Проблемы изучения взаимоотношения детей в современных работах, посвящённых социальной психологии малых групп

В ряде исследований убедительно показано, что в дошкольном возрасте происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети уже в 4 - 5 лет становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие не пользуются особой популярностью либо отвергаются, либо остаются незамеченными. Очевидно, что опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, имеет исключительное значение. Анализируя качества и способности наиболее популярных детей, можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать расположение сверстников. Этот прием неоднократно использовался в психологических исследованиях которые, как правило, осуществлялись в рамках проблемы лидерства.

При всем многообразии трактовок понятия лидерства оно понимается в основном как способность к руководству, к доминированию и подчинению себе других. Лидерство соответственно интерпретируется как функция группы, и изучать его поэтому следует с точки зрения целей и задач группы. Феномен лидерства традиционно связывается с решением какойто задачи, с организацией какойлибо важной для группы деятельности.

Полученные результаты показали, что далеко не все аспекты коммуникативной компетентности отличают популярных детей от непопулярных. Так, эти две группы детей практически не различались по уровню развития социального интеллекта и мышления. Это может свидетельствовать о том, что когнитивные способности, такие, как уровень развития интеллекта и способность к разрешению социальных проблем, не обеспечивают популярности ребенка в группе сверстников.

Результаты показали, что по степени общительности и инициативности в игре популярные дети также не превосходят своих сверстников. Следует отметить, что среди непопулярных детей по этим показателям отчетливо выделились две крайние группы: 1) замкнутых и совершенно пассивных, 2) чрезмерно общительных и стремящихся к руководству. Можно полагать, что обе эти крайние стратегии в равной мере отталкивают сверстников и делают ребенка отвергаемым. Стремление ребенка к лидерству и руководству далеко не всегда обеспечивает признание и симпатии сверстников. В отличие от этого все популярные дети занимали средние позиции по этим показателям. Однако на этом основании нельзя сделать вывода о том, что эти средние показатели (которые были зафиксированы у многих других детей в группах) сами по себе обеспечивают популярность ребенка в группе сверстников.

Наиболее существенные различия между популярными и непопулярными детьми были обнаружены в эмоциональном отношении к сверстникам. Эти различия проявились во всех методиках и по всем показателям.

Вопервых, популярные дети, в отличие от непопулярных, практически никогда не были безразличными к действиям сверстника, проявляли интерес к тому, что он делает. Причем эта эмоциональная вовлеченность имела положительную окраску они одобряли и поддерживали других детей, в то время как непопулярные осуждали и навязывали свой замысел.

Во-вторых, они сопереживали другим в ответ на оценку взрослого. Непопулярные дети либо оставались безразличными к оценке сверстника, либо реагировали неадекватно.

В-третьих, все популярные дети независимо от уровня общительности и инициативности отвечали на просьбы сверстников и иногда бескорыстно отдавали им то, что было нужно им самим. Непопулярные не делали этого никогда.

И наконец, популярные дети даже в позиции "обиженного " предпочитали разрешать конфликты мирным путем, не обвиняя и не наказывая других. Непопулярные, как правило, находили разрешение конфликта в агрессивных действиях и угрозах.

Данные результаты свидетельствуют о том, что в основе популярности дошкольников лежат не развитие социального интеллекта и не организаторские способности, а прежде всего эмоциональное отношение к сверстнику, которое выражается как в различных эмоциональных проявлениях, так и в отдельных поведенческих актах.

Сам по себе этот факт не является новым. В большинстве работ, несмотря на разнообразие гипотез и методических приемов, в качестве особенностей, которые обеспечивают ребенку привязанность ровесников, отмечаются сходные черты. К ним обычно относят: чуткость, отзывчивость, взаимопомощь, доброжелательность и внимание к сверстнику, умение уступить, договориться, доброту, дружелюбие, приветливость и т. д. Эти качества обычно называют нравственными. Однако они рассматриваются как дополнительные, сопутствующие игровым, познавательным и коммуникативным способностям ребенка. На основании наших результатов можно полагать, что именно они делают ребенка популярным и предпочитаемым среди сверстников. Нечувствительность и отсутствие интереса к партнеру, враждебность и агрессивность, напротив, делают ребенка отвергаемым и лишают симпатии сверстников.

На основании исходной гипотезы и полученных данных можно предположить, что все эти нравственноценные поведенческие проявления имеют в своей основе особое отношение к сверстнику, которое мы назвали личностным (или субъектным) [8]. В нем осуществляется внутренняя причастность другому, который является не внешне противопоставленным существом и не средством самоутверждения через доказательство своего превосходства, а прямым продолжением (проекцией) моего Я. Это Я не замкнуто в себе, не отгорожено психологическими защитами, а открыто для других и внутренне связано с ними. Поэтому дети легко и без колебаний помогают сверстникам и делятся с ними, воспринимают чужие радости и огорчения, как свои. Данные результаты показывают, что такое отношение к сверстникам складывается уже к концу дошкольного возраста и именно оно делает ребенка популярным и предпочитаемым сверстниками.

Это совершенно не означает, что популярные дети не ссорятся, не обижаются, не соревнуются и не спорят с другими. Все это, безусловно, есть и в детской жизни, поскольку предметное, объектное начало, оценивающее и сравнивающее себя с другими, с необходимостью присутствует как в самосознании каждого человека, так и в его отношении к другому. Однако у популярных детей, в отличие от непопулярных, оно не является главным и основным. Оно не закрывает другого ребенка и не делает защиту, утверждение и признание своего Я главной и единственной жизненной задачей. Именно это, как ни странно, и обеспечивает признание других и утверждение ребенка в группе сверстников.

Наши рекомендации