Стандарты психологической подготовки
1. Быть психологически готовым, значит быть способным контролировать, регулировать собственные мысли, контролировать то, что происходит в сознании, чтобы эффективно использовать свои способности (это относится как к участникам, так и к тренерам).
2. Знание общей психологической подготовки:
2.1. Управление мотивацией спортсмена:
2.1.1.Стимулировать положительную самооценку участника (каждый малейший успех надо использовать для повышения чувства уверенности в своих силах), при неудачах должен действовать принцип 50:50, т.е. примерно в половине случаев соглашаться со спортсменом, что в неудаче меньше всего виноват он, а в половине случаев подчеркивать его недостатки, но при этом сразу показать пути исправления.
2.1.2. Тренер должен выделять индивидуальные особенности игроков и говорить о компетентности в определенной сфере (физика, мышление, амплуа и т.д.).
2.2. Тренер должен уметь сам и обучать учеников психической регуляцией:
2.2.1. Программы воздействия на когнитивную (умственную) сферу:
— средства целеполагания (постановка целей, при которой человек ориентируется на преодоление прогнозируемых психических барьеров как на необходимую и даже желательную часть своего самосовершенствования);
— организация направленности мыслей в нужное русло, отвлечение сознания от срессфакторов;
— аутотренинг (формирование готовности к конкретной деятельности).
2.2.2. Программы воздействия на физиолого-соматический компонент человека, при этом не только регулируется соматическая напряженность, но и опосредованно создается необходимое состояние готовности к трудной деятельности:
— варианты психомышечной тренировки;
— самоконтроль за состоянием мимических мышц;
— самоконтроль дыхания.
2.2.3. Программы воздействия на поведение: контроль и регуляция поведенческих реакций.
2.3. Использовать самоприказы спортсменов. (Американский спортивный психолог Б.Кретти писал о роли указаний тренера и самоприказов спортсмена при технико-тактической подготовке следующее. После завершения упражнения или игровой комбинации спортсмену необходимо некоторое время для их оценки, то есть он должен прочувствовать само движение и результаты прилагаемых усилий до того, как тренер выскажет свое мнение. Чем более совершенен навык, тем меньше формальных инструкций должен получать спортсмен. При большом количестве указаний тренера внимание спортсмена «распыляется» и упускается контроль за главным. Здесь больше нужны самоприказы спортсмена типа: «Четче наскок», «Не разворачивай корпус при этом ударе», «Сопровождать мяч!» и т.д. Здесь важен личностный смысл таких самоприказов: я знаю, что мне в таком нападающем ударе не надо поворачивать корпус)
2.4. Создание соответствующей психологической обстановки, а также условий, в которых проявляются волевые качества игрока. Это достигается ведением тренировок, концовка которых проходит на фоне сильного утомления («тренировка до отказа»), усложнением условий выполнения игровых действий (например, с отягощением на поясе), широким использованием соревновательных форм тренировочных упражнений (например, двусторонние игры в разных по численности составах, с гандикапом, по формуле тай-брейка, с различными «премиями» и «штрафами» за неудачные действия, с разными условиями игры для соперников, когда одна команда играет, предположим, только в два темпа), постановкой усложненных тактических задач (игровые упражнения с «запретами» на определенное действие или, наоборот, с бонификацией за определенный нападающий удар, упражнения со сменой игровых функций, когда роль связующего исполняет другой игрок).
2.5. Использование режима смены напряженной и расслабленной тренировки. ( Напряженные моменты тренировки должны логически увязываться с моментами психологического расслабления, снятия напряжения. Стрессовая тренировка, когда тренеры «подстегивают» игроков, обязательна один-два раза в микроцикле, но она должна чередоваться с тренировками с легким психологическим фоном, когда намеренно создаются условия для того, чтобы у спортсменов «все» получалось». Выполнение таких психологических условий способствует, помимо прочего, увеличению сыгранности команды.
3. Знание специальной психологической подготовки:
3.1. Цель специальной психологической подготовки — подведение спортсмена к высшему уровню готовности к ответственным играм (соревнованиям).
3.2. Знание вербальных средств гетерорегуляции:
3.2.1. Создание внутренних психических опор. Этот прием применяется в последних тренировочных микроциклах и наиболее эффективен по отношению к чувствительным, эмоционально реактивным, неуравновешенным спортсменам. Он основывается на том, что убеждение спортсмена в его высоком потенциале искусственно подкрепляется созданием условий, при которых потенциал должен проявиться. Например, по согласованию со связующим игроком, делается вторая передача таким образом, чтобы после нее хорошо проходил излюбленный нападающий удар игрока, у которого создаются внутренние опоры. Вообще создание при выполнении игровых упражнений условий, при которых «игра идет», часто применяется в предыгровой подготовке команд.
3.2.2. Рационализация. Это универсальное средство годится для любых спортсменов, но особенно подходит для мнительных, которых в волейболе немало, и игроков с признаками психического пресыщения. Заключается в рациональном объяснении тренером механизмов возникающих не-благоприятных состояний с целью их объективной оценки и логического поиска путей не только выхода из неблагоприятного состояния, но и использования его для повышения уровня активации. Это может делать и сам спортсмен в форме самовнушения. Например, при появлении бес-причинного раздражения: «Я знаю, что раздражительность — один из признаков вхождения в спортивную форму; раз я стал раздражительным, значит я близок к пику и готов сыграть хорошо.» Или: «У меня появляются признаки предстартового волнения (такие-то) — это волнение можно использовать и настроить себя на активную игру».
3.3.3. Сублимация. Прием заключается в искусственном вытеснении одного настроения другим благодаря изменению мотивации, переориентировке в отношении решаемых в игре задач. Здесь существует принцип «белой обезьяны» (Ходжа Насреддин обещал толпе чудо при условии, что в это время никто не будет думать о белой обезьяне; чудо не состоялось, но люди признались, что невольно думали о запретном). Так и в спорте: если стараться не думать об исходе предстоящей игры, но невольно только об этом и будешь думать. Чаще всего сублимация заключается в «переводе» суждений спортсмена из эмоционально окрашенной оценки наиболее вероятного исхода игры в сферу технико-тактического ее содержания («Главное — подстраховывать наш блок», «Лучше буду подавать не так мощно, но безошибочно» и т.д.). Особенно нуждаются в сублимации спортсмены со слабой нервной системой или потерявшие веру в свои возможности вследствие спортивных или житейских неудач и травм.
3.3.4. Десенсибилизация. Моделируются неблагоприятные психические состояния в игре (рекомендуется применять за один-два дня до ответственной игры). После релаксации спортсмен мысленно проигрывает неблагоприятные ситуации, бывшие реально в других играх, лучше всего с тем соперником, с которым предстоит играть. Негативные эмоции, которые при этом возникают, играют роль «очищения» (катарсиса). Такое средство, правда, противопоказано особо мнительным спортсменам. А после таких неприятных воздействий вспоминается, наоборот, успешная игра с внушением, что теперь будет только так.
3.3.5 Деактуализация. Заключается в искусственном занижении силы соперника в предстоящей игре. Различаются прямая деактуализация, когда показываются его реальные слабости, и косвенная, когда намеренно выделяются те сильные стороны конкретного спортсмена или всей команды, которым сопернику нечего противопоставить. Для применения такого вербального воздействия нужен тонкий психологический подход и педагогический такт тренера, иначе слишком прямолинейным убеждением можно добиться отрицательного эффекта.
4. Знание методов коррекции стартовых состояний в зависимости от вида психологического состояния спортсмена:
Коррекция стартовой апатии (стимулирующие воздействия) | Коррекция стартовой лихорадки (релаксирующие воздействия) | |
Воздействие через тело | Быстрые, резкие, линейные движения | Медленные, плавные, «округлые» движения |
Напряжение мышц | Расслабление мышц | |
Воздействие холодом или термоконтрастами | Воздействие теплом | |
Массаж: воротниковая зона – жестко, крестцовая – мягко | Массаж: воротниковая зона – мягко, крестцовая – жестко | |
Дыхание: с акцентом на выдох, с паузой после вдоха | Дыхание: с акцентом на вдох, с паузой после выдоха | |
Открытые пространства | Закрытые пространства | |
Бодрая громкая ритмичная музыка | Спокойная негромкая мелодичная музыка | |
Сенсорная стимуляция | Сенсорная депривация | |
Воздействие через сознание | Концентрация внимания | Деконцентрация внимания |
Внимание на внешних объектах | Внимание на внутренних объектах | |
Концентрация на ощущениях прохлады, легкости, бодрости | Концентрация на ощущениях тепла, тяжести, усталости | |
Коммуникация | Изоляция | |
Преувеличение значимости предстоящей деятельности | Преуменьшение значимости предстоящей деятельности | |
Мысленное введение в ситуацию наблюдателя | Мысленное выведение из ситуации наблюдателя | |
Взятие на себя ответственности за ситуацию | Разделение ответственности за ситуацию |