Лабораторная 5. Психодиагностическая работа с детьми дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет) (1 час)
Тематика семинарских занятий
По дисциплине «Психодиагностика»
Курс специальность «Психология»
заочная форма получения образования (2015/2016 уч. год)
Всего: 6 часов -4 часа семинарских и 2 лаб.
Семинар 1. Методы психодиагностики и их классификация (1 час).
Цель:сформировать представление у студентов о методах психодиагностики и их классификации.
Вопросы для обсуждения.
1. Классификации методов психологического исследования (Бодалева-Столина, Шванцаре, Захарова, Беловой, Гуревича).
2. Критерии дифференциации методов психодиагностики.
3. Рубрикация картотечного описания методик.
4. Психодиагностические высокоформализованные методы: тесты, опросники, проективные техники, психофизиологические методы.
5. Методы малой формализации: метод наблюдения, беседы, анализ продуктов деятельности (контент-анализ).
Литература
1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – 7-е междунар. изд. – СПб. : Питер, 2003. – 688 с.
2. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учеб. пособие для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб. : Питер, 2005. – 351 с.
3. Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В.В. Столина. – М. : Мос.гос ун-т, 1987. – 303 с.
4. Основы психодиагностики / под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на Дону: Феникс, 1996. – 544 с.
5. Психологическая диагностика: учеб. для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – М. : Владос, 2005. – 652 с.
6. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб. пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. – М. : Просвещение, 2005. – 349 с.
Практические задания
1. Начертить классификации методов Бодалева-Столина, Шванцаре, Захарова, Беловой, Гуревича схематически.
Форма контроля: реферат, сообщения на семинарских занятиях.
Семинар 2. Малоформализованные методы в психодиагностике (1 час)
Цель:сформировать представление у студентов о методах психодиагностики и их классификации.
Вопросы для обсуждения.
1. Проективные техники и методики, их история возникновения, содержательные характеристики, преимущества и недостатки.
2. Классификация проективных методик.
3.Конститутивные проективные методики: тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков.
4. Интерпретативные проективные методики: ТАТ Мюррея, тест Сонди, тест фрустационных реакций Розенцвейга).
5.Аддиктивные проективные методики (неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга).
Литература
1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – 7-е междунар. изд. – СПб. : Питер, 2003. – 688 с.
2. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учеб. пособие для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб. : Питер, 2005. – 351 с.
3. Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В.В. Столина. – М. : Мос.гос ун-т, 1987. – 303 с.
4. Основы психодиагностики / под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на Дону: Феникс, 1996. – 544 с.
5. Психологическая диагностика: учеб. для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – М. : Владос, 2005. – 652 с.
6. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб. пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. – М. : Просвещение, 2005. – 349 с.
Форма контроля: реферат, сообщения на семинарских занятиях.
Семинар 3. Диагностика психического развития детей младенческого возраста (от 0 до 1 года) (1 час)
Цель: сформировать представление у студентов о диагностике психического развития детей младенческого возраста (от 0 до 1 года)
Приборы и материалы:раздаточный материал
Вопросы для обсуждения.
1.Диагностический подход нормативного развития к исследованию развития детей младенческого возраста (теории А.Гезелла, Н. Бейли, Д. Лешли).
2.Диагностический подход на основе классического
психоанализа З.Фрейда и его трактовки стадий развития.
3.Диагностический подход на основе концепции Д.Б.Эльконина;
4. Теория развития личности Л.И.Божович и использование ее в психодиагностике.
5.Модели развития общения М.И.Лисиной и использование их в психодиагностике.
Литература
1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – 7-е междунар. изд. – СПб. : Питер, 2003. – 688 с.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И.Божович.– М., 1968. – 130с.
3. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учеб. пособие для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб. : Питер, 2005. – 351 с.
4. Кушнир, Н.Я. Психология плача новорожденного ребенка / Н.Я.Кушнир. ‒ Минск: МЕТ, 2010. ‒ 207 с.
5. Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения / М.И.Лисина. – М.: Педагогика, 1986. – 248с.
6. Основы психодиагностики / под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на Дону: Феникс, 1996. – 544 с.
7. Психологическая диагностика: учеб. для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – М. : Владос, 2005. – 652 с.
8. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб. пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. – М. : Просвещение, 2005. – 349 с.
Форма контроля: конспект первоисточников, реферат, сообщения на семинарских занятиях.
Семинар 4. Диагностика психического развития детей раннего возраста (от 1 до 3 лет) (1 час)
Цель: сформировать представление у студентов о диагностике психического развития детей раннего возраста (от 1 до 3 года)
Приборы и материалы:раздаточный материал
Вопросы для обсуждения.
1.Стратегия и тактика диагностической работы с детьми раннего возраста в контексте социальной ситуации развития, основных новообразований, ведущего вида деятельности.
2.Функциональные линии развития личности в раннем возрасте и возможности их диагностики.
3.Развитие мотивационной сферы личности в раннем возрасте и ее диагностика
4. Кризис 3-х лет. Развитие первичных форм самосознания и его психодиагностика.
5. Адаптация психодиагностического инструментария к особенностям детей раннего возраста.
Литература
1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – 7-е междунар. изд. – СПб. : Питер, 2003. – 688 с.
2. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учеб. пособие для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб. : Питер, 2005. – 351 с.
3. Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В.В. Столина. – М. : Мос.гос ун-т, 1987. – 303 с.
4. Основы психодиагностики / под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на Дону: Феникс, 1996. – 544 с.
5. Психологическая диагностика: учеб. для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – М. : Владос, 2005. – 652 с.
6. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб. пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. – М. : Просвещение, 2005. – 349 с.
7. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькин. - М., 1995. - 214 с.
Форма контроля: реферат, сообщения на семинарских занятиях.
Лабораторная 5. Психодиагностическая работа с детьми дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет) (1 час)
Цель: сформировать представление у студентов о диагностике психического развития детей дошкольного возраста (от 3 до 6-7 года)
Приборы и материалы:раздаточный материал
Вопросы для обсуждения.
1.Общая характеристика стандартизированного комплекса психодиагностических методик для детей дошкольного возраста
2.Функциональные линии развития личности в ребенка-дошкольника и возможности их диагностики: речевое развитие, когнитивное развитие, мелкая моторика, крупная моторика, самообслуживание, социализации. (Н.В. Серебрякова)
3.Развитие мотивационной сферы личности ребенка-дошкольника и ее диагностика.
4.Формирование самосознания ребенка-дошкольника. Диагностика самооценки как компонента самосознания.
5.Воля и диагностика волевых нарушений дошкольника.
6.Использование проективных методов исследования при изучении эмоциональной сферы дошкольников.
7.Программа наблюдения за эмоциональным состоянием ребенка дошкольного возраста.
Литература
1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – 7-е междунар. изд. – СПб. : Питер, 2003. – 688 с.
2. Белановская О.В. Диагностика и коррекция самосознпния дошкольников. – Минск «Вышэйшая школа», 2004. – 101 с.
3. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учеб. пособие для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб. : Питер, 2005. – 351 с.
4. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: учеб. пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; под общ. ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. -Минск: Университетское, 1997.-237 с.
5. Психологическая диагностика: учеб. для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – М. : Владос, 2005. – 652 с.
6. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте: учеб. пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. – М. : Просвещение, 2005. – 349 с.
7. Семаго, Н.Я., Руководство по психологической диагностике: Дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие / Н.Я.Семаго, М.М. Семаго - М., 2000.