственные психические явления. Этот метод себя не оправдал.
[13] Подробнее см.: Общий практикум по психологии. Метод наблюдения / Под ред. М. Б. Михалевской. - М., 1985. -Ч. 1.
[14] Подробнее см.: Общий практикум по психологии. Психологический эксперимент / Под ред. М. Б. Михалевской, Т.В. Корниловой. - М., 1985. –Ч.1-С. 3-15.
[15] Подробнее об этом см. в кн.: Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. - М., 1983.
[16] Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М., 1988. - Гл. 4.
[17] Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного периода развития: Докт. дисс. - М., 1996.
[18] Выготский Л. С. Собр. соч. – М., 1982.-Т. 2.-С. 251.
[19] См.: Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. -М., 1979.-С. 69-101.
[20] Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.-М., 1989.-С. 255.
[21] См.: Возрастные возможности усвоения знании / Под ред. Д.Б. Эльконина и В. В. Давыдова. - М., 1966.
[22] В главе 9 приведены конкретные примеры продуктивного сотрудничества учителя с учащимися.
[23] Подробнее см.: Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? - М., 1985; Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. - М., 1987.
[24] Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М., 1971. -С. 12.
[25] Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. - С. 5.
[26] Подробнее см.: Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 1984; Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М., 1983.
[27] Методику формирования логических знаний и действии см. в главах 9 и 10 данной книги.
[28] См., например: Гоноблин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М., 1972.
[29] Гальперин П.Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1974.
[30] Если проанализировать все названные виды действии, то мы найдем в каждом из них опять-таки все три функциональные части, но по цели действие будет направлено лишь на одну из частей
[31] Учебная модель по своим функциям не совпадает с моделью в научном познании, где она, замещая объект, позволяет получить новые знания об этом объекте. См.: Немов А. И. Логические основы моделирования – М., 1971.
[32] В десятичной системе с точки зрения материализации используются те же виды
[33] Подробнее см.: Салмина Н. Г., Колмогорова Л. С. Усвоение начальных математических понятий при разных видах материализации объектов и орудий действия//Вопросы психологии -1980 -№1
[34] См.: Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку – М., 1978.
[35] Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении – М., 1981.
[36] На Кубе обучение в школе начинается с шести лет
[37] Подробнее см.: Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.,1972.
[38] Подробнее о видах познавательной мотивации и путях ее формирования см.: Дусавицкий А.К. Загадка птицы Феникс. - М , 1978.
[39] Количество признаков может быть разным
[40] Научившись на простых примерах приемам распознавания явлений, учащиеся, встретившись с более сложными случаями, сумеют в них разобраться.
[41] Название этапов совпадает с названием форм действия. Однако на каждом из них происходит изменение действия не только по форме, но и по всем другим ранее рассмотренным свойствам.
[42] Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. – М., 1972. – С. 311.
[43] Последние годы российская средняя школа ищет новые варианты обучения, возникают классы дифференцированного обучения. Прием в эти классы предполагает учет достигнутого учеником уровня интеллектуального развития.
[44] В качестве шифратора можно использовать водный раствор нитрата свинца, а в качестве дешифратора водный раствор йодистого калия с добавлением красной туши.
[45] Этот вид валидности нередко называется конструктной (от слова «конструкт», который в конечном итоге состоит из той или иной системы познавательных действий)
[46] См. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. – М., 1978.; Салмина Н.Г. Сохина В.П. Обучение математике в начальной школе. – М., 1975.
[47] Маркова А.К., Матис Т.Д., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990. - С. 68-75.
[48] См. вышеназванную книгу А. К. Марковой и др.
[49] Разработка занятий сделана экспериментаторами М.В. Кралиной и Г.Г. Микулиной.
[50] ¢Дети хорошо знают эту «страну». Там живут величины, с которыми они тоянно встречаются: площадь, масса и др.
[51] Психология усвоения понятий / Под ред. Н. А. Менчинскои // Известия АПН РСФСР. - 1950. - Вып. 28.
[52] Талызина Н.Ф., Степанова К.А. Применение понятии в затрудненных условиях // Доклады АПН РСФСР. - 1962. - № 1.
[53] Быкова В.И. Оперирование понятиями при решении геометрических задач // Известия АПН РСФСР. - 1950. - № 28.
[54] Система может, конечно, состоять из большего или меньшего числа необходимых и достаточных признаков.
[55] Задачи составлены Г.А. Буткиным и И.А. Володарской для учащихся начальной школы.
[56] См.: Известия АПН РСФСР/Под ред. Н. А. Мечинской. - М., 1950.-№28.
[57] См.: Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. - М., 1968.
[58] См: Пойа Д. Как решать задачу? - М., 1961.
[59] См.: Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. - М., 1976.
[60] См.: Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. -М., 1987.
[61] См.: Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. - Кишинев, 1983.
[62] Подробное изложение методики работы с задачами данного типа см.: Никола Г., Талызина Н.Ф. Формирование общих приемов решения арифметических задач // Формирование приемов математического мышления. - М., 1995.-С. 68-120.
[63] В дидактике эти требования отражены в принципах последовательности и доступности.
[64] См.: Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М., 1988.
[65] См.: Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. -М., 1974.
[66] Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания.
[67] Задания можно взять из названной книги П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой.
[68] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.-С. 249.
[69] Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. - М., 1981.-С. 61-62.
[70] Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника // Избранные психологические труды. - М., 1989. -С. 228.
[71] Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника // Избранные психологические труды. - С. 227.
[72] Морозкина Т.В. Формирование внутренней ответственности: Канд. дисс. -М., 1984.
[73] Давыдов В. В. Теория развивающего обучения.- М. 1996.-С. 150.
[74] Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. - М., 1978. - С. 253.
[75] Выготский Л.С. Мышление и речь//Собр. соч.-Т. 2.-С. 251.
[76] Там же.
[77] Там же.- с.. 250.
[78] Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения // Избранные психологические труды. - М., 1989. -С. 193.
[79] Выготский Л.С. Мышление и речь//Собр. соч.-Т. 2.-С. 250.
[80] Указанные типы учения были предложены П.Я. Гальпериным.
[81] Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения // Избранные психологические труды. - С. 195.
[82] Репкин В.В. Что такое развивающее обучение? (Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе). - Харьков; Томск., 1992;
Давыдов В . В. Теория развивающего обучения. – М., 1996. - Ч.2.- Гл. 4. -С.319-394
[83] См. гл. 10 «Формирование научных понятий».