Специфика конфликтов, возникающих в процессе взаимодействия у современной молодежи
Молодежь играет важную роль в современном обществе, потому как понятие «молодежь» объединяет три возрастные группы: подростковый возраст, юность и взросление. И роль молодежи в современном обществе, ее влияние на ход социальных, экономических, политических процессов все возрастает. У молодежи появляется невостребованность большей части опыта старшего поколения, более того, обостряется конкуренция между поколениями. Сознание вступающего в жизнь поколения, подвержено всем противоречиям современного общества. Процессы социокультурной трансформации затрудняются политическими и экономическими ошибками последних десятилетий, трудным переходом общества от тоталитарной системы к культуре нового общественного уклада.
Одновременно с позитивными процессами, которые появились в обществе, неизбежно наблюдаются и противоречивые тенденции ослабления ценностных мотивов молодежи, ее отход от нравственных идеалов. Имущественное неравенство, расслоение общества на богатых и бедных, массовая безработица сказались не только на уровне жизни молодежи, но и на ее поведении.
Новые условия выдвинули новые проблемы, важность и острота которых стали очевидными. Среди них можно отметить следующие:
· Снижение общего уровня образованности и воспитанности молодежи;
· Радикальное изменение ценностных ориентаций молодых людей — молодежь более всего подвержена низкопробной западной массовой культуре и потому сформировался новый тип личности — типичный и агрессивный;
· Безыдейность нового поколения;
· Негативное отношение к общественно полезной деятельности.
Из всего этого вытекает следующая проблема:
Конфликтное, безнравственное, асоциальное поведение в молодежной среде.
Формы взаимодействия в современной молодежной среде различны: субкультурные группировки, любовь, дружба, сексуальные отношения и многое другое — все они имеют свой конфликтогенный потенциал.
Одним из видов взаимодействия в современной молодежной среде является субкультурная группировка. Ю. Г. Волков сформулировал следующее определение «субкультура — система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней». В современном обществе существует значительное многообразие таких субкультур. Важно, что особенно в юношестве личность стремится показать свой характер и индивидуальность и бунтующий подросток, в данном случае, — это ответ обществу на непонимание и критику. Поведение некоторых группировок является непристойным: драки, употребление наркотиков, распитие спиртных напитков, битье окон, акты вандализма и т. п. — в этом заключается деструктивный характер субкультуры. Кроме того, отдельная группа или объединение групп могут являться конфликтантами с государством, в доказательство чему является многочисленные митинги и акции протеста по всему миру.
Например, специфика конфликтов между неформальными молодежными субкультурами в г. Екатеринбурге состоят в следующем:
Причиной вступления отдельных лиц в группу можно назвать такие:
§ внутриличностный конфликт, который обоснован самоактуализацией в обществе;
§ самореализация;
§ совпадение мировоззрений личности с идеологией личности;
§ поиск помощи в группе;
§ поиск защиты в группе.
§ Особенности взаимодействия в группе:
§ локальные межличностные конфликты в группе;
§ систематизация;
§ внутригрупповой конфликт.
§ В качестве причин конфликтов между неформальными молодежными субкультурами, можно выделить:
§ низкий уровень толерантности участников групп;
§ высокий уровень агрессии у подростков;
§ зависимость членов группы от идеологии групп;
§ желание самоактуализации группы в обществе;
§ фрустрация;
§ перерастание внутригрупповых конфликтов и локальных межличностных конфликтов в группе, в межгрупповые конфликты.
§ Из всего выше сказанного вытекает, что специфика конфликтов между неформальными молодежными субкультурами заключается в следующем:
§ конфликт и идеология;
§ • массовость групп и их влияние в социуме;
§ основной контингент таких групп — подростки.
Подростковый и юношеский возрасты — это период высокой сензитивности к формированию мировоззрения и целостной картины мира, в которой ценностные ориентации выступают как психологические новообразования. Возрастание значимости ценности зачатие и материнство, неполные семьи; снижение брачного возраста; распространение заболеваний, передающихся половым путем, а также ВИЧ и СПИД. По данным Фонда ООН, приведенным в 2003 г., каждые 14 секунд в мире один человек в возрасте от 16 до 24 лет становится ВИЧ-положительным. Сейчас в мире около 10 млн. молодых людей до 25 лет поражены ВИЧ-инфекцией, что составляет 70—80% всех ВИЧ-инфицированных. Аборты, согласно официальным данным, составляют 56% исходов беременности у женщин в возрасте 15—19 лет. Иными словами, в указанном возрасте на 100 рождений приходится около 130 абортов.
Одной из основных форм взаимодействия современной молодежи является дружба. Под дружбой понимают отношения между хорошо известными друг другу людьми, предполагающие расположенность и привязанность, а также, возможно, взаимные обязательства, например, верность. В силу психоэмоциональных особенностей на стадии переходного возраста и юношества молодой человек нуждается в верном товарище, Именно дружба основана на взаимном доверии и понимании взаимодействующих людей, поэтому с первых же минут знакомства друг начинает занимать определенное место в психологическом пространстве человека, Дружба, как и все межличностные отношения, подвержена кризисам. В данном случае они связаны с утратой взаимопонимания и взаимодоверия. Подобного рода кризисы могут привести к конфликтным ситуациям во взаимодействии молодых людей. Такие конфликты в будущем могут стать причиной не доверительного отношения к окружающим людям и обществу в целом.
Существенной особенностью подросткового возраста является активное развитие самосознания несовершеннолетних. Ученые считают подростковый возраст тем этапом психического развития личности, в рамках которого начинается бурное развитие и качественное изменение самосознания, Н. Ф. Добрывка связывает это с усиленным развитием абстрактного мышления, с потребностью в самоутверждении; П. Р. Чамата — с активизацией общественной деятельности подростка; Т. В. Драгунова и Д. Б. Эльконин — с формированием чувства взрослости; А. В. Введенов — с развитием потребности в общении; Б. Т. Лихачев — с углублением и качественным изменением отношений между подростками; А. И. Кочетов рассматривает развитие самосознания как процесс открытия подростками самих себя. Оценки источников развития самосознания носят различный характер.
Саморегуляции, мотивации изменения и саморазвития составляет характерную тенденцию развития ценностной сферы при переходе от подросткового возраста к юношескому возрасту.
На современном этапе развития общества в условиях глобализации происходит потеря прежних ценностных ориентиров и национальных традиций. В настоящее время происходят серьезные преобразования в новых социокультурных условиях. Процессы взаимосвязи и объединения приняли большой размах. В связи с этим можно говорить о такой «закономерности нашего времени как взаимосвязь, тесное переплетение, объединение мира, вопреки его материальной, духовной, экзистенциональной многоликости».
С точки зрения развития общества может быть этот процесс и является прогрессивным. Сейчас идет формирование нового мирового порядка, обусловленное новыми изменениями, но это все требует изменений и в экономике, и культуре, и образовании.
По данным А. Г. Запесоцкого, у 70% современной молодежи главным ориентиром в жизни является материальное благополучие. Ценность творческого труда как способа самореализации личности, формы социального признания и условия процветания общества потеряла свою актуальность.
Ряд исследователей считает, что ценность самореализации в современном образовании является приоритетной, коррелярующей и интегрирующей множество других ценностей. В ее основе — понимание человека как самоценности высшего порядка, что, в свою очередь, предстает необходимой основой для существования всех иных ценностей.
У молодежи ценность самореализации включает желание как можно ярче проявить свою индивидуальность в соответствии со своими достижениями, тем самым обратить на себя внимание, самоутвердиться, получить уважение среди товарищей, что в этом возрастном периоде является доминирующим независимо от социокультурной ситуации. Необходимо использовать внутреннюю активность, свойственную данному возрасту, в учебном процессе в направлении на самосозидание, на «поиск признания юного человека, его творческого признания, его предназначения, его судьбы…» (А. Г. Маслоу).
Следующим видом взаимоотношений является любовь. В молодежном возрасте под любовью понимается интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство человека к человеку противоположного пола, глубинной основой которого являются сексуальные потребности. Взаимоотношения юношей и девушек сталкиваются с множеством моральных проблем, таких как непонимание, ревность, взаимные обвинения. Вследствие мощных гормональных и вегетативных сдвигов, потрясающих организм, молодые люди становятся очень эмоциональными, напряженными и раздражительными. Порой им трудно справиться с внутренними переживаниями самостоятельно, однако не все находят поддержку даже в очень близком человеке. Следствием чего выступают конфликты различного вида: внутриличностные, межличностные, межгрупповые - и не редко результатом могут стать суициды. По данным государственной статистики частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14157 несовершеннолетних. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа и безысходность.
Следующей формой стоит рассмотреть сексуальные отношения, как следующую стадию развития любовного взаимодействия молодых людей. Важной особенностью является то, что юношеская сексуальность отличается от сексуальности взрослого. Чувство сексуального влечения и потребности в глубоком духовном общении у девушек и юношей созревают не одновременно, и к тому же по разному. У девушек вначале созревает дуковная потребность в любви, а не сексуальная, а у юношей процесс сексуального созревания опережает этап духовной потребности в любви. Поэтому у молодых пар возникают взаимное непонимание, напрасные иллюзии, а затем разочарование. Подобное разочарование может повлечь беспорядочные половые связи, что, в свою очередь, приведет к множеству конфликтов современного мира молодежи: внебрачное
Тестирование по методике Томаса «Стили поведения в конфликтных ситуациях».
Литература
Белкин А.С., Жаворонков В.Д., Зимина И.С. Конфликтология: Наука о гармонии. – Екатеринбург, 1995.
Ведение политических дискуссий: Психологический анализ конфликтных выступлений / Авт.: Т.Н. Ушакова и др. Отв.ред. Т.Н. Ушакова. – М., 1995.
Гришина Н.Г. Психология конфликта. – СПб, 2003.
Донцов А.И. Психология коллектива. – М., 1984.
Дружинина В.В., Конторов Д.С., Конторов М.Д. Введение в теорию конфликта. – М., 1989.
Дэна Д. Преодоление разногласий: Как улучшить взаимоотношения на работе / Пер. с англ. – СПб, 1994.
Ворожейкин И. Е. , Кибанов А. Я. , Захаров Д. К. Конфликтология: Учебник - М.: ИНФРА-М, 2004.
Решение задачи (Павлова Л.Г. Основы делового общения» Ростов-на-Дону, Феникс, 2008г.)