Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Текущий контроль (осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия): решение практических задач-кейсов, проблемных ситуаций выполнение творческих и самостоятельных заданий, ролевые игры и презентации; дискуссии, проводимые во время аудиторных занятий по изучаемой теме, оценка существующих мнений и подходов к решению конкретных задач; работа в мини-группах, имеющая целью закрепление полученных на занятиях как теоретических, так и практических знаний, написание индивидуальных проектов-рефератов, письменные домашние задания; подготовка докладов, выступлений; проведение диспутов и круглых столов, промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины.
Итоговый контроль: экзамен.
Экзаменпроводится в письменной (ответы на теоретические вопросы экзаменационного
билета и решение задачи) и устной (ответы на дополнительные вопросы) форме. При проведении экзаменаиспользуются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
Критерии. Для получения оценки «отлично» необходимо правильно и полно письменно ответить на экзаменационные вопросы, верно решить задачу, при необходимости правильно устно ответить на дополнительные вопросы преподавателя. Для получения оценки «хорошо» необходимо правильно и полно письменно ответить на экзаменационные вопросы, верно решить задачу.
Для получения «удовлетворительной» оценки студент должен показать знание основных определений, поверхностно ответить на экзаменационные вопросы, продемонстрировать попытку решить задачу.
«Неудовлетворительной» оценки заслуживает ответ, не относящийся к темам изучаемой дисциплины, незнание ответов на основные и дополнительные экзаменационные вопросы.
Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля (в течение семестра)
1. Виды коммуникативных барьеров.
2. Вербальный и невербальный аспекты делового дискурса.
3. Деловая риторика: основные особенности проведения эффективных презентаций и переговоров.
4. Телефонный этикет.
5. Генезис корпоративной культуры.
6. Личная эффективность как основа коммуникативной компетентности.
7. Особенности генезиса и развития эмоционального интеллекта.
8. Психологическое типирование личности.
9. Теория темперамента.
10. Соционика.
11. Психологическое портретирование.
12. Различные технологии тайм-менеджмента.
13. Формирование и развитие лидерских качеств личности.
14. Коммуникативная компетентность, ее значение в деловой коммуникации.
15. Значение вербальных и невербальных параметров в деловой коммуникации.
16. Гендерные тенденции в деловом общении.
17. Манипуляции в деловой коммуникации: виды и формы.
18. Методология нейролингвистического программирования.
19. Методология трансакционного анализа.
20. Коммуникативные барьеры и конфликты в деловой коммуникации.
21. Конфликты: виды, формы, способы предупреждения и разрешения.
22. Межкультурная дифференциация: когнитивные константы и культурологические модели.
23. Взаимосвязь национальной ментальности и корпоративной культуры.
24. Невербальная семиотика и ее значение в деловой и межкультурной коммуникации.
25. Некоторые аспекты гастрономического этикета и этикета дарения в разных культурах.
26. Национальный этикет делового общения.
27. Особенности генезиса электронного делового дискурса (на примере американской и японской культур).
28. Специфика деловой коммуникации в сетевых сообществах.
29. Профессиональные сетевые сообщества.
30. Специфика электронных переговоров.
31. Деловая коммуникация в агентных и человеко-агентных системах.
32. Особенности деловой коммуникации в сетях мобильной связи.
33. Деловая коммуникация в блогах.
34. Технологии WEB 2.0 в работе и деловом общении.
35. Использование информационных технологий в тайм-менеджерских практиках.
Контрольные вопросы промежуточной аттестации (по итогам изучения курса)
1. Понятие о деловой коммуникации.
2. Психология деловой коммуникации.
3. Формы деловой коммуникации
4. Факторы успеха устной речи.
5. Основные требования к презентации
6. Требования к культуре речи
7. Основные участники и компоненты дискуссии.
8. Основные знаки внимания в деловом общении.
9. Этика делового общения.
10. Правила мозгового штурма
Список практических заданий
Задание 1. Подготовить презентацию на тему: Особенности деловых коммуникаций с представителями Запада, США, Японии и Китая.
Задание 2. Подготовить электронное письмо деловому партнеру с приглашением к сотрудничеству.
Задание 3. Подготовить презентацию на тему: «Невербальная коммуникация в деловых переговорах с представителями разных культур»
Задание 4. Провести собеседование приема на работу в форме деловой игры.
Форма проведения и содержание мероприятий промежуточной аттестации:
2 теоретических вопроса и 1 задача.
Вопросы к экзамену по курсу «Деловые коммуникации»
1. Сущность и назначение дисциплины «Деловые коммуникации»
2. Нравственные основы делового общения
3. Тактические основы делового общения
4. Функции делового общения
5. Невербальные средства общения
6. Вербальные средства общения
7. Приемы эффективного слушания делового партнера
8. Этапы делового общения
9. Основные принципы и правила делового общения
10. Средства и способы повышения уровня делового общения
11. Типы личности и особенности их поведения
12. Основные типы теорий личности
13. Особенности манипулятивных технологий делового общения
14. Основная тактика при прохождении собеседования
15. Психология общения
16. Основы ведомственного общения
17. История развития этики как науки
18. Современные взгляды на этику делового общения
19. Этика и культура делового общения
20. Основные понятия этикета
21. Назначение делового этикета
22. Правила этикета
23. Этикет служебных, деловых отношений
24. Требования «дресс-кода» в деловых коммуникациях, соблюдение единства этической и эстетической сторон делового этикета
25. Отношения с коллегами, подчиненными, руководством
26. Правила общения по телефону и другим электронным средствам связи
27. Правила ведения деловой беседы. Речевой этикет
28. Особенности публичного выступления
29. Требования к деловой письменной речи
30. Документирование в деловом общении: служебные записки и визитные карточки
31. Виды деловой корреспонденции
32. Деловое общение в коллективе
33. Диалог как способ делового общения. «Информационные», «зеркальные», «эстафетные» вопросы в деловом общении
34. Роль делового общения в жизнедеятельности людей
35. Правила поведения с иностранными партнерами по бизнесу
36. Правила поведения в общественных местах
37. Понятие рабочей группы. Профессиональная зрелость рабочей группы
38. Роль руководителя в становлении коллектива
39. Типы взаимоотношений в системе «руководитель – подчиненный»
40. Тактика поведения начинающего руководителя
41. Коллектив и его социально-политические особенности
42. Стадии развития коллектива. Проблема лидерства
43. Основные ограничения, мешающие эффективной работе сотрудников
44. Современные теории конфликтов
45. Понятие конфликта и конфликтной ситуации
46. Диагностика конфликта
47. Виды конфликтов и способы их разрешения
48. Причины возникновения конфликтов
49. Управление стрессами для предупреждения конфликтов
50. Управление конфликтом
51. Стратегия поведения при конфликте
52. Социальные стереотипы, их роль в организации делового общения
53. Ролевое поведение в деловом общении
54. Основные схемы восприятия
55. Ошибки восприятия и пути их преодоления
56. Проблема самоподачи в деловых отношениях
57. Факторы, препятствующие росту эффективности человеческой деятельности
58. Факторы, способствующие росту эффективности человеческой деятельности
59. Подготовка и проведение переговоров
60. Тактика ведения переговоров
61. Деловые переговоры
62. Рекомендации по созданию вариантов решения проблем
63. Достижение соглашения
64. Приемы, имеющие двойственный характер
65. Психологические типы деловых собеседников и тактика поведения с ними
66. Виды публичных выступлений
67. Подготовка к публичному выступлению
68. Формальные и содержательные особенности публичной речи
69. Деловая беседа
70. Виды деловых бесед
71. Деловые совещания и их виды
72. Обязанности руководителя делового совещания
73. Имидж и социальные стереотипы
74. Стресс в деловом общении
75. Повышение стрессоустойчивости человека
76. Влияние эмоций на организм человека