Биоэнергетический анализ
Биоэнергетический анализ — форма телесно–ориентированной психотерапии, разработанная А. Лоуэном (Loven A. „Bioenergetics“, N.Y., 1975) на основе теории „характерологического панциря“ В. Райха. В соответствии с этой теорией предполагается, что различные „защиты Я“ от внешних и внутренних угроз (например, подавление сексуального инстинкта из–за реализации потребности во власти) выражаются избирательным повышением мышечного тонуса, и, приобретая хронические формы, эта психологическая защита может обусловливать появление стойкого мышечного напряжения. При проведении „биоэнергетического анализа“ сначала ставится задача определить „типа характера“, т.е. отыскать в телесной организации пациента такие участки, в которых из–за мышечных напряжений не происходит оптимального движения „психической энергии“. После этого работа переходит к „формированию нового тела“ за счет упражнений, основанных на напряжении и расслаблении определенных мышц, освобождении дыхания, телесном выражении эмоций. Предполагается, что „связанная“ до этого мышечным напряжением „психическая энергия“ вновь может поступить в распоряжение пациента.
Прагматизм
Слово "прагматический" (греч. πραγματιχός) происходит от πραγμα, что значит деяние, действие и т. п. Впервые это прилагательное применил к истории Полибий, назвавший прагматической историей (греч. πραγματιχή ίστορία) такое изображение прошлого, которое касается государственных событий, причём последние рассматриваются в связи с их причинами, сопровождающими их обстоятельствами и их следствиями, а само изображение событий имеет целью преподать известное поучение.
Когда говорят о прагматической истории, обыкновенно имеют в виду или особенно выдвигают вперёд одно из трёх: или чисто политическое содержание истории (государственные дела), или способ исторического изложения (установление причинной связи), или, наконец, цель исторического изображения (поучение). Вот почему термин Прагматизм и страдает некоторой определённостью.
Центральным пунктом Прагматизма можно считать изображение именно человеческих действий в истории, хотя бы и не исключительно политических и не ради поучения, но такое, в котором разыскиваются прежде всего их причины и следствия, т. е. мотивы и цели действующих лиц. В этом смысле прагматическая история отличается от культурной, которая занимается не событиями, складывающимися из человеческих деяний (res gestae), а состояниями общества в материальном, умственном, нравственном и общественном отношениях, и связывает между собой отдельные факты не как причины и следствия, а как различные фазисы в развитии той или другой формы. С этой точки зрения исторические факты могут быть разделены на прагматические (события и человеческие поступки, их составляющие) и культурные (состояния общества и формы быта), и историческая связь может быть либо прагматическая (причинная), либо эволюционная.
Согласно с таким пониманием, прагматизмом в истории следует называть исследование или изображение причинной связи, существующей между отдельными поступками отдельных исторических деятелей или между целыми событиями, в которых действующими лицами являются не только единицы, но и целые группы, например, политические партии, общественные классы, целые государства и т. п. Такое понимание не будет противоречить определению, данному Полибием и большинством историков, употреблявших термин прагматизм.
Во всяком случае, прагматизм интересуется действующей в истории личностью, её мотивами и намерениями, её характером и страстями, одним словом, её психологией, которая должна объяснять её поступки: это — психологическая мотивация исторических событий. Причинность, царящая в мире явлений, проявляется в разных областях этого мира различным образом, вследствие чего и появляется необходимость специальных исследований причинности (напр., причинности в уголовном праве). В области истории этот вопрос разработан очень мало (см. Н. Кареев, "Сущность исторического процесса и роль личности в истории", СПб., 1890).
Теория прагматической истории должна была бы исследовать, как порождаются одни события другими, вызываясь разными переменами в волевой сфере действующих лиц под влиянием действия на них тех или других событий, которые сами, в последнем анализе, суть лишь какие-либо поступки. Прагматическая история отличается от последовательной именно проникновением во внутренний мир людей, с целью не только рассказать событие, но и представить его непосредственное действие на мысли и чувства современников, а также показать, как само оно сделалось необходимым ввиду существования у людей, его совершивших, тех или других мотивов и намерений.
Духовная психология
Психология исходящая из признания в качестве ведущих понятий – "дух" и "душа", понимаемых в богословском смысле и традиции.
Более ста лет тому назад Святитель Феофан Затворник справедливо указывал, что состояние современной ему науки не позволяет говорить: "наука требует", но что можно лишь утверждать, что "тот-то и тот-то так на это смотрит". В своих записях о несостоятельности науки, датируемых 1869 годом, он пишет: "Если бы науки действительно взошли до своих начал, то приговор их был бы ценен; тогда это было бы то же, что голос Божий, ибо, так как всякая наука обнимает какую-либо часть сущего, а часть сущего есть творение Божие и в законах своих являет определение воли Божией, то наука, взошедши до своих начал и до определения законов, действующих в известном круге бытия, указывала бы нам точные определения воли Божией, повиноваться которым есть неотложный закон для всякой разумной твари. Тогда каждая наука была бы как бы одною из книг Священного Писания, содержащею Божественное Откровение, а все науки в своей совокупности – Библией, Откровением Божиим в естестве вещей; тогда было бы у нас две Библии, одна писанная, а другая не писанная, но содержащаяся в бытии вещей. По идее-то оно действительно так, что наука могла бы требовать послушания и покорности, но на деле, как оно есть теперь, она того не стоит. Будет ли когда-нибудь стоить – неизвестно, но теперь ссылаться на нее – дело неправое".
Сегодня, после написания Дж. Г. Беннеттом "Драматической Вселенной" и "Духовной Психологии", мы можем смело говорить, что теперь, наконец, такая наука есть. Да, к сожалению, пока она не является всеобщим достоянием или, хотя бы, достоянием передовой части, так называемой, западной науки, ибо Беннетт – гениальный мыслитель и мистик – надолго опередил свое время. Мы писали уже об этом во вступлении к его книге "Свидетель", но сейчас, после знакомства уже с четвертой ее работой, вы сами cможете оценить сказанное.
Если четыре тома "Драматической Вселенной" – это, действительно, всеобъемлющая наука, дошедшая до осознания своих Истинных Начал и, обретшая их, то "Духовная Психология", – это часть этой науки, посвященная Человеку и его тотальной природе. Сознательно написанная языком, принятом научной мыслью XX века, она ясно и корректно описывает сложную структуру материальной и духовной природ человека и, так безнадежно, запутанных в религиозной и мистической литературе фундаментальных понятий тела, души и духа. Вместе с "Драматической Вселенной" она не только показывает, как, в принципе, может быть решена наиважнейшая задача согласования науки и религии, но и делает этот синтез практически возможным для отдельного человека. Вот почему, с полным на то основанием, Беннетт пишет, что его духовная психология является психологией совершенствования или духовной трансформации человека, подразумевающей провиденциальное решение личных, социальных и космических проблем. Это в корне отличает ее от "научной" психологии, игнорирующей духовную сторону человеческой природы и являющейся, как следствие, всего лишь мирской психологией, или психологией приспособления.