Цели как предмет психологической работы в группе 2 страница

А когда вы достигнете верхушки холма, посмотрите на тот образ, который символизирует вашу цель. Ощущайте его присутствие, оставайтесь какое-то время рядом с ним и наслаждайтесь его близостью. Почувствуйте, что означает для вас этот образ, прислушайтесь к тому, что он вам сейчас может сказать... (1 минута.)

И вот пришло время позволить всем этим образам поблекнуть и отодвинуться на второй план. Заберите с собой то, что оказалось для вас важным, и постепенно возвращайтесь назад. Откройте глаза, потянитесь, выпрямитесь... А потом запишите свои размышления по поводу цели и тех сил, которые хотят заставить вас свернуть в сторону...

CjUblCJL. ЖиЗИ.и

Упражнение 15

Для участников, которым за сорок, это упражнение дает прекрасную возможность прояснить цели своего существования. Участники группы должны быть близко знакомы друг с другом и доверять Вам.

[Инструкция: Сядьте, пожалуйста, прямо и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов... Закройте глаза и сосредоточьтесь.

Представьте себе старинную пустую виллу, которая сейчас необитаема. Осмотрите это здание. Пройдитесь по всем комнатам, полюбуйтесь старинной мебелью, светильниками, картинами и коврами... (1 минута.)

Теперь поднимитесь по лестнице на второй этаж, пройдите через спальню...

Обратите внимание на фиолетовую портьеру, немного прикрывающую широкую деревянную дверь... Отодвиньте портьеру в сторону и откройте дверь...

Сейчас вы видите вторую лестницу, пыльную и всю в паутине. Очевидно, ею очень давно никто не пользовался... Медленно поднимитесь по ступеням и откройте находящуюся наверху дверь...

Вы оказались в старой библиотеке, наполненной светом, льющимся из окон и проникающим сквозь стеклянную крышу. Попытайтесь прочесть несколько названий книг... Вдруг вы замечаете, что в углу комнаты сидит какой-то человек...

Он говорит спокойным, мягким голосом: "Я ждал тебя". И откуда-то из глубины души к вам приходит чувство, что этот человек обладает всеми знаниями мира и может ответить на все вопросы...

Вы решаетесь задать ему самый важный вопрос: "Зачем я пришел в этот мир?" И в тишине ждете, что он вам ответит. Ответ может прийти в словах, в жестах, в переданных телепатически мыслях или образах. И вы можете задать этому человеку любые важные для вас вопросы... (2 минуты.) А теперь поблагодарите старого мудреца и попрощайтесь с ним... Спуститесь по лестнице вниз, снова пройдите по всем комнатам... Покиньте эту виллу и возвращайтесь назад. Вы чувствуете себя обновленным после этой встречи... Потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза...

Что я хочу изменить?

Упражнение 16

С помощью этого упражнения участники могут выразить цели своей работы в группе в стиле театра импровизаций. Вам следует предлагать его только в том случае, если оно соответствует Вашей манере работы, а группа достаточно активна.

Этой процедуре должны предшествовать разогревающие упражнения.

(Инструкция: Давайте попробуем сегодня выяснить, кто какие цели ставит перед собой в группе. Мы будем делать это без слов, и каждый сможет показать нам, к чему он стремится.

Встаньте, пожалуйста, образуя круг. Пусть каждый по очереди выходит в середину круга и в течение одной-двух минут показывает нам те формы поведения, от которых он хотел бы избавиться. После небольшой паузы он должен будет изобразить заменяющие их варианты поведения. Тот, кто думает, что понял действия этого человека, присоединяется к нему и демонстрирует такие же способы поведения. Тогда стоящему в круге будет не так одиноко, а нам станет легче отождествиться с ним и понять его...

стул

Упражнение 17

Для этого упражнения надо будет поставить в центр круга пустой стул. Участник, который будет рассказывать о своих целях, может мысленно посадить на этот стул какого-нибудь человека, например, того, кто умеет доброжелательно слушать или имеет отношение к целям говорящего, или как-то иначе важен для него в данном контексте. Эта ситуация также символизирует готовность ведущего группы считаться с людьми, которые не участвуют в занятиях группы.

IИнструкция: Сейчас мы будем говорить о своих целях, но сделаем это не совсем обычным образом. Я поставлю в центре круга пустой стул. Тот, кто будет рассказывать о своих целях, мысленно посадит на этот стул какого-нибудь человека и будет обращаться именно к нему. Мы все будем слушать и постараемся догадаться, кто сидит на пустом стуле. А в конце своего монолога говорящий скажет нам об этом сам. Вы можете посадить на стул кого-нибудь, кто умеет слушать или каким-то образом связан с вашими целями, или кого-то еще. Если вы захотите, вы можете с самого начала сказать нам, кого посадите на пустой стул....

Ключи

Упражнение 18

В этом упражнении используйте большую связку ключей. Ключ в руке человека, который говорит о своих целях, придает ему уверенность и одновременно с этим символически выражает возможность что-то открыть или, наоборот, закрыть для себя.

(Инструкция: В процессе учебы мы расстаемся со многими представлениями, как бы "запираем на ключ" ошибочные предположения, иллюзии, отслужившие взгляды, устаревшие задачи, ненужные отношения и т.п.

И в то же время мы многое открываем для себя: приобретаем новый взгляд на вещи, обращаемся к новым темам, задачам, людям.

Все это будет символизировать связка ключей. Тот, кто захочет рассказать о своих целях, будет держать ее в руках. Он может решить, какой ключ и по какой причине больше всего подходит для его конкретных целей, а также, с чем именно связана его цель: придется ли ему что-то "открывать" или, наоборот, "запирать".

После того, как вы расскажете о своих целях, передайте, пожалуйста, связку следующему участнику.

Кто хочет начать?

Иллюстрированные цели

Описанная здесь процедура будет полезна, прежде всего, Вам как руководителю группы. Вы сможете получить от каждого из участников набросок его учебных целей.

Для членов группы преимущество этого упражнения состоит в том, что каждого из них будет поддерживать помощник, позволяющий им чувствовать себя уверенно. Кроме того, участников обычно привлекает возможность быть выбранным в качестве иллюстратора, а также возможность сравнивать словесные описания целей с наглядной иллюстрацией.

(Инструкция: Я предлагаю вам сегодня рассказать о том, чего вам хотелось бы достичь, работая в этой группе.

Мы сделаем это следующим образом. Каждый, кто будет говорить о своих целях, может выбрать себе иллюстратора, который во время его выступления подготовит небольшой набросок, наглядно изображающий сказанное. Рассказав о своих целях, он сможет еще раз вместе с нами взглянуть на рисунок, чтобы проверить, правильно ли его поняли, и не забыл ли он что-нибудь важное. При этом он может предложить что-то изменить в рисунке или дополнить его. Затем он повесит рисунок на стену.

После этого о своих целях расскажет следующий член группы...

Разноцветные листы

Упражнение 20

Приведенные ниже упражнения лучше всего проводить в учебных группах. Участники получают возможность увязать свои собственные цели с целями остальных членов группы.

1Инструкция: Давайте попробуем сегодня более четко определить цели вашей работы в группе. К числу целей я отношу также ваши ожидания относительно стиля и способов нашей работы, групповой атмосферы и, естественно, тем занятий.

На первом этапе каждый сможет выразить свои представления так, как они приходят ему в голову. На втором — вы сможете уточнить свои желания, работая в малых группах. Сначала мы будем общаться без слов. Каждый из членов группы по очереди сможет изобразить одно из своих ожиданий на висящем на стене большом листе бумаги — записать его отдельным словом, нарисовать символ или набросать рисунок. Затем он вернется на свое место, и следующий член группы изобразит что-то свое. Каждый может выходить к листу столько раз, сколько хочет, но соблюдая при этом следующее правило: за один раз изображать только что-то одно. Кто хотел бы начать? (Остановите этот круг, когда интервалы между выходами участников начнут увеличиваться.)

А теперь все встаньте. Пройдитесь по комнате и выберите тех участников, с которыми вам хотелось бы поработать в четверке, чтобы более конкретно определить ваши общие пожелания... Теперь объединитесь в четверки и начинайте вместе планировать работу группы...

Пусть каждая группа возьмет себе по большому листу бумаги и одному фломастеру. (У каждой группы должен быть фломастер своего цвета.) Найдите спокойное место и попытайтесь изложить свои пожелания так, чтобы ваш список состоял из четырех пунктов. Постарайтесь выразить каждое желание как можно точнее и не забудьте расставить их в порядке значимости. Подчеркните два наиболее важных для вас положения. У вас есть на это 30 минут...

подвижные четверки

Упражнение 21

Это упражнение также дает возможность участникам связать свои цели с целями других членов группы. Участники объединяются в четверки, состав которых постоянно меняется, что символизирует гибкость, а также значимость группы как единого целого.

IИнструкция: Я хотел бы дать вам возможность рассказать о том, чего вы ожидаете от нашей группы, и выразить ваши пожелания.

Пожалуйста, встаньте и походите по комнате. Подумайте, с кем из участников вы хотели бы на первом этапе обсудить свои представления и пожелания по поводу работы и целей этой группы. Выберите трех человек. Объединитесь в четверки... Обсудите в своей четверке, как вы представляете себе работу нашей группы. (10 минут.)

А теперь мне хотелось бы, чтобы один из участников каждой четверки покинул ее и продолжил работу в другой подгруппе. Сначала коротко обсудите, кому из вас стоит сделать это первому... (2 минуты.) Теперь пусть эти люди покинут свои четверки и присоединятся к другим подгруппам... Продолжите обсуждение своих целей в новом составе. Коротко расскажите новому члену четверки о том, к чему вы пришли, и попытайтесь еще раз определить наиболее важные цели нашей работы... (10 минут.)

А теперь я хотел бы, чтобы еще один участник из каждой четверки перешел в другую подгруппу. Но это должен быть не тот, кто присоединился к четверке на последнем этапе. Обсудите, кто сменит подгруппу в этот раз... Пусть эти люди перейдут в другие четверки...

Сообщите новому члену группы, к чему вы пришли до него и продолжайте дальше уточнять свои цели. У вас есть еще 10 минут для этого...

Давайте еще раз осуществим частичную смену состава подгрупп. Кто сменит четверку на этот раз? Покиньте свои подгруппы и присоединитесь к новым...

Сообщите вновь прибывшим о том, что вам удалось сделать ранее. Теперь вам надо определить две наиболее важные цели и записать их на листе бумаги. У вас есть 10-минут...

В заключение все подгруппы должны будут представить и объяснить свои цели всей группе в целом.

Определение целей в два этапа

Упражнение 22

В этом упражнении участники обсуждают цели сначала в парах, в психологически более комфортных условиях, а затем продолжают эту работу в подгруппах из четырех человек.

I Инструкция: У вас сейчас будет возможность обсудить друг с другом свои цели. На первом этапе вы обсудите их с одним из участников группы. Встаньте, пожалуйста, пройдитесь по комнате и найдите партнера, с которым вам было бы интересно поговорить... Сядьте рядом с ним... Расскажите друг другу, как вы представляете себе нашу работу, от чего, по вашему мнению, будет зависеть ее ход, что для вас здесь наиболее интересно и т.д. Запишите на карточке несколько соображений, которые представляются вам существенными. При этом постарайтесь, чтобы к концу совместного обсуждения у вас было не более четырех основных пунктов, которые следовало бы учесть в ходе нашей работы. У вас есть на это 15 минут...

Теперь все вместе образуем большой круг... Я прошу каждую пару написать свои четыре главных пункта на больших листах бумаги...

А сейчас я хотел бы, чтобы каждая пара объединилась с какой-нибудь другой. Коротко обсудите со своим партнером, с какой именно парой вы хотите объединиться... По очереди выскажите свои пожелания о составе четверки и выясните, принимает ли выбранная вами пара ваше приглашение...

Теперь сядьте вчетвером так, чтобы листы с записями были у вас перед глазами... Каждой четверке надо будет решить, какие два пожелания из ваших списков должны быть учтены во что бы то ни стало. Кроме того, у вас есть возможность добавить к ним одно новое пожелание. У вас есть на это 20 минут...

Теперь возвращайтесь в общий круг...

Я хотел бы, чтобы каждая четверка рассказала о своем решении, постаралась подробно обосновать его, а затем отметила на листе обе выбранных цели крестиком. Если участники четверки добавили третий пункт, то его также следует внести в список и отметить крестиком. Какая из групп хочет быть первой?

После того, как все четверки поделятся результатами своей работы, устройте короткий обмен впечатлениями и расскажите группе о том, в какой форме Вы можете учесть все их пожелания.

Определение целей в три этапа

Упражнение 23

Это упражнение особенно подходит для больших по размеру групп. Благодаря получаемой подгруппами обратной связи, обмен мнениями на общегрупповом обсуждении будет символически подчеркивать, что и вся группа в целом, даже если она большая, сможет со временем стать работоспособной.

Инструкция: На сегодняшнем занятии мы можем определить темы, прояснить и согласовать цели, выбрать оптимальные способы их достижения и обсудить другие аспекты нашей совместной работы. При этом мы сможем постепенно добиться того, что все участники нашей большой группы лучше узнают друг друга.

Сначала вы обсудите свои пожелания и ожидания в небольших подгруппах. Я предлагаю вам начать работать в четверках, чтобы у каждого была возможность высказаться и внимательно выслушать других. Сейчас, пожалуйста, встаньте, пройдитесь по комнате и определите, с кем из участников вы хотели бы работать вместе... Затем объединитесь в четверки...

Сядьте вместе и поговорите о том, как и над чем должна, по-вашему, работать наша группа. В начале обсуждения выберите человека, который потом представит итоги вашей работы всей группе... (15 минут.)

А сейчас, пожалуйста, вернитесь в общий круг... У выступающих есть в общей сложности 10 минут на то, чтобы рассказать о пожеланиях, высказанных к этому моменту в их четверках...

Теперь я хотел бы, чтобы вы снова вернулись в свои четверки и продолжили обсуждение целей. При этом учитывайте то, что вы услышали от других подгрупп. Возможно, услышанное послужит вам стимулом к размышлению, возможно, оно будет совпадать с вашими собственными соображениями. В любом случае, уясните для себя, как вы относитесь к идеям, высказанным другими. К концу работы вам надо будет снова выбрать представителя для выступления на общем обсуждении. У вас есть на это 15 минут...

А теперь вернитесь, пожалуйста, в общий круг. Выступающим дается 10 минут...

Мне хочется, чтобы вы в третий и последний раз вернулись в свои подгруппы. У вас есть 20 минут для того, чтобы сформулировать по-

желания относительно нашей работы и записать их на большом листе бумаги. Желательно, чтобы их было не больше четырех...

В заключение дайте каждой подгруппе возможность представить на всеобщее обсуждение четыре важнейшие цели и пояснить их.

Часть 3

Работа с конфликтами

UMGANG MIT KONFLIKTEN

^ведение

Представленные здесь упражнения созданы в рамках различных направлений психологии и психотерапии и отражают разные точки зрения на причины возникновения конфликтов, их позитивные и негативные стороны и пути работы с ними. Несмотря на различия теорий, лежащих в основе этих направлений, их объединяет признание следующих фактов:

— Конфликты неизбежны и нередко выполняют позитивную задачу.

— Конфликт решается легче, если хотя бы один из его участников готов отступить на шаг назад.

— Сопротивление партнера уменьшается в том случае, если мы понимаем его точку зрения и сами готовы изменить свое поведение.

— Многие конфликты возникают не из-за несовместимости интересов, 1а подругой причине: мы, как представители западной цивилизации, приучены к мысли, что есть только одна истина, один победитель, один виновный и т.д., и потому склонны принижать наших оппонентов и нападать на них.

Эти упражнения предназначены для того, чтобы помочь участникам научиться сочетать свои собственные интересы с уважительным отношением к другим людям.

Содержание

Упражнение 1. Сократовский диалог ...........................70

Упражнение 2. Контролируемый монолог........................72

Упражнение 3. Предубеждения ...............................73

Упражнение 4. Предложение и запрос ..........................74

Упражнение 5. Вехи ........................................75

Упражнение 6. Смена перспективы ............................76

Упражнение 7. Проработка конфликта в тройках..................78

Упражнение 8. Исследование проекций .........................80

Упражнение 9. Групповая мозаика .............................81

Упражнение 10. Ритуал ......................................83

Упражнение 11. Тайные чувства и ожидания .....................85

Упражнение 12. Я и другие ...................................87

Упражнение 13. Границы ....................................88

Упражнение 14. Максимум — минимум .........................91

Упражнение 15. Анализ конфликта ............................93

Упражнение 16. Увеличивающее зеркало .......................94

Упражнение 17. Обмен ролями ...............................95

Упражнение 18. Скульптура ..................................96

Упражнение 19. Получаем — отдаем ...........................97

Упражнение 20. Межгрупповая встреча .........................99

Упражнение 21. Конфликты и сплоченность ....................101

Сократовский диалог

Упражнение 1 (С. Сакс / С. Холландер)

Тайна Сократа состоит в том, что свои вопросы он строил с учетом конкретных представлений о мире своих партнеров по диалогу. Благодаря этому вопросы не вызывали сопротивления и могли помочь его собеседнику прийти к важным прозрениям.

Это упражнение проводится в парах. Оно помогает осознать и проанализировать различия в точках зрения партнеров на интересующую их проблему. Жесткая структура диалога способствует тому, чтобы каждый участник, прежде всего, достигал понимания позиции другого — в отличие от повседневной практики, когда мы стремимся как можно быстрее переубедить партнера или уговорить его отказаться от своего мнения.

Участие в таком диалоге требует от обоих партнеров значительной дисциплинированности. Упражнение подходит главным образом для работы с конфликтами, которые возникают в силу недостатка информации о точке зрения партнера.

1нструкция: Мне хочется предложить вам одно упражнение. Пожалуйста, решите сразу, хотите ли вы попробовать выполнить его. В ходе работы вам придется соблюдать определенные правила:

1. Вы должны помнить о том, что цель этой процедуры — разобраться в проблеме, которую вы понимаете по-разному.

2. На первом этапе один из вас должен взять на себя роль спрашивающего, а другой — отвечающего. На втором этапе вы поменяетесь ролями.

3. Спрашивающий должен принимать ответы партнера и не пытаться оспаривать их.

4. Вопросы должны быть направлены на прояснение позиции партнера, его убеждений и взглядов.

5. Ваша задача — выявить точку зрения партнера, понять, как он видит интересующую вас обоих проблему.

6. Можно задавать уточняющие вопросы, если в ответах вашего собеседника возникнут противоречия.

7. Отвечающий должен быть готов продолжать диалог даже тогда, когда ему неприятно отвечать.

8. Ответы должны быть максимально искренними.

9. Оба партнера должны строго придерживаться своих ролей: спрашивающий никак не комментирует услышанное, а отвечающий не задает вопросов.

Если правила нарушаются, группа обращает на это ваше внимание.

Этап завершается тогда, когда один из вас пожелает его закончить. После второго этапа группа поделится с вами своими наблюдениями и впечатлениями...

К.онтролируем.ый диалог

2

Это упражнение помогает двум членам группы, вовлеченным в конфликт, научиться понимать позицию другого, вместо того, чтобы пытаться ее изменить. Во время спора мы обычно не слушаем собеседника, а лишь стремимся отрицать его позицию или ставить ее под сомнение. Нередко оппоненты начинают оскорблять друг друга и поэтому не могут выполнить необходимого для компромисса условия — проявить уважение к позиции партнера. Четкие правила упражнения побуждают участников по очереди настраиваться на собеседника, чтобы понять его точку зрения на спорный вопрос. В упражнении используется прием перефразирования. Этот прием труднее всего применять в тех случаях, когда нам приходится повторять утверждения, вызывающие у нас протест. Однако нередко именно это и помогает нам осознать наш собственный вклад в возникновение конфликта.

1Инструкция: Мне хотелось бы предложить вам упражнение, которое потребует от вас внутренней дисциплины. Группа выделит время для того, чтобы вы по очереди изложили свою позицию, и будет следить за тем, чтобы вы придерживались следующих правил:

1. Один из вас будет говорящим, а второй — его живым эхом.

2. Каждый может выполнять роль говорящего до тех пор, пока кто-нибудь из вас не захочет остановиться, но не более одного часа. После этого вы поменяетесь ролями.

3. Говорящий шаг за шагом излагает свое понимание спорной темы, стараясь сделать это как можно более прямо и ясно.

4. Живое эхо перефразирует высказывания говорящего, т.е. повторяет его утверждения своими словами.

5. Если говорящий доволен своим живым эхом, он продолжает говорить дальше, если нет — поправляет его.

В заключение мы всей группой обсудим это упражнение и расскажем вам о своих впечатлениях.

предубеждения

Упражнение 3 (С. Сакс / С. Холландер)

Это упражнение помогает участникам группы осознать предубеждения, осложняющие их совместную работу, и ослабить их. Мы все воспринимаем мир через призму нашего собственного опыта. Мы оцениваем мужчин, исходя из образа своего отца, а женщин — исходя из образа матери, и т.д. Нам трудно полностью избавиться от предубеждений, и чем реже мы получаем возможность их скорректировать, тем чаще вовлекаемся в конфликты.

В ходе этого упражнения участники могут, выслушивая различные мнения, осознать свои предубеждения. Его можно проводить в любых подгруппах, где существуют различия, способствующие проявлению предубеждений, например, различия по полу, возрасту, доходу, профессии и т.д.

1Инструкция:Выберите для занятия несколько признаков, по которым можно было бы противопоставить членов группы, например, мужчины — женщины, старые — молодые, бедные — богатые, и т.д. Разделите группу на пары так, чтобы участники в каждой паре различались по одному из выбранных признаков. Те члены группы, для которых не найдется подходящего партнера, присоединяются к образовавшимся парам в качестве наблюдателей.

Один из участников пары (А) сообщает другому (Б), что он думает о группе, к которой тот принадлежит. Б задает вопросы и старается слушать как можно более внимательно, проявляя интерес и воздерживаясь от критики. (5-10 минут.)

Потом Б говорит о том, что он думает о своей группе, а А задает вопросы. (5-10 минут.) В заключение, прежде чем перейти ко второму этапу, оба партнера обсуждают свои впечатления.

Затем Б делится своими мыслями по поводу группы, которую представляет А, после этого А в течение 5-10 минут сообщает, что он сам думает о своей группе.

Вслед за этим партнеры снова обмениваются впечатлениями.

Затем все участники собираются для общего обсуждения и рассказывают о том, что показалось им примечательным или осталось непонятным.

В завершение спросите участников, хотят ли они обсудить таким образом еще какие-нибудь различия, которые способствуют проявлению предубеждений.

предложение и запрос

Упражнение 4 (В. Даниэпьс /Л. Хоровитц)

В группах, участники которых не говорят о том, что они ожидают друг от друга, постоянно возникают конфликты. Это происходит потому, что, они выражают свои желания лишь косвенно, в результате часто оказываются непонятыми и раздражаются, не достигая желаемого.

Если же основные ожидания в отношении друг друга становятся известными, то разочарований и конфликтов становится значительно меньше.

■ Инструкция: Я хотел бы предложить вашему вниманию упражнение, которое может помочь вам укрепить уверенность в себе и доверие к другим членам группы. В тех случаях, когда мы говорим другим людям о том, что мы от них хотим, или что мы сами хотели бы сделать для них, они знают, чего им ожидать. Они начинают лучше понимать нас и доверять нам. Нередко мы выполняем требования других или же сами делаем вид, что чего-то ждем от них, лишь для видимости, проявляя вежливость. В этом случае наши отношения с другими людьми становятся напряженными и неясными.

Пожалуйста, встаньте и начните молча ходить по комнате... Мне хочется, чтобы вы поэкспериментировали сейчас с двумя предложениями, ничего не комментируя и не задавая вопросов. Первое предложение начинается со слов: "Я могу предложить тебе... ", а второе — со слов: "Я бы хотел от тебя...". Встречаясь с кем-нибудь, с кем вы хотели бы поговорить, остановитесь перед ним и несколько мгновений оба помолчите. Произнесите оба предложения, заканчивая их в соответствии со своими желаниями. Партнер должен молча вас выслушать. Прежде чем разойтись, снова молча постойте рядом друг с другом.

Если ваш партнер тоже хочет сказать вам о своих ожиданиях или пожеланиях, он может подойти к вам позже и сделать это.

Выберите тех членов группы, которым вам хотелось бы выразить свои ожидания и пожелания в первую очередь.

В заключение обсудите со всей группой следующие вопросы: что каждый предлагал другим, какие высказывал ожидания и какие пожелания чаще всего высказывали ему самому. Обратите внимание участников на соотношение количества запросов и предложений, высказанных и полученных ими.

Упражнение 5 (И. Прогофф)

С помощью этого упражнения участники группы знакомятся с простой и эффективной техникой, позволяющей им по-новому взглянуть на человека, с которым они конфликтуют.

Мы слишком часто сосредотачиваемся только на предмете конфликта. При этом нас захлестывают эмоции, и мы забываем о человеке, с которым вступили в конфликт.

Это упражнение позволяет участникам взглянуть на свой конфликт, исходя из жизненного пути своего оппонента, и понять, на основе какого опыта и жизненных перспектив он действует в этом конфликте. Технику "жизненных вех" хорошо использовать в тех случаях, когда человек, с которым вы находитесь в конфликте, далеко, и непосредственный разговор с ним невозможен: при конфликте с родителями, мужем или женой, начальниками и т.д.

•Инструкция:Мне хотелось бы предложить вам попробовать применить психологическую технику, позволяющую лучше разобраться в позиции вашего партнера по конфликту. Если нам удается даже в наиболее тяжелых ситуациях увидеть в оппоненте человека со своими достоинствами и недостатками, сильными и слабыми сторонами, мы в меньшей степени испытываем страх перед ним и перестаем ставить перед собой непосильную задачу во что бы то ни стало победить его. При этом мы становимся более гибкими и способны гораздо легче разрешить конфликтную ситуацию.

Сделайте, пожалуйста, следующее... Вспомните какого-нибудь человека, с которым у вас остался неразрешенным старый конфликт, или с которым вы конфликтуете сейчас. Для этого закройте на минуту глаза, и пусть перед вами возникнет образ- этого человека. Возьмите листок бумаги и запишите на нем " вехи" биографии этого человека: важные события, которые определили его жизнь, поворотные пункты его судьбы, сформировавшие его индивидуальный взгляд на мир. (10 минут.)

Теперь разделитесь на пары и по очереди расскажите друг другу биографию того человека, с которым вы конфликтуете. Причем говорите обязательно от первого лица. И только после того, как вы это сделаете, сообщите своему собеседнику, в чем состоит конфликт, как вы теперь стали к нему относиться, и что вы хотите сделать для того, чтобы сгладить конфликт. У вас есть на это 30 минут...

В заключение обсудите впечатления от этого упражнения.

См.ена перспективы

Упражнение 6 (Клаус В. Фопелъ)

Это упражнение знакомит участников с психологической техникой, которую они смогут применять в тех случаях, когда поймут, что втянулись в конфликт со значимым для них человеком. Кроме того, оно предоставляет отличную возможность выявить небольшие конфликты между членами группы и частично разрешить их.

Наши рекомендации