Ошо, «OSHO TIMES» N 19, 1994 г., Далекий берег
«Есть несколько вещей, на которые необходимо медитировать.
Во-первых: чтобы установить это совершенное единство, сознание сначала должно стать единым во всех своих внутренних аспектах, не отрицая ничего из того, что реально с точки зрения опыта. Это первое, что необходимо понять.
Вы ощущаете страх. Этот страх стал существующей реальностью, эмпирической реальностью; он есть. Вы можете отрицать его: отрицая его, вы подавляете его. Подавляя его, вы создаете внутри себя рану.
Вы трусите. Вы можете заставить себя не замечать свою трусость. Но она стала фактом, реальностью; оттого, что вы просто не будете замечать ее, она не исчезнет. Вы ведете себя как страус: заметив врага, заметив смертельную опасность, страус прячет голову в песок. Но оттого, что он спрячет голову в песок и закроет глаза, враг не исчезнет. В действительности, страус становится более уязвимым для врага. Думая, что врага нет, потому что его не видно, думая, что только вид врага делает его реально существующим, страус избавляется от страха. Но теперь он в большей опасности: враг более опасен оттого, что страус его не видит.
Если бы страус не зарывал голову, он мог бы что-то предпринять.
Люди поступают, ведут себя точно так же. Вы знаете о своей трусости, но пытаетесь не замечать ее. Но это факт. Не замечая ее, вы создаете в себе часть, на которую не будете смотреть. Вы расчленили себя на сегменты. А потом придет что-нибудь еще – гнев, например, – и вы не захотите принять то, что в вас есть гнев. Вы не будете смотреть на него. А потом появится жадность, и так далее и тому подобное. Но все, на что вы не желаете смотреть, остается. Но теперь вы все время уменьшаетесь. Все больше частей вашей души отделяются от вас – вы сами отделили их. И чем более вы фрагментарны, тем несчастнее вы будете.
Первый шаг к блаженству – это стать единым. Именно на этом вновь и вновь настаивает Хаким Санаи: быть единым означает быть счастливым, быть множественным значит быть в аду. Поэтому все эмпирически реальное должно быть принято вами. Отрицая это, вы ничего не добьетесь. Отрицая это, вы создаете проблему, и эта проблема все более усложняется – а она была простой.
Вы чувствуете себя трусом – ну и что? Да ничего: просто «Я трус». Поймите: если вы способны принять трусость, вы тем самым становитесь храбрецом. Только храбрый человек способен признать тот факт, что он трус, ни один трус не в состоянии сделать это. Вы уже на пути к трансформации. Итак, самое первое: нельзя отрицать реальность ни одного из ваших переживаний.
Второе: чтобы достичь этого, сознание должно сначала перестать идентифицироваться со всеми устойчивыми вымышленными личностями, с которыми оно привыкло отождествляться, – потому что, если оно держится за некий устоявшийся вымышленный образ самого себя, оно не потерпит реальности тех переживаний, которые противоречат тому определенному, стойкому, «официальному» «я».
Если у вас есть определенное представление о том, каким вы должны быть, тогда вы не сможете принять эмпирическую истину своей жизни. Если вы полагаете, что должны быть смелым человеком, что смелость – это достоинство, вам будет нелегко примириться с вашей трусостью. Если вы полагаете, что должны быть человеком, подобным Будде – сострадательным, абсолютно безгневным, – вы не сможете принять свой гнев. Ваши идеи создают проблемы.
Если у вас нет никаких идеалов – нет никаких проблем. Если вы трус – значит, вы трус. И если вы не полагаете, что человек должен быть смелым, то вы не будете отвергать этот факт, вы не станете подавлять его, вы не будете осуждать себя, вы не станете прятать свою трусость в подвал своего существа, чтобы иметь возможность не замечать его.
Но все, что вы отправляете в свое подсознание, будет действовать и оттуда, оно по-прежнему будет создавать проблемы для вас. Это можно сравнить с болезнью, которую вы загоняете внутрь. Она уже выходила на поверхность – там она могла бы исчезнуть. Если рана вскрывается, это хорошо, – это значит, что она наполовину зажила, поскольку только на поверхности она соприкасается со свежим воздухом и солнцем, и поэтому заживает. Если вы насильно загоните ее внутрь, не давая выйти на поверхность, она переродится в рак. Самая несерьезная болезнь, подавляемая вами, может стать опасной. Ни одну болезнь не следует подавлять.
Но такое подавление естественно, если у вас есть какой-нибудь идеал. Любой идеал годится. Если ваш идеал – безбрачие, брахмачарья, секс станет для вас проблемой. Если у вас нет идеи стать брахмачарием, сохранять целибат, вы не будете отвергать секс. Тогда между вами и вашей сексуальностью не будет разделения. Тогда будет единство, и это единство приносит радость.
Внутреннее единство личности – основа радости.
Это второе, что следует помнить: не стремитесь к идеалам. Задумайтесь: если, согласно идеалу, у вас должно быть три глаза, перед вами сразу возникнет проблема: у вас только два глаза, в то время как, согласно идеалу, их должно быть три; и если их не три, то вы неполноценны. Теперь вы жаждете получить третий глаз. Вы создали для себя неразрешимую проблему; ее невозможно разрешить. Вы можете, самое большее, нарисовать третий глаз у себя на лбу. Однако нарисованный третий глаз – это всего лишь нарисованный третий глаз; и это лицемерие.
Идеалы порождают в людях лицемерие. Получается полный абсурд: следуя идее, что лицемерить нехорошо, люди становятся лицемерами. Если бы не было идеалов, не было бы никакого лицемерия. Почему существует лицемерие? Оно есть тень идеала. Чем выше идеал, тем глубже лицемерие.
Если человек способен принять свою реальность такой, как она есть, в самом этом приятии исчезнет всякое напряжение. Муки, тревоги, отчаяние сразу испарятся. А когда нет тревоги, нет напряжения, нет фрагментарности, нет деления на части, нет шизофрении, внезапно приходит радость, внезапно придет любовь, сострадание. Это не идеалы, это самые естественные явления. Все, что требуется от вас – это выбросить идеалы, потому что идеалы функционируют как препятствия. Чем идеалистичнее человек, тем больше он заблокирован.
Возможно, это звучит странно и противоречиво, но мир можно найти только в сердцевине страдания, но не в борьбе или бегстве оттого, что принято считать негативными или болезненными эмоциями.
Да, трусость причиняет вам боль, страх причиняет вам боль, гнев причиняет вам боль – все это отрицательные эмоции. Однако покой достигается только приятием и абсорбированием всего того, что причиняет боль, а не отрицанием. Отрицая все это, вы будете все быстрее и быстрее уменьшаться в размерах, и у вас будет все меньше и меньше сил. Вы будете находиться в состоянии непрерывной внутренней войны, гражданской войны, в которой сгорит ваша внутренняя энергия, – ваши руки будут непрерывно бороться одна с другой.
Не следует забывать о главном: только единение с психологическим страданием открывает дверь для освобождения от него и трансценденции – только единение с психологическим страданием. Необходимо принять все, что причиняет психологическую боль, необходим диалог между вами и ею. Это вы. Нет иного способа преодолеть ее, единственный способ – это абсорбировать ее.
Она заключает в себе огромный потенциал. Гнев – это энергия, страх – это энергия, трусость – тоже энергия. Все происходящее с вами имеет в себе огромную движущую силу, в нем скрывается невероятная энергия. Как только вы примете ее, она станет вашей энергией. Вы станете сильнее, вы станете богаче, ваши границы расширятся. Ваш внутренний мир станет больше.
Только при абсолютном приятии боли наступает ее конец. Психологическая боль уходит только через тотальное приятие. Она существует не потому, что вызвана одним из неких стимулов или реалий, которые мы называем «болезненными». Скорее, боль – результат толкования того или иного факта, следствием которого становится тенденция избегать или отрицать этот факт.
Попытайтесь понять: вы сами создаете свои психологические страдания. В трусости нет ничего болезненного – боль вызвана вашей мыслью о том, что трусость неправильна, вашей интерпретацией – что трусости не должно быть.
У вас есть определенное эго: это эго осуждает трусость. Отрицательная интерпретация вызывает боль. Трусость становится раной, вы не можете принять ее, но вы не можете избавиться от нее, отвергая. Нет ничего, что можно было бы уничтожить отрицанием; рано или поздно вам придется справиться с этим. Снова и снова рана будет прорываться, снова и снова она будет нарушать ваш покой.
Боль возникает только тогда, когда ум отшатывается от реального факта. Вы отворачиваетесь от фактов малодушия, страха, гнева и печали. Не делайте этого. Отталкивание факта создает боль.
Психологическая боль – родная сестра бегства и сопротивления. Боль не присуща каждому чувству, но возникает, как только у вас появляется намерение отвергнуть что-либо. В то мгновение, когда вы решили отвернуться от чего-либо, возникает боль.
Понаблюдайте за этим внутри себя, станьте лабораторией, в которой проводится грандиозный эксперимент. Взгляните: вы ощущаете страх. Вокруг темно, вы один, на многие мили вокруг – ни одного живого существа. Вы заблудились в джунглях, вы сидите под деревом темной ночью, где-то рычит лев – и вам страшно.
Так вот, у вас есть две возможности. Первая – это отрицание. Возьмите себя в руки, прекратите дрожать от страха. И тогда страх станет мучительным: ощущение страха будет причинять вам боль. Даже если вы держите себя в руках, страх остается и причиняет вам страдание.
Вторая – это удовольствие. Дрожите. Пусть это станет медитацией. Боязнь естественна – рычат львы во мраке ночи, опасность так близка, смерть может прийти в любой момент. Наслаждайтесь! Пусть ваша дрожь станет танцем. Как только вы примите свою дрожь, она станет танцем. Став единым со своей дрожью, вы будете поражены: став единым с дрожью, став самой дрожью, вы утрачиваете всю свою боль.
Действительно, если вы дрожите, боль внутри вас сменяется ощущением мощного подъема энергии. Это именно то, к чему стремится ваше тело. Почему, когда вы боитесь, вы дрожите? Дрожание – это химический процесс: он освобождает энергию, он готовит вас к борьбе или бегству. Он дает вам внезапный мощный подъем, приводит вас в критическое состояние. Когда вы дрожите, вы начинаете нагреваться.
Вот почему, когда холодно, вы начинаете дрожать. Страха нет, тогда почему вы дрожите, когда холодно? Тело на холоде автоматически начинает дрожать, чтобы согреться. Это своего рода природное упражнение для тела. Внутренние ткани начинают дрожать, чтобы согреться и выдержать холод.
Если вы попытаетесь подавить дрожь, когда вам холодно, это вызовет боль. В том-то и смысл: когда вам страшно, тело пытается подготовиться: оно выпускает в кровь определенные химические вещества, подготавливая вас к встрече с опасностью. Возможно, вам придется вступить в драку, возможно, придется срочно спасаться бегством. И то и другое потребует энергии.
Взгляните, как прекрасен страх, взгляните на алхимическую работу страха, готовящую вас к ситуации, в которой вы сможете принять вызов. Но вместо того, чтобы принять вызов, вместо того, чтобы понять природу страха, вы начинаете отрицать его.
Вы сами создаете противоречие. Ваше естественное состояние – страх, но вы начинаете впадать в неестественное состояние, чтобы побороть страх. Вы обращаетесь к своим идеалам, вмешиваясь в естественный процесс. Вам становится больно, потому что возникает конфликт.
Пусть вас не волнует вопрос о том, бессмертна душа или нет. В данный момент истина в том, что вы боитесь. Прислушайтесь к этому мгновению, и пусть оно полностью захватит вас, пусть оно полностью завладеет вами. И тогда боль отступит. Тогда страх выльется в тонкий танец энергии внутри вас. И он подготавливает вас – он ваш друг, а не враг. Но ваши интерпретации все время толкают вас на неправильные шаги.
В сущности, чувство психологической боли создается попыткой сознания отделиться от самого себя, расщеплением единого сознания на дуальность: с одной стороны – умозрительно-наблюдающую сущность, которая пытается избежать, исказить или подавить отрицаемое чувство, и с другой стороны – само наблюдаемое чувство. Если причиной боли является двойственное сознание, значит, только единое сознание может избавить вас от нее. В единстве всякая боль исчезает.
Трещина, которую вы создаете между чувством – страхом, гневом – и самим собой, делает вас двойственным. Теперь вы разделены на наблюдателя и наблюдаемое. Вы можете сказать: «Я – здесь, я наблюдатель; а вот боль, объект наблюдения. Я – не боль». И эта двойственность создает боль.