Физиологическая основа темперамента
Люди издавна пытались найти органическую основу темперамента.
Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., объяснял феномен темперамента соотношением в организме различных жидкостей. Он считал, что у одних может преобладать сангва (греч.) – кровь, у других флегма – плазма, у третьих – холес – желчь, у четвертых – мелана холес – черная желчь. Отсюда и названия темпераментов, терминология которых сохранилась до наших дней.
В начале ХХ века русский ученый И. Павлов выделил 2 типа высшей нервной деятельности:
ВНД
сильный слабый
неуравновешенный уравновешенный
подвижный спокойный
К.Г.Юнг
экстраверт интроверт
(внутренний мир заполнен общением (обращен в свой собственный
с другими людьми – холерик, внутренний мир – флегматик,
сангвиник) меланхолик)
Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система - нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов.
Любопытно, что благополучные семейные пары с устойчивыми и максимально совместимыми отношениям отличаются противоположными темпераментами. Универсальными партнерами являются флегматики, к ним подходит любой тип, кроме своего собственного.
"Чистые" темпераменты встречаются относительно редко. Человек является носителем всех типов темперамента, какой-то из них может доминировать. Крайние проявления с возрастом сглаживаются. Самовоспитание, самоконтроль помогают человеку строить гармоничные отношения с окружающими. Врожденные свойства не исчезают, а компенсируются самоконтролем и условиями среды.
Если темперамент подчеркивает природные особенности человека в его отношении к различным событиям, то характер выявляет социальное начало в человеке, его отношение к жизни.
В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.
Различают характер определённый (наличие у человека одной или нескольких ярко выраженных черт) и неопределённый (выраженность черт отсутствует или слабая).
Структура характера:
1 группа: отражается отношением человека к действительности (к другим людям, к себе, к труду, к предметам культуры)
2 группа: волевые черты характера, определяющие умение и готовность человека управлять своим поведением. Это готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, решительности, дисциплинированности.
Карл Леонгард считал, что у 20-50% людей некоторые черты характера заострены, что при критической обстановке приводит к конфликтам и нервным срывам.
Крайняя выраженность нормы черты характера, вслед за которой следует патология, называется акцентуация характера. Часто встречается у подростков.