Разделы, выносимые на самостоятельное изучение
ИНСТИТУТ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ
Н.С. Булатова
ПРАКТИКУМ
ПО ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ
ДЛЯ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
Учебное пособие
(специальности: 080401, 200503, 111201, 110501, 110500, 110401, 110400)
Омск
Издательство ФГОУ ВПО ОмГАУ
УДК 159.9.072
ББК 88.3
Рецензенты:
Доктор педагогических наук, старший научный сотрудник Сибирского филиала Российского института культурологии Н.Ф. Хилько.
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского - И.Н. Рассказова.
Булатова Н.С.
Практикум по психологии и педагогике для заочного обучения:
/Н.С. Булатова; ИВМ ОмГАУ. - Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ , 2009- с.
Учебное пособие разработано по дисциплине «Психология и педагогика на основе примерной программы по дисциплине «Психология и педагогика», для специальностей 080401, 200503, 111201, 110501, 110500, 110401, 110400, ветеринарного, зооинженерного и товароведческого факультетов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В учебном пособии представлены тематический план лекций и практических занятий, разделы, выносимые на самостоятельное изучение, рекомендации по написанию контрольной работы, словарь психологических терминов, психологические тесты.
УДК 159.9.072
ББК 88.3
Булатова Н.С.,2009
ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2009
Оформление. Издательство
ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2009
ПРЕДИСЛОВИЕ
Прогрессивное развитие общества невозможно без подготовки высококвалифицированных специалистов. Важную роль в решении этой задачи играют психология и педагогика. И это не случайно, т.к. профессиональная деятельность любого специалиста, так или иначе, связана с людьми (подчиненными, коллегами, партнерами), а это требует ставить и решать массу психологических и педагогических задач. Но жизнь человека не ограничивается профессиональной деятельностью. Любой специалист также является гражданином своей страны, членом своей семьи, а кроме этого выполняет массу других социальных ролей. Именно психология и педагогика должны научить будущего специалиста знать и понимать свои психологические особенности, а также особенности других людей, уметь правильно общаться, находить верные выходы из конфликтных ситуаций, а также правильно строить межличностные отношения в группах и коллективах.
Цель данного пособия – оказать помощь студентам – заочникам в освоении курса « Психология и педагогика», поскольку большая часть данного курса должна изучаться студентами самостоятельно. На аудиторную работу отводится незначительное количество часов.
Данное пособие составлено с учетом структуры курса «Психология и педагогика» в соответствии с ГОС ВПО РФ для студентов непсихологических специальностей. В нем дан тематический план лекций и практических занятий. Более подробно рассматриваются разделы, выносимые на самостоятельное изучение. Это разделы «Введение в психологию» и «Психология личности», являющиеся наиболее сложными для усвоения.
В пособии дается перечень и краткое изложение тем, изучаемых в курсе, а также указание, как написать контрольную работу, сборник психологических тестов, словарь психологических терминов, список рекомендуемой литературы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I. Тематический план лекций и практических занятий.
II. Разделы, выносимые на самостоятельное изучение.
Раздел 1. Введение в психологию.
Раздел 2. Психология личности.
III. Как написать контрольную работу.
IV. Словарь психологических терминов.
V. Психологические тесты.
Заключение
Список рекомендуемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Психология и педагогика» является обязательным для студентов непсихологических специальностей. Трудность его усвоения для студентов- заочников заключается в том, что основная доля времени отводится на самостоятельное изучение тем. Цель данного пособия заключается в том, чтобы по возможности облегчить самостоятельное изучение тем, выносимых на самостоятельное изучение.
Прежде всего, студенту - заочнику необходимо проработать весь теоретический материал, не только изложенный в данном пособии, но и используя рекомендованную литературу. Ответив на вопросы для самопроверки, Вы сможете убедиться, насколько хорошо он усвоен, что Вам понятно, а что не понятно.
Далее Вы можете перейти к следующему этапу работы, выполнению практических заданий. Они помогут студенту связать теорию с реальной личной практикой, что в дальнейшем поможет широко использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях.
Чтобы лучше понять себя, свои способности, психологические особенности собственной личности, составить свой психологический портрет, а значит научиться разбираться в психологических особенностях других людей, Вам предлагается сборник психологических тестов.
Для более углубленного изучения одной из тем, студенту предстоит написать контрольную работу, для этого обратитесь к соответствующему разделу, где даются рекомендации к написанию контрольной работы и их примерная тематика.
I. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИИЙ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ
Наименова- ние раздела | Тема лекции. Основные вопросы темы. | Кол. час. |
Введение в психологию | Предмет психологии. История и основные этапы развития психологической науки. Отрасли психологии. Методы психологических исследований. | |
Психология личности | Психология личности. Понятие личности в психологии, биологические и социальные элементы личности и ее структура. Свойства личности. Способности, задатки, склонности, талант, гениальность. Эмоции и чувства. Виды и роль эмоций в жизни человека. Функции и качество чувств. Психические состояния, их свойства. Потребности, их классификация. Мотивы, мотивация, направленность личности. Характер. Акцентуации характера. | |
Понятие групп в психологии и педагогике | Психология групп. Понятие социальной группы, их классификация. Психология малых групп. Примитивная группа. Коллектив. Проблема лидерства. Стили руководства. Понятие психологического климата. Большие группы. Их классификация. Особенности взаимодействия в больших группах. Психология толпы. Принципы воздействия. Массовая аудитория. | |
Общение | Общение- основа межличностных отношений. Содержание общения. Понятие социальной роли и ролевого веера. Позиции в общении. Уровни и формы общения. Конфликты и пути выхода из них. Правила оптимального общения. | |
Итого по учебной дисциплине: |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Наименова- ние раздела | Тема семинара. Основные вопросы темы. | Кол. часов |
Введение в психологию | Предмет и задачи психологии. Этапы ее развития. Отрасли психологии. Методы психологических исследований. | |
Психология личности | Способности, задатки, склонности, талант, гениальность. Тест на коэффициент интеллекта. Активность, направленность, устойчивость личности. Тесты на тип темперамента, интро- экстраверсию. Эмоции, чувства. Классификация комплекса чувств по Дадонову. Рисуночный тест «Дом, дерево, человек». Депрессивные состояния и пути выхода из них. Тест на психическое здоровье Томаса Лангера. Тест на уровень депрессий. Правила релаксации. | |
Понятие групп в психологии и педагогике | Понятие группы. Классификация и краткая характеристика. Примитивная группа (особые типы реакций, правила поведения). Понятие коллектива, уровни его развития. Влияние коллектива и группы на личность. Проблема лидерства. Методика исследования коллектива (социометрия). Разновидности больших групп в социальной психологии. Особенности поведения человека в толпе. Конфликты. Ролевая игра на тип выхода из конфликтной ситуации. | |
Общение | Понятие общения, его виды и уровни. Социальная роль, ролевой веер. Позиции в общении. Ролевая игра «Психологические особенности личности в общении». Уровни общения (примитивный, конвенциональный, стандартизованный, игровой, деловой, духовный, манипулятивный). Невербальное общение. Язык телодвижений. Ролевая игра на невербальное общение. | |
Итого |
РАЗДЕЛЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
.
1.1 Предмет и задачи психологии. Этапы ее развития.
1.2 Отрасли психологии.
1.3 Методы психологических исследований.