Трощий анаида рачиковна

Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск

Аннотация. Предложены новые парадигмы философии и психологии, призванные преодолеть кризис в общественных науках, и создать теории жизни и поведения человека, адекватные реальной жизни.

Что интересует нас, людей, больше всего? Думаем, не ошибёмся, если скажем, что интересует нас поведение человека – в экономике, на работе, в семье, в отношениях и т.д. И от общественных наук люди ждут теорий, которые смогут не только объяснить поведение человека, но и спрогнозировать его. Ждут законодатели, психологи, юристы, экономисты, руководители и подчинённые, родители и дети, молодые и пожилые… Все ждут. Однако таких теорий, которые бы охватывали все аспекты поведения, – нет. Есть множество отдельных, авторских теорий личности, экономических теорий, философских, педагогических… Какие-то вопросы они освещают, но до универсальной теории ещё очень далеко. Почему? Полагаем, что причиной этого является состояние философии, которая так пока и не дала нам логичных ответов на «вечные» вопросы. А ведь пока философы не найдут правильных ответов на свои философские вопросы, и не скажут нам, в том числе и психологам, в чём смысл жизни, каково происхождение человека, какие законы жизни заданы, а какие созданы людьми, какие потребности и качества человека изначально заложены в него, а какие привиты обществом и т.д., – психологи не смогут создать своих теорий поведения. И тот факт, что философия так и не создала пока общей, адекватной наблюдаемым фактам, теории жизни, заставляет задуматься: а верны ли исходные посылки, парадигмы философии? Может, пора существующие парадигмы сменить? Иначе как же развиваться наукам дальше?

В данной работе будет предложено обновление некоторых парадигм современной философии и частично психологии (см. таблицу 1). Но вначале определимся с понятиями, которые будут использоваться в данной работе.

Во-первых, – что такое парадигма? Определений существует немало, и первым приведём определение Т. Куна: парадигма– это совокупность знаний, методов решения проблем и ценностей, безоговорочно разделяемых членами научного сообщества [5]. Существуют и другие определения; но если говорить кратко и обобщённо, то парадигма – господствующая в науке объяснительная теория, методология, концепция или идея. Примером парадигмы может служить теория возникновения жизни в результате биохимической эволюции, сменившая парадигму теологического креационизма. В настоящее время в философии признаётся объяснение возможности возникновения жизни на основе концепции внеземных цивилизаций(см.Паспорта специальностей научных работников, Шифр специальности: 09.00.01 Онтология и теория познания, п.п.11 и 26 [6]).

Смена парадигмы осуществляется посредством научных революций. Научная революция подготавливается и вызывается существованием фактов, не находящих объяснения с позиций действующей парадигмы, то есть в случае возникновения кризиса в науке.

В принципе философы (в основном, конечно, западные) разработали, на наш взгляд, необходимые предпосылки для создания Единой теории жизни и поведения человека. Необходимо лишь отобрать те парадигмы, которые и послужат созданию непротиворечивой теории, отвечающей на «вечные» вопросы человечества. Такие парадигмы отобраны и представлены нами во второй графе таблицы 1. Представленная совокупность парадигм, при соответствующем её развитии в задаваемом направлении, позволит ответить на те вопросы, которые сейчас не имеют удовлетворительных ответов. Хотя ответить на вопрос о планах Создателя-Экспериментатора,о его конечной цели, т. е. «А зачем ЕМУ это?» пока будет нельзя.

После понятия парадигмы следующим базовым понятием в данной работе является понятие диалектики. О её понимании следует сказать отдельно и особо, потому что каких только представлений о диалектике и о ее методах нет в современных философских науках [7, 8 и др.]. Примем следующее: диалектика философская теория, утверждающая внутреннюю противоречивость всего существующего и мыслимого и считающая эту противоречивость основным или даже единственным источником всякого движения и развития [8].

Таблица 1 – Различные парадигмы наук (взгляды на «вечные» вопросы)

Различные существующие парадигмы (взгляды) Парадигмы (взгляды), которые необходимы для объяснения устройства жизни и поведения
1. О происхождении жизни 1. Теологический креационизм (жизнь создана Богом-отцом). 2. Биохимическая эволюция (жизнь возникла спонтанно из неживой материи). 3. Цивилизационно-внеземной креационизм (жизнь создана искусственно, кем-то – Внеземной цивилизацией, Мировым Разумом, Разумным Создателем, Абсолютом и т. п., в общем, – Экспериментатором. Жизнь создана искусственно. Всё исходное многообразие флоры и фауны запланировано, спроектировано и создано. Затем «высажено», десантировано на Землю, как в теплицу. Одни виды сохранились до настоящего времени, другие эволюционировали, третьи исчезли.
2. Для чего создана жизнь 1. Для проведения какого-то эксперимента. 2. Возникла случайно – гипотеза панспермии. 3. Для вечного спектакля: «Paзвe вы дyмaли, чтo Mы coздaли вac зaбaвляяcь и чтo вы к Haм нe бyдeтe вoзвpaщeны?» [2, Сура 23, 117(115)]. С другой стороны, там же, в Коране, написано: 4. «Не для забавы Мы сотворили небеса и землю – всю Вселенную – по определённой системе и с прекрасными творениями. Мы сотворили их по Высшей мудрости, которую понимают размышляющие» [2, 21:16]. Жизнь создана для проведения какого-то эксперимента. И над нами проводится эксперимент. Земля – экспериментальная лаборатория.  
3. О происхождении человека 1. Человек создан Богом по его образу и подобию. 2. Человек произошёл от обезьяны, в результате эволюции. 3. Человек создан Внеземной цивилизацией (Экспериментатором). Происхождение человека – инопланетное. Человек создан Экспериментатором в порядке эксперимента по специальному проекту.  
4. О смысле жизни человека 1. Для Господа живём. 2. Гармоничное и всестороннее развитие личности. 3. Стать лучше. 4. Самореализация (самоактуализация – К. Роджерс). 5. Смысл жизни в ее осмыслении. 6. Смысл жизни каждого социального существа, то есть человека, - в служении обществу. 7. Смысл жизни - счастье. 8. Для любви. 9. Продолжение человеческого рода. Продолжение человеческого рода.
5. О сущности (природе) человека 1. Сущность человека – социальная, он целиком продукт общества. 2. Сущность человека – биосоциальная, он есть и продукт животного мира, и общества. 3. Сущность человека – биопсихосоциальная. Сущность человека – биосоциальная или биопсихосоциальная.  
6. О противоречиях 1. Все противоречия разрешимы. 2. Противоречия разрешаются, но на их месте возникают новые, и т. д. 2. Существуют неразрешимые противоречия. Они являются диалектическими,изначально заданными Экспериментатором. Существуют неразрешимые, неснимаемые диалектические противоречия. Незнание об их существовании служит причиной возникновения многих человеческих проблем, а также психических, соматических и психосоматических заболеваний.
7. Об естественном отборе 1. В человеческом обществе естественного отбора нет. 2. В человеческом обществе естественный отбор есть, и он идёт: а) по ценности представителей; б) отбираются лучшие; в) отбираются наиболее приспособленные; г) по силе; д) по уму. В человеческом обществе в эпоху цивилизации естественный отбор происходит по уму.
8. Об источниках отрицательных человеческих качеств 1. Источник отрицательных качеств – внешняя среда: эксплуататорское общество, построенное на частной собственности на средства производства, плохие условия жизни, отделение умственного труда от физического, города от деревни и т. п. 2. Источник отрицательных качеств – внутренние врождённые программы, гены. 3. Источник отрицательных качеств – неправильное воспитание. 4. Источник отрицательных качеств Экспериментатор. 5. Источник отрицательных качеств – дьявол. Источник отрицательных качеств – гены, спроектированные Экспериментатором, а общество – их усилитель или угашатель. Но искоренить их невозможно.  
9. Об источниках положительных человеческих качеств 1. Источник положительных качеств – общество. 2. Источник положительных качеств – Бог. 3. Источник положительных качеств – гены. 4. Источник положительных качеств – Экспериментатор. Источник положительных качеств, в основном, – общество. Но развить можно лишь то, что заложено и существует в потенции, в задатках. Изначально они тоже задуманы и заложены в человеческую психику Экспериментатором. Многие отрицательные и положительные качества находятся в отношениях единства и борьбы противоположностей и демонстрируютнеснимаемые диалектические противоречия.
10. Об источниках потребностей 1. Потребности человека порождены обществом, т. е. они приобретённые. 2. Потребности человека заданы генетически. 3. Человек волен в своих потребностях. 4. Потребности человека заданы Экспериментатором. Основная часть потребностей задана генетически по замыслу Экспериментатора, а часть порождена обществом, в особенности – формы удовлетворения потребностей. Многие потребности находятся в отношениях единства и борьбы противоположностей и демонстрируютнеснимаемые диалектические противоречия.
11. О программах поведения 1. Врождённых программ социально-психологического и социально-экономического поведения не существует. 2. Врождённые программы социально-психологического и социально-экономического поведения существуют. Врождённые программы поведения существуют. Многие программы поведения находятся в отношениях единства и борьбы противоположностей с программами, созданными обществом для своих членов, и демонстрируютнеснимаемые диалектические противоречия.
12. О законах жизни человека и общества 1. Законы жизни человека и общества не заданы. 2. Законы жизни человека и общества заданы Богом. 3. Законы жизни человека и общества заданы Экспериментатором. 4. Законы жизни создаются людьми. Одни законы жизни заданы Экспериментатором. Другие законы созданыобществом.   Эти группы законов находятся в отношениях единства и борьбы противоположностей и демонстрируютнеснимаемые диалектические противоречия.
13. О душе 1. Душа бессмертна 2. Душа жива до тех пор, пока живо тело (Аристотель). Душа жива до тех пор, пока живо тело (Аристотель).
14. О любви 1. Есть вечная любовь (половая) между мужчиной и женщиной. 2. Вечной любви нет. На протяжении своей жизни Человек влюбляется неоднократно, и склонен к смене половых партнёров. 3. Выбор полового партнёра происходит рационально. 4. Выбор полового партнёра происходит инстинктивно, по принципу комплементарности геномов. Комплементарность обеспечиваетрождение качественного потомства.   Вечной любви нет. Она имеет жизненный цикл – максимум 7 лет. Выбор полового партнёра происходит по принципу комплементарности геномов. Когда любовь проходит, человек влюбляется в нового партнёра. После середины жизни – во всё более молодого. Это тоже нужно для рождения качественного потомства. И этот закон – хронологический закон смены партнёров – задан Экспериментатором.И является одним из частных случаев проявления неснимаемого диалектического противоречиямежду человеком и обществом.

Теологический подход не позволяет объяснить, почему существует (если только он вообще существует) дьявол, почему в человеке имеются антиобщественные побуждения, постыдные и преступные желания, пороки и грехи, если сказано: «Но не пожелаете вы ничего, пока на это не будет воли Аллаха. Ведь Он – Знающий, ведает все ваши дела и мудрый во всём, что Он желает и выбирает» [2, Сура 76 "ЧЕЛОВЕК"].

В аналогичном же духе высказывается Библия – ведь всё, как говорится в ней, в воле Божьей; всё происходило и происходит по воле Бога. Тогда почему всё так устроено, что человек всю жизнь мечется и мучается? «Доброе и худое, жизнь и смерть, бедность и богатство – от Господа» [1, Сирах, 11, 14, с. 651]. «Ибо всех заключил бог в непослушание, чтобы всех помиловать» [1, Римлянам, 11, 32 – с. 1238]. Таким образом, мы видим, что, если верить Библии, то получается, что всё, что есть плохого в человеке – от Бога-Создателя. И создал Бог человека таким плохим для того, чтобы помиловать!!! Где же здесь логика и какова она? Её нет и не будет, полагаем. А будут новые взгляды, пусть не столь утешительные и приятные, как сейчас, на устройство жизни, которые и смогут практически всё объяснить. Надо лишь набраться побольше смелости, мужества и мудрости.

ЛИТЕРАТУРА

1.Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Библейские общества, 1996. – 1376 с.

2.Коран. http://www.imam.ru/quran/076.html

3.Новейший философский словарь. http://slovari.yandex.ru/dict/phil_dict

4.Современный экономический словарь. http://slovari.yandex.ru/dict/economic

5.Кун Т.С. Структура научных революций. Перевод с англ. И.Э. Налетова. М.: Прогресс, 1977. – 300с.

6.http://www.aspirantura.spb.ru/pasport/09_00_01.html

7. http://dialectics.ru/index.php?id=20

8.http://mirslovarei.com/content_fil/DIALEKTIKA-11536.html

[1] Опубликовано в сборнике: Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований: сборник материалов II Международной научно-практической конференции / Под общ. ред . С.С. Чернова. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. – 160 с. С. 101–106

Наши рекомендации