Цели как предмет психологической работы в группе 7 страница
Вы обнаруживаете, что оказались в старом саду. По-видимому, раньше этот сад был цветущим, аккуратным и очень ухоженным. Но сейчас он совсем одичал.
Деревья и кусты необузданно разрослись во все стороны, сорняков столько, что дорожки и клумбы стали едва различимы.
Вы начинаете наводить порядок в окружающей вас части сада. Возможно, вы будете косить траву, выпалывать сорняки, обрезать сучья, пересаживать растения, поливать их, вносить удобрения. Делайте все, что, как вам кажется, надо сделать, чтобы привести сад в порядок...
А когда вы устанете, и вам будет нужен источник вдохновения для продолжения работы, остановитесь и посмотрите на ту часть сада, которую вы уже привели в порядок, и сравните ее с участками сада, которых ваша рука еще не касалась... (3 минуты.)
Теперь скажите саду "до свидания" и со свежими силами возвращайтесь сюда.
препятствия в учебе
В ходе этого упражнения участники знакомятся с тем, как можно настраиваться на встречу с препятствиями и находить в себе ресурсы для их преодоления. ________
У на ошибках
Упражнение 15
С помощью этого упражнения участники группы учатся мысленно выстраивать альтернативы неудачным действиям или способам поведения.
^■^Инструкция:Иногда процесс нашей учебы стопорится, появляется ощущение, что мы не можем двигаться дальше. Нам чего-то не хватает, причем нередко мы сами не можем четко осознать, чего именно.
Я хочу показать вам, как можно помочь себе в такой ситуации.
Закройте, пожалуйста, глаза, несколько раз глубоко вдохните и
выдохните...
Представьте себе, что вы идете по узкой тропинке через густой лес... И наталкиваетесь на какое-то препятствие. Постарайтесь увидеть внутренним взором, как именно выглядит этот барьер, мешающий вам двигаться, узнайте про него как можно больше...
Затем найдите способ преодолеть это препятствие... (1 минута.)
Перебравшись через препятствие, вы сможете обнаружить, что у вас появилось нечто, в чем вы как раз нуждаетесь сейчас, что может дать подсказку в вашей нынешней ситуации. Спокойно осмотритесь вокруг, постарайтесь понять, что именно может помочь вам... Затем внимательно изучите вашу находку... (1 минута.)
Сохраняя находку в памяти,- возвращайтесь назад, обогащенные новым опытом... Когда будете готовы, откройте глаза.
1Инструкция:Когда выучитесь более эффективно: когда достигаете успеха или когда сталкиваетесь с трудностями? Многие совершенно напрасно не позволяют себе такую роскошь, как учиться на своих собственных ошибках. А такой способ обучения может быть даже приятным. Проанализировав свой опыт, мы сможем в следующий раз вести себя по-другому.
Я хочу показать вам, как можно учиться на своих ошибках. Вспомните сейчас какую-нибудь ситуацию, в которой вы сделали то, что представляется вам теперь типичной для вас ошибкой.
Сначала конкретно, шаг за шагом опишите, что именно вы сделали, что привело к отрицательному результату. И придумайте этому описанию какое-нибудь название.
Затем создайте версию номер два. Опишите в ней, как следует себя вести, если жизнь во второй раз столкнет вас с такой же ситуацией. Укажите, что именно вы будете делать на этот раз, как вы будете действовать, каким окажется результат. Дайте название и этому описанию.
У вас есть 30 минут...
JiAou первый учитель
Упражнение 16
Наш первый школьный учитель почти всегда является для нас очень значимой фигурой и многое определяет в процессе нашего дальнейшего познания. Участники группы могут использовать воспоминание о первом учителе как повод для того, чтобы задуматься о своем внутреннем отношении к авторитетным для них людям. Нашли ли мы в течение жизни тех, у кого мы можем учиться, с кого мы могли бы брать пример?
IИнструкция: Если нам удается находить людей, которые служили бы для нас образцами в разные периоды нашей жизни, то мы можем гораздо более успешно продвигаться в своем личностном развитии и более успешно учиться.
Задача состоит в том, чтобы научиться различать продуктивные и непродуктивные модели поведения, которые мы принимаем за образец. Как обстояло дело с первой для большинства из нас внесемейной моделью — с нашим первым учителем?
Вернитесь мысленно к вашему первому году в школе. Кто учил вас тогда? Это был учитель или учительница? Сколько, как вам тогда казалось, было этому человеку лет? Как он выглядел? Как обращался с детьми? Доверяли ли вы ему? Боялись ли его? Охватывал ли вас дух противоречия? Как вы приноравливались к этому человеку?
Я бы хотел, чтобы вы набросали сейчас портрет своего первого учителя. Постарайтесь быть как можно более объективными, описывая его личность, характер, его педагогический подход к детям. Что думал он по поводу учения?
(Наставники
Упражнение 17
Это упражнение позволяет участникам группы осознать различные аспекты своей личной истории восхождения к знаниям.
IИнструкция: Каждый из нас может вспомнить бесконечное количество ситуаций, которые его чему-то научили. И каждого ждет еще немало таких ситуаций.
Я хочу, чтобы вы направили свое внимание на многообразие обстоятельств, которые могут нас чему-то научить. Сядьте, пожалуйста, группами по четыре человека, и пусть каждый расскажет о своем друге или подруге, у которого он больше всего в своей жизни учился. У вас есть на это 10 минут. Чему вы у них научились?
Теперь разделитесь на новые четверки и поговорите о том, кто из ваших учителей или руководителей к настоящему моменту оказал на вас наибольшее влияние. Чему научил вас этот человек, достигший большего, чем вы, в своем личностном или профессиональном развитии? (10 минут.)
А сейчас образуйте новые четверки и обсудите, какой автор, какая книга, кто из философов, ученых и т.д. больше всего повлиял на ваше развитие. Чему вы у него научились? (10 минут.)
Создайте новые четверки и расскажите друг другу о ситуации, в которой вы больше всего научились у себя самого. Что это была за ситуация? Чему вы в ней научились? На это вам также отводится 10 минут.
Это упражнение дает участникам группы возможность понять, что мы непрерывно учимся на протяжении всей нашей жизни. Осознание этого поможет им приобретать новые знания в будущем.
■ Инструкция: Мы не замечаем, что всегда чему-нибудь учимся. Иногда нам кажется, что мы остановились в своем развитии, однако бессознательно мы уже решаем новые задачи и осваиваем новые ситуации. И нередко мы можем лишь задним числом оценить, как многому мы научились в том или ином случае.
Мне хочется, чтобы вы составили перечень всех случаев, которые дали вам возможность научиться чему-то важному. Это может быть не только целенаправленная учеба, но и рабочие, игровые и другие ситуации.
Поищите в памяти занятия, которые научили вас чему-нибудь важному и ценному, чему-то, что до сих пор не потеряло для вас своей значимости и привлекательности.
Вспомните о том, чем вы любили заниматься в детстве. Нередко именно в детстве мы учимся чему-то, что потом вдохновляет и радует нас на протяжении всей нашей жизни. Подумайте о своих юношеских занятиях. На что вы направляли свою энергию, какие занятия интересовали вас и помогли научиться тому, что и сегодня наполняет вас глубоким чувством удовлетворения и даже гордости?
А когда вы стали взрослыми? Подумайте, какие ситуации побуждали вас учиться? Возможно, вы вспомните какую-нибудь область науки, профессиональную или иную сферу деятельности. Обратите особое внимание на занятия, воспоминания о которых вызывают у вас приятные чувства. Чему важному или прекрасному они вас научили?
Подумайте также о своих целях и планах на будущее. Чему вы бы хотели научиться?
Составьте перечень всех важных для вас ситуаций приобретения знаний. Укажите, хотя бы примерно, год и кратко опишите тот день и свои занятия. Пусть ваш список включает в себя от 8 до 10 наиболее важных вех процесса обучения. Потом вы сможете упорядочить его хронологически. У вас есть на это 30 минут...
Теперь прочитайте список еще раз и представьте себе весь спектр вашего познания. Возможно, вам захочется внести в него дополнения или уточнения.
Что вы теперь думаете об истории вашего обучения? Куда дальше ведет вас путь познания?
Т)уховное развитие
В этом упражнении участники группы могут проследить истоки своего духовного развития. Они могут заново открыть для себя доступ к источнику внутренней мудрости, начать лучше понимать процесс поиска истины и углубить этот поиск.
■Инструкция: Каждый из нас обладает внутренним знанием и внутренней мудростью, связывающей нас с гармонией мироздания.
В этом упражнении вы сможете реконструировать историю своих духовных поисков и сделать ее источником вдохновения на будущее. Сядьте удобнее, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и полностью расслабьтесь. Восстановите в памяти наиболее важные события вашего духовного пути. Подумайте о том, как проходил ваш поиск истины и смысла человеческого существования?
Обратившись назад, к истории своей жизни, вы можете сейчас снова вызвать в памяти те важные шаги и события, в которых находила выражение ваша духовная жизнь.
Отмечайте наиболее значимые моменты вашего духовного развития. Это могут быть религиозные переживания, опыт приближения к истине в ходе ваших исследований, переживания, связанные с искусством или иными сферами жизни. Опишите их без каких-либо объяснений, комментариев или анализа. Наиболее полезны будут такие записи, где вы в нескольких словах сможете пролить свет на весь ход вашего развития, например: "Смерть моего отца перевернула мои представления о жизни" или "Философия открыла мне единство мира". Записывайте эти воспоминания и прозрения в том порядке, в каком они приходят вам в голову, не заботясь о хронологии... (15 минут.)
Теперь расставьте все события и воспоминания в хронологическом порядке. Это поможет вам лучше понять ход вашего внутреннего развития. Запишите также, какие мысли возникли у вас по этому поводу. Улавливаете ли вы ритм вашего духовного роста и поворотные пункты вашего развития?
духовные учителя
Упражнение 21
Без духовных учителей едва ли можно себе представить наше взросление и становление нашей самостоятельности. В ходе этого упражнения участники группы могут обрести вдохновение, оно может способствовать дальнейшему поиску таких носителей мудрости.
Инструкция: Наши поиски смысла могут обогащаться при мысленном обращении к образам людей, которые некогда нас чему-то научили. Эти образы могут поддерживать нас в наших непрекращающихся поисках истины.
Сядьте удобнее, полностью расслабьтесь. Мы будем думать сейчас о людях, у которых мы научились чему-то важному. Речь не идет о каких-то специальных познаниях или особой эрудиции. Для нас важны сейчас воспоминания о тех людях, которые являются в нашем представлении воплощением мудрости, потому что они открыли нам какие-то сокровенные истины. И вовсе не обязательно, чтобы они были мудрыми во всех отношениях, и чтобы другие люди также считали их мудрыми.
Вы обнаружите, что ваши духовные учителя менялись на протяжении жизни. В юные годы, возможно, воплощением мудрости представлялся дедушка или священник. Позднее это могли быть учителя, университетские профессора или авторы книг, открывавшие нам различные аспекты истины.
Менялись наши ценности, и сменяли друг друга люди, воплощавшие для нас высшую мудрость. Некоторых мы знали лично. Другие являются историческими, мифологическими или религиозными фигурами. Все, кто когда-либо затрагивал глубочайшие струны нашей души своими книгами, словами, музыкой, искусством, своей жизнью или легендами о ней, — все они могли стать для нас учителями мудрости.
Теперь у вас есть время для того, чтобы составить перечень людей, бывших для вас воплощением мудрости. Для каждого периода жизни выберите двух или трех людей. В разные периоды у вас, вероятно, были различные лично знакомые вам учителя мудрости. А идеальные образцы мудрости, возможно, будут постоянными для больших отрезков жизни или даже для всей вашей жизни.
У вас есть на это 30 минут...
Ълагодарность духовным, родителям.
Упражнение 22
В этом упражнении речь идет обо всех, кто нас учил и любил. Благодарность представляет собой действенный способ углубления чувства самостоятельности и развития личностной зрелости, основанной на внутренней связи и союзе с учителями.
Инструкция:У каждого из нас в жизни есть люди, которые нас поддерживали и помогали нам развиваться. Людей, которые нас учили и любили, которые принимали близко к сердцу наш рост и наше благополучие, которые нас ценили и вкладывали свои силы в наше развитие, можно назвать нашими наставниками или духовными родителями.
Некоторые из них, возможно, были членами нашей семьи, другие к нашей семье не принадлежали. С одними мы могли общаться подолгу, с другими наши встречи были кратковременными.
От них мы перенимали те или иные качества, от них получали стимулы к познанию. Запишите имена, которые вам вспоминаются — имена учителей, наставников, советчиков, тех, кому вы исповедовались, и тех, кому подражали... (10 минут.)
Теперь выберите из них несколько человек и напишите им слова благодарности. В этих кратких посланиях выразите то, что вам хотелось бы сказать им сегодня. Кем вы стали? Чем они вам помогли?
На это вам отводится 20 минут...
поучительные истории
Упражнение 23
Это упражнение дает возможность участникам группы учиться друг у друга очень необычным способом. Обязательным условием проведения этого упражнения является предварительное знакомство участников между собой. Нередко члены группы бывают буквально поражены тем, как хорошо их понимает другой человек.
IИнструкция:Временами мы учимся с помощью слов, временами — с помощью образов. Иногда нас учит логика, иногда — аналогия.
Когда мы были детьми, то учились на историях, которые рассказывали нам родители, бабушки и дедушки. Истории объясняли нам мир и помогали в нем ориентироваться.
Я хочу дать вам сегодня возможность осуществить один необычный эксперимент. Вы знакомы между собой в течение определенного времени и кое-что друг о друге знаете. А интуитивно вы знаете друг о друге гораздо больше.
Выберите себе партнера, который вам интересен и которого вы интуитивно хорошо понимаете. Я сейчас объясню вам, что надо будет делать.
Вначале младший из вас должен рассказать старшему историю, которая охватывала бы весь жизненный путь героя. Если вашим партнером будет женщина, рассказывайте историю о героине, если мужчина — о герое. Пусть ваш герой или героиня пройдет всю свой жизненный путь: учится, любит, переживает победы и поражения. Придумайте такую историю, которая вдохновила бы вашего партнера и чему-то научила его. Изложите ее в любом жанре, который вам нравится. Это может быть рассказ, сказка, сага, былина и т.п.
В качестве фрагментов вашей истории вы можете использовать известные вам факты из биографии вашего партнера, а также ваши интуитивные представления о нем.
Партнер должен слушать, воздерживаясь от каких-либо комментариев. Постарайтесь уложиться примерно в 20 минут. После этого поменяйтесь ролями.
Т)ары учения
Упражнение 24-
Это упражнение дает возможность участникам поблагодарить тех членов группы, которые в наибольшей степени помогли им учиться. Если участники хорошо знают друг друга, они смогут пережить весьма продуктивный и продвигающий вперед опыт.
1Инструкция: Мы работали вместе в течение довольно долгого времени. Каждый сделал то, что было в его силах. Каждый чему-то научился сам и внес свой вклад в то, чтобы и другие тоже чему-то научились.
Задумайтесь на минуту о том, кому из членов группы вы особенно благодарны. Кто оказал вам существенную поддержку в учебе? И чем? Каким-то замечанием? Своим примером? Вопросом? Постоянным противостоянием? Еще чем-нибудь?
Когда мы выражаем благодарность другому человеку, мы тем самым повышаем и наше собственное самоуважение.
Я хотел бы, чтобы из всех, кто помогал вам и оказывал поддержку, вы выбрали только одного человека. Подумайте, какой маленький подарок вы можете ему приготовить. Этот подарок должен быть символом вашей благодарности. Важно, чтобы он был создан вами. Быть может, это будет стихотворение или рассказ? Рисунок? Афоризмы? Что-то еще?
У вас есть на это 20 минут, и, пожалуйста, не говорите заранее, кому вы хотите преподнести сюрприз...
Затем, собравшись вместе, участники по очереди торжественно преподносят свои подарки, сопровождая их короткими комментариями — получается небольшой праздничнь'ш ритуал.
Часть 6