Будьте мужественны, и вы восстановите разрушенные границы
Делайте с Божьей помощью все, что зависит от вас. Опирайтесь на здоровые отношения, мудрость, практику и время. И тогда даже очень серьезные проблемы с границами, которые были вызваны взрослением в дисфункциональных семьях, разрешатся. Бог желает, чтобы мы, Его возлюбленные дети, были способны защищаться от зла и выбирать для себя добро. Он знает, что параллельно с умением выстраивать границы у вас разовьется и способность быть «добрым и верным рабом» (Мф 25:21). И вы обретете возможность жить свободно и благополучно, проявляя заботу о своей жизни и личности — таких, какими видит их Сам Бог.
Вопросы для размышления
Задайте себе следующие вопросы и запишите ответы:
1. Как проблемы границ приводят к появлению у меня симптомов, которые я перечислил при проведении «личной инвентаризации» (по списку, предлагаемому в этой главе)?
_______
2. Каким образом, работая над выявлением вклада родительской семьи в имеющийся у меня сегодня дефицит границ, я мог бы приступить к работе над прощением родителей и других членов семьи?
_______
3. Какие ложные представления мешают мне отчетливо увидеть и решить проблемы границ?
_______
4. Что меня больше всего пугает при установлении границ с другими людьми?
_______
5. Каким образом я пренебрегаю несением моего бремени (ответственности за себя и свою жизнь)? В чем проявляется мое стремление носить бремена других людей?
_______
6. С кем (кроме Бога) мне было бы наиболее безопасно приступить к обсуждению моих проблем с границами? Могу ли я в ближайшую неделю договориться с этим человеком о помощи?
_______
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Профессор Генри Клауд
Уитни являли собой «идеальную христианскую семью». Семья была полной: оба родителя, состоящие в браке, трое детей. Мистер Уитни служил дьяконом и благодаря своему высокому профессионализму хорошо зарабатывал. Семья жила в благополучном районе, в уютном доме, который можно было назвать современной версией «домика с садом».
И у детей все было хорошо. Они отлично учились в школе и активно участвовали во всех внеклассных мероприятиях. Они достигли всего, что ожидали от них родители и окружающие. Правда, картину несколько портил четырнадцатилетний Деррик, которого все домочадцы считали белой вороной. За этим досадным исключением Уитни по всем статьям были просто совершенной христианской семьей. По крайне мере, они сами так считали. Да, собственно, и окружающие придерживались такого же мнения.
Однако за стенами прекрасного дома Уитни, да и за «стенами» каждого отдельного члена семьи, положение дел было очень далеко от совершенства, хотя никто в семье об этом никогда не говорил.
Несмотря на спокойствие, почти безмятежность, которую мистер Уитни проявлял на работе и в любом другом месте вне дома, в семейном кругу он часто срывался и приходил в бешенство. Это случалось, когда что–то шло не так, как он ожидал. А миссис Уитни, всегда такая милая, приветливая и искрящаяся радостью на людях, становилась угрюмой и разочарованной, когда дети не соответствовали ее ожиданиям. Дети же очень остро чувствовали боль, которую испытывала мать, если они в чем–то терпели неудачу.
Детей преследовал навязчивый страх потерпеть неудачу и непреодолимое желание добиваться успеха и постоянно улучшать свои достижения. По опыту они очень хорошо знали, что не стоит проявлять перед родителями или друзьями семьи несовершенные стороны или негативные чувства. «Плохих» чувств и любых — даже самых невинных — недостатков надо стыдиться! Их ни в коем случае нельзя показывать вне дома. Что подумают люди? Эти установки стали девизами семьи Уитни.
Многие годы члены семьи Уитни, несмотря на то что их жизнь по–настоящему никто не знал, принимали восхищенные отзывы церкви и соседей. И такое положение дел сохранялось очень долго. Но вдруг шестнадцатилетняя Сюзан заболела нервной анорексией (опасная форма пищевой зависимости, при которой человек отказывается от пищи, что порой приводит к смерти от истощения). Вначале она сама, а затем — и вся семья пытались скрывать эту проблему, но однажды Сюзан потеряла сознание прямо в церкви.
Тайна была раскрыта: о ней узнала вся церковь. Более того, слухи о неблагополучии в семье Уитни пошли и между соседями. На работе мистера Уитни открыто спрашивали о происходящем, а миссис Уитни читала те же вопросы в глазах своих знакомых. Семейный врач объяснил, что анорексия — это заболевание, которое ставит под угрозу жизнь пациента: единственная возможность на благоприятный исход — незамедлительно начатая психотерапия, иначе жизнь Сюзан подвергается большой опасности. Мистер и миссис Уитни осознали, что они столкнулись с серьезной проблемой, на которую нельзя посмотреть сквозь пальцы.
Что же пошло не так? Разве они не создали идеальную христианскую семью?
Идеал?
Рассматривая функции семьи, призванные удовлетворять основные потребности человека, мы очень часто не замечаем одну из наиболее фундаментальных: семья — это то место, где мы учимся быть несовершенными существами, живущими в несовершенном мире, и справляться с неудачами. Совершенных людей нет, как нет и совершенного мира (речь, разумеется, не идет о Царствии Небесном). Следовательно, нет и совершенных семей. Когда семья притворяется, что она идеальна — или даже сама свято верит в свою идеальность — это приводит к возникновению очень серьезных проблем. Изучением этих вопросов мы и займемся в девятой главе.
Когда Бог создал первую семью, состоящую из Адама и Евы, проблем, которыми мы с вами намерены сейчас заняться, просто не существовало. Адам и Ева жили в совершенном мире и были совершенными существами. В те далекие времена их жизнь была воплощением идеала. И они не должны были даже знать ничего другого: «А от дерева познания добра и зла не ешь от него» (Быт 2:17). Задача первых людей состояла в том, чтобы просто–напросто продолжать быть совершенными. Но, как все мы прекрасно знаем, они решили вкусить запретный плод, и с того мгновения им и всем их многочисленным потомкам стало известно, что в мире существуют добро и зло.
Жить в таком мире достаточно сложно. Но еще сложнее жить в нем, не понимая, что к чему. И все же именно это и пытается делать «идеальная» семья: все упорно делают вид, что зло в их доме отсутствует. Эта позиция говорит лишь об одном: члены семьи не готовы к встрече с реальностью.
В Библии сказано, что «если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин 1:8). Одновременно Писание признает и наше стремление к идеалу, более того, в нем сказано, что «мы… стенаем, ожидая» (Рим 8:22–23). А еще Библия учит нас, как жить и спасаться в мире, где сосуществуют добро и зло. Любая здоровая семья живет в соответствии с этими библейскими принципами. Семья — это защищенное место, где человек может узнать, что существует идеал, осознать свою неспособность быть идеальным и научиться справляться с разочарованием. Семья призвана учить своих членов, как, оставаясь самим собой, настоящим, жить в этом мире и при этом расти, становиться лучше и делать все для спасения собственной души.
В этой главе мы рассмотрим некоторые способы, используя которые семья может стать безопасным местом для несовершенных людей. Местом, где они приобретают навыки жизни в несовершенном мире. Если вы выросли в дисфункциональной семье, то вам, возможно, трудно понять, как правильно справляться со злом, неудачами, испорченностью — как большинство ВДЦС, вы, скорее всего, даже страшитесь этого вопроса. Моя цель — помочь вам приобрести те навыки, которые вы не развили в своей семье.