Тема 7. Свойства личности
Семинары 26-27: Мотивация
1. Понятие направленности личности. Характеристики и формы направленности.
2. Роль установки в поведении личности.
3. Понятие потребности, классификация потребностей.
4. Мотив и мотивация. Диспозиционная и ситуационная мотивации.
5. Строение мотивационной сферы человека. Широта, гибкость, иерархизированность мотивационной сферы.
6. Основные направления исследования мотивационной сферы в психологии. Когнитивный подход: теория когнитивного диссонанса, теория каузальной атрибуции, теория мотивации Аткинсона. Бихевиоризм: поведенческий потенциал Роттера. Теория потребностей Маслоу. Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы личности.
7. Развитие мотивационной сферы. Влияние основных мотивов поведения на личность.
Подготовить конспект и небольшое сообщение по теме «психология мотивации», выбрав для анализа одного из мастеров психологи (Макклелланда, Маслоу Рубинштейна, Ильина или др.). Можно осветить один из разделов или параграфов: какие вопросы и проблемы поднимают автор, как их освещает и пр.
Литература:
1. Ильин Е. П. Психология мотивации. СПб.: «Питер», - 2002.
2. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2004.
3. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2004.
4. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2002.
5. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: Просвещение, 2004. – Кн.1.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2008
Семинар 28-29: Способности
1. Неоднозначность определения способностей в психологии. Определение способностей по Теплову.
2. Классификация способностей. Природные и специфические (общие и специальные, теоретические и практические, учебные и творческие, способности к общению и предметно- деятельностные способности).
3. Уровни способностей: репродуктивный, творческий, талант, гениальность. Понятие одаренности.
4. Структура способностей. Ведущие и вспомогательные, общие и специальные качества в структуре конкретной способности.
5. Задатки и способности. Соотношение биологической и социальной обусловленности задатков.
6. Качественные и количественные характеристики способностей. Признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности.
7. Способности и когнитивные стили. Зависимость креативности от интеллектуальных способностей. Конвергентное и дивергентное мышление. Факторы креативности.
8. Развитие способностей.
Подготовить конспект одной из работ Теплова Б.М.: 1) «Способности и одаренность»; 2) «Ум полководца» (опыт психологического исследования мышления полководца по военно-историческим материалам).
Литература:
1. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2002.
2. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: Просвещение, 2004. – Кн.1.
3. Теплов. Б.М. Способности и одаренность. / Избранные труды, 1Т. Раздел 1. Психология индивидуальных различий., М.: Педагогика, 1985.
4. Теплов. Б.М. Ум полководца / Избранные труды в 2Т. М.: Педагогика, 1985.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2008
Семинары 30-33: Темперамент и характер
1. Существующие различия в определениях темперамента.
2. Основные направления учений темпераменте: гуморальный, конституционный, нейрофизиологический, факторный подходы.
3. Типы и свойства темперамента, их характеристики.
4. Методы диагностики темперамента.
5. Определение характера. Характер как система устойчивых черт. Отношения
(к себе, к другим людям, к делу, к вещам) проявляющие характер. Структура
характера. Основные и второстепенные, мотивационные и инструментальные
черты характера.
6. Связь мотива и характера. Характер и воля.
7. Типологии характера. Общие принципы построения типологий. Общая
характеристика подходов (точки зрения психогностики, дифференциальной
психологии, социального поведения, психологии личности, русской и
советской школ): взгляды на характер как на тип и как на уникальность
конкретного индивида.
8. Представление о характере в клинической психологии. Понятие акцентуации
характера. Классификации акцентуаций характера по Леонгарду и Личко.
9. Характер и темперамент. Соотношение понятий личность и характер.
Подготовить конспект одной из рубрик темы «темперамент и характер», представленной в работе Рубинштейна С.Л «Основы общей психологии».: 1) «Учение о темпераменте»; 2) «Учение о характере».
Литература:
1. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2002.
2. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: Просвещение, 2004. – Кн.1.
3. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии / под ред. Крылова А.А., Маничева С.А. С-Пбг.: Питер, 2000.
4. Практическая психодиагностика. Методики и тесты // Под. Ред. Райгородского Д. Я./ Самара: Бахрах, 1999.
5. Рубинштейн С.Л. Темперамент и характер /Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2008.
Семинар 34. Контрольная работа
Подготовка к контрольно работе включает подготовку по всему третьему разделу (модулю): Личность в деятельности общении. Свойства дичности.
Литература
Основная литература:
1. Введение в психологию / Под ред. Петровского А. В. – М: Академия, 1997.
2. Краткий психологический словарь //Под ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г./- Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
3. Киршбаум Э.И. Введение в психологию // лекции.
4. Маклаков А. Г. Общая психология. С.-Пбг.: Питер, 2002г.
5. Немов Р. С. Психология: В 2 кн. – М.: Просвещение, !994. – Кн.1.
6. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник, М.: Академия, 2001.
7. Саблин В. С., Славка С. П. Психология человека. М. –2001г., С.42-53.
8. Филатов Ф.Р. Общая психология. Ростов-на-Дону, 2005
9. Чеховских М. И. Основы психологии. Минск: ООО «Новое знание», 2002.
Дополнительная литература:
1. Абдурахманов Р. А. Введение в общую психологию и психотерапию. – М.- Воронеж, 2002
2. Айсмонтас Б. Б. Общая психология. Схемы. М.: Владос-пресс, 2002.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т, I т., М.: Педагогика,1980
4. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 1988. ( С. 170 – 284)
5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1983.
6. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: 1988. (Личность и ее формирование: 281 –310 с.)
7. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. М.: 1999
8. Изард К. Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер
9. Ильин Е. П. Психология Воли.- СПб.: «Питер», - 2000
10. Ильин Е. П. Психология мотивации. СПб.: «Питер», - 2002
11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, -2008
12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.
13. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2004.
14. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2004.
15. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Теоретическая психология. М., 2000.
16. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии / под ред. Крылова А.А., Маничева С.А. С-Пбг.: Питер, 2000.
17. Практическая психодиагностика. Методики и тесты // Под. Ред. Райгородского Д. Я./ Самара: Бахрах, 1999.
18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.
19. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. С-Пбг.: Речь, 2001г
20. Теплов. Б.М. Избранные труды, В 2т., М.: Педагогика, 1985.
21. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2008
Позиция №
в плане издания
учебной литературы
ДВГУ на 2008 г.
ОЛЬГА ИГОРЕВНА ИЛЬИНА
Основы общей психологии
Курс лекций
Компьютерная вёрстка
уч.-изд. л. Формат
Тираж 300 экз. Заказ №
Отпечатано в типографии ДВГУ
Владивосток,