Произведение искусства
Одиннадцатилетняя Кэри оказалась в центре сражения, которое вели ее родители за право опеки над девочкой. Поскольку уступать не х°тел никто и страсти не утихали, пришлось прибегнуть к терапии, чтобы помочь Кэри сохранить чувство достоинства и самоценности в этой нелегкой для нее ситуации.
На одном из сеансов девочка услышала рассказ о прекрасном произведении искусства, о шедевре, который был выставлен для прода-
I
жи на аукционе. Подробно описывались его неповторимость и красота. Сам процесс торгов в метафорической форме передавал атмосферу той войны, которую родители вели за девочку и свидетелем которой она была. Чтобы убедить Кэри в том, что, невзирая на все дрязги, родители любят ее, в истории было сказано: "Хотя все набавляли цену, чтобы завладеть произведением искусства, делали они это потому, что им действительно нравилась эта вещь и каждому хотелось, чтобы она украшала именно его дом".
Таким образом подчеркивалось, что шедевр остается шедевром, кому бы он ни принадлежал.
Часть вторая
СОЗДАНИЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТАФОР
4. СБОР ИНФОРМАЦИИ
Когда я была еще маленькая, моя бабушка решила связать скатерть. Я с интересом наблюдала, как она собирает все нужное для работы в красивую корзинку из соломки: большой клубок ниток бежевого цвета, крючок, ножницы и рисунок узора. Я попросила научить меня все,иу, что она умеет, и бабушка согласно кивнула головой.
Умение создавать терапевтические метафоры приходит не сразу, оно накапливается с опытом. Главное здесь — улавливать, разузнавать и перерабатывать в метафору различного рода сведения о клиенте. Эта информация может быть получена через сенсорные и речевые системы как прямым, так и косвенным путем.
Выявление и утилизация положительных впечатлений
Возможно, самое главное для терапевта — выявить положительное впечатления ребенка: его увлечения, любимые фильмы, героев ^льтипликационных фильмов, друзей, любимых животных, приятные события, воспоминания и тому подобное, короче, все, что оставило в ребенке благотворный след. Такой подход отличается от традиционного, когда в центре внимания врача находится само
заболевание. Как терапевты, мы вполне осознаем силу воздействия горьких воспоминаний и душевных травм, но как-то приуменьшаем или вовсе не замечаем, что не меньшей силой обладают положительные эмоции. Наша практика показывает, что порой полезно и для врача, и для ребенка отвлечься от негатива и для равновесия поинтересоваться приятной стороной жизни ребенка. Эти положительные ассоциации станут для терапевта чем-то вроде "входного билета" в неповторимый внутренний мир ребенка с его богатыми возможностями. Кроме того, они послужат "каркасом" для метафоры, подсказав знакомые ребенку события и обстоятельства.
Опираясь на факты собственной жизни, Эриксон умело и очень человечно использовал эту сторону жизни в своей терапевтической практике. В биографическом очерке об Эриксоне Росси описывает, как Эриксон поднял себя на ноги после полного паралича в возрасте 17 лет, в результате полиомиелита. Удалось ему это с помощью сенсорной памяти:
"В последовавшие затем [за болезнью] недели и месяцы Милтон перебрал отпечатавшиеся в памяти чувственные ощущения, чтобы заново научиться двигаться. Часами он смотрел, например, на руку, пытаясь вспомнить ощущение в руке, когда она держит вилы. Понемногу пальцы стали едва заметно и не в лад подергиваться и шевелиться. Эриксон не сдавался, движения стали заметнее и согласованнее, он уже мог сознательно управлять ими. Надо вспомнить, как рука держится за сук? Что делают ноги, ступни и пальцы ног, когда лезешь на дерево?"
Росси публикует разговор с Эриксоном, в котором выясняет, как происходил процесс реабилитации.
Росси (Р):Во время самореабилитации между 17 и 19 годами ты учился на своем прошлом опыте, используя воображение для воссоздания того же результата, что достигается с помощью реального физического усилия.
Эриксон(Э): Скорее напрягая память, а не воображение. Мы ведь
хорошо помним вкус разных продуктов, например, холодок на языке
от мятных таблеток. В детстве я любил лазить по деревьям и прыгать с
ветки на ветку. Вот я и вспомнил все те выкрутасы, чтобы почувство
вать движения, доступные только упругим мышцам.
Р: Ты активизировал реальные воспоминания детства, чтобы опреде
лить, насколько ты можешь управлять своими мышечными движения
ми и как восстановить эту способность полностью.
Э: Да, нужна действенная память. В восемнадцатилетнем возрасте мне
пришлось восстановить в памяти все мои детские движения, чтобы
заново научиться управлять своим телом. .,■ .,,
Естественно, что Эриксон постарался использовать свой поразительный личный опыт в работе с пациентами. Это был один из тех подходов, которые в совокупности позволили Эриксону создать новую парадигму в терапии, когда центр тяжести был перенесен с патологии на потенциальные ресурсы.
Приводим краткий диалог врача и ребенка, иллюстрирующий процесс восстановления в памяти положительного опыта.
В семье с двумя детьми двенадцатилетняя Полана была младшей. Родители отзывались о ней как об "идеальном ребенке с ровным и предсказуемым поведением". В школе она была лучшей ученицей и хорошо ладила со сверстниками. Все изменилось несколько недель тому назад, когда старший брат решительно ушел из дома, разругавшись в пух и прах с отцом. Полана потеряла аппетит, стала плохо спать. Исчезло ее прежнее усердие, домашние задания оставались невыполненными, а в школе, как жаловались учителя, она все время "витала в облаках".
Выслушав родителей, терапевт встретился с девочкой наедине.
Терапевт (Т):Времени прошло немного, а какие значительные перемены в твоей жизни!
Полана (П):Да, я так скучаю по Бобби. Я так беспокоюсь за него, что с ним. От него было только два звонка с тех пор, как он ушел, а я оба раза была в школе. [Полана начинает плакать.]
[Каждый раз, вспоминая Бобби, Полана снова переживает ту ужасную ночь, когда папа и Бобби кричали друг на друга, грохали стульями и хлопали дверьми. Она никогда раньше не видела их в таком гневе.]
Т: Как ты думаешь, от чего тебе стало бы легче?
П: Если бы Бобби был здесь, прямо сейчас [плачет]. ■ **:
Т: Допустим, он здесь, что было бы тогда, что бы ты почувствовала? ' '
П: Бобби бы крепко обнял меня и сказал, что никогда больше не г Уйдет. Мне было бы так хорошо внутри [почти перестает плакать].
Т: А есть в твоей жизни еще что-нибудь, от чего тебе делается хорошо внутри?
П: Я очень музыку люблю. Вы об этом?
Т: Угу (утвердительно кивает головой). А что еще помимо музыки?
П: Мой песик Педлз, он такой глупыш ... А еще мама учила меня шить на машинке, и я придумала себе платье — до того, как Бобби УШел [снова грустнеет].
[ Чтобы упоминание о брате не привело девочку вновь в негативное состояние, терапевт предпринимает отвлекающий маневр и быст-Ро бросает девочке фломастер со словами, что через минуту он ей пригодится, потому что она будет рисовать.]
Т: Молодец, Полана, ловко поймала! А что тебе особенно нравится в музыке?
П: [Лицо проясняется.] Когда я слышу мою любимую группу, я начинаю приплясывать под музыку, это так здорова1. Больше ни о чем не хочется думать. [Терапевт определяет сенсорные ресурсы как кинестетические и слуховые.]
Надо отметить, что необходимая положительная информация "добывается" очень ненавязчиво, и процесс этот нельзя изобразить в виде схемы, которая годится на все случаи жизни. Терапевту не всегда удается с первых вопросов пробудить в ребенке нужные воспоминания. У нас на лечении был один мальчик в состоянии глубокой депрессии, который вначале не мог вспомнить ничего радостного в своей жизни. Использовав более тонкую тактику, мы стали задавать ребенку "наводящие" вопросы, пытаясь вызвать какие-нибудь специфические ассоциации в его памяти. Вдруг он воскликнул: "Звук дождя! Я люблю слушать, как дождь барабанит по крыше!"
Приводим пример терапевтической метафоры, придуманной на основе собранной информации.