Тендерные различия в восприятии привлекательности мужчин и женщин в барах

Брайан А. Глэдью и Г. Джин Дилэйни

Brian A. Gladue, Jean Delaney. Gender Differences in Perception of

Attractiveness of Men and Women in Bars. — Personality and Social Psychology Bulletin, Vol. 16, No. 2, June 1990. P. 378-391.

Примечание редактора.Статья Джеймса Пеннбэйкера и его коллег вызвала большой интерес. Кроме того, в нейподнимается много вопросов, часть которых исследователи предлагают в качестве тем будущих экспериментов. Возможно, например, что лица противоположного пола кажутся мужчинам и женщинам более привлекательными с приближением времени закрытия бара не потому, что они начинают думать о перспективе провести ночь в одиночестве, а потому, что к этому времени они уже приняли такую дозу алкоголя, что их суждения исказились. Как предполагают Пеннбэйкер и его коллеги в конце своей статьи, «возможно, что различия в дозах принятого алкоголя влияют на оценки таким образом, что подвыпившим испытуемым представители противоположного пола кажутся более привлекательными». Это одна из гипотез, которые подвергаются проверке в приведенной ниже статье. Кроме того, эта статья является прекрасным примером того, как происходит Накопление социально-психологических знаний: в основе дальнейших исследований лежат результаты предыдущих.

В произведениях современного фольклора и в исследованиях в области социальных наук часто встречается мысль о том, что представители противоположного пола кажутся более привлекательными тогда, когда остается меньше времени и возможностей, чтобы познакомиться с ними. Проще говоря, существует представление, что, по мере того как приближается время закрытия бара, в котором встречаются мужчины и женщины, они начинают лучше выглядеть. Несмотря на несколько попыток внести ясность в этот вопрос, имеющиеся на настоящий момент данные противоречивы и неполны. Пеннбэйкер и его коллеги (Pennebaker et al., 1979) первыми проверили гипотезу о том, что «все девушки становятся симпатичнее перед закрытием», которая была сформулирована певцом

в стиле «кантри» и «вестерн» (Gilley, 1975). В этом исследовании посетители баров в разные моменты одного вечера оценивали привлекательность посетителей противоположного пола. Общие оценки физической привлекательности всех посетителей противоположного пола в целом возрастали со временем, причем главные изменения происходили с 22.30 до полуночи. Однако исследователи не учитывали, что прием алкоголя мог повлиять на восприятие привлекательности и спутать результаты. Пеннбэйкер и его коллеги (Pennebaker et al., 1979) подозревали о том, что алкоголь влияет на восприятие и их результаты могли быть искажены, но они не занимались непосредственной оценкой возможных искажений.

Найда и Кун (Nida, Koon, 1983) повторили и расширили эксперимент Пеннбэйкера (Pennebaker et al,, 1979), обнаружив, что оценки привлекательности возрастают со временем в баре, где звучит музыка «кантри» и «вестерн», но не изменяются в университетском баре (где звучит рок-н-ролл). Эти авторы высказали оригинальное предположение о том, что посетители бара «кантри-вестерн», по-видимому, «более восприимчивы к содержанию музыки "кантри" и "вестерн"» (Nida, Koon, 1983, р. 658). Однако вопрос о влиянии алкоголя так и не был решен.

Позднее Спречер и соавт. (Sprecher et al., 1984) все-таки взялись за изучение влияния алкоголя на суждения о привлекательности, высказанные в обстановке бара. Эти авторы сообщили, что они не обнаружили ни влияния алкоголя на оценки физической привлекательности, ни корреляции между количеством выпитого и желанием познакомиться с человеком противоположного пола. Более того, они сообщили, что оценки привлекательности людей противоположного пола со временем снижались, что противоречит результатам предыдущих исследований. С течением времени мужчины казались женщинам все менее привлекательными, а привлекательность женщин в глазах посетителей-мужчин не изменялась.

Результаты, полученные Спречером (Sprecher et al…, 1984), не позволили полностью разрешить проблему тендерных различий в изменении восприятия привлекательности. О стратегии и тактике поведения при выборе партнера накоплено большое количество данных, которые говорят о том, что если местом демонстрации характеристик является бар, то для подростков и молодых взрослых, особенно для мужчин, главным критерием выбора партнера для встреч остается физическая привлека-

тельность. ...Кроме того, вопрос о влиянии алкоголя еще ждет адекватного изучения. Если использовать в качестве переменной просто «количество порций» выпитого алкоголя, то при оценке коррелят изменяющегося восприятия, связанных с употреблением алкоголя, не учитывается влияние массы тела испытуемого, тендерных различий в метаболизме этанола и времени... что недопустимо, если принять во внимание результаты других исследователей, которые говорят о влиянии алкоголя на сексуальное возбуждение и ожидания мужчин и женщин.

<...>

Поскольку результаты, полученные при исследовании тендерных различий в восприятии привлекательности в обстановке бара, неоднозначны и явно противоречат друг другу, мы выбрали иной подход к изучению этой проблемы. Как и предыдущие исследователи этой темы, мы просили испытуемых оценить физическую привлекательность посетителей обоего пола, находившихся в баре, посещаемом студентами колледжа. Кроме того, мы собирали данные, достаточные для оценки влияния содержания алкоголя в крови посетителей с учетом изменения уровня алкоголя в зависимости от времени. И наконец, мы ввели в исследование новый элемент: мы просили посетителей бара оценить по фотографиям физическую привлекательность их ровесников мужского и женского пола.

Обращаясь к испытуемым с просьбой оценить фотографии людей того же возраста и одетых примерно так же, как они, мы могли прояснить больше вопросов, касающихся изменения привлекательности в об-становке бара в зависимости от времени. Мы выдвинули гипотезу о том, что реальные мужчины и женщины, находящиеся в баре, с течением времени будут казаться более привлекательными, но оценки фотографий мужчин и женщин в течение вечера будут оставаться почти постоянными. Поскольку с людьми, изображенными на фотографии, невозможно вступить в межличностное взаимодействие, как с живым помощником экспериментатора или посетителем бара, то испытуемые не будут ожидать встречи или знакомства с этими людьми. Кроме того, в отличие от других исследований, где испытуемых просили выставить глобальные оценки сразу всем посетителям бара, мы давали испытуемым для оценки фотографии. Это позволяло нам изучать динамику изменения привле-кательности ряда специфических стимулов- мишеней, сравнивая оценки привлекательных и непривлекательных образов с предварительными оценками, которые были заранее выставлены другими испытуемыми. И наконец, мы предполагали, что мотивация прихода испытуемых в этот бар, и особенно интерес к знакомству с человеком противоположного пола, будут коррелировать с оценками привлекательности реальных людей, но не будут коррелировать с оценками фотографий.

МЕТОДИКА

Наши рекомендации