Характеристики психологического содержания стадий, выделенных А. Н.Леонтьевым

1. Стадияноворожденного(до 2 месяцев). Ребенок рождается, обладая относительно высоко развитыми органами чувств, органами движения и нервной системой, формирование которых происходит во внутриутробный период. У новорожденного отмечаются зрительные и слуховые ощущения, ощущения положения тела в пространстве, обонятельные, кожные и вкусовые ощущения, а также многие элементарные рефлексы. Нервная система новорожденного, включая кору головного мозга, в общем уже полностью анатомически оформлена. Развитие микроскопической структуры коры еще не завершено, в частности миелинизация нервных волокон двигательных и чувствительных зон коры только начинается.

Образ жизни новорожденного мало отличается от его образа жизни во внутриутробный период:

· в состоянии покоя ребенок сохраняет прежнюю эмбриональную позу; сон занимает 4/5 всего времени;

· внешняя активность ребенка в значительной мере сосредоточена на удовлетворении своих потребностей в пище; ручные и переместительные движения отсутствуют вовсе;

· начинает формироваться поведение в виде простейших актов, а самое главное - особенно интенсивно формируется сфера ощущений;

· отмечается ранняя дифференциация вкусовых и обонятельных ощущений, которые связаны с питанием ребенка;

· высокого развития достигают кожные ощущения со стороны щек, губ, рта;

· зрительное восприятие форм вначале отсутствует, ребенок реагирует лишь на крупные или яркие движущиеся предметы;

· одновременно с этим происходит развитие ориентировочных реакций, таких как затихание на звук, и прежде всего на шепот матери;

· В возрасте трех-четырех недель у ребенка начинается подготовка к переходу к следующей, более высокой стадии развития. Появляется своеобразная сложная реакция, выражающаяся в общем оживлении ребенка в присутствии человека - реакция получила название «реакция оживления» - в ответ на приближение говорящего человека ребенок начинает улыбаться и у него появляется общая положительная направленность, пока еще не дифференцируемая. У ребенка начинают появляться первые признаки предметного восприятия.

2. Ранний младенческий возраст(от 2 до 6 месяцев). Ребенок начинает оперировать предметами и у него формируется восприятие - попытки схватить или ощупать предмет с одновременной зрительной фиксацией на этом предмете обусловливают формирование зрительно-осязательных связей, лежащих в основе предметного восприятия. Особенно активно ребенок оперирует предметами (с одновременным зрительным фиксированием) в возрасте пяти-шести месяцев - происходит бурное развитие процессов восприятия. Ребенок уже может сидеть самостоятельно, что обеспечивает ему дальнейшее развитие движений при доставании предметов. Ребенок начинает узнавать людей и вещи. Развивается зрительное сосредоточение и зрительное ожидание.

3. Поздний младенческий возраст(от 6 до 12-14 месяцев). Ребенок осваивает новые действия, что связано с изменением его отношения к окружающему миру:

· на седьмом месяце жизни у ребенка уже хорошо развиты ручные предметные движения, может взять предмет, поднести его ко рту, оттолкнуть;

· ребенок может самостоятельно садиться, переворачиваться с живота на спину; он начинает ползать, приподнимается, пытаясь цепляться за окружающие предметы;

· укрепление костно-мышечной системы приводит к развитию диапазона движений ребенка, что в свою очередь является предпосылкой к увеличению потока информации из окружаю­щей среды;

· увеличивается самостоятельность ребенка; взаимоотношения со взрослыми все больше приобретают форму совместной деятельности, при которой взрослый чаще всего подготавливает действие ребенка, а само действие ребенок выполняет сам;

· подобное взаимодействия помогает установить общение с ребенком через предметы - взрослый подвигает предмет к ребенку - ребенок берет его, ребенок отодвигает предмет от себя - взрослый его убирает;

· деятельность ребенка в данный период развития управляется уже не восприятием отдельных предметов или их совокупности, а сложным соотношением собственного предметного действия ребенка и действия взрослого;

· в ходе установленного «предметного» контакта у ребенка начинает формироваться речь чаще начинает отвечать действием на слово взрослого;

· позже у ребенка появляются жесты, обращенные к взрослому, при этом действия ребенка все чаще сопровождаются звуками, обозначающими нечто объективное.

4. Дошкольный возраст(от 3 до7 лет). Главным отличием этого возраста является наличие противоречия между стремлением ребенка к действительному овладению миром предметов и ограниченностью его возможностей. Ребенок стремится делать не то, что может, а то, что видит или слышит, но многие действия ему еще недоступны. Это противоречие разрешается в сюжетной игре. В отличие от игры-манипуляции сюжетная игра наполнена содержанием, отражающим реальное содержание копируемого действия. Овладеть предметом для ребенка означает принять на себя определенную социальную роль - роль человека, оперирующего данным предметом. Сюжетные игры часто называют ролевыми играми. Источниками игр являются впечатления ребенка, все то, что он видит или слышит.

· В процессе ролевой игры происходит формирование творческого воображения испособности произвольно управлять своим поведением.

· Ролевые игры способствуют развитию восприятия, запоминания, воспроизведения и речи.

· Начинается процесс формирования личности ребенка, закладываются черты характера ребенка, осваиваются основные нормы и правила поведения. Этому способствуют чтение сказок, занятия рисованием, конструированием и т.д.

· В конце данной стадии развития психики ребенок стремится к овладению общественно значимой деятельностью, начинает вступать в новую стадию своего развития, характеризующуюся выполнением определенных обязанностей.

5. Младший школьный возраст(от 7 до 12 лет). Поступление в школу характеризует новый этап развития психики ребенка. Его система отношений с окружающим миром определяется не только взаимоотношениями со взрослыми, но взаимоотношениями со сверстниками. Формируются обязанности перед обществом, от выполнения этих обязанностей зависит его будущее, его место в социуме.

Основной закономерностью психического развития на этой стадии является умственное развитие ребенка:

· происходит бурное развитие произвольного (контролируемого) внимания, произвольного целенаправленного наблюдения;

· продуктивность памяти ребенка сильно возрастает, ребенок должен не просто запоминать, а запоминать правильно, проявляя активность в усвоении учебного материала;

· особенно интенсивно развивается мышление, оно становиться более связанным, последовательным и логическим;

· происходит бурное развитие речи, что во многом связано с овладением письменной речью, вырабатывается более правильное понимание слов, правильное использование грамматических категорий;

· происходит развитие личности, меняются интересы; благодаря развитию познавательных процессов появляются учебные интересы; дети проявляют повышенную заинтересованность в получении нового материала, с большим интересом слушают рассказы о животных, о путешествиях и т.д.

· впервые сталкивается с понятиями «коллектив» и «коллективная ответственность»;

· происходит разделение деятельности на «мужскую» и «женскую»; мальчики все больше интересуются мужской деятельностью, а девочки - женской.

Младший школьный возраст характеризуется бурным развитием всех познавательных психических процессов, продолжающимся формированием личности, приобретением первого опыта адаптации в коллективе.

6. Подростковый возраст и начало юности(от 13-14 до 17-18 лет) характеризуется продолжением обучения. Ребенок все более включается в жизнь общества. Происходит завершение ориентации ребенка в зависимости от пола на «мужскую» и «женскую» деятельность. Стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии.

· Происходит дальнейшее развитие познавательных психических процессов и формирование личности.

· В процессе формирования личности происходит изменение интересов ребенка: они становятся более дифференцированными и стойкими. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь.

· На формирование личности в этот период оказывает влияние процесс полового созревания. Завершается половая идентификацияподростка. Под воздействием всего комплекса факторов происходит изменение психологического облика ребенка. В поведении мальчиков все более заметны мужские черты, а у девочек все чаще проявляются женские поведенческие стереотипы.

7. Акмеологический период развития (от 18 до 60 лет). Впервые термин «акмеология» был предложен Н.Н. Рыбниковым в 1928 г. (акме - высшая точка, расцвет, зрелость, лучшая пора) - принято обозначать период зрелости как самого продуктивного, творческого периода жизни человека.

Характеризуется:

· в начале периода - завершением общесоматического развития и полового созревание человека, который достигает своего оптимума физического развития;

· наиболее высоким уровнем интеллектуальных, творческих, профессиональных достижений.

Б.Г. Ананьев выделил две особые фазы:

Первая фазаохватывает юность, молодость и начало среднего возраста. Характеризуется общим фронтальным прогрессом функций: объем и показатели переключаемости внимания нарастают к 33 годам, а затем начинают понижаться. Наиболее высокие показатели кратковременной вербальной памяти отмечаются в возрасте 18-30 лет, а после 33 начинают снижаться. Аналогичные изменения происходят и с интеллектом. Так, Фульдс и Равен считают, что если уровень развития логической способности 20-летних принять за 100 %, то в 30 лет он будет составлять 96%, в 40 - 87 %, в 50 лет - 80%, а в 60 - 75%.

Вторая фаза характеризуется специализацией психических функций применительно к определенной деятельности. В качестве главных выступают операционные механизмы, а продолжительность этой фазы определяется степенью активности человека как субъекта и личности. В этом возрасте продолжают развиваться актуальные длячеловека функции, под которыми следует понимать те психические функции, которые являются наиболее значимыми для основного вида деятельности конкретного человека.

8. Период геронтогенеза- принято выделять три фазы:

· пожилой возраст (для мужчин - 60-74 года, для женщин - 55-74 года);

· старческий возраст - 75-90 лет;

· долгожители - 90 лет и старше.

Период характеризуется угасанием физических и психических функций. Отмечается снижение интенсивности углеводного, жирового и белкового обмена. Уменьшается способность клеток осуществлять окислительно-восстановительные процессы. Снижается общая активность организма, возможности психических функций, особенно памяти, внимания, мышления. На позднем этапе нтогенеза роль личности, ее социального статуса, ее включенности в систему общественных связей особенно велика для сохранения трудоспособности человека.

Индивидуальные особенности старения человека. Особое значение для противостояния инволюции человека имеет его творчество. Известно много примеров выдающихся ученых и деятелей искусств, которые очень долго сохраняли трудовую и творческую активность.

И.П. Павлов создал «Двадцатилетний опыт» в 73 года, а «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» - в 77 лет.

Л.Н. Толстой написал «Воскресение» в 71 год, а «Хаджи-Мурата» - в 76 лет.

Высокой творческой активностью и продуктивностью в поздние годы жизни отличались Микеланджело, О. Ренуар, Вольтер, Б. Шоу, И. В. Гёте и др.

Выводы:

Во-первых, возникновение сознания у человека имеет как биологическую, так и культурно-общественную обусловленность. В результате эволюции природы нервная система и в первую очередь головной мозг достигли уровня развития, позволяющего человеку заниматься трудом. Под воздействием труда, носящего коллективный характер, у человека начали развиваться психические процессы, обусловившие возникновение сознания - высшего уровня психического развития, присущего только человеку.

Во-вторых, развитие психики ребенка во многом повторяет закономерности общественно-исторического развития человека. В процессе развития благодаря разнообразным формам деятельности, в том числе манипулированию предметами на ранних этапах развития и детским играм, происходит формирование сознания будущего члена человеческого общества.

В-третьих, возникновение сознания вне общества невозможно. Основными условиями возникновения и развития сознания являются соответствующий уровень биологической организации, наличие социального окружения и коллективный труд.

Наши рекомендации