Переплетения: третий уровень
Остановимся теперь на третьем уровне содержащегося в метафоре смысла. Обогащенная чувственными характеристиками речь пробуждает в слушающем рассказ ребенке процесс переплетения сенсорных систем. У этого процесса двоякая цель: первое — восстановить целостность и равновесие чувственного восприятия ребенка и — второе — разблокировать и раскрыть внесознательную систему с помощью соответствующих предикативных членов предложения. Более того, свободное перетекание предикатов из одной системы в другие и обратно поможет восстановить нормальную деятельность внесознатель-ной системы. Согласно мысли Геллера, процесс сенсорного перепле-
тения* в конечном итоге может "разрыхлить" и даже "раскрошить" препятствие, блокирующее внесознательную систему. В результате такого подхода ребенку удается выявить запас внутренних ресурсов и направить их в проблемный участок. Ребенок черпает силы для устранения проблемы в тех областях психики, где все три сенсорные системы работают нормально.
Например, терапевт узнал от ребенка, что тот больше всего любит проводить время на морском берегу. Терапевт начинает работу следующим образом:
Ты поудобнее устраивайся на песочке, а я расскажу тебе одну историю, а говорить буду так, что ты сможешь увидеть приятные образы и воспоминания из твоего прошлого.
Помню, как-то увидела я играющую на песчаном пляже девочку. Она копала ямку у самой кромки воды. Из влажного песка она выстроила стены и стала их украшать, отыскивая ракушки, водоросли, кусочки выброшенного волнами дерева и даже перышки. Я с удовольствием наблюдала за ее работой. Часто, когда шум волн усиливался, она поднимала голову и смотрела, как они разбиваются о берег. А потом она так увлеклась своим делом, что почти не замечала ритмичного рокота волн. Девочка с восторгом любовалась своим прекрасным замком, который постепенно вырисовывался в результате ее трудов.
Если переплетение сделано удачно, то в ребенке начинается некий процесс слияния: налажен контакт, найдена нужная "волна", внимание сфокусировано, равновесие установлено. Заблокированный канал восприятия открылся и плодотворно взаимодействует с другими системами.
Приведем все тот же отрывок из рассказа "В розовом цвете" и выделим внушения курсивом, а переплетение сенсорных предикатов— жирным шрифтом:
В этот миг глазаслоненка живоблеснули. Он понял, что бывают моменты, когда очень важно отличаться от других, когда так чудесно отличаться от других.
Мудрый слон ласково потрепалего хоботом и сказал: "Ты все верно понял, малыш. В жизни бывает очень много моментов, когда умение отличаться от других — просто чудесное качество, как и все остальное, что ты еще умеешь делать. Я вот думаю, сможешь ли ты научить других тому, что сам умеешь, поделиться своим умением с теми, кто этого еще не знает".
* Лэнкгон и Камерон-Бендлер называют этот процесс "частичным наложением", а Геллер и Стал — "перекрытием".
5-78
Розовый слоненок подумал, подумали с той же искоркой в глазах ответил: "Конечно, научу!"
Он подошел к месту, где резвились другие слонята, и стал показывать им три своих умения. Пусть они узнают, как можно по-новому и необычно использовать эти три умения. Он показалим все, чему научился благодаря своему розовому цвету. Слонята были просто ш изумления.Оказывается, это так здорово— быть розовым и непохожим на других. Слонята даже приложили немало усилий,чтобы самим порозоветь.
Живые метафоры " \ ':
В период лечения мы часто даем ребенку ряд домашних заданий, которые назвали живыми метафорами. Имеются в виду занятия, входящие в режим дня ребенка и в метафорической форме воспроизводящие необходимый для решения проблемы процесс. Во время этой деятельности ребенок получает приятные сенсорные ощущения, которые ассоциируются с заблокированной системой. Живая метафора является прекрасным дополнением к рассказу, потому что помогает закрепить содержащийся в нем лечебный посыл через реальные физические ощущения. Рассказ пробуждает скрытые бессознательные ресурсы, а живая метафора дает им возможность проявиться в практической деятельности.
Возьмем для примера ребенка, который привык почти до крови обкусывать ногти. Для него можно придумать метафору, связанную с садом и уходом за растениями. А в качестве живой метафоры ребенку можно дать задание посадить десять кустиков рассады и ежедневно ухаживать за ними, пока они не подрастут и не окрепнут. Можно послать ребенка в ближайший питомник, чтобы он узнал, как бороться со слизняками и другими садовыми вредителями.
Живая метафора может быть подсказана непосредственно проблемой или выраженным симптомом, но может иметь и более общую цель: открыть доступ и свести в единое целое все три системы. В следующем примере живая метафора подсказана непосредственным поводом обращения к терапевту.
Кекс с приправой
Из пяти детей пятнадцатилетняя Элайна была старшей в семье. Ей было одиннадцать, когда умерла мать, и вся забота о младших легла на ее плечи. За эти четыре года Элайна посуровела, в ней чрезмерно развилось чувство ответственности и требовательности к себе.
Непосредственным поводом обращения к терапевту была боязнь пойти на свидание с мальчиком, который ей нравился. Выяснилось, что девочка опасается сказать что-нибудь такое, что вызовет его насмешку, унизит ее в его глазах, и она потеряет его. Внесознательная слуховая система девочки придумала для нее весь этот сценарий, проработав его до мельчайших подробностей.
В дополнение к художественной метафоре и рассказам, Элайне было дано задание (живая метафора) испечь дома два кекса — один строго по рецепту, а в другой добавить что-нибудь такое, что, по ее мнению, испортит кекс. На следующую встречу с терапевтом ей следовало принести по кусочку от каждого кекса.
Девочка была явно озадачена, но поручение выполнила. Положив на стол два куска, она заявила, что добавила во второй кекс приправу для острого соуса. Когда я спросила, какой урок она извлекла из этого опыта, Элайна ответила, что "если рецепт хороший, его трудно испортить". Мы отведали по кусочку "кекса с острой приправой" и убедились, что "не так уж он плох". И тут неожиданно девочка сознательно провела параллель между заключением по поводу подпорченного кекса и боязнью свидания. Она поняла, что одним-двумя неловкими замечаниями общего впечатления не испортить.
В создании живой метафоры, так же как и в метафорических рассказах, происходит взаимодействие всех уровней сознания: сознательного (задание), бессознательного (установление аналогии с собственной проблемой) и внесознательного (необычное задание открывает заблокированную слуховую систему, происходит интеграция всех чувственных систем).
Ниже мы приводим различные виды заданий для создания живых метафор, которые помогут открыть доступ к заблокированной системе и наладить ее работу.
Визуальные задания
1. Альбом с фотографиями. Пусть ребенок научится фотографировать и снимает все, что ему нравится. Фотографии собираются в альбом, под каждой ребенок пишет одно слово, выражающее его ощущения при виде этого снимка. Другой вариант фотозадания: ребенок выбирает определенный цвет или форму (круг, квадрат, треугольник; голубой, розовый, желтый) для выражения соответствующей терапевтической цели (быть счастливым, уверенным в себе, лучше учиться). Когда ребенку встречается этот цвет или форма (во дворе, в парке, в окрестностях), он фотографирует их.
2. Блокнот. Пусть ребенок вырезает из журналов понравившиеся
ему картинки и наклеивает на страницы блокнота. Можно собрать все
вырезки на одном большом листе бумаги, чтобы получился коллаж
любимых впечатлений.
3. Смена перспективы. Пусть ребенок сфотографирует понравив
шийся ему объект с шести разных точек, под разным углом, чтобы
научиться видеть один и тот же предмет каждый раз по-новому.
Кинестетические задания...■
1. Вес. Пусть ребенок сходит в магазин (если маленький, то с кем-
нибудь из родителей) и выберет разные фрукты и овощи. Ребенок
берет по одному плоду в каждую руку и сравнивает, какой тяжелее.
Заключение ребенка проверяется с помощью весов.
2. Фактура. Пусть ребенок каждый день находит три предмета,
чтобы они были на ощупь твердыми, гладкими, шершавыми или мяг
кими. Это развивает осязание.
3. Равновесие. Пусть ребенок научится удерживать книгу на голо
ве, или ходить по узкой доске. Пусть научится балансировать на доске
качелей.
Слуховые задания
1. Любимая музыка. Пусть ребенок сложит по порядку свои запи
си, пусть попробует написать стихи к любимым мелодиям.
2. Любимые звуки. Пусть ребенок сходит на пляж, в зоопарк, в
туристический поход или просто побродит по окрестностям и запи
шет на пленку все понравившиеся ему звуки. Потом он сможет слу
шать записи у себя в комнате.
3. Любимые ассоциации. Пусть ребенок выберет пять любимых
способов времяпровождения, а затем запишет связанные с ними зву
ки (бейсбольный матч, поход в зоопарк, и т.п.).
Чтобы проиллюстрировать все вышеприведенные теоретические положения, мы подробно разберем случай из практики.
Обучающая метафора:
Слоненок Сэмми и мистер Верблюд *
Восьмилетнего Джона, гибкого темноволосого мальчика, привели к нам по рекомендации лечащего педиатра с диагнозом: вторичный функциональный энурез. По словам матери, которая воспитывала ребенка без отца, с Джоном все было в порядке от трех с половиной до пяти лет, за очень редкими исключениями. Все резко изменилось, когда она получила повышение и новая работа потребовала срочного переезда в другой город. Болезнь началась почти сразу после переезда. Лечащий врач заверил женщину, что это лишь реакция на резкую смену обстановки и вскоре все наладится. Однако прошло уже три года, а проблема оставалась неразрешенной. Причем, у болезни не было постоянного характера. Иногда "сухие" перерывы длились до двух недель, затем снова начиналось многонедельное ночное недержание мочи.
Джон с восторгом обследовал мой кабинет, рассматривая кукол, настольные игры и предметы для рисования и поделок. Но когда я спросила, знает ли он, зачем его сюда привели, живое выражение исчезло с его лица и он робко ответил, используя преимущественно слуховые предикаты:
"Мама говорила, что вы послушаете меня насчет моих дел. Она сказала, что вы расскажете мне разные истории, и все пройдет".
Отсюда следует вывод, что на сознательном уровне проблема воспринимается аудиальной системой. Наиболее часты направления взгляда — влево и вверх, что говорит о подсознательности визуальной системы. Это подтвердилось ответом Джона на мой вопрос, что ему представляется, когда он смотрит вверх и влево. Он тут же описал свои воспоминания о маме и себе из прошлого.
Тогда был задан прямой вопрос: "Что ты чувствуешь по поводу своей проблемы?"
Взгляд устремился вправо и вниз (кинестетический канал), дыхание участилось, левая нога стала непроизвольно дрожать. Запинаясь, он смущенно ответил: "Не знаю".
Джон не смог ответить и на другие вопросы, касающиеся его ощущений и переживаний. Даже когда глаза снова приняли кинестетическое положение, он не мог выразить никаких эмоций. Мы пришли к заключению, что кинестетическая система мальчика
116
' Случай был изложен в докладе 'Терапевтические метафоры для детей" на юбилейном заседании по случаю 25-летия Американского общества клинического гипноза в октябре 1982 года в Денвере, штат Колорадо.
находится вне сознания. Выраженный симптом болезни заключался в том, что мальчик не чувствовал позывов к мочеиспусканию и поэтому не мог управлять мочевым пузырем, что также указывало на препятствие в кинестетическом канале. Дело осложнялось невозможностью определить его эмоциональную реакцию на вопросы, касающиеся проблемы. Однако, когда мы поинтересовались его увлечениями, в речи появились кинестетические предикаты. Особенно он любил бейсбол и охотно использовал его терминологию: "бежать на базу", "бить по мячу", "достать мяч в броске" и тому подобное. Были у него и другие увлечения, рассказывая о них, он также использовал кинестетические предикаты. Другими словами, в определенных областях своей жизни Джон мог испытывать положительные кинестетические ощущения и вполне владел ими. Они-то и послужили тем резервом, который можно было мобилизовать для устранения проблемы.
Джон все время поглядывал по сторонам, его внимание привлекали игрушки, но когда он увидел симпатичного слоненка, глаза его расширились. Он взял его с полки и стал живо описывать свой недавний поход в цирк. Все зрелище словно ожило перед его глазами. С особенным восторгом он рассказывал, как на арену цепочкой вышли слоны, держась за хвосты друг друга, а завершал шествие чудесный маленький слоненок. Терапевтическая задача заключалась в том, чтобы перевести ресурсные ощущения приятного состояния и владения собой из области, где они были накоплены, в проблемную область. Методом решения задачи стала терапевтическая метафора. Ее стержнем послужила тема цирка и слоненка. Ниже приводится текст метафоры с выделенными курсивом внушениями. Сенсорные переплетения показаны жирным шрифтом, а слева в скобках указаны основные элементы рассказа. Следует обратить внимание на то, что подчеркнуты основные смысловые слова, выражающие чувственное восприятие. Кроме того, во избежание перегрузки текста шрифтовыми выделениями, мы не обозначили жирным шрифтом чувственно-ориентированные слова, входящие во внушения.