Прикладная психология в начале нового тысячелетия

Прикладная психология продолжает сражаться за равенство с психиатрией и другими профессиями, но с новым оптимизмом. Перед психологией стояли две основные проблемы — справиться с организованным здравоохранением и получить право прописывать лекарства для лечения психологических нарушений (R. Newman, 2000). Благодаря решениям Конгресса и выигранным судебным искам психологов начали признавать психологическими экспертами, чья деятельность заслуживает компенсаций третьей стороны и независимости от микроменеджмента. В частности, психологи утверждали, что психотерапия может быть такой же эффективной, как и лекарственная терапия, а иногда даже и более эффективной при учете расходов, и что, следовательно, психотерапия должна входить в программы организованного здравоохранения (R. A. Clay, 2000). Не отклоняясь от предмета, АРА продолжала давить на законодателей, с тем чтобы психологам, прошедшим соответствующее обучение, было разрешено прописывать лекарства. Студентам будут интересны

434 Часть V. Прикладная психология в XX веке

требуемые изменения к программам клинического обучения, поскольку для того, чтобы прописывать лекарства, психотерапевты должны будут пройти такое же обучение, как врачи, в таких областях, как органическая химия и психофармакология.

С другой стороны, профессиональный оптимизм следует умерить, рассмотрев состояние результатов психотерапии и обучения в аспирантуре. Хотя исследования говорят о том, что психотерапия эффективна, ее результаты весьма скромны (R. Dawes, 1994). Кроме того, почти все формы терапии, независимо от психологической теории, на которой они базируются, эффективны в равной степени (L. Luborsky, В. Singer and L. Luborsky, 1975). Основным фактором психотерапевтического успеха является скорее личность терапевта, а не его или ее подготовка. Таким образом, психотерапия — скорее искусство, чем наука, и когда организованная психология расхваливает научную основу своей деятельности, это результат ложного представления знаний и практики (R. Dawes, 1994). Более того, тенденция к обучению в аспирантуре выхолащивает научный компонент и подрывает основательность заявлений о том, что психологи — компетентные ученые (Maher, 1999).

Библиография

Общий отчет об американской истории в период с 1912 по 1945 г. см. в книгах: John L. Thomas, «Nationalizing the Republic» (1912-1920) и Robert H. Wiebe, «Modernizing the Republic» (начиная с 1920 г. и позже); обе работы можно найти в сборнике: Bernard Bailyn et al., The Great Republic (Boston: Little, Brown, 1977). Общий отчет об этом периоде с акцентом на социальной истории, включая проницательные наблюдения о роли общественных наук в формировании современной морали см.: Daniel Boorstin (1973); акцент на политике сделан в работе: Eric F. Goldman, Rendezvous with Destiny: A History of Modern American Refonn, 3rd ed. (New York, Vintage, 1977).

Исследованиям периода между двумя мировыми войнами уделено много внимания, причем основной упор сделан на 1920-х гг.: F. L. Allen (1931); см. также: Geoffrey Perrett, America in the Twenties: A History (New York: Touchstone, 1982). Работа Дж. М. Острандера (G. M. Ostrander, 1968) содержит краткий обз©р изменений морали в течение 1920-х гг. Об американской религиозной жизни этих лет см. работу: George M. Marsden, Fundamentalism and American Culture: The Shaping oj Twentieth-Century Evangelicalism 1870-1925XOxford: Oxford University Press, 1980). В работе Р. Грейвс и А. Ходжа (R. Graves and A. Hodge, 1940) содержится краткий очерк британской истории между двумя мировыми войнами.

История евгеники изложена в статье: Daniel J. Kevles, «Annals of Eugenics: A Secular Faith», которая впервые была опубликована в The New Yorker (October 8, 15,22, and 29,1984), а затем переиздана в книге: In the Name of Eugenics: Genetics and the Uses of Human Heredity (New York: Knopf, 1985). Работа С. Гоулда (S. I. Gould, 1981) содержит полезные сведения об отношении американцев к наследственности, а также критику тестирования умственных способностей и информацию об ограничении иммиграции, которой я пользовался и откуда брал цитаты. Лучшая работа о стерилизации принадлежит Г. Ландману (Н. Landman, 1932); сам Ландман

Глава 13. Психологическое общество: 1950-2000 435

симпатизировал идеалам негативной евгеники, но достаточно критично относился к их реализации на практике. О применении социальных наук в промышленности и других социальных проблемах см. работы Л. Дж. Баритца (L. J Baritz, 1960), где основное внимание уделено общественным наукам в промышленности, и Д. С. Наполи (D. S. Napoli, 1981), где рассматривается все разнообразие ролей прикладной психологии. О молодежи 1920-х гг. см. работу Пасса (Pass, 1977), а также книгу: Christopher Lasch, Haven in a Heartless World: The Family Besieged (New York: Basic Books, 1977), которая уделяет основное внимание взглядам специалистов в области общественных наук на семью. Прекрасной книгой, в которой затронуты многие вопросы, в том числе американский хередитаризм1, реакция на него американских ученых в области общественных наук и эволюция понятия идеальной семьи, является произведение Дерека Фримена (Derek Freeman, 1983), который разоблачил наивное изображение обитателей Самоа, сделанное Маргарет Мид, сначала дав его исторический контекст, а затем противопоставив ему свои собственные, более тщательные полевые исследования. Мое описание перехода от «характера» к «личности» основано на работах: Warren I. Susman, «"Personality" and the Making of Twentieth-Century Culture», в книге: J. Higham and P. Conkin, eds., New Directions in American Intellectual History (Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1979).

Переходя к собственно психологическим источникам, следует сказать, что исчерпывающий обзор психологии 1920-х гг. дан в работах М. М. Сокала (М. М. Sokal, 1983), Л. Т. Бирнхаума (L Т. Bimhaum, 1955,1963) и Дж. К. Бернхама (J.C. Burnham, 1968); во всех этих книгах основное внимание уделено социальной психологии. О периоде после Второй мировой войны, с отдельными замечаниями о предвоенной обстановке, см. работу: A. R. Gilgen, 1982. Об использовании тестов интеллектуальных способностей среди призывников во время Первой мировой войны см.: Daniel J. Kevles, «Testing the Army's Intelligence: Psychologists and the Military in World War II», Journal of American History, 55 (1968): 565-581; и Franz Samelson, «Putting Psychology on the Map: Ideology and Intelligence Testing», в: Allan R. Buss, ed., Psychology in Social Context (New York: Irvington, 1979); последний автор привлекает архивные данные для того, чтобы продемонстрировать, каким образом на психологов повлиял социальный и политический контекст Первой мировой войны и послевоенных лет. Причины и результат столкновения между Р. Йерксом и У. Д. Скоттом рассмотрены в работе Р. Т. фон Майрхаузера (R. Т. von Mayrhauser, 1985), которая является частью его докторской диссертации, выполненной в Чикагском университете. Существует несколько полезных произведений по истории клинической психологии. Наиболее полно эта история приводится в книге: John M. Reisman, The Development of Clinical Psychology (New York: Appleton-Century-Crofts, 1966). Отдельным специальным вопросам посвящены статьи: Robert I. Watson, «A Brief History of Clinical Psychology», Psychological Bulletin, 50 (1953): 321-346; и Virginia Staudt Sexton, «Clinical Psychology: An Historical Survey», Genetic Psychology Monographs, 72 (1965): 401-434. Взгляд изнутри на развитие клинической психологии во время Второй мировой войны и сразу после нее дан в работе: Е. Lowell Kelly,

Прикладная психология в начале нового тысячелетия - student2.ru Хередитаризм — теория, согласно которой наследственность играет ведущую роль в формировании поведения. — Примеч. перев.

436 Часть V. Прикладная психология в XX веке

«Clinical Psychology», in: W. Dennis (1947). Краткий обзор проблем обучения клинической психологии можно найти в работе: Leonard Blank, «Clinical Psychology Training, 1945-1962: Conferences and Issues», in: Leonard Blank and Henry David, edSi, Sourcebook for Training in Clinical Psychology (New York: Springer, 1964). Журнал American Psychologist (2000, pp. 233-254) к своему пятидесятилетию приурочил публикацию материалов «История психологии: Боулдеровская конференция» {History of Psychology: The Boulder Conference), в которых содержатся история научно-практической модели и комментарии по ее поводу.

Сейчас, когда психотерапия стала признанным институтом и имеет общественное влияние, начали писать и ее историю. Книга: Donald К. Freedheim, ed., History of Psychotherapy: A Century of Change (Washington, DC: АРА Books, 1992) представляет собой сборник прекрасно написанных очерков на эту тему. Более критический характер носит книга: Philip Cushman, Constructing the Self, Constructing America: A Cultural History of Psychotherapy (Reading, MA: Addison-Wesley, 1995), где автор исследует влияние американской культуры на американскую психотерапию и, как следует из названия, влияние психотерапии на личность американцев. Бриджит Мэрфи рассказывает историю появления научной степени практического психолога: The Degree That Almost Wasn't: The PsyD comes of age, Monitor on Psychology, Qanuary 2000), 52-4.

Историю своей дисциплины пишут и сами психологи. Обсуждаемый период наиболее подробно рассмотрен в статье: Jerome S. Bruner and Gordon W. Allport, Fifty Years of Change in American Psychology, Psychological Bulletin, 37 (1940): 757-776, которая послужила основой для президентского обращения к АРА Гордона У. Оллпорта: «Эталонная схема психолога» (The Psychologist's Frame of Reference), Psychological Bulletin, 37 (1940): 1-28. Более ранние обзоры включают следующие работы: Robert Davis and Silas E. Gould, «Changing Tendencies in General Psychology», Psychological Review, 36 (1929): 320-331; Florence L Goodenough, Trends in Modern Psychology, Psychological Bulletin, 31 (1934): 81-97; и Herbert S. Langfeld, Fifty Volumes of the Psychological Review, Psychological Review, 50 (1943): 143-155. Более поздние произведения, посвященные обсуждаемому периоду, — Kenneth E. Clark, The АРА Study of Psychologists, American Psychologist, 9 (1954): 117-120; W. A. Kaess and W. A. Bousfield, Citation of Authorities in Textbooks, American Psychologist, 9 (1954): 144-148; Russell Becker, Outstanding Contributors to Psychology, American Psychologist, 14 (1959): 297-298; и Kenneth Wurtz, A Survey of Important Psychological Books, American Psychologist, 76(1961): 192-194.

Рассказ о подготовке психологии ко Второй мировой войне и участии в ней, в том числе о повторном объединении АРА и АААР и о планировании послевоенной роли психологии, основан на внимательном чтении всех выпусков Psychological Bulletin, вышедших в свет во время обсуждаемого периода. Ссылка на Кармайкла (Carmichael, 1942) — это ссылка на его устный доклад на заседании Совета АРА (встречи всей ассоциации были отменены в связи с военным временем) в Нью-Йорке, 3 сентября 1942 г.

Две недавние, взаимно дополняющие друг друга работы историков посвящены психологии XX в. и уделяют основное внимание Второй мировой войне и послевоенному периоду. Книга: James Capshew, Psychologists on the March: Science,

Глава 13. Психологическое общество: 1950-2000 437

Practice and Professional Identity in America, 1920-1969 {Cambridge, England: Cambridge University Press, 1999) посвящена организованной, институциональной психологии. Книга Эллен Герман (Ellen Herman, The Romance of American Psychology: Political Culture in the Age of Experts, Berkeley: University of California Press, 1995) — это обширное историческое повествование о прикладной психологии, охватывающее период со Второй мировой войны по 1980-е гг.

Краткий обзор общего исторического развития на протяжении 1950-х гг. можно найти в соответствующих разделах книги: Bernard Bailyn, David Davis, David Donald, John Thomas, Robert Wiebe, and Gordon Wood, The Great Republic (Boston: Little, Brown, 1977). Акцент на социальной, культурной и интеллектуальной истории этого периода сделан в книге: Jeffery Hart, When the Going was Good: American Life in the Fifties (New York: Crown, 1982). О психологии 1950-х гг. см.: J. M. Reisman (1966) и Albert R. Gilgen, American Psychology since World War II: A Profile of the Discipline (Westport, CT: Greenwood Press, 1982). Если вас заинтересует конфликт между двумя АРА, психологической и психиатрической, следует читать специальный журнал АРА, American Psychologist. По-видимому, сильнее всего конфликт разгорелся в 1953 г., когда журнал заполняли статьи, письма и заметки о борьбе психологов за официальное признание их профессии, несмотря на протесты психиатров. Работу Р. Э. Линднера (R. E. Lindner, 1953) следует рассматривать скорее как симптом неудовлетворенности, испытываемой некоторыми психологами по поводу идеологии приспособления, а не как предложение серьезного анализа или аргументов. Она является следствием сомнительного прочтения работ 3. Фрейда и Ч. Дарвина, защитников негативной генетики, и, в общем, достаточно истерично подходит к современной жизни.

Об истории гуманистической психологии см.: Anthony J. Sutich, Introduction, Journal of Humanistic Psychology, 1 (1961):vii-ix;HA.J. SutichandM. A. Vich(1969). Существует два хороших сборника статей о различных аспектах гуманистической психологии: James F. Т. Bugental, Challenges of Humanistic Psychology (New York: McGraw-Hill, 1967); и A. J. Sutich and M. A. Vich (1969). Весьма основательной гуманистические психологи считают работу Карла Роджерса (С. Rogers, 1964), а Абрахам Маслоу (A. Maslow, 1973) предлагает широкий выбор своих статей.

Полное «вскрытие» проекта «Камелот» и последующего политического провала можно найти в специальном номере American Psychologist, 21, no. 5 (1966, May). Хороший отчет о закулисных маневрах вокруг основания NSSFb противовес включению социальных наук в сферу компетенции NSFдан в работах: L. J. Carter (1966) и D. S. Greenberg (1967). Законопроекты Харриса и Мондейла содержатся в специальном выпуске American Psychologist, 22, no. 11 (1967, November). Там напечатаны оба законопроекта, статьи их авторов, свидетельства, данные комитетам в отношении каждого из законопроектов. Краткое изложение заключения по поводу законопроекта о NSSFможно найти в: Transaction, 5, по. 1 (1968, January-February): 54-76. По поводу истории этого законопроекта следует обратиться к Congressional Record, 90th Congress, Session 2. Законопроект Мондейла был предложен, и с тех пор о нем больше не говорили. Законопроект Харриса, несмотря на обсуждение в Сенате (главным образом благодаря его соавтору, сенатору Ральфу Ярборо), «зачах» в комитете. Представительный законопроект Э. Даддарио о ревизии NSF подроб-

438 Часть V, Прикладная психология в XX веке

но обсуждался в блестящем, но анонимном докладе, опубликованном в Record на р. 14889-95, который включал в себя полное обоснование учреждения NSF, историю законопроекта Даддарио и отчет о всех изменениях, произошедших в NSF. Очень интересно наблюдать за поддержкой общественных наук со стороны либеральных демократов. Чарльз Мак-Клинток и Чарльз Сполдинг (Charles G. McClintock and Charles B. Spaulding, Political Affiliation of Academically Affiliated Psychologists, American Psychologist, 20 (1965): 211-221) показали, что вплоть до конца Второй мировой войны психологи голосовали так же, как и остальная часть населения, но, в отличие от остального населения, они становились все более демократически настроенными после войны. На выборах 1952 и 1956 гг. 44 и 42 % американских избирателей в целом поддержали либерального и достаточно интеллектуального Адли Стивенсона, конкурировавшего с Эйзенхауэром, тогда как среди психологов за Стивенсона проголосовали 63 и 68%. В 1960 г. за Джона Кеннеди проголосовало простое большинство избирателей, а среди психологов этот показатель составил 79 %. Психологи, так же, как и их сторонники в Сенате, были более либеральны, чем страна в целом, и ученые, занимавшиеся общественными науками, много выиграли в результате подъема политического либерализма в период с 1965 по 1980 г.

В 1963 г. American Psychologist (18) посвятил два специальных выпуска проблемам клинической психологии, по. 6 (June) и по. 9 (September). Опасения по поводу книги Мартина Гросса (Martin Gross, The Brain Watchers) можно найти в различных «Комментариях» в августовском номере (№ 8) за тот же год. Спорам об использовании тестов и злоупотреблении ими был посвящен специальный номер журнала Testing and Public Policy; 20, no. 11 (1965, November).

Взгляды Т. Шаца впервые были представлены в его книге (1960а), а затем подробно разработаны во многих книгах и статьях. Хотя книга Г. Райла «Концепция Разума» (G. Ryle, Concept of Mind) включена в библиографию Шаца, его аргументы не восходят к Райлу, но родство анализа, проведенного этими двумя авторами, очевидно. О «нормальном» взгляде на движение хиппи см.: R.Jones (1967). Но для понимания этого движения лучше обратиться к их художественному творчеству. Так, выразителями идей хиппи в музыке в первую очередь стали Grateful Dead и Jefferson Airplane. Многое может дать и новая журналистика, которая родилась в недрах этого движения и зависела от него. Мне больше всего нравится книга Тома Вулфи: Tom Wolfe, The Electric Kool-Aid Acid Test (New York: Bantam, 1968) и любые произведения Хантера С. Томпсона (Hunter S. Thompson), но особенно разоблачи-тельн его книга: Fear and Loathing in Las Vegas: A Savage Journey into the Heart of the American Dream (New York: Popular Library, 1971). Антипсихиатрические идеи получили выражение в романе Кена Кизи (Ken Kesey) «Пролетая над гнездом кукушки» {One Flew over the Cuckoo's Nest, New York: New American Library, 1963).

По поводу суеты вокруг страхования см. три специальных выпуска American Psychologist: сентябрьский за 1977 г., августовский за 1983 г. и февральский за 1986 г. Литература, посвященная эффективности психотерапии, очень обширна и противоречива. Возможно, лучше всего начать с работы: L. Prioleau, M. Murdock, and N. Brody (1983). Авторы доступно обсуждают сложные вопросы оценки результатов психотерапии; раздел «Комментарии коллег» дает возможность высказаться критикам, которые не согласны с выводом о неэффективности терапии; дана ис-

Глава 13. Психологическое общество: 1950-2000 439

черпывающая библиография работ на эту тему. Б. Зильбергельд (В. Zilbergeld, 1983) также обсуждает эту литературу, причем делает это в более доступной, но менее точной манере. См. также: J. Berman and N. Norton, Does Professional Training Make a Therapist More Effective?, Psychological Bulletin, 98 (1985): 401-407.

Мой рассказ о расколе между АРА и APS основан, главным образом, на собственных впечатлениях от работы в Совете АРА с осени 1986 г. до зимы 1989 г. Я также привлек многочисленные отчеты, появлявшиеся в информационных бюллетенях АРА (АРА Monitor) п APS (APS Observer). См. также: S. С. Hayes, The Gathering Storm, Behavior Analysis, 22 (1987): 41-45; С Holden, Research Psychologists Break with АРА, Science, 241 (1988): 1036; и С. Raymond, 18 Months after Its Formation, Psychological Society Proves Its Worth to Behavioral-Science Researchers, Chronicle of Higher Education, 5 (June 27,1990): 9. Я должен сказать, что в тот период принадлежал к недовольным академическим психологам. Хотя я не был членом ASAP и не отказался от членства в АРА, я состою в APS и поддерживаю его отделение от АРА. Статистические данные в разделе «Поворот к обслуживанию» взяты из работы: Georgine M. Pion and Mark W. Lipsey, Psychology and Society: The Challenge of Change, American Psychologist, 39 (1984): 739-754. Книгу Дэвида Оуэна (David Owen, 1985) о тесте SAT следует прочитать всем, кто проходил этот тест или является родителем того, кому предстоит его пройти. Автор «раскрывает глаза» на невероятно испорченную организацию, которая служит не целям, а лишь самой себе и наносит существенный социальный урон. Любой, кто прочитал эту книгу, согласится с Джонатаном Ярд-ли из Washington Post, что SAT— это позор, и с заключением Оуэна, что от ETS следует отказаться.

Блестящий портрет психологического общества нарисован в одной из работ Т. Вулфи (Т. Wolfe, 1977). Наиболее научный обзор психологического общества принадлежит перу Дэниела Янкеловича (Daniel Yankelovich, New Rules in American Life: Searching for Self-Fulfillment in a World Turned Upside Down, Psychology Today (April 1981): 35-91). Термин «психологическое общество» предложил писатель Мартин Гросс (Martin L. Gross, The Psychological Society: A Critical Analysis of Psychiatry, Psychotherapy, and the Psychological Revolution, New York: Touchstone, 1978). Книга M. Гросса достаточно хороша, хотя местами написана немного тяжеловесно. Этой же теме посвящены еще две книги: Peter Schrag, Mind Control (New York: Delta, 1978), написанная в духе антиутопий Дж. Оруэлла, и R. D. Rosen, Psychobabble (New York: Avon, 1979), которая позволяет совершить путешествие по различным популярным направлениям психотерапии. Существует несколько критических трудов о психологическом обществе, я упоминаю лишь те, которые считаю особенно полезными. Во-первых, есть блестящая, но часто ускользающая от внимания книга Дэниела Бурстина (Daniel Boorstin, The Image: A Guide to Pseudo-Events in America, New York: Harper Colophon, 1964). Первая из известных мне книг, которая специально посвящена вкладу психологии в создание нового морального порядка — Phillip Rieff, The Triumph of the Therapeutic (New York: Harper & Row, 1966). Интерес к психологическому обществу и терапевтической чувствительности, самый сильный рост которого наблюдался в 1970-х гг., породил книгу Ричарда Сеннетта (Richard Sennett, The Fall of Public Man, New York: Vintage, 1976) и работу Кристофера Лэша ( Christopher Lasch, The Culture of Narcissism, New York: W. W. Norton, 1979), оказавшую, возмож-

440 Часть V. Прикладная психология в XX веке

но, самое сильное воздействие. Прекрасная книга, посвященная главным образом терапевтической чувствительности, написанная под влиянием клинической психологии и психиатрии, принадлежит перу Б. Зильбергельда (В. Zilbergeld, 1983) и носит впечатляющее название «Увядание Америки» (The Shrinking of America). Следует упомянуть еще две книги на сходную тему. Одна из них написана Аласдей-ром Мак-Интайром (Alasdair Maclntyre, After Virtue: A Study in Moral Theory [Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press, 1981]), который подробно рассматривает поворот от внешних стандартов нравственности к внутренним, прослеживая этот процесс вплоть до дофилософского периода у древних греков. Две недавно вышедшие книги утверждают, что популярная психология подорвала традиционные идеи свободы воли и моральной ответственности: Wendy Kaminer, I'm Dysfunctional, You're Dysfunctional: The Recovery Movement and Other Self-Help Fads (Boston: Addison-Wesley, 1992); и Charles W. Sykes, A Nation of Victims: The Decay of the American Character (New York: St. Martin's Press, 1992); см. также: J. R. Dunlap, «Review of Sykes», American Spectator, 25 (December 1992): 72-73.

Алфавитный указатель

А

агрессия 161

Адлер А. 168

аксиома 274

акт чистого стимула 310

алармисты 382

Американская ассоциация клинических психологов 375

Американская ассоциация прикладной психологии 400

Американская психологическая ассоциация 108, 127, 363 история создания 220

анализ 103

антипсихиатрическое движение 417-418

апперцепция 103-104, 109, 299

Ассамблея научной и прикладной психологии 432

ассимиляция 104

ассоцианизм 192

Ассоциация гуманистической психологии 414

Ассоциация консультирующих психологов 400

Ассоциация черных психологов 422

атараксия 420

аутентичность 419

Б

БартлетФ. 195 безобразные мысли 115 бессознательное 158 Бехтерев В. М. 243 БинеА. 124, 366 биологическая дегенерация 79 бихевиорализм 251, 253, 255, 309 бихевиоризм 219, 246-247, 251, 261, 263-268, 392-393, 395

и картезианская лингвистика 312

и человеческий разум 309

логический 290

методологический 2с4, 268, 280

механистический 281

молекулярный подход 278

молярный подход 278

неформальный 309

операциональный 280

описательный 300

бихевиоризм (продолжение) опосредованный 311 противостояние Толмен-Халл 284 радикальный 298

и поведение человека 305 идея контроля 309 интепретация языка по Скиинеру

305-306

редукционистского (физиологического) толка 277 строгий (радикальный) 268, 288 Уотсона поздний 271 философский 290 формальный 295 формулировка основных принципов

Эдварда Чейза Толмена 276 бихевиористская концепция разума 249 Боде Б. Г. 270 Боулдеровская модель 406 Брёйер Й. 144 БрентаноФ. НО, 158 Бурн Р. 226 Бюро психологического персонала 402

В

вероятность подкрепления 301 ВертхаймерМ. 118, 120 виртуальная машина 356 Витгенштейн Л. 170, 292 военная психология 402 воображение 103 воспитание

точка зрения Дж. Уотсона 393 ВудвортсР. С. 269-270 ВундтВ. 89, 94-95, 107, 115-116 Вюрцбургская школа 114

г

Гальтон Ф. 189, 365

Гегель Г. Ф. В. 40

гейдельбергская система Вундта 114

ГекслиТ. Г. 180

гештальт 119

гештальт-психология 103, 112, 118

Гилберт Райл 291

гипноз 143

гипотетические конструкты 295-296

442 Алфавитный указатель

Прикладная психология в начале нового тысячелетия - student2.ru гносеология 12, 324 ГоббсТ. 62 Годдард Г. 367-386

д

ДарвинЧ. 180

Декарт Р. 51

ДеннетД. 345

Джастроу Дж. 395

Джеймс У. 158, 203

ДилтейВ. 110

доказательство осмысленных целей 277

ДьюиДж. 223,251

Е

евгеника 190, 384, 386, 388, 393

закон

упражнения 240 эффекта 240

И

Ид 163

идеализм 58, 68 инструментализм 229, 251-252 интеллект искусственный 327

определение 329

точка зрения Сирла 345 интенциональность 343 интроспекция 53, 102, 104-105, 107,

109, 111, 114, 246-247, 254, 262 информационная обратная связь 328 информационно-обрабатывающая концепция разума 281 искусственный интеллект 333 исследование мышления 326

перцептивной защиты 326

разума в III тысячелетии 357 истерия 134-135, 140, 142, 144-146

клиническая психология 373 когнитивистика 338

ее субъекты 338

проблема фрейма 347

споры и развитие 341-342 когнитивная наука 331 когнитивная неврология 356-357 когнитивные карты 280, 295, 299 когнитивные процессы 309, 326 когнитивный диссонанс 324 комитет Йеркса 377 комплекс эдипов 146, 150 компьютерная имитация 333 коннекционизм 238, 240, 348 концепция

адаптации 411

информационной обратной связи 328

личности 411

опосредования

механизм rg-sg 309

частичный антиципирующий цель

ответ 309 корреляция произведения моментов

Пирсона 365 КоффкаК. 120, 123 КохЗ. 276

коэффициент интеллекта 368 Краффт-Эбинг Р. 141 кризис семьи 396 критика приспособления 418 Кэттелл Дж. М. 369 КюльпеО. 113, 118, 122

Л

Лайтнер Уитмер 373

Лакхардт К. Дж. 293

ЛамаркЖ.-Б. 179

Леви-Стросс К. 322

Левин Курт 122

лейпцигская система Вупдта 107, ПО

Лири Т. 420

личность

структура 163 ЛэшлиК. 266



И

Йеркс Р. 245, 376

К

КёлерВ. 120-121 КалкинсМ. 234

м

МалкольмН. 293 Мальтус Т. 181 МаслоуА. 413, 420 машина Тюринга 331 Мендель Г. 182 ментализм 219, 253

Алфавитный указатель 443

Прикладная психология в начале нового тысячелетия - student2.ru Метафизический клуб 201 метод

выработки инструментальных условных рефлексов 238

ограниченных ассоциаций 117 механизация

картины мира 327

мышления 327 МидМ. 398-399

миф о душевных заболеваниях 416 модель множественных набросков сознания 355 модель разума

структурная 163

топографическая 163 мозг 71

Морган К. Ллойд 192 мышление 252, 331

безобразное 115

его механизация 327

моделирование его 332 Мэйо Э. 390 Мюнстерберг X. 219, 227, 372

н

Найссер У. 341 натурализм 219

эпохи Возрождения 49 научение 273, 281

вербальное 334

животных 317

и логический позитивизм 320 Национальный фонд общественных наук

невроз 149 неврозы 135 неврология 71, 78 неореализм 247, 251, 277

о

обратная связь

информационная 328 Общество психологическихк исследований социальных проблем 401 оперантная методология 304 операционализм 275, 290, 292, 297 операциональное определение 274 организованное здравоохранение 430 основатели психологии 98 ошибка

категории по Райлу 250 овеществления по Сиигеру 250

п

Павлов И. П. 243-244 память 335

долгосрочная 334

краткосрочная 334 Парадигма II 430 переменная

зависимая 279, 300

независимая 300

промежуточная 279, 295 Перри Р. Б. 247, 249 перцептивная машина Фрэнка Розенблата

Пиаже Ж. 322
Пирс Ч. С. 201
Пирсон К. 365
поведение 421 ,

имплицитное 264

оперантное 301

респондентное 301

рефлекторное 301

следующее правилам 353

управляемое правилами 353

экспериментальный анализ 299 позитивизм 14, 107, 109, 113, 225

логический 273-275, 297, 316 и научение 320 как философия науки 276 познание

в социальной психологии 324

точка зрения Роджерса 413 понимание 103 прагматизм 201, 203, 209-210, 250, 252,

предсознание 163 презентизм 38 «призрак в машине» 291 прогрессивизм 222, 224-225, 263, 272,

374, 389, 395, 410 Просвещение

контрпросвещенис 63 психиатрия 78

романтическая 79 психическая гигиена 375 психическая операция 235 психическая секреция 244 психический акт Брентано 112 психическое содержание 235 психоанализ 130-133, 146, 150, 155, 165, 272, 392

после Фрейда 168 психографика 431 психолингвистика 105-106, 315, 334

444 Алфавитный указатель

психология

академическая-прикладная 400

акта ПО

аналитическая 168

бессознательного 130

бизнеса и промышленности 374

в XIX веке 64, 71

в американском социальном контексте

380 в период Первой мировой войны 376

объединение 376 в США 211 Вундта 96, 98

методы исследования 100 генетическая 233 гормическая 277 гуманистическая 315, 413, 418, 423

основные ценности 419 се историография 41 животных 237

работы Сеченова И. М. 242 и исторические дисциплины 37 и наука о науке 273 и научная революция 49 и общество 219 и религия 199, 392 и социальные науки 425 и социальные процессы 421-423 и эволюционная теория 177 информационных процессов 331 как гуманитарная наука 66 как естественная наука 65, 107 как наука о разуме и сознании 65 клиническая 333, 373, 405, 426, 428

во Франции 80

концепция Уитмера 374 когнитивная 312, 316, 322, 331, 333 конфликта 400 менталистская 108 народов 105 научная 363

после Второй мировой войны 409 прикладная 363, 373, 375, 380, 399, 403, 412, 433

в США 368, 372

ее происхождение 364 происхождение понятия 47 промышленная 389 самопомощи 374 ' сознания 125

в Германии 125

ее критика 262 социальная 324 структурная 108, 233, 236

психология (продолжение) термины

наблюдения 274 теоретические 274 физиологическая 68, 102 философская 55, 199 функциональная 108, 194, 230, 233, 236-237 определение 232 эволюционная 233 экспериментальная 364 психопатология 77 психотерапия 429, 433

клиент-центрированная 413 психофизика 76 Путь Идей 247

р

расизм 385

рационализм платоновско-картезианский

реакция условная эмоциональная 272 реализм 57, 253

перцептуальный 111 психологический 111 репрезентация 343 рефлексология 243 рефлекторная дуга 229 Роджерс К. 413

с

сайентизм 379, 391-392, 395 самоактуализация 420 самоподкрепление 314 самореализация 411 сексуальность 135, 139, 157 Сеченов И. М. 242 сила привычки 295, 299 Сингер Э. А. 247, 249 синтез 103 Сирл Дж. 345 Скиннер Б. Ф. 298 Смоленски П. 353 СмоллА. 226 сновидение 154

сознание 125, 228, 247-249, 251, 253, 262, 283, 320

в терминах радикального эмпиризма 246

интеллектуальное 245

моторная теория 227

отличающее 245

рациональное 245 социальный дарвинизм 187

Алфавитный указатель 445

социальный контроль 225—226, 369, 392,

394-395, 410 СпенсК. 287 Спенсер Г. 180, 184-185 стерилизация принудительная 387 Стивене С. С. 275 стимул

различительный 302 стимул-реакция 240 стимула-реакции теория 122 структурализм 110, 322 сублимация 137, 163 Суперэго 163, 298

т

Тейлор Ф. 389 теория

S-R 311

действия 227

когнитивного диссонанса 325

копий сознания 247

научения языку нативистская 315

переработки информации 335

перцепции когнитивная 325

разума репрезентационная 252

рефлекторная 228

сознания

моторная 264 относительная 247, 251 функциональная 247, 251

сознания моторная 227-228, 279

специфического ответа 249

эволюции 108 терапия

нравственная 78 Терман Л. Г. 370 тест

Бине 366

Стэнфорд-Бине 370

Тюринга 345 тестирование 74, 383, 427

в Британии 365

во Франции 365

и расизм в США 385

интеллектуальных способностей

364, 369

ТитченерЭ. Б. 107-108, 116, 122, 232 ТоквильА. 198, 225 Толмен Э. Ч. 276-277, 280, 296 ТорндайкЭ. Л. 122, 238, 244 трансформационная грамматика

Н. Хомски 323 трансцендентализм 199 ТюрингА. М. 270

У

узнавание 104 Уитмер Л. 373 УордДж. 194 УотсонДж. Б. 245, 261 условный рефлекс 243, 266, 394

Ф

фальсификационизм 28 фантазия

по Фрейду 147 феноменология 110-112, 118 Фестингер Л. 325 философия

здравого смысла шотландская 62

механико-математическая

точка зрения Томаса Гоббса 62

науки 279, 280 Фрейд 3. 130

и научная психология 131 френология 200, 364 ФукоМ. 322 функционализм 273, 328, 339, 369

X

Халл К. Л. 276, 281 Хантер У. Р. 267, 270 ХобхаузЛ. Т. 192 Холл Г. С. 223 Хольт Э. Б. 247, 249 Хомски Н. 312, 315 хронометрия 74

ш

ШаркоЖ.-М. 142 ШацТ. 416

э

Эббингауз Г. 195 Эго 163 Эдварде Д. 199

экспериментальная психология 107 эмпиризм 67, 318

логический 284

эпохи Просвещения

во Франции 62 эмпирический атомизм 112 Энджел Дж. Р. 235, 265 эпистемология 12

446 Алфавитный указатель

Прикладная психология в начале нового тысячелетия - student2.ru эра эволюционной адаптации 45 этика 12 этология 317 эффект Хотторна 390

ю

Юнг К.-Г. 167-168

я

язык переработки информации 335

Bildung 90, 107 Bildungburger 90, 92 Geisteswissenschaft 99 Geisteswissenschaften 112 Gemeinschaft 92 Gesamtvorstellung 106 Gesellschaft 92 Naturwissenschaft 99 Naturwissenschaften 112 Volkerpsychologie 102,105-07, 114 Weltanschauung 132 Wissenschaft 90




Томас Лихи— профессор факультета психологии Virginia Commonwealth University, член Американской психологической ассоциации и Американского психологического общества. Автор многочисленных публикаций по истории психологии и философии науки, в том числе 3 учебников, ставших настольными книгами по истории психологии не для одного поколения психологов в США. Научные интересы: история и философия психологии, когнитивные науки, биопсихология.

История психологии — это победы и поражения, великие озарения и разочарования, «шум и ярость» эпох, вечный поиск разгадок тайн души и разума человека.

История психологии — это ответы на вопросы: что такое психология?

Где и когда она родилась? Как развивалась?

История психологии — это наука, вереница достоверных фактов и математически строгих терминов.

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

Наши рекомендации