Ложные убеждения относительно гнева
· Испытывать гнев плохо.
· Гнев - это бесполезная трата времени и энергии.
· Хорошие, милые люди не испытывают гнева.
· Нам не следует гневаться.
· Мы потеряем контроль и будем как сумасшедшие, если станем гневаться.
· Люди уйдут от нас, если мы станем гневаться на них.
· Другим людям никогда не следует испытывать гнев по отношению к нам.
· Если другие гневаются на нас, то мы, должно быть, сделали что-то не так.
· Если другие гневаются на нас, значит, мы заставили их чувствовать гнев и должны исправить их чувства.
· Если мы чувствуем гнев, значит, кто-то другой заставляет нас почувствовать его, и этот человек ответствен за исправление наших чувств.
· Если мы чувствуем гнев на кого-нибудь, то отношения закончены, и этот человек должен уйти.
· Если мы гневаемся на кого-нибудь, то нам следует наказать этого человека за то, что он заставляет нас чувствовать гнев.
· Если мы чувствуем гнев на кого-нибудь, то этот человек должен изменить то, что он делает не так, чтобы мы больше не испытывали гнева.
· Если мы чувствуем гнев, то мы должны ударить кого-нибудь или сломать что-нибудь.
· Если мы чувствуем гнев, то мы должны кричать и визжать.
· Если мы чувствуем гнев на кого-нибудь, то это значит, что мы больше не любим этого человека.
· Если кто-то чувствует гнев на нас, то это значит, что этот человек больше не любит нас.
· Гнев - это греховное чувство.
· Допустимо испытывать гнев только тогда, когда мы можем оправдать наши чувства.
Игры со стыдом
Цели.
1. Поведенческие.
Члены группы будут:
- обсуждать переживания, вызывающие стыд;
- в состоянии объяснить различия между стыдом и виной.
2. Познавательные.
Члены группы будут:
- выявлять переживания, вызывающие стыд, в условиях безопасности;
- исследовать их собственные переживания стыда.
Материалы.
· Конверт для каждого члена группы. Лист бумаги в каждом конверте.
Метод.
Руководитель группы намеренно вызывает эмоциональную реакцию (тревогу). Потом реакция исследуется в ходе обсуждения в группе.
Инструкции.
Поставьте в центре сидящей кружком группы пустой стул. Поясните, что следует выбрать одного члена группы, который сядет на стул. Этот человек будет отвечать на ряд вопросов, приготовленных руководителем заранее. Вопросы будут трудными и очень личными. У членов группы тоже будет возможность задать вопросы человеку на стуле в центре круга. Откажитесь от каких-либо дополнительных объяснений. Сообщите, что человек на место в центре будет выбран случайным образом. Каждый член группы получит конверт. Скажите, что все конверты пустые, за исключением одного, в котором лежит лист бумаги. Человек, в чьем конверте окажется лист бумаги, и будет сидеть на стуле в центре.
Потом раздайте конверты. В действительности каждый конверт содержит лист бумаги. Таким образом, каждый член группы думает, что он является "выбранным". Это событие должно вызвать некоторую степень беспокойства у каждого участника.
В то время как конверты раздаются, дайте указание группе не открывать их, пока не будут розданы все конверты. Теперь попросите участников открыть конверты, но не показывать их содержимого. Подождите, пока каждый .член группы обнаружит лист бумаги. Когда это произойдет, констатируйте очевидное: в каждом конверте есть лист бумаги.
Используйте оставшееся время, чтобы обсудить случившееся. Ниже представлен предполагаемый план обсуждения.
I. Исследование эмоциональной реакции.
- Что вы почувствовали, когда увидели лист бумаги?
- Вспомните другую ситуацию, в которой у вас возникали подобные чувства. Что происходило тогда?
- Заметили ли вы физические признаки тревоги (например, сердцебиение, потные ладони, неприятные ощущения в животе)?
II. Изучение убеждений, стоящих за эмоциональными реакциями.
- Как вы думаете, почему у вас возникли эти чувства? (Обычные ответы: "Все будут смотреть на меня", "Я скажу что-нибудь не так и буду чувствовать себя глупо", "Я не люблю быть в центре внимания, потому что это меня смущает".)
- У многих из нас есть иррациональные убеждения. Согласны ли вы со следующими утверждениями?
· Я никогда не должен ошибаться.
· Я всегда должен говорить правильные вещи.
· Все должны думать, что я умный.
· Я никогда не должен терять бдительности.
Эти убеждения - иррациональные, потому что они невыполнимы в реальных условиях (например, каждый иногда делает ошибки, никто не может всегда говорить только правильные вещи).
III. Изучение чувства стыда.
Что такое стыд?
- Это неожиданное разоблачение.
- Это ощущение, что ты оказался в дураках.
- Это ощущение, что ты "плохой".
- Это эмоция, стоящая за тревожностью.
IV. Изучение чувства вины.
- Что такое вина? (Это чувствовать плохое в том, что ты делаешь или не делаешь.)
2. Могут ли стыд и вина быть здоровыми эмоциями? (Да. Из этих эмоций развивается совесть.)
3. Обсудите людей, которые не развивают в себе чувство совести. Это обычно преступники или антисоциальные личности.
4. Могут ли стыд и вина быть вредными эмоциями? (Да. Они являются причиной ненужного дискомфорта и ограничивают личную свободу и чувство благополучия.)
5. Какие из чувств, которые вы переживали как следствие упражнения, были для вас вредными или полезными?
Заключение.
Упражнение должно вызывать эмоции, которые можно было бы исследовать в процессе обсуждения. Эта деятельность может быть частью лечебного процесса для клиента, особенно подростка, в основе проблемы которого лежит стыд.
Слова, которые ранят
Цели.
1. Поведенческие.
Члены группы будут снижать чувство одиночества и собственной исключительности, делясь с группой болезненными воспоминаниями.
2. Познавательные.
Члены группы будут совершенствовать образ Я, перестраивая отрицательные послания.
Материалы.
· Бумага и карандаши или ручки (не обязательно магнитофон/плейер и чистые
· кассеты).
· Текст "Направленная релаксация" (по вашему выбору). Текст "Слова, которые ранят" (пример смотри ниже).
Метод.
Визуализация используется в этом упражнении для того, чтобы освободить детские воспоминания, в которых участнику говорили причиняющие боль слова. Эти слова записываются после выполнения упражнения. После краткого объяснения внутреннего диалога и самоуговоров ранящие слова преобразуются в слова, которые создают скорее позитивный, чем негативный, образ Я.
Инструкции.
Скажите группе, что события детства записаны в нашей памяти примерно так же, как записываются звуки на магнитофонную кассету. В течение жизни эта запись проигрывается в нашем сознании снова и снова. И так же, как мы запоминаем слова песни, когда слышим ее достаточно часто, мы запоминаем послания, записанные на наших "кассетах памяти". Иногда эти послания вредны для нас. Негативные послания можно переписать точно так же, как можно заново записать кассету. Позитивные записи помогают создать позитивный образ Я.
Чтобы пояснить эту мысль, вы можете воспроизвести послание, которое записано на магнитофоне/плейере. Запишите несколько посланий и проиграйте их.
Предполагаемые послания таковы:
"Ты - идиот! Зачем ты сказал это!"
"Ты думаешь, что ты самый умный? Теперь смотри, что ты наделал!"
"Ты собираешься поставить себя в глупое положение перед всей группой!"
Потом перепишите эти негативные послания на позитивные:
"Твоя идея хороша, и нужно ее выслушать".
"Ты так же хорош, как и любой другой!"
"Сделай это! Ты никогда не узнаешь, если не попытаешься!"
Затем скажите, что вы будете делать с группой упражнение на визуализацию. Это поможет вспомнить важные события детства, которые были записаны в памяти.
Объясните, что визуализацию лучше всего проводить в спокойной обстановке. Дайте указание группе сесть поудобнее или лечь на полу или на матах, проводите любой вид релаксации, который позволяет ваша комната. Если возможно, притушите свет и зачитывайте вслух тексты "Направленная релаксация" и "Слова, которые ранят".
После завершения релаксации попросите участников группы записать слова, которые пришли им на ум во время упражнения. Потом идите по кругу и прорабатывайте слова каждого участника. Когда он читает свое послание, предлагайте ему переделать эту фразу в созвучную, но имеющую позитивный характер. Иногда членам группы трудно изменить слова самостоятельно. Поощряйте остальных членов группы помогать им в этом. Если группа колеблется, руководителю или руководителям следует включиться в процесс.
Заключение.
Закончите занятие, напомнив группе, как то, что мы думаем о наших действиях, влияет на то, как мы себя чувствуем. Последствия прошлых ран можно преодолеть силой позитивного мышления. Стимулируйте членов группы использовать эти новые мысли, пока они не "запишутся" поверх старых записей. Предложите членам группы выписать свои перестроенные послания и поместить их там, где они будут видеть их чаще всего, чтобы регулярно повторять.
Бланк.
Слова, которые ранят.
Мне бы хотелось, чтобы вы представили себя входящим в большие, богато украшенные ворота. Это ворота в ваши детские воспоминания. Толкните створку и прислушайтесь к звуку, с которым они открываются. Пройдя в ворота, услышьте стук щеколды за спиной. Вы оказались на тропинке, которая ведет в дом вашего детства. Теперь вы видите этот дом. (Пауза.) Вы поднимаетесь по лесенке и смотрите на сцену из вашего детства. (Пауза.) Может быть, это шумная сцена с проявлением гнева, в которой важный для вас человек с ненавистью кричит на вас; это может быть и безмолвная сцена, где присутствует только малыш, не согласившийся с замечанием, доставившим ему большую боль. Что за слова вас так ошеломили? (Длинная пауза.) Возьмите эти слова с собой и покиньте место детских воспоминаний. Вернитесь по тропинке назад к большим и богато украшенным воротам. Пройдите через ворота, услышьте звук щеколды у себя за спиной. Вернитесь в наше время, нашу комнату, вернитесь к нам.
Список использованной литературы
Адаптация осужденных к среде ИТУ: Учебное пособие / Под ред. В. И. Селиванова. Рязань, 1984.
Актуальные проблемы суицидологии. М,: НИИ психиатрии, 1978.
Алешина Ю. Е. Цикл развития семьи: исследование и проблемы // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, № 2, 1987.
Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб., 1997.
Андреева Т. В. Социальная психология семейных отношений. СПб.: СПбГУ, 1998.
Анциферова Л. И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы // Психологический журнал. Т. 14, № 2, 1993.
Анцыферова Л. И. Поздний период жизни человека // Психологический журнал. Т. 17, № 6, 1996.
Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя... М., 1996.
Буданов А. В. Практическая психология воспитательной работы с осужденными: Учебное пособие. Домодедово, 1988.
Бэндлер Р., Сатир В. и др. Семейная терапия: книга, углубляющая наши познания о том, как быть человеком. Воронеж, 1993.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2001.
Васильева Н. Л. Психологическая диагностика семьи: Методика "Сенсорные предпочтения в семье" // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. № 3, 1997.
Вильдавская Л. 3. Психологическая диагностика и индивидуально-дифференцированный подход к акцентуированным подросткам // Вестник психосоциальной и коррекционно - реабилитационной работы. 1994.
Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М., 1998.
Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей. М., 1997.
Волков В. Н. Медицинская психология в ИТУ. М., 1989.
Выготский Л. С. Проблема возраста. Собр. соч. Т. 4. М.,1984.
Гилинский Я. Самоубийство как социальное явление / Проблемы борьбы с девиантным поведением. М.: ИС АН СССР, 1989.
Гилинский Я., Румянцева Г. Основные тенденции самоубийств в России: социологический анализ // Петербургская социология. № 1, 1997.
Гилинский Я. И., Юнацкевич П. И. Социологические и психолого-педагогические основы суицидологии: Учебное пособие. СПб., 1999.
Гуггенбюль-Крейг А. Наивные старцы. Анализ современных мифов. СПб., 1997.
Гулила М. А. Основы индивидуального психологического консультирования. СПБ.: СПбГУ, 2000.
Гуркин Ю. А. Сексуальное насилие у подростков: Пособие для врачей. М., 1997.
Дебольский М. Г. Проведение социально-психологических тренингов в уголовно-исполнительной системе. М., 1998.
Деев В. Г., Ушатиков А. И. Вопросы психологии личности и коллектива несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в ВТК: Учебно-практическое пособие. Рязань, 1978.
Дольто Ф. На стороне подростка. СПб.; М., 1997.
Дольто Ф. На стороне ребенка. СПб.; М., 1997.
Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. М.: Мысль, 1994.
Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. СПб., 1991.
Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990.
Каплан Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия. М.: Медицина, 1994.
Кар М., Холмс П. Психодрама: вдохновение и техника. М., 1997.
Клуб ищущих работу // Подготовка руководителей клуба: Пособие для преподавателей. М., 1996.
Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988.
Козюля В. Организация деятельности психологической лаборатории и психологов в воспитательных колониях УИС // Ведомости уголовно-исполнительной системы. № 1,2000.
Кон И. С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. М., 1998.
Кондратьев М. Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.; Воронеж, 1997.
Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков. Минск, 1988.
Конончук Н. В. О психологическом смысле суицидов // Психологический журнал. Т. 10, № 5, 1989.
Кочеткова А. И. Психологические основы современного управления персоналом. М.: Зерцало, 1999.
Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999.
Лабиринты одиночества. М., 1991.
Лайне М. Криминология и социология отклоненного поведения. Хельсинки: Международные публикации Центра обучения тюремных служащих, 1994.
Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989.
Леви Д. Семейная психотерапия. СПб., 1993.
Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.
Маданес К. Стратегическая семейная психотерапия. М.: Класс, 1999.
Медведева Г. П. Введение в социальную геронтологию. М., 2000.
Методы профилактики суицидального поведения. Самара: Изд-во СамГУ, 1998.
Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М.: Класс, 1998.
Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1999.
Мэнделл Дж. Г., Дамон Л. Групповая психотерапевтическая работа с детьми, пережившими сексуальное насилие. М.: Генезис, 1998.
Наш проблемный подросток: Учебное пособие. СПб., 1995.
Новиков Г. И. Психогенные реакции ситуации ожидания. М.: Медицина, 1991.
Папп П. Семейная терапия и ее парадоксы. М., 1998.
Пархимчик Е. П. Как найти работу. Минск: Амалфея, 1998.
Пельцман Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу // Психологический журнал, Т. 13, № 1, 1992.
Пирожков В. Ф. Криминальная психология. Подросток в условиях социальной изоляции. Кн. 2. М.: Ось-89, 1998.
Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Дети без семьи. М., 1990.
Профилактика самоубийств: Методическое пособие для командиров, офицеров штабов и органов воспитательной работы. М., 1995.
Профориентация, профессиональная карьера и рынок труда в новых экономических условиях: Научно-практическая конференция 14 февраля 2001 г.: Тезисы докладов. СПб., 2001.
Психиатрия. Психосоматика. Психотерапия / Авторы-составители: К. Кискер, Г. Фрайбергер, Г. Розе, Э. Вульф. М., 1999.
Психическое развитие воспитанников детских домов / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М., 1990.
Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М. К Тутушкиной. СПб., 1998.
Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. М., 1990.
Пушкарев А., Доморацикий В., Гордеева Е. Посттравматическое стрессовое расстройство. М.: Институт психотерапии, 2000.
Рабочая книга пенитенциарного психолога / Под ред. А. И. Мокрецова, В. П. Голубева, А. В. Шамиса. М.: ВНИИ МВД России, ГУИН МВД России, 1998.
Ричардсон Р. Силы семейных уз. СПб., 1994.
Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. М., 1997.
Розовая психотерапия / Под ред. Д. Дейвиса и Ч. Нила. СПб., 2001.
Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 2001.
Руководство по предупреждению насилия над детьми: учебное издание для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педагогических вузов / Под ред. Н. К. Асановой. М., 1997.
Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.
Сафонова Т. Я., Цымбал Е. И., Ярославцева Н. Д., Олиференко Л. Я. Реабилитация детей в приюте. М., 1995.
Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогрес", 1979.
Селье Г. Стресс жизни // Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия. Минск: Харвест, 1999.
Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях / Под ред. В. К. Мягер и Р. А. Зачепицкого. Л., 1978.
Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1989.
Сироты России: проблемы, надежды, будущее // Материалы межрегиональной конференции 20-21 декабря 1993 года. М., 1994.
Скиннер Р., Клииз Дж. Семья и как в ней уцелеть. М., 1995.
Смит Э. Стареть можно красиво. М., 1995.
Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении / Под ред. С. В. Дармодехина, Г. М. Иващенко, М. Н. Мирсагатовой, А. М. Панова. М., 1996.
Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. СПб., 2000.
Сысенко В. А. Супружеские конфликты. М., 1989.
Тайсон Ф., Тайсон Р. Л. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
Тарабрина Н. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб.: Питер, 2001.
Тарабрина Н., Лазебная Е. Синдром посттравматических стрессовых расстройств: современное состояние проблемы // Психологический журнал. Т. 13, № 2.
Тисдейл К. Арт-терапия в работе с осужденными // Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. СПб.: Питер, 2000.
Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. М.: Наука, 1995.
Фонтана Д. Как справиться со стрессом. М.: Педагогика-пресс, 1995.
Фрейд А. Норма и патология детского развития (1965) // Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов / А. Фрейд, 3. Фрейд. СПб, 1997.
Фрейд 3. Я и ОНО. Труды разных лет. Кн. 2. Тбилиси, 1991.
Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.
Хрисанфова Е. Н. Основы геронтологии. М., 1999.
Человек после развода / Под ред. Н. Я. Соловьева. Вильнюс, 1985.
Черепанова Е. Психологический стресс. Помоги себе и ребенку. М., 1996.
Чуркин А. А. Психическое здоровье России: вчера, сегодня, завтра // Психологическая газета. № 7, 1998.
Шахматов Н. Ф. Психическое старение. М., 1996.
Шир Е. Суицидальное поведение у подростков // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. Т. 10, 1984.
Шнейдеман С. Э. Душа самоубийцы. М.: Смысл, 2001.
Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.; СПб., 1996.
Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2001.
Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л., 1990.
Эткинд А. М. Цветовой тест отношений. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987.
Яцемирская Р. С., Беленькая И. Г. Социальная геронтология. М., 1999.
Aspy D. and Roebuck F. Kids don't learn from people they don't like. Amherst, MA: Human Resource Development Press, 1977.
Balint E. Primary love and psychoanalytic technique. London: Tavistock, 1952.
BaranesJ.J. Devenir soi-meme: avatars et status du transgenerationnel // Transmission de la Vie Psychique Entre Generations / Eds. R. Kaes, H. Fainberg, M. Enriquez and J. J. Baranes. Paris: Dunod, 1993.
Beck A. T. Cognitive therapy and the emotional disorders. New York: International Universities Press, 1976.
Benjamin J. The banks of love. New York: Pantheon Books, 1988.
Bion W. R. Learning from experience. London: Karnac Books, 1962.
Bisno H. The philosophy of social work. Washington: Public Affairs Press, 1952.
Blacker J. Severely handicapped young children and their families: research in review. Orlando: Academic Press, 1984.
Brammer L. The helping relationships. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1973.
Breen D. General introduction // The Gender Conundrum: Contemporary Psychoanalytic Perspectives on Femininity and Masculinity. London: Routledge and the Institute of Psycho-Analysis, 1993
Brierley M. Specific determinants in feminine development // Int. J. Psychoanal., 17, 1936.
Brunswick R. M. The pre-oedipal phase of the libido development // Psychoanalytic Quarterly, 9, 1940.
Buchanan A. Cycles of child maltreatment. Oxford, 1996.
Burgner M. The oedipal experience: effects on development of an absent father. Int. J. Psychoanal., 66, 1985.
Campbell D. The role of the father in a pre-suicide state // Int. J. Psychoanal., 76 (2), 1995.
Carkhuff R. and Berenson B. Teaching as treatment. Amherst, MA: Human Resource Development Press, 1976.
Carkhuff R. The art of helping. Amherst, MA: Human Resource Development Press, 1974.
CCETSW. Requirements and regulations for the diploma in social work. London, 1989.
Conversations with Claude Levi-Strauss / Ed. G. C. Charbonnier. London: Cape, 1969.
Coulshed V. Social work practice: an introduction. London: Macmillan Education, 1991.
Coyle G. On Becoming Professional // Group Experience and Democratic Values. New York: Woman's Press, 1947.
Davis M. The essential social worker: A guide to positive practice. Adlershot, Cover, 1985.
Deutsch H. The psychology of women in relation to the functions of reproduction // Int. J. Psychoanal., 6, 1925.
Doyle C. Working with abused children. London, 1997.
Egan G. The skilled helper. Monterey, С A: Brooks & Cole, 1975.
Ellis A. Anger: How to live with and without it. Secaucus, NJ: Citadel Press, 1977.
Fast I. Developments in gender identity: gender differentiation in girls // Int. J. Psychoanal. 60, 1979.
Feminine guilt and the Oedipus complex // Female Sexuality / Ed. J. Chasseguet-Smirgel. London: Maresfield Library, 1985.
Fenichel 0. Problems of psychoanalytic technique. Albany, N. Y.: Psychoanalytical Quart. Inc., 1941.
Fonagy P. and Target M. Understanding the violent patient: the use of the body and the role of the father // Int. J. Psychoanal., 76, 1995.
Freud S. On narcissism: an introduction // S.E. 14: 69-102, 1915.
Freud S. The psychogenesis of a case of homosexuality in a woman // S.E. 18: 147-172, 1920.
Freud S. Group psychology and the analysis of the ego // S.E. 18: 67-143, 1921.
Freud S. Some psychical consequences of the anatomical distinction between the sexes // S.E. 19: 248-258, 1925.
Freud S. Fetishism // S.E. 21: 149-157, 1927.
Freud S. The significance of masochism in the mental life of women // Int. J. Psychoanal. 11:48-60, 1930.
Freud S. Female sexuality // S.E. 21: 225-243, 1931.
Freud S. Splitting of the ego in the process of defence // S.E. 23: 271-278, 1940.
Freud S. Neurosis and Character Types, New York: International University Press, 1965.
Freud S. Differentiation of the psychotic from the non-psychotic personalities, in Second Thoughts: Selected Papers on Psycho-Analysis, London: Maresfield Library, 1967a.
Freud S. Creativity and Perversion, New York: W.W. Norton, 1984.
Freud S. The archaic matrix of the Oedipus complex, in Sexuality and Mind: The Role of the Father and the Mother in the Psyche, New York and London: New York University Press, 1986.
Freud S. Attacks on linking, in Second Thoughts: Selected Papers on Psycho-Analysis, London: Maresfield Library, I967b.
Gaddini E. Formation of the father and the primal scene // A psycho-analytic theory of infantile experience / Ed. A. Limenlani. London: Routledge in association with the Institute of Psycho-Analysis, 1992.
Glasser M. Some aspects of the role of aggression in the perversions // Sexual Deviation / Ed. I. Rusen. Oxford: Oxford University Press, 1979.
Goffman E. The presentation of Self in everyday life. N. Y.: Garden City, 1959.
Greenson R. The technique and practice of psychoanalysis. V. 1. N. Y.: International University Press, 1967.
Greenwood E. Social science and social work: A theory of their relationships // Social Service Review, 29, 1955.
Haley J. Problem-solving therapy. 2nd ed. San Francisco: Jossey-Bass, 1987.
Handbook of the psychology of aging / Eds. J. E. Birren and K. W. Schaie. San Diego: Academic Press, 1990.
Handbook of theory for practice teachers in social work / Ed. J. Lishman. Pensylvania, London & Bristol: Jessica Kingsley Publishers, 1996.
Hearn G. Theory building in social work. Toronto: University of Toronto Press, 1958.
Herbert M. Psychology for social workers. London: BPS in association with Macmillan, 1988.
Hocquenghem G. Desir homosexual. London: Allison and Busby, 1978.
Hoffman I. L. Research, social work and Scholarship. Cleveland: Western Reserve University, 1955.
Hooker E. Reflections of 40-year exploration: A scientific view of homosexuality // American Psychologist, vol. 48, No 4, 1993.
Hopson B. and Scatty M. Lifeskills teaching: Education for self-empowerment. Maidenhead: McGraw-Hill, 1980.
Illich I. et al. The Disabling Professions. London: Marion Boyars, 1977.
Ivey A. Microcounselling: Innovations in interviewing training. Springfield, ILL: Thomas, 1971.
Jackins H. The human side of human beings; the theory of re-evaluation counseling. Seattle: Rational Island Publications, 1965.
Kagan N. et al. Studies in human interactions: Interpersonal process recall stimulated by videotape. East Lansing, Mich.: Michigan State University Press, 1967.
Kahn A.J. The nature of social work knowledge // New directions in social work / Ed. Cora Kasius. N. Y.: Harper & Bros., 1954.
Kalff D. Sandspiel; seine therapeutische Wirkung auf die Psyche. Erlenbach-Zurich: Rascher, 1979.
Katz M. Can computers mark guidance decisions for students? N. Y.: College Board Review, 1969.
LacanJ. Les Ecrits. Paris: Editions du Seuil, 1966.
Lazarus A. The practice of multimodal therapy. N. Y.: McGraw-Hill, 1981.
Loughary L. and Ripley T. Helping others help themselves. N. Y.: McGraw-Hill, 1977.
Lutz W. Concepts and principles underlying social casework practice. Washington: National Association of Social Workers, 1956.
Maas H. S. Problems in the use of the behavioral sciences in social work education. Los Angeles: Macmillan, 1957.
Maas H. S., Wolins M. Concepts and methods in social work research // New directions in social work / Ed. Cora Kasius. Harper and Bros., 1954.
Mahler M. S., Pine F., and Bergman A. The psychological birth of the human infant. New York: Basic Books, 1975.
Meadows P. Models and theory construction // American Sociological Review, 22, 1957.
Menninger K. A. Man against himself. New York: Harcourt, Brace, 1938.
Nelson-Jones R. Practical counseling skills. New York: Holt, Rinehart & Winston, 1983.
Patton R. and Meara A. Psychoanalytical Counselling. London, 1992.
Pinker R. 1st Minority report of working party // Barclay report "Social workers: their role and task". Report of working party (Charmain Peter Barclay), London: Bedford Square Press, 1982.
Rapaport D. and Gill M. The points of view and assumptions of metapsychology // Int. J. of Psychoanal. Vol. 40, 1959.
Raths L., Harmin M. and Simon S. Values and teaching. Columbus, Ohio: C. Merill, 1964.
Richmond M. Social diagnosis. New York: Russell Sage Foundation, 1917.
Robinson V. P. A changing psychology in social casework. Chapel Hill: University of Carolina Press, 1930.
Rogers C. Carl Rogers on personal power. New York: Delacorte Press, 1977.
Rogers C. Client-centered therapy, its current practice, implications, and theory. Boston: Hough-ton Mifflin, 1951.
Rogers C. Counselling and psychotherapy. New concepts in practice. Cambridge, MA: The Riber-side Press, 1942.
Rogers C. The necessary and sufficient conditions of therapeutic personality changes //Journal of Counselling Psychology, 1957.
Scatty M. and Hopson В. A model of helping and counselling: Indications for training. Leeds: Leeds University Press, 1979.
Simon F.B., Stierlin H, and Wynne L. C. The language of family therapy: A systemic vocabulary and sourcebook. New York, 1985.
Smalley R. E. Theory for social work practice. New York: Columbia University Press, 1967.
Spitz R. A genetic field theory of ego formation: Its implications for pathology. New York: Int. Univ. Press, 1959.
Stein H. Social science and social work practice and education // Social Casework, 36, 1955.
The individual psychology of A. Adler. A systematic presentation in selections from his writings / Eds. H. L. Ansbacher and R. R.Ansbacher. London: Allen " Unwin, 1956.
Turner F. (Ed.). Social work treatment: interlocking theoretical approaches. 2nd ed. New York: Free Press, 1979.
Wegscheider-Cruse Sh. Another chance: hope and health for the alcoholic family. Palo Alto, С A: Science and Behavior Books, 1981.
Wells H. G. Floor games. London: Frank Palmer, 1911.
Winnicot D. W. Playing and reality. London: Tavistock, 1971.
Winnicott D. W. The maturational process and the facilitating environment. New York: Int. Univ. Press, 1965.
Wolpe J. The practice of behavior therapy (3rd ed.). New York: Pergamon, 1983.
Список рекомендуемой литературы
Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб., 1997.
Андреева Т. В. Социальная психология семейных отношений. СПб.: СПбГУ, 1998.
Анциферова Л. И. Поздний период жизни человека// Психологический журнал. Т. 17, № 6, 1996.
Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. СПб.: Питер, 2000.
Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя... М., 1996.
Бэндлер Р., Сатир В. и др. Семейная терапия: книга, углубляющая наши познания о том, как быть человеком. Воронеж, 1993.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2001.
Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М., 1998.
Выготский Л. С. Проблема возраста. Собр. соч. Т. 4. М.,1984.
Гилинский Я. И., Юнацкевич П. И. Социологические и психолого-педагогические основы суицидологии: Учебное пособие. СПб., 1999.
Тулина М. А. Основы индивидуального психологического консультирования. СПБ.: СпбГУ, 2000.
Дольто Ф. На стороне подростка. СПб.; М., 1997.
Дольто Ф. На стороне ребенка. СПб.; М., 1997.
Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. СПб., 1991.
Каплан Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия. М.: Медицина, 1994.
Клуб ищущих работу // Подготовка руководителей клуба: Пособие для преподавателей. М., 1996.
Кон И. С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. М., 1998.
Кондратенко В. Т. Девиантное поведение у подростков. Минск, 1988.
Лабиринты одиночества. М., 1991.
Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.
Медведева Г. П. Введение в социальную геронтологию. М, 2000.
Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.: СПбГУ, 1999.
Наш проблемный подросток: Учебное пособие. СПб., 1995.
Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000.
Прихожан А. М., Толстых Н. Я. Дети без семьи. М., 1990.
Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. М., 1997.
Рутан Дж., Стоун У. Психодинамическая групповая психотерапия. СПб.: Питер, 2002.
Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.
Селье Г. Стресс без дистресса. М.: "Прогресс", 1979.
Системная семейная психотерапия / Под ред. Э. Г. Эйдемиллера. СПб.: Питер, 2002.
Скиннер Р., Клииз Дж. Семья и как в ней уцелеть. М., 1995.
Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. СПб., 2000.
Тайсон Ф., Тайсон Р. Л. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
Фонтана Д. Как справиться со стрессом. М.: Педагогика-пресс, 1995.
Фрейд А. Норма и патология детского развития (1965) // А. Фрейд, 3. Фрейд. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. СПб, 1997.
Фрейд З. Я и ОНО. Труды разных лет. Кн. 2. Тбилиси, 1991.
Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.
Хорни К. Самоанализ. СПб.: Питер, 2002.
Хрисанфова Е. Н. Основы геронтологии. М., 1999.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1999.
Человек после развода / Под ред. Н. Я. Соловьева. Вильнюс, 1985.
Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.; СПб., 1996.
Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.