ВОПРОС 9 - Индивидуальная психология А. Адлера и психотерапия

(краткие комментарии по курсу лекций для немедицинских специальностей)

8.0. «Первое воспоминание…»

8.1. Развитие теории классического психоанализа в концепции А. Адлера

«В индивидуальной психологии человек рассматривается как действующий, ставящий цели и достигающий их. На него, я не на конфликт безличностных сущностей (Ид, Эго, Супер-Эго) возлагается ответственность за формирование жизненного плана и его реализацию» (Л.Ф. Бурлачук с соавт., 1999, С. 73).

8.1.1. Развитие

8.1.2. Социальный характер

8.1.3. Экзистенциальный характер целей

8.2. Теоретические представления аналитической психологии о генезисе невроза

8.2.1. «семейная органическая конституция» (порядок рождения детей… в частности)

8.2.2. «апперцептивная схема» и «базисные ошибки»

8.2.3. защитный стиль жизни / комплекс неполноценности / комплекс превосходства

8.2.4. социальный интерес – способность человека быть связанным с миром людей (стили жизни: совпадение стремления к совершенству и социального интереса,сверхкомпенсация, невроз)

8.3. Теория терапии.

8.3.1. выявление травматического опыта

8.3.2. исследование фиктивной цели

8.3.3. развитие социального интереса

8.4. Техники индивидуальной психотерапии по А.Адлеру

8.4.1. Ранние воспоминания

8.4.2. История жизни

8.4.3. Анализ сновидений

8.4.4. Негативная практика, парадоксальная интенция

ВОПРОС 4 - Позитивный подход в психотерапии

(краткие комментарии по курсу лекций для немедицинских специальностей)

4.0. «Органическая речь»… лейтенант Коломбо (Питер Фальк)

4.1. Позитивный подход

(positium – действительное, данное, имеющееся…)

Терапевт Возможности Пациент
Болезнь

Способности к познанию

Способности к любви

4.2. Функции историй

4.2.1. Функции «зеркала» (проекция), «модели»,

4.2.2. Функция «медиатора» и «помощника против регрессии»

4.2.3. Функции «носителя традиций» и «межкультурных посредников»

4.2.4. Функции «контр-концепции», «изменения перспективы», «депо»

4.3. Четыре сферы разрешения конфликтов



    ТЕЛО    
         
ФАНТАЗИИ / БУДУЩЕЕ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
         
    КОНТАКТЫ    

* отношение к себе (через отношение родителей к пациенту)

* отношения к другому близкому человеку (через отношение родителей друг к другу)

* отношения к миру социальных отношений (через традиции семьи)

* отношения к культуре и жизни целом, «ПРА-МЫ» (через семейные ценности)

4.4. Пять шагов в терапевтическом процессе

4.4.1. Наблюдение и дистанцирование

4.4.2. «Инвентаризация»

4.4.3. «Ситуативное одобрение»

4.4.4. Обсуждение проблемы

4.4.5. Расширение целей (выход за пределы конфликта)

ВОПРОС 5- Психологическая защита личности

(краткие комментарии по курсу лекций для немедицинских специальностей)

5.0. «Лиса и виноград»

5.1. «… особая форма переработки травмирующей информации. За счет этого она выступает как система стабилизации личности, проявляющаяся в устранении и (или) сведении к минимуму отрицательных эмоций, когда есть опасность возникновения чувства тревоги или угрызений совести как реакции на критическое рассогласование собственных представлений о мире с новой информацией» (Р.М. Грановская, 1997, С. 290)

5.1.1. Первичные (блокирующие) и вторичные (искажение информации)

5.1.2. Г. Келлерман – Р. Плутчик – социобиологический подход

5.1.3. Р.М. Грановская (информационная многоуровневая защита Я)

5.2. Амбивалентный характер действия ПЗ – 5.3. Основные виды

П. Лейстер, выборочно

Преимущества Недостатки

Рационализация

Подыскивается обоснования своих действий, скрывающие истинные мотивы. Она служит сохранению. Самоуважения и самоутверждения против внешней критики Деловое и конструктивное обсуждение проблемы устраняется, человек сам создает себе препятствие, чтобы с точки зрения других людей выглядеть лучше

Проекция

Можно «не видеть бревна и в собственном глазу» и критиковать его «в глазу другого». Можно бороться с собственными ошибками, ничего не делая с самим собой Затрудняется самопознание и созревание личности. Невозможно объективное восприятие внешнего мира. Проекция с трудом различима личностью, это лишает ее реалистичности

Вытеснение

Неисполнимые желания и неприемлемые представ-ления вытесняются из сознания ради спокойствия, что приносит моментальное освобождение Вытеснение требует энергии для его поддержания. Проблема не решается, она остается, и это становится угрозой психическому здоровью

Идентификация

Благодаря интроекции происходит формированиеСверх-Я, перенимаются нормы, приносящие освобождение от конфликтов Контролер (Сверх-Я) становится внутренним тира-ном. Человек становится рабом интроецированныхнорм и поэтому несвободным. Через идентификацию с агрессором и авторитетом дальше распространяя-ется принцип: что мне делают, то делаю другим я.

Сублимация

Энергия напряжения полностью отреагируется в социально полезной деятельности: творчестве, спорте и др. Упускаются причины напряжения. Сублими-рованноенапряжение не исчезает, поэтому возникает более или менее осознанное состояние фрустрации

Образование реакций

Маскировка уже имевшихся чувств, уменьшение напряжения за счет новых видов взаимодействия Образование реакций приводит ко лжи, которая затягивает и самого человека и окружающих его людей

Бегство

Человек избегает критики и благодаря этому фрустрации Позиция наблюдателя уменьшает продуктивность и активность человека, в будущем возникают проблемы с саморегуляцией

Оглушение

Наши рекомендации