Переплетения: третий уровень

Остановимся теперь на третьем уровне содержащегося в метафо­ре смысла. Обогащенная чувственными характеристиками речь про­буждает в слушающем рассказ ребенке процесс переплетения сенсор­ных систем. У этого процесса двоякая цель: первое — восстановить целостность и равновесие чувственного восприятия ребенка и — вто­рое — разблокировать и раскрыть внесознательную систему с помощью соответствующих предикативных членов предложения. Более того, свободное перетекание предикатов из одной системы в другие и об­ратно поможет восстановить нормальную деятельность внесознатель-ной системы. Согласно мысли Геллера, процесс сенсорного перепле-

тения* в конечном итоге может "разрыхлить" и даже "раскрошить" препятствие, блокирующее внесознательную систему. В результате та­кого подхода ребенку удается выявить запас внутренних ресурсов и направить их в проблемный участок. Ребенок черпает силы для ус­транения проблемы в тех областях психики, где все три сенсорные системы работают нормально.

Например, терапевт узнал от ребенка, что тот больше всего любит проводить время на морском берегу. Терапевт начинает работу следу­ющим образом:

Ты поудобнее устраивайся на песочке, а я расскажу тебе одну ис­торию, а говорить буду так, что ты сможешь увидеть приятные образы и воспоминания из твоего прошлого.

Помню, как-то увидела я играющую на песчаном пляже девочку. Она копала ямку у самой кромки воды. Из влажного песка она вы­строила стены и стала их украшать, отыскивая ракушки, водоросли, кусочки выброшенного волнами дерева и даже перышки. Я с удоволь­ствием наблюдала за ее работой. Часто, когда шум волн усиливался, она поднимала голову и смотрела, как они разбиваются о берег. А потом она так увлеклась своим делом, что почти не замечала ритмичного ро­кота волн. Девочка с восторгом любовалась своим прекрасным замком, который постепенно вырисовывался в результате ее трудов.

Если переплетение сделано удачно, то в ребенке начинается не­кий процесс слияния: налажен контакт, найдена нужная "волна", вни­мание сфокусировано, равновесие установлено. Заблокированный ка­нал восприятия открылся и плодотворно взаимодействует с другими системами.

Приведем все тот же отрывок из рассказа "В розовом цвете" и выделим внушения курсивом, а переплетение сенсорных предикатов— жирным шрифтом:

В этот миг глазаслоненка живоблеснули. Он понял, что бывают моменты, когда очень важно отличаться от других, когда так чудесно отличаться от других.

Мудрый слон ласково потрепалего хоботом и сказал: "Ты все верно понял, малыш. В жизни бывает очень много моментов, когда умение отличаться от других — просто чудесное качество, как и все остальное, что ты еще умеешь делать. Я вот думаю, сможешь ли ты научить других тому, что сам умеешь, поделиться своим умением с теми, кто этого еще не знает".

Переплетения: третий уровень - student2.ru Переплетения: третий уровень - student2.ru * Лэнкгон и Камерон-Бендлер называют этот процесс "частичным наложением", а Геллер и Стал — "перекрытием".

5-78

           
  Переплетения: третий уровень - student2.ru
    Переплетения: третий уровень - student2.ru
    Переплетения: третий уровень - student2.ru
 
 

 
  Переплетения: третий уровень - student2.ru

Переплетения: третий уровень - student2.ru Розовый слоненок подумал, подумали с той же искоркой в гла­зах ответил: "Конечно, научу!"

Он подошел к месту, где резвились другие слонята, и стал показы­вать им три своих умения. Пусть они узнают, как можно по-новому и необычно использовать эти три умения. Он показалим все, чему на­учился благодаря своему розовому цвету. Слонята были просто ш изум­ления.Оказывается, это так здорово— быть розовым и непохожим на других. Слонята даже приложили немало усилий,чтобы самим порозоветь.

Живые метафоры " \ ':

В период лечения мы часто даем ребенку ряд домашних заданий, которые назвали живыми метафорами. Имеются в виду занятия, вхо­дящие в режим дня ребенка и в метафорической форме воспроизво­дящие необходимый для решения проблемы процесс. Во время этой деятельности ребенок получает приятные сенсорные ощущения, ко­торые ассоциируются с заблокированной системой. Живая метафора является прекрасным дополнением к рассказу, потому что помогает закрепить содержащийся в нем лечебный посыл через реальные фи­зические ощущения. Рассказ пробуждает скрытые бессознательные ресурсы, а живая метафора дает им возможность проявиться в прак­тической деятельности.

Возьмем для примера ребенка, который привык почти до крови обкусывать ногти. Для него можно придумать метафору, связанную с садом и уходом за растениями. А в качестве живой метафоры ребенку можно дать задание посадить десять кустиков рассады и ежедневно ухаживать за ними, пока они не подрастут и не окрепнут. Можно пос­лать ребенка в ближайший питомник, чтобы он узнал, как бороться со слизняками и другими садовыми вредителями.

Живая метафора может быть подсказана непосредственно про­блемой или выраженным симптомом, но может иметь и более общую цель: открыть доступ и свести в единое целое все три системы. В сле­дующем примере живая метафора подсказана непосредственным по­водом обращения к терапевту.

Кекс с приправой

Из пяти детей пятнадцатилетняя Элайна была старшей в семье. Ей было одиннадцать, когда умерла мать, и вся забота о младших легла на ее плечи. За эти четыре года Элайна посуровела, в ней чрез­мерно развилось чувство ответственности и требовательности к себе.

Непосредственным поводом обращения к терапевту была боязнь пойти на свидание с мальчиком, который ей нравился. Выяснилось, что де­вочка опасается сказать что-нибудь такое, что вызовет его насмешку, унизит ее в его глазах, и она потеряет его. Внесознательная слуховая система девочки придумала для нее весь этот сценарий, проработав его до мельчайших подробностей.

В дополнение к художественной метафоре и рассказам, Элайне было дано задание (живая метафора) испечь дома два кекса — один строго по рецепту, а в другой добавить что-нибудь такое, что, по ее мнению, испортит кекс. На следующую встречу с терапевтом ей сле­довало принести по кусочку от каждого кекса.

Девочка была явно озадачена, но поручение выполнила. Положив на стол два куска, она заявила, что добавила во второй кекс приправу для острого соуса. Когда я спросила, какой урок она извлекла из этого опыта, Элайна ответила, что "если рецепт хороший, его трудно испор­тить". Мы отведали по кусочку "кекса с острой приправой" и убеди­лись, что "не так уж он плох". И тут неожиданно девочка сознательно провела параллель между заключением по поводу подпорченного кек­са и боязнью свидания. Она поняла, что одним-двумя неловкими замечаниями общего впечатления не испортить.

В создании живой метафоры, так же как и в метафорических рас­сказах, происходит взаимодействие всех уровней сознания: сознатель­ного (задание), бессознательного (установление аналогии с собствен­ной проблемой) и внесознательного (необычное задание открывает заблокированную слуховую систему, происходит интеграция всех чув­ственных систем).

Ниже мы приводим различные виды заданий для создания жи­вых метафор, которые помогут открыть доступ к заблокированной системе и наладить ее работу.

Визуальные задания

1. Альбом с фотографиями. Пусть ребенок научится фотографиро­вать и снимает все, что ему нравится. Фотографии собираются в аль­бом, под каждой ребенок пишет одно слово, выражающее его ощуще­ния при виде этого снимка. Другой вариант фотозадания: ребенок выбирает определенный цвет или форму (круг, квадрат, треугольник; голубой, розовый, желтый) для выражения соответствующей терапев­тической цели (быть счастливым, уверенным в себе, лучше учиться). Когда ребенку встречается этот цвет или форма (во дворе, в парке, в окрестностях), он фотографирует их.

2. Переплетения: третий уровень - student2.ru Переплетения: третий уровень - student2.ru Переплетения: третий уровень - student2.ru Переплетения: третий уровень - student2.ru Переплетения: третий уровень - student2.ru Блокнот. Пусть ребенок вырезает из журналов понравившиеся
ему картинки и наклеивает на страницы блокнота. Можно собрать все
вырезки на одном большом листе бумаги, чтобы получился коллаж
любимых впечатлений.

3. Смена перспективы. Пусть ребенок сфотографирует понравив­
шийся ему объект с шести разных точек, под разным углом, чтобы
научиться видеть один и тот же предмет каждый раз по-новому.

Кинестетические задания...■

1. Вес. Пусть ребенок сходит в магазин (если маленький, то с кем-
нибудь из родителей) и выберет разные фрукты и овощи. Ребенок
берет по одному плоду в каждую руку и сравнивает, какой тяжелее.
Заключение ребенка проверяется с помощью весов.

2. Фактура. Пусть ребенок каждый день находит три предмета,
чтобы они были на ощупь твердыми, гладкими, шершавыми или мяг­
кими. Это развивает осязание.

3. Равновесие. Пусть ребенок научится удерживать книгу на голо­
ве, или ходить по узкой доске. Пусть научится балансировать на доске
качелей.

Слуховые задания

1. Любимая музыка. Пусть ребенок сложит по порядку свои запи­
си, пусть попробует написать стихи к любимым мелодиям.

2. Любимые звуки. Пусть ребенок сходит на пляж, в зоопарк, в
туристический поход или просто побродит по окрестностям и запи­
шет на пленку все понравившиеся ему звуки. Потом он сможет слу­
шать записи у себя в комнате.

3. Любимые ассоциации. Пусть ребенок выберет пять любимых
способов времяпровождения, а затем запишет связанные с ними зву­
ки (бейсбольный матч, поход в зоопарк, и т.п.).

Чтобы проиллюстрировать все вышеприведенные теоретические положения, мы подробно разберем случай из практики.

Обучающая метафора:

Слоненок Сэмми и мистер Верблюд *

Восьмилетнего Джона, гибкого темноволосого мальчика, приве­ли к нам по рекомендации лечащего педиатра с диагнозом: вторич­ный функциональный энурез. По словам матери, которая воспиты­вала ребенка без отца, с Джоном все было в порядке от трех с половиной до пяти лет, за очень редкими исключениями. Все резко изменилось, когда она получила повышение и новая работа потребо­вала срочного переезда в другой город. Болезнь началась почти сразу после переезда. Лечащий врач заверил женщину, что это лишь реак­ция на резкую смену обстановки и вскоре все наладится. Однако про­шло уже три года, а проблема оставалась неразрешенной. Причем, у болезни не было постоянного характера. Иногда "сухие" перерывы длились до двух недель, затем снова начиналось многонедельное ноч­ное недержание мочи.

Джон с восторгом обследовал мой кабинет, рассматривая кукол, настольные игры и предметы для рисования и поделок. Но когда я спросила, знает ли он, зачем его сюда привели, живое выражение ис­чезло с его лица и он робко ответил, используя преимущественно слу­ховые предикаты:

"Мама говорила, что вы послушаете меня насчет моих дел. Она сказала, что вы расскажете мне разные истории, и все пройдет".

Отсюда следует вывод, что на сознательном уровне проблема вос­принимается аудиальной системой. Наиболее часты направления взгляда — влево и вверх, что говорит о подсознательности визуальной системы. Это подтвердилось ответом Джона на мой вопрос, что ему представляется, когда он смотрит вверх и влево. Он тут же описал свои воспоминания о маме и себе из прошлого.

Тогда был задан прямой вопрос: "Что ты чувствуешь по поводу своей проблемы?"

Взгляд устремился вправо и вниз (кинестетический канал), дыха­ние участилось, левая нога стала непроизвольно дрожать. Запинаясь, он смущенно ответил: "Не знаю".

Джон не смог ответить и на другие вопросы, касающиеся его ощущений и переживаний. Даже когда глаза снова приняли ки­нестетическое положение, он не мог выразить никаких эмоций. Мы пришли к заключению, что кинестетическая система мальчика



Переплетения: третий уровень - student2.ru 116

' Случай был изложен в докладе 'Терапевтические метафоры для детей" на юбилейном заседании по случаю 25-летия Американского общества клинического гипноза в октябре 1982 года в Денвере, штат Колорадо.

Переплетения: третий уровень - student2.ru находится вне сознания. Выраженный симптом болезни заключался в том, что мальчик не чувствовал позывов к мочеиспусканию и поэтому не мог управлять мочевым пузырем, что также указывало на препятствие в кинестетическом канале. Дело осложнялось не­возможностью определить его эмоциональную реакцию на вопро­сы, касающиеся проблемы. Однако, когда мы поинтересовались его увлечениями, в речи появились кинестетические предикаты. Осо­бенно он любил бейсбол и охотно использовал его терминологию: "бежать на базу", "бить по мячу", "достать мяч в броске" и тому подобное. Были у него и другие увлечения, рассказывая о них, он также использовал кинестетические предикаты. Другими словами, в определенных областях своей жизни Джон мог испытывать по­ложительные кинестетические ощущения и вполне владел ими. Они-то и послужили тем резервом, который можно было мобили­зовать для устранения проблемы.

Джон все время поглядывал по сторонам, его внимание привле­кали игрушки, но когда он увидел симпатичного слоненка, глаза его расширились. Он взял его с полки и стал живо описывать свой не­давний поход в цирк. Все зрелище словно ожило перед его глазами. С особенным восторгом он рассказывал, как на арену цепочкой вы­шли слоны, держась за хвосты друг друга, а завершал шествие чудес­ный маленький слоненок. Терапевтическая задача заключалась в том, чтобы перевести ресурсные ощущения приятного состояния и владе­ния собой из области, где они были накоплены, в проблемную об­ласть. Методом решения задачи стала терапевтическая метафора. Ее стержнем послужила тема цирка и слоненка. Ниже приводится текст метафоры с выделенными курсивом внушениями. Сенсорные пере­плетения показаны жирным шрифтом, а слева в скобках указаны ос­новные элементы рассказа. Следует обратить внимание на то, что подчеркнуты основные смысловые слова, выражающие чувственное восприятие. Кроме того, во избежание перегрузки текста шрифто­выми выделениями, мы не обозначили жирным шрифтом чувствен­но-ориентированные слова, входящие во внушения.

Наши рекомендации