Супервизионные группы он-лайн

Исследования супервизионых групп он-лайн немногочисленны, но ведут отсчет практически с первых лет компьютеризации. Например, исследование D’Souza было проведено в 1991 году. Оно показало, что использование электронной почты способствует более открытому общению с супервизором и коллегами по поводу и положительных, и отрицательных моментов практики. Студенты, которые обычно молчат на группе «вживую», не только свободно высказываются в виртуальных конференциях, но часто играют в них роль лидеров (Gilbride & Stensrud, 1999). Анонимность помогает преодолеть смущение и страх оказаться некомпетентным, обсуждая сложные, а то и «провальные» случаи. Myrick & Sabella считают, что временной зазор между мыслью и письменным воплощением ее на экране делает критику более выдержанной и обоснованной (однако собственный опыт работы в он-лайн сообществах подсказывает, что такие предположения слишком оптимистичны – примеч. авт.).

Продукт он-лайн общения по сути является коллективно созданным текстом со всеми преимуществами письменного слова: возможностью несколько раз перечитать и обдумать прочитанное, вернуться к нему еще раз в новых обстоятельствах (Myrick & Sabella, 1995).

О групповых процессах, структуре и развитии супервизионных групп он-лайн известно мало. Ramsey (1992) отмечает, что таким группам присущи:

  • Групповая идентичность, чувство взаимосвязи,
  • Общие, разделяемые всеми участниками переживания и проблемы,
  • Эмоциональная поддержка и вовлеченность участников,
  • Обмен полезной информацией и стратегиями решения проблем,
  • Разделяемые всеми цели,
  • Личную ответственность участников за функционирование группы как общей «среды» для развития.

Таким образом, супервизионную группу он-лайн можно считать вполне «настоящей».

Christine J. Yeh с соавторами исследовали развитие и динамику супервизионной он-лайн группы, а также содержание общения ее участников. Самыми обсуждаемыми темами были проблемы профессиональной идентичности (40,1%) и терапевтические техники (22,5%). Дискурс-анализ показал, что обсуждение этих тем чаще всего принимало форму самораскрытия (40%) и рекомендации (20%). При этом число постингов, содержавших какую-либо личную информацию, резко снизилось в начале работы группы а затем стабильно повышалось в течение 7 месяцев эксперимента. Самораскрытие в сфере переживаний, но без биографических подробностей было чуть более распространено в начале работы и чуть меньше – в конце. Число реплик-«нравоучений» в начале было велико, а к середине срока работы группы снизилось и затем оставалось стабильным.

Можно сделать вывод о том, что участники группы обогатили свой жизненный опы тв целом, расширили навыки работы с разными ситуациями и разными клиентами в сравнительно безопасной атмосфере.
Портал психологических новостей PsyPress.ru — http://psypress.ru/articles/21865.shtml [Супервизия и научное руководство для начинающих психологов]

10. Принципы и способы оценки результатов психологического консультирования.

Под результативностью психологического консультирования понимаются его конечные итоги для клиента, а именно – то, что в его психологии и поведении действительно изменилось под влиянием проведения консультирования.

Предполагается, что результаты психологического консультирования в большинстве случаев его проведения являются положительными, по крайней мере, – такими, какие ожидаются клиентом и психологом-консультантом. Однако одно дело ожидания и надежды, другое дело – реальная действительность. Иногда явный положительный, сиюминутный результат психологического консультирования может отсутствовать и даже на первый взгляд казаться отрицательным. В итоге проведения психологического консультирования что-то в психологии и в поведении клиента может действительно измениться, но не сразу.

Кроме того, иногда имеют место непредвиденные, неожиданные, отрицательные результаты психологического консультирования. Это нередко случается тогда, когда что-то существенное в консультировании заранее недостаточно продумано с точки зрения возможных отрицательных последствий или когда психологическое консультирование проводит профессионально не подготовленный, недостаточно опытный психолог. Однако по причине редкости отрицательных результатов в психологическом консультировании мы подобные случаи не будем специально обсуждать и сосредоточим свое внимание только на случаях с положительным или нейтральным исходом консультирования.

О положительном результате психологического консультирования можно судить по ряду признаков.

• Положительное, оптимальное, удовлетворяющее как психолога-консультанта, так и клиента решение той проблемы, с которой клиент обратился в психологическую консультацию.

Эффективность результата подтверждается совокупностью положительных итогов.

По завершении консультации обе ее стороны – консультант и клиент – признают, что проблема, ради которой консультирование проводилось, успешно разрешена, причем для этого имеются убедительные объективные доказательства. Ни психологу-консультанту, ни клиенту не требуется каких-либо дополнительных аргументов в пользу того, что консультирование действительно прошло успешно.

Психолог-консультант может считать, что консультирование было успешным и проблема клиента решена, в то время как сам клиент может в этом сомневаться, отрицать или не ощущать полностью реальных результатов психологического консультирования.

Иногда, напротив, клиенту кажется, что в результате консультирования ему полностью удалось справиться со своей проблемой, в то время как психолог-консультант сомневается в этом и настаивает на продолжении консультации, желая получить дополнительные убедительные доказательства того, что проблема клиента действительно успешно решена.

• Положительные изменения в тех аспектах психологии и поведения клиента, на регуляцию которых непосредственно и было направлено психологическое консультирование. Имеются в виду основные, прогнозируемые и возможные дополнительные, позитивные эффекты, полученные от проведения психологического консультирования.

Дело в том, что, оказывая влияние на одни психологические процессы и формы поведения клиента, консультирование может существенно затронуть и другие. Как правило, в том случае, когда обнаруживаются положительные результаты воздействия психологического консультирования на личность клиента, также меняется и его поведение, взаимоотношения с людьми и многое другое в его психологии. Улучшение памяти клиента обычно положительно сказывается на его интеллекте, хотя возможно и обратное влияние интеллекта на память.

Нередко в практике психологического консультирования наряду с его бесспорными положительными результатами встречаются проблемные и спорные моменты оценивания его итогов.

Заметим, что по своим результатам психологическое консультирование может проявляться и по-другому: объективно, субъективно, внутренне и внешне.

Объективные признаки результативности психологического консультирования проявляются в том, что ему сопутствуют достоверные факты, свидетельствующие об успешности консультирования.

Субъективные признаки результативности психологического консультирования проявляются в чувствах, ощущениях, мнениях и представлениях консультанта.

Внутренние признаки результативности психологического консультирования проявляются в изменениях психологии клиента. Они могут ощущаться (осознаваться) или не ощущаться (не осознаваться) клиентом, могут проявляться или не проявляться в его реальном поведении, в доступных внешнему наблюдению действиях и поступках клиента.

Внешние признаки результативности психологического консультирования, напротив, всегда и достаточно отчетливым образом проявляются в видимых, доступных прямому наблюдению и оценкам, формах его поведения.

http://rudiplom.ru/lectures/osnovy-psixologicheskogo-konsultirovaniya/1442.html

11. Причины недостаточной результативности психологического консультирования. Методы повышения результативности психологического консультирования.

Наши рекомендации