Требования к форме речи

1. Отчетливое произношение.

2. Нормальный и средний темп.

3. Соразмерность силы голоса.

4. Смена темпа, умение сделать паузу, чтобы дать возможность собеседнику осмыслить сказанное вами.

5. Богатый словарный запас. Отсутствие лишних слов, жаргонных и вульгарных выражений.

Человек может планировать свои действия, пред­видеть события, заглядывать в будущее. Приступая к труду, он предварительно строит его результат в своей голове, учитывает условия деятельности, творчески использует ранее полученные знания и представления. Люди могут создавать образы и таких объектов, кото­рых пока еще нет в жизни. Такая возможность челове­ка основана в значительной мере на его воображении.

Воображение— это психический процесс созда­ния новых образов на основе прошлых восприятий. Оно возникло и развилось в процессе труда, на основе потребности изменить те или иные предметы, предста­вить то, чего человек непосредственно не восприни­мал и не воспринимает.

Другими словами, воображение есть особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мыш­лением и памятью (характерно только для человека).

Воображение основано на преобразовании и твор­ческом комбинировании уже имеющихся представле­ний, впечатлений и знаний. Самый фантастический вымысел всегда состоит из элементов, взятых из жиз­ни, из прошлого опыта. По мнению И.М. Сеченова «че­рез голову человека в течение всей его жизни не про­ходит ни единой мысли, которая не создалась бы из элементов, зарегистрированных в памяти. Даже так называемые новые мысли, лежащие в основе научных открытий, не составляют исключения из этого прави­ла» [158, с. 320].

Воображение своеобразно отражает действитель­ность. Оно обусловлено жизнью.

Образы воображения отличаются от образов пред­ставлений. Образы воображения — это образы пред­метов и явлений, которых мы раньше не воспринима­ли (например, атомного взрыва и его последствий или состояния невесомости в космосе и т. п.). Они могут возникнуть лишь на основе имеющихся представле­ний благодаря их переработке и комбинированию. А это невозможно без мышления. Но воображение тесно связано не только с памятью, представлениями и мышлением. Большое влияние на него оказывают по­требности человека, его желания, интересы, воля, от­ношение к действительности. В свою очередь под вли­янием воображения возникают те или иные чувства и желания.

В зависимости от содержания деятельности разли­чают такие виды воображения, как художественное, научное, техническое и др.

Хорошо развитое воображение — одно из условий новаторства во всех областях жизни. Оно необходимо не только ученому, художнику, писателю, но и конст­руктору, инженеру, юристу, специалисту в области ме­неджмента и маркетинга, представителям большого числа других профессий и специальностей.

Виды воображения

1. НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ(или ПАССИВНОЕ),—образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека, без заранее поставленной цели, сами собой (например, сновидения).

Неудовлетворение материальной или духовной потребности может непроизвольно вызвать в сознании яркое представление той ситуации, в которой эта по­требность могла бы быть удовлетворена. Возникающие в той или иной обстановке чувства и эмоциональные состояния также могут быть причиной появления об­разов непроизвольного воображения.

2. ПРОИЗВОЛЬНОЕ(или АКТИВНОЕ)— пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы, заставляет работать свое воображение, чтобы ре­шать свои проблемы.

Произвольное воображение связано с активнос­тью второй сигнальной системы, с ее возможностью регулировать функции первой сигнальной системы, которая лежит в основе прежде всего образного отра­жения действительности. Основными формами про­извольного воображения являются:

а) воссоздающее — процесс создания образов на ос­нове личного опыта, восприятия речи, текста, чер­тежа, карты, схемы и т. д.;

б) творческое — более сложный процесс — это са­мостоятельное создание образов объектов, которых пока еще нет в действительности. Благодаря твор­ческому воображению рождаются новые, ориги­нальные образы в различных областях жизни.

3. МЕЧТА— своеобразный вид воображения — это представление желаемого будущего. Она может быть полезной и вредной. Мечта, если она не свя­зана с жизнью, расслабляет волю, снижает актив­ность человека, замедляет его развитие. Она пус­та. Такие мечты называются грезами.

Если же мечта реальна и связана с действительнос­тью, она помогает человеку мобилизовать все силы для достижения своей цели. В этом случае мечта является сти­мулом к действию и развитию лучших качеств личности.

Функции воображения

1. Представлять действительность в образахи иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана смышлением и органически в него включена.

2. Регулирование эмоциональных состояний.При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребно­сти, снимать порождаемую ими напряженность.

Данная жизненно важная функция особенно под­черкивается и разрабатывается в психоанализе.

3. Произвольная регуляция познавательных процес­сов и состояний человека,в частности, восприя­тия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусственно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посред­ством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

4. Формирование внутреннего плана действий— способность выполнять их в уме, манипулируя об­разами.

5. Планирование и программирование деятельнос­ти,составление таких программ, оценка их пра­вильности, процесса реализации.

Важное значение воображения состоит в том, что оно позволяет человеку представить результаты труда до его начала. С помощью воображения мы можем уп­равлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятель­ность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем, человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутот­ренинга, широко используемого для саморегуляции.

Итак, подводя итог всему вышесказанному в этой главе, мы можем сделать вывод о роли ио значении психических познавательных процессов в развитии че­ловечества в целом и каждого человека в отдельности.

Без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Эти процессы выполняют функцию сигнала (или регулятора), приводящего лю­бое наше действие в соответствие с изменяющимися условиями.

Более того, сами психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

О деятельности мы подробно поговорим в следую­щей главе нашего учебника.

Глава 7

Наши рекомендации