Задания Б-9: Когнитивные стили
Б-9-1. Вставьте пропущенные слова:
Когнитивный стиль, отражающий степень категориальной
дифференцированности сознания человека, называется
_______________________ _.
Б-9-2. Определите, какие когнитивные стили могут быть диагностированы с
Помощью данных заданий. Дайте характеристики выполнения каждого задания людьми с полярными стилевыми характеристиками.
1) Испытуемый сидит на стуле в маленькой освещенной комнате. Стены и стул отклонены от вертикали в разные стороны. Задача испытуемого – поставить стул перпендикулярно поверхности земли.
2) В течение трех минут испытуемому предлагается называть слова, связанные, по его мнению, со словом-стимулом, например, «дом». Ответы
классифицируются в зависимости от величины дистанции относительно слова-стимула (описание дома, внутреннее строение дома, внешние характеристики дома, окружающий ландшафт, игра словами, то, что не
относится к дому). Главным показателем является количество ассоциаций, отдаленных по смыслу от слова-стимула.
3) Оценивается траектория движений глаз ребенка при решении задач на
идентификацию объекта, а также время, затраченное на выполнение задания.
Б-9-3. Как связаны между собой:
1) когнитивный стиль, 2) психическое свойство человека?
а) | б) | в) | |||
г) | д) | ||||
1, 2 |
Задания Б-10: Генетическая теория интеллекта
Б-10-1. Вставьте пропущенные слова:
1) Согласно теории Ж. Пиаже, если получаемые знания
соответствуют уровню развития интеллекта, они
_______________________, если нет –
_____________________________.
2) Согласно Ж. Пиаже, на стадии третичных циркулярных
реакций | происходит | становление |
___________________________ действий. | Жан Пиаже | |
(1896-1980) |
Б-10-2. Соедините периоды развития интеллекта и их характеристики (согласно
Ж. Пиаже):
1. | усвоение научных понятий | |
а. Стадия сенсомоторного | 2. | речь начинает использоваться как |
интеллекта | средство мышления | |
3. | мыслительные операции становятся | |
б. Стадия конкретных | обратимыми | |
операций | 4. | гипотетико-дедуктивное мышление |
5. | упражнение рефлексов | |
в. Стадия формальных | 6. | экспериментирование методом «проб |
операций | и ошибок» | |
7. | эгоцентричность мышления | |
8. | синкретичность мышления |
Б-10-3. Как связаны между собой:
1) период конкретных операций, 2) стадия вторичных циркулярных реакций (по
Пиаже)?
а) | б) | в) | |||
г) | д) | ||||
1, 2 |
Б-10-4. Определите авторство:
Интеллект играет главную роль не только в психике человека, но и вообще в его жизни. Гибкое и одновременно устойчивое структурное равновесие
поведения — вот что такое интеллект, являющийся по своему существу
системой наиболее жизненных и активных операций.
Задания В
В-1. Изучите свои особенности с помощью методики исследования активности
Мышления.
Для выполнения этого задания вам понадобится секундомер или часы с секундной стрелкой!
Инструкция к заданиям
1-й субтест (время выполнения 1 минута):
Необходимо написать как можно больше женских имен, начинающихся на «С» 2-й субтест (время выполнения 1 минута)
Необходимо дорисовать как можно к большему количеству кружков рисунки,
тематически связанные с продуктами питания. Рисунок не должен
располагаться полностью внутри окружности - окружность должна являться составным элементом рисунка.
3-й субтест (время выполнения 1 минута)
Необходимо написать как можно больше предложений по следующим
правилам:
- предложение состоит из четырех слов;
- первое слово начинается на «Я», второе - на «П», третье – на «Т», четвертое – на «О»;
- слова не должны повторяться;
- предложение может быть бессмысленным, но слова должны между собой быть
связанными (пример: "Яйцо полетело творить обструкцию").
4-й субтест (время выполнения 1 минута):
Необходимо нарисовать как можно больше рисунков с использованием
предложенного элемента. Данный элемент может быть изменен по размеру,
быть повернут, использоваться в одном рисунке несколько раз, но его форма меняться не должна. Рисунок должен изображать что-то конкретное, а не
являться набором абстрактных линий, фигур.
Обработка и интерпретация:
Оцениваются свойства мышления, приведенные в таблице, в соответствии с данными о средних значениях по каждому субтесту:
Номер | Диагностируемое свойство | Среднее значение по субтесту | |
субтеста | мышления | ||
Вербальная беглость | имен | ||
Образная беглость | рисунка | ||
Вербальная гибкость | предложения | ||
Образная гибкость | рисунка | ||
В-2. Исследуйте своё мышление с помощью методики изучения ригидности
Мышления.
Инструкция: На бланке имеется десять задач, для решения которых требуется выполнить элементарные арифметические операции. Непосредственно на бланке записывайте их последовательно, примененных вами для решения каждой задачи (от 1 до 10). Время решения ограничено.
Задачи.
1. Даны три сосуда - 37, 21 и 3 л. Как отмерить ровно 10л воды?
2. Даны три сосуда – 37, 24 и 2 л. Как отмерить ровно 9 л воды?
3. Даны три сосуда - 39, 22 и 2 л. Как отмерить ровно 13 л воды?
4. Даны три сосуда - 38, 25 и 2 л. Как отмерить ровно 9 л воды?
5. Даны три сосуда - 29, 14 и 2 л. Как отмерить ровно 11 л воды?
6. Даны три сосуда - 28, 14 и 2 л. Как отмерить ровно 10 л воды?
7. Даны три сосуда - 26, 10 и 3 л. Как отмерить ровно 10 л воды?
8. Даны три сосуда - 27, 12 и 3 л. Как отмерить ровно 9 л воды?
9. Даны три сосуда - 30, 12 и 2 л. Как отмерить ровно 15 л воды?
10. Даны три сосуда - 28, 7 и 5 л. Как отмерить ровно 12л воды?
Обработка результатов.
Задачи 1-5 могут быть решены только путем последовательного вычитания
обоих меньших чисел из большего. Например: 37-21-3-3= 10 (первая задача) или 37-24-2-2=9 (вторая задача) и др. Они имеют только одно решение.
Критерием же рациональности решения задач 6-10 является использование минимального числа арифметических действий - двух, одного или никакого (т.е.
сразу дается ответ).
Эти задачи могут быть решены каким-нибудь другим, более простым способом.
Задача 6 может быть решена так: 14-2-2=10. Решение задачи 7 вообще не требует вычислений, так как для того, чтобы отмерить 10 л воды, достаточно воспользоваться имеющимся сосудом в 10 л. Задача 8 допускает и такое решение: 12-3=9. Задача 9 может быть решена и путем сложения: 12+3=15. И,
наконец, задача 10 допускает только одно, но иное решение: 7+5=12, чем в 1-5 задачах.
Интерпретация: по результатам анализа решений задач 6-10 на основе среднегрупповых значений делается вывод об уровне ригидности мышления.
В-3. Исследуйте своё мышление с помощью методики изучения