Герметизм, Каббала и алхимия 8 страница
Это описание весьма напоминает другие рассказы, исходящие из столь различных источников, как „Египетская книга мертвых“, „Тибетская книга мертвых“, свидетельства платоновского Эра,[32] „Божественная комедия“ Данте и работы Сведенборга.
Хотя процесс развития нашей культуры входит в такую фазу, на которой вышеописанный опыт получит, очевидно, более широкое распространение, до сих пор лишь немногие индивиды, обладавшие подлинным видением подобных пространств, находили, что сотрудничество с учеными может принести пользу их времени. Поэтому в настоящий момент наука мало что может сказать о высшем духовном опыте.
Разумеется, далеко не все покидающие свое тело способны путешествовать по эмпирейским высотам (эмпирей в греч. мифологии — верхняя часть неба, заполненная огнем; обитель богов. — прим. пер.), если таковые существуют. Многие индивиды, которые непроизвольно выходили из тела, либо развили способность к произвольным ВТП, ищут своим переживаниям какое-то научное объяснение. Зачастую непроизвольные выходы из тела происходят под влиянием гипноза, глубокого расслабления, анестезии, стресса, употребления наркотиков, а также в результате несчастных случаев. Ниже мы приводим типичный пример „выхода поневоле“, пережитого одним семидесятилетним мужчиной из Висконсина:
„Как-то зимним днем он запряг упряжку и поехал в деревню за дровами. Возвращался он, сидя сверху на груженных санях. Падал легкий снег. Внезапно охотник, проходивший у самой дороги, выстрелил в кролика. Кони шарахнулись, дернув сани, и ездок полетел на землю вниз головой.
Он сказал, что после удара тотчас же поднялся и увидал другого „себя“, бездыханно лежащего у дороги лицом в снег. Он видел, как падает снег, как пар поднимается от лошадей, как охотник бежит к нему. Все это было очень четким; но что его бесконечно поразило, так это то, что их было двое, — ведь в тот момент он думал, что наблюдает происходящее из другого физического тела.
Когда охотник приблизился, все как бы подернулось дымкой. В следующий момент он обнаружил, что лежит на земле и что охотник пытается вернуть его к жизни. Все то, что он видел из своего астрального тела, было настолько реальным, что он никак не мог поверить, что его второе тело не было физическим. Он даже пытался отыскать свои следы на снегу в том месте, с которого он наблюдал всю картину“.
Чаще всего выходы происходят во сне. Приводимый ниже случай является классическим примером ВТП такого рода. Он был сообщен в 1863 году г-ном Вильмотом из Бриджпорта, штат Коннектикут:
„Я плыл из Ливерпуля в Нью-Йорк на пароходе „Город Лимерик“… Вечером второго дня… начался жестокий шторм, который длился девять дней… Ночью восьмого дня… я впервые насладился освежающим сном. Под утро мне приснился сон, будто дверь каюты открылась и вошла моя жена, оставшаяся в Соединенных Штатах; она была одета в ночную рубашку. Войдя, она, похоже, заметила, что я не единственный обитатель каюты; поколебавшись немного, она направилась в мою сторону, склонилась и поцеловала меня, а затем неспешно удалилась.
Проснувшись, я был удивлен, увидав, что мой попутчик, опершись на локоть, пристально на меня смотрит. „Ну, ты, видно, хорошенькая штучка, — наконец сказал он, — раз дама посещает тебя таким образом и в таком виде“. Я потребовал от него объяснений… и он рассказал мне о том, что видел, лежа без сна на своей койке. Все это в точности совпадало с моим сновидением…
Через день по прибытии я отправился в Вотертаун, штат Коннектикут, где жена с детьми… гостила у своих родителей. Едва ли не первым ее вопросом после того, как мы остались одни, был следующий: „Почувствовал ли ты, что я приходила к тебе в прошлый четверг?“ „Но этого не могло быть, — возразил я. — Что ты имеешь в виду?“ Тогда она рассказала, что, узнав прогноз погоды… начала очень за меня волноваться. В ту ночь она долго не могла заснуть; она все время думала обо мне, и вот около четырех часов утра ей показалось, что она пошла меня навестить… В конце концов она пришла… в мою каюту. „Скажи, во всех ли пароходных каютах верхняя койка выступает над нижней как в той, что я видела? — сказала она. — Человек, лежавший на верхней койке, смотрел прямо на меня, и на какой-то миг я побоялась входить, но затем вошла, нагнулась, обняла тебя и поцеловала, а затем ушла прочь“… Описание парохода, данное моей женой, совпадало во всех деталях, хотя она никогда его не видела“.
Астральный выход так часто связан с состоянием сна, что многие авторы утверждают, будто во время сна астральное тело само собой отделяется от физического. Данная теория утверждает, что большинство людей не чувствуют, как происходит такое отделение, и сохраняют лишь смутные воспоминания об этом опыте, полагая, что это был сон. Многие методики сознательного астрального выхода предполагают обретение способности оставаться сознательным во сне. Однако я бы не советовал вовлекаться в практику такого рода никому, кто не в ладах с самим собой. В своей книге „Выделение астрального тела“ СИЛЬВАН МУЛЬДОН предлагает следующую методику:
1. Развейте в себе способность сохранять сознательность вплоть до момента „вознесения в сон“. Наилучший способ достичь этого состоит в том, чтобы какая-то часть физического тела (например, рука или нога) не просто лежала, но была уравновешена, падая, как только вы засыпаете…
2. Сочините сновидение, основу которого составляли бы ваши сознательные действия. В этом сновидении вы должны летать — вверх и наружу, соотносясь с движением выделяемого астрального тела. Этот сон должен быть для вас приятным.
3. Сновидение должно очень четко присутствовать в вашем уме; визуализируйте его, возносясь в сон; введите себя в него и продолжайте сновидеть».
Применяя надлежащим образом внушение перед сном, вы обретете способность сознавать себя во сне и целиком вывести свое тело сна (или астральное тело) на уровень бодрствующего сознания. Овладение этой техникой может потребовать месяцев мягкой настойчивости. Книга Мульдона, впервые опубликованная в 1929 году, содержит богатую информацию, полученную в результате сотен внетелесных опытов, переживавшихся автором в течение многих лет. Однако опыты Мульдона редко бывали полностью сознательными и никогда не выходили за границы непосредственного земного окружения. В одном из таких опытов он обнаружил себя в незнакомом доме; там была девушка, занимавшаяся в тот момент рукоделием. Шестью неделями позже он случайно встретил ее на улице маленького висконсинского городка, в котором он жил. После того как они познакомились, выяснилось, что он может в подробностях описать обстановку ее дома. В конце концов она стала его близким другом и принимала участие в ряде экспериментов, связанных с астральными выходами.
Систематически наблюдая свое состояние во время ВТП, Мульдон выдвинул несколько интересных гипотез. Например, он производил многочисленные измерения «серебристого шнура», соединяющего физическое и астральное тело, утверждая, что толщина его колеблется от 1,5 дюйма до размера швейной нити в зависимости от расстояния между астральным и физическим телом. Мульдон не говорит, каким образом выполнялись эти измерения. По всей вероятности, они производились на глаз. На расстоянии от восьми до пятнадцати футов шнур достигал своей минимальной толщины. И лишь после этого Мульдон обретал полный контроль над своим астральным телом. Он заметил также, что импульсы, активизирующие сердечную и дыхательную деятельность как бы путешествуют через этот шнур от астрального тела к физическому.
«Находясь в пределах активности шнура (cord-activity range), я неоднократно проводил опыты по задержке дыхания. Едва оно приостанавливалось, как вышеупомянутые слабые расширяющиеся и сжимающиеся движения психического кабеля прекращались; прекращались при этом и дыхательные движения в физическом теле… Глубокое дыхание в астральном теле вызывало такое же дыхание в физическом теле, убыстрение дыхания в астральном теле вызывало убыстрение дыхания в физическом и т. д.».
Мульдон заметил также, что физическая слабость и болезненные физические состояния, по всей вероятности, способствуют астральному выходу. В те годы, когда его опыты были наиболее ярко выражены, Мульдон не отличался особым здоровьем и был довольно тщедушен. Он предположил, что бессознательная воля (побуждаемая желаниями, потребностями и привычками, которые обычно выражаются в явлениях сомнамбулизма и лунатизма) проявила себя через посредство астральных выходов благодаря немощи его тела.
Мульдон рассказывает следующий случай. Однажды у него сильно понизился ритм сердечной деятельности — до 42 ударов в минуту. Чтобы поправить положение, врач прописал ему стимулирующее средство (стрихнин). Мульдон принимал стимулятор в течение двух месяцев, причем за это время ему не удался ни один астральный выход, хотя весь предыдущий год у него были ВТП по крайней мере раз в неделю. Способность к астральным выходам восстановилась после того, как он перестал принимать лекарство. Он заметил также, что переживание каких-либо сильных эмоций во внетелесном состоянии вызывало учащенное сердцебиение. В результате этого он тотчас же «интериоризовывался», зачастую против своей воли. Такие внезапные интериоризации вызывали болезненную, нередко каталептическую, реакцию («эхо») всего тела.
По мере улучшения здоровья способности Мульдона уменьшились и практически исчезли. В конце концов он вообще утратил всякий интерес к астральным выходам — после того как сделал наиболее значительный для своего времени вклад в исследование этой области. С тех пор подробные сообщения о своем личном внетелесном опыте представили еще несколько человек. РОБЕРТ А. МОНРО, автор книги «Путешествия вне тела», рассказывает, что в поисках объяснения своему состоянию он посетил ряд докторов. Они не смогли обнаружить у него никаких отклонений от нормы. Действительно, Монро представляет собой великолепный пример человека, чьи сообщения не так-то легко отнести за счет психического расстройства. Будучи вице-президентом Мьютьюэл Бродкастин Корпорэйшн, Монро в настоящее время является также президентом двух корпораций, специализирующихся в области абонентского телевидения и радиоэлектроники. Он подготовил более 600 телевизионных программ. В то время, к которому относятся сообщения о ВТП, Монро вел активную деловую жизнь, а в жизни семейной зарекомендовал себя примерным мужем и отцом.
Его книга документально описывает многие формы ВТП. В том, что он называет «Местопребыванием I» и «Местопребыванием II», можно обнаружить черты сходства с опытом, описанным в оккультной литературе, — парение вне тела в знакомом физическом окружении, с последующим путешествием в «астральные» миры рая и ада, наполненные духами и мыслеформами. В «Местопребывании III» Монро описывает посещение плана во многом параллельного нашему. Жизнь человеческих существ, обитающих там, очень похожа на нашу. Имеется, правда, несколько довольно странных исключений. Им не известно ни электричество, ни двигатели внутреннего сгорания, а вся довольно схожая техника строится на основе парового двигателя. Их автомобили имеют всего одно сиденье, на котором могут сидеть шесть человек в ряд.
В настоящее время Монро вовлечен в очень сложную программу по подготовке ученых и других лиц для участия во внетелесных опытах.
Поскольку личные сообщения такого рода не поддаются оценке, они не могут удовлетворить научных запросов. Ученым необходима такая информация, в которой была бы исключена возможность субъективного искажения и фальсификации. Небольшой, но важный шаг в этом направлении был сделан выдающимся британским геологом доктором РОБЕРТОМ КРУКОЛОМ. Пораженный многими независимыми сообщениями о ВТП, Крукол попробовал критически проанализировать свидетельства, исходящие из как можно большего числа источников. Рассмотрев собранный материал с различных точек зрения, ему удалось обнаружить ряд интересных и невыявленных ранее типических закономерностей, присущих ВТП в целом.
В своем первом аналитическом обзоре Крукол выявил основную характерную черту ВТП, которая наблюдалась в сотнях случаев, относящихся к различным культурам: из физического тела «рождается» точная его копия и занимает положение над ним. Как правило, в момент отделения имеет место провал в сознании. Обычно освобожденный «двойник» видит покинутое тело. Иногда наблюдается «серебристый шнур». Опыт, как правило, не вызывает чувства страха. После отделения двойника могут наблюдаться многие феномены; возвращение двойника происходит в порядке, обратном указанному. Быстрое возвращение может вызвать шок физического тела.
Во втором аналитическом обзоре все случаи были разделены на две большие группы. В одну группу входили ВТП, происходящие естественно и постепенно — в результате болезни, истощения или сна. Во вторую входили ВТП, происходившие насильственно и внезапно — в результате несчастного случая, анестезии, удушения, а также в результате произвольного, сознательного выделения «астрального тела». Крукол сообщает, что лица, оставлявшие свои тела естественным образом, наслаждались ясностью и расширением сознания, включавшего элементы телепатии. И наоборот, сознание, насильственно «оторванное» от тела, было заметно сужено, помрачено и включало сновидные элементы. Те, кто насильно «отрывались» от земного мира, оказывались в хаотической, напоминающей сон обстановке, соответствующей «Гадесу».[33] Если первые встречали многих помощников (в том числе умерших друзей и родственников), то последние иногда сталкивались с развоплощенными существами, пытавшимися помешать им.
В третьем аналитическом обзоре сравнивались различия между ВТП, о которых сообщали обычные люди, и ВТП тех, кто утверждал, будто обладает определенными психическими способностями. В целом опыты, о которых докладывали сенситивы, были большей частью произвольными, насильственными, в то время как не-сенситивы докладывали большей частью о естественных выходах. Он отметил также, что сенситивы и люди медиумического склада обычно наблюдали туман или пар, оставляющий их тела и образующий часть двойника. Нередко подобные заявления делаются и теми, кто всякий раз наблюдает освобождение двойника в момент смерти.
Исходя из этого, Крукол высказал предположение, что двойник действительно включает в себя наряду с астральным, сверхфизическим Телом Души также и некий полуфизический аспект, называемый витальным или эфирным телом. Если после выхода астральное тело продолжает оставаться слитым с полуфизическим телом, то двойник оказывается способным перемещать физические объекты, производить стуки и т. п. Однако если выход производится в две стадии, в результате чего от витального тела отделяется Тело Души, последнее может свободно путешествовать в высшие «заповедные» царства. Эта вторая стадия соответствовала бы сбрасыванию «астральной оболочки» в описании Рамачараки. В своей последней работе Крукол приводит много случаев ВТП, происходивших в две стадии.
Сотни отчетов о ВТП изучили и другие исследователи. Доктор ЧАРЛЬЗ ТАРТ из Калифорнийского университета в Дэйвисе отмечает, что ВТП длится, как правило, от полминуты до получаса. В особенности его интересует очевидная способность экстернализованного (объективировавшегося, опредмеченного) сознания игнорировать гравитационные силы и путешествовать к отдаленным местам или лицам, едва лишь помыслив об этом. Далее Тарт указывает, что почти у всех людей, переживших внетелесное состояние, развивается твердая вера в жизнь после смерти. Их типичное объяснение тому звучит приблизительно следующим образом: «Я больше не верю в жизнь после смерти — я знаю, что мое сознание будет жить после смерти, ибо я на опыте пережил свое сознание существующим вне моего физического тела».
Другое широкое изучение отчетов о ВТП было проведено СИЛИЕЙ ГРИН в институте психофизических исследований в Великобритании. Грин отметила, что в 80 % отчетов речь шла об асоматическом опыте: хотя сознание как бы обретало независимость от физического тела, никакого астрального тела или двойника при этом не наблюдалось. О «серебристом шнуре» также сообщали лишь отдельные лица. В некоторых сообщениях люди отмечали, что чувствовали, будто находятся сразу в двух местах. Иногда во время ВТП физическое тело также является достаточно активным — как, например, в случае с проповедником, который слушал свою собственную проповедь из другого конца церкви. А один дантист из-под потолка кабинета наблюдал, как он вырывает у клиента зуб! Таким образом, в определенных типах опыта внетелесное состояние никак не влияет на физическое тело, тем более, не вредит ему. Сотни психически нормальных индивидов сообщали о тех или иных формах сознания, выносящего их за границы, обусловленные физическим телом.
И тем не менее ни один из этих обзоров сам по себе не доказывает, что внетелесный опыт является чем-то большим, чем синдромом, — возможно, косвенно свидетельствующим о некоторых ментальных расстройствах. Тот факт, что указанный опыт имеет место в различных культурах, может свидетельствовать об органических поражениях мозга.
Действительно, факты, о которых сообщают люди, побывавшие во внетелесных состояниях, очень трудно поддаются оценке. В медицине опыт видения себя со стороны (извне тела) традиционно именуется аутоскопической галлюцинацией. Последние нередко имеют место при эпилепсии, инфекционных заболеваниях, повреждениях мозга, мозговых опухолях, алкоголизме, наркомании и других явно патологических состояниях. Многие лица, имевшие ВТП, действительно подозреваются во всякого рода физических и ментальных расстройствах.
Очень заманчиво рассматривать такие переживания, как некие субъективные иллюзии, галлюцинации, или же высокоразвитые формы ЭСВ. Карл Юнг, например, предположил, что ВТП являются плодами «коллективного бессознательного» — то есть в конечном счете субъективны, несмотря на то, что корни их уходят в глубины человеческого опыта. Достойный ответ критикам такого рода может быть дан лишь в ходе строгих экспериментальных исследований.
В 1919 году Херевард Кэррингтон сообщил об исследованиях французского исследователя доктора ЧАРЛЬЗА ЛАНСЛЕ, который заявлял, что ему удалось получить объективные доказательства физической реальности ВТП. Применяя технику гипноза и самогипноза, Лансле нашел испытуемых, которые были способны сознательно покидать свои тела и являться загипнотизированному или ясновидящему наблюдателю в другой комнате. Нередко астральные фантомы давали о себе знать речью, прикосновениями, постукиваниями, а также вызывая различные изображения на фотографических пластинках и касаясь сульфидных экранов, в результате чего последние начинали светиться. Вплоть до исследований, проведенных ЧАРЛЬЗОМ ТАРТОМ в конце шестидесятых годов, этот отчет продолжал оставаться единственным сообщением об изучении ВТП в лабораторных условиях.
Своего первого испытуемого, некую мисс Зет, Тарт экипировал таким образом, чтобы во время сна (она покидала свое тело во сне) можно было следить за колебаниями биотоков мозга, движениями глаз, кровяным давлением и электрическим сопротивлением кожи. Затем он помещал карточку со взятым наугад пятизначным числом на полку над ее кроватью. Карточка была расположена так, что ее мог увидать лишь наблюдатель, находящийся под потолком. Там же над полкой находились и часы. Мисс Зет не могла встать и взглянуть на полку без того, чтобы не нарушить работу энцефалографа. (Впрочем, некоторые исследователи предположили, что она могла использовать маленькое зеркало на телескопической антенне, не нарушая при этом ЭЭГ).
В течение четырех ночей у нее было несколько ВТП, о которых она сообщала экспериментатору. Во всех случаях, кроме одного, она не могла привести свое астральное тело в такое положение, из которого просматривалось бы целевое число. Однако в последнюю ночь ей удалось увидеть и правильно назвать его: 25132. Это высоко значимый результат, так как шанс отгадать пятизначное число равен 1 из 100000.
Кроме того, Тарт отметил необычный тип колебания мозговых потенциалов, соотносившихся с ВТП, о которых докладывала мисс Зет, а именно, альфа-волны с ритмом на 1,5 герц более медленным, чем обычный ее альфа-ритм (10 герц); и с несколько пониженной амплитудой (напряжением). Значение этого «альфоидного паттерна», не наблюдавшегося у других испытуемых, имевших ВТП, не выяснено.
Все же результаты экспериментов Тарта могут рассматриваться как ЭСВ, сопровождаемое определенными психофизическими изменениями. Более убедительные в своей однозначности исследования были проведены фондом психических исследований в Дареме, Северная Каролина. Это исследование было единственным в своем роде, поскольку испытуемый по имени БЛУ ХЭРЭРИ являлся одновременно и членом исследовательской группы, разрабатывавшей эксперимент. Хэрэри был выпускником психологического факультета Дьюковского университета и обладал способностью произвольно вызывать ВТП.
Экспериментальный проект напоминал исследования Тарта, но был несколько усложнен. Помимо наблюдения физиологических изменений и расположения целевого материала в другом помещении, исследовательская группа поставила перед собой задачу выяснить, может ли какой-либо человек, животное или механическое устройство обнаружить присутствие «второго тела» неподалеку от «мишени».
Во время этих экспериментов имели место отдельные «попадания по мишеням», связанные с ЭСВ; однако в целом результаты не поднимались выше случайного уровня. ХЭРЭРИ чувствовал, что во внетелесном состоянии его видение было слишком туманным. А вот данные физиологических измерений были очень интересны. Каждому ВТП в этих исследованиях предшествовала стадия «охлаждения», во время которой показатели всех восьми измеряемых физиологических реакций резко падали. Как правило, эта стадия длилась от двух до пятнадцати минут. Когда Хэрери чувствовал, что входит в состояние, ведущее к ВТП, он сообщал об этом экспериментаторам, произнося короткий слог «soon» («скоро»). Подобным же образом о конце ВТП сообщалось словом «back» («обратно»). Период собственно ВТП отмечался легким учащением дыхания и сердцебиения, а также повышением кровяного давления. Запись ЭЭГ не отличалась от тех, которые производились в обычном бодрствующем состоянии с закрытыми глазами.
Наиболее значимые результаты были получены при использовании в качестве «детектора» любимого котенка испытуемого. Котенок помещался в расположенный в целевой комнате открытый контейнер трех футов глубиной, дно которого было размечено двадцатью четырьмя десятидюймовыми пронумерованными квадратами. Во время контрольного периода (без ВТП) котенок был очень активен, часто мяукал, пересекал большое количество квадратов и пытался выбраться из контейнера. Однако в то время, когда Хэрэри сообщал о своем внетелесном визите в целевую комнату, котенок вел себя удивительно спокойно. Этот эффект повторялся в ходе четырех экспериментов! Другой эксперимент, в котором в качестве детектора использовалась змея, также дал поразительные результаты — поразительные в полном смысле этого слова. Змея, совершенно спокойная в течение контрольного периода, во время первой пробы ВТП стала бросаться на стеклянную стенку своей клетки, как бы пытаясь поразить невидимого противника.
К сожалению, животные проявили тенденцию быстро привыкать к экспериментальным условиям, и их продолжительное применение в качестве детекторов оказалось ненадежным. С помощью «человеческих» и механических детекторов устойчивые положительные результаты до сих пор получены не были. Исследования продолжаются.
Другие исследования внетелесного состояния были проведены в нью-йоркской лаборатории Американского общества психических исследований (АОПИ). Первоначально исследования проводились с ИНГО СВАНОМ, художником, картины которого нередко передают психические восприятия аур и энергетических полей, а также отдаленные части космоса. Методика эксперимента была очень похожа на ту, по которой проводились исследования с мисс Зет. В то время, когда в организме Свана происходили физиологические изменения, отчасти напоминающие альфоидный паттерн, он во многих случаях оказывался способным описывать целевые объекты, находившиеся в другом помещении. Численная вероятность того, что это могло произойти случайно, равна приблизительно одной сорокатысячной.
Во второй серии экспериментов, проводившихся совместно с Инго Сваном и другим сенситивом, ХАРОЛЬДОМ ШЕРМАНОМ, их попросили, чтобы они, оставив свои тела, предприняли путешествие к Юпитеру и Меркурию. Парапсихологи собирались сопоставить отчеты сенситивов с информацией, доставленной космическими зондами NASA. В отношении Юпитера полученные результаты были довольно двусмысленны; однако информация о Меркурии была вполне однозначна. Эксперимент проводился за несколько дней до приближения «Маринера-10» к Меркурию.
Сван и Шерман предсказали наличие на планете очень слабого магнитного поля. До полета «Маринера» этот факт не только не был известен, но даже не предполагался, поскольку Меркурий имеет очень малую скорость вращения. Однако эти данные, полученные при помощи ВТП, в высокой степени совпадали с докладом NASA. Кроме того, Сван и Шерман точно описали характер поверхности планеты. Результаты этого эксперимента были нотариально засвидетельствованы и разосланы ученым до того, как были получены сообщения от «Маринера-10».
В третьей серии экспериментов, проведенных АОПИ, использовалось хитроумное оборудование, предназначенное отделить внетелесное восприятие от ЭСВ. Было разработано несколько целевых приспособлений, действующих на оптическом принципе. Всю мишень полностью можно было рассмотреть лишь через маленькое смотровое отверстие. Рассматриваемая из любой другой точки, мишень не могла быть визуально проинтерпретирована. Поэтому предполагалось, что индивид, ведущий «ясновидческое прочесывание» этой области, окажется не в состоянии сообщить верную целевую информацию. Мишень выбиралась посредством случайного процесса самим аппаратом, поэтому до окончания эксперимента о ней ничего не знал даже экспериментатор.
АОПИ пригласило всех одаренных лиц прилететь и принять участие в экспериментах. Таким образом были проверены более ста индивидов — главным образом, с неудовлетворительным результатом. Однако те лица, чьи показания оказались правильными, были совершенно уверены в том, что действительно видели цель. Описания же тех, кто был не вполне уверен, как правило, оказывались неверными.
Один из участников этого эксперимента, доктор АЛЕКС ТЕНОУС, в течение нескольких недель безуспешно пытался научиться отличать действительное внетелесное видение от плодов собственного воображения. Несмотря на то что в течение некоторого времени его усилия казались совершенно безуспешными, он не сдавался. В конце концов ему однажды удалось уловить верный критерий, и теперь он демонстрирует очень высокие результаты. Обычно, когда он пребывает вне тела, он ощущает себя светом, не имеющим определенных очертаний. Постепенно свет начинает центрироваться. Теноус обнаружил, что когда свет центрируется до размеров десятикопеечной монеты, он начинает неплохо справляться с целевыми заданиями; когда же цвет превращается в точку, ответы его становятся чрезвычайно точными! Тем не менее этот эксперимент АОПИ мало чем отличался от опытов по ЭСВ; скорее, он дает нам ключ к пониманию возможного — внетелесного — механизма ЭСВ.
Другим направлением исследований, предпринимаемых АОПИ, являются попытки измерить возможные физические влияния на точку, в которую проецирует себя астральный путешественник. В этих исследованиях используется устройство, называемое «нырятельным бассейном». Оно представляет собой закрытое экранированное пространство с подвешенным в нем объектом. Малейшие движения этого объекта регистрируются чувствительной контрольно-измерительной аппаратурой. К настоящему времени одному сенситиву, ПЭТУ ПРАЙСУ, удалось вызвать сильные колебания подвешенного объекта.
Сходные наблюдения проводились в Стэнфордском исследовательском институте физиками ПУТОВЫМ и ТАРГОМ, применившими экранированный сверхпроводниковый магнитометр, который использовался обычно для измерения затухающих магнитных полей. Предварительные пробы показали, что ни на какие внешние наводки экранированный магнитометр не реагирует. Исследователи попросили, чтобы Инго Сван попробовал воздействовать на прибор. После того как он сосредоточил внимание внутри магнитометра, на ленте выходного самописца было зафиксировано тридцатисекундное удвоение частоты колебания. Был отмечен также ряд других необычных помех. Более того, Сван, пребывавший в это время во внетелесном состоянии, смог в точности описать магнитометр, размещенный глубоко под зданием. Хотя исследователи находят это наблюдение значимым, они не рассматривают его как строго проконтролированный эксперимент.
Таково положение дел в области научных исследований внетелесного опыта. Хотя я использовал оба термина — «астральный выход» и ВТП, — многие исследователи не решаются соотносить свои исследования с оккультной и теософской традициями, развившими понятие об астральных путешествиях.
Общее направление современных усилий направлено скорее на то, чтобы освободиться от остатков прежних идеологических форм и найти новый феноменологический подход к данному явлению. Это очень коварная область. Поскольку на внетелесные выходы сильно влияет мышление «выходящего в астрал», здесь могут осуществиться и подтвердиться любые теоретические ожидания. По-видимому, невысказанные предположения о существовании и природе внетелесного опыта имеются у всех людей. Я лично полагаю, что ассоциации, связанные с термином «астральный выход», имеют такое же право на существование, как и любые другие гипотезы, — а в случае рассмотрения глубин нашей мистической традиции этому термину, пожалуй, даже должно быть отдано предпочтение. С другой стороны, при настоящем уровне наших объективных знаний об этом предмете, у нас, похоже, отсутствуют критерии, посредством которых мы могли бы отличать ВТП от обычного ЭСВ и психокинеза.